ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-456/16 от 11.01.2016 Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-456/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ДД.ММ.ГГГГ][Адрес]

Автозаводский районный суд [Адрес] в составе председательствующего судьи Тищенко Е.В., при секретаре судебного заседания Хреновой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семашкиной О.П. к "Н" о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Семашкина О.П. обратилась в суд с указанным иском к "Н" о защите прав потребителей, а именно просила суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., обязать ответчика предоставить акт об отсутствии отопления.

В обоснование иска указала, что является сособственником квартиры [Номер] в доме [Номер] по ул. [Адрес], проживает в данной квартире. Свои обязанности по оплате жилищно – коммунальных услуг исполняет. Ответчик предоставляет ей услугу по предоставлению коммунальных услуг, в том числе и отопление. Семашкина О.П. обратилась в "Н" с претензией о предоставлении ответа и акта, на то что, [ДД.ММ.ГГГГ] с 10 часов 30 мин по 17.00 часов [ДД.ММ.ГГГГ] в квартире отсутствовало отопление, данная просьба осталась без ответа. Претензию она отнесла ответчику [ДД.ММ.ГГГГ]. [ДД.ММ.ГГГГ] она получила ответ, но без акта. Считает, что ее права как собственника многоквартирного дома нарушены.

В ходе судебного разбирательства, в порядке ст. 39 ГПК РФ, Семашкина О.П. отказалась от иска в части обязания ответчика предоставить акт об отсутствии отопления, в связи с добровольным его исполнением. Отказ от иска в части принят судом, вынесен отдельный процессуальный акт.

Семешкина О.П. в судебном заседании исковое требование о взыскании компенсации морального вреда поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель "Н" действующий на основании доверенности Торопов Д.Е., с иском не согласился, пояснил, что права истца как собственника многоквартирного дома, их действиями не нарушены.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме...) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно п. 1.8 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: Управление жилищным фондом: а) организацию эксплуатации; б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; в) все виды работы с нанимателями и арендаторами…

В силу п.п. «к» п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Семашкина О.П. является сособственником жилого помещения по адресу: г. [Номер][ ... ]

Семашкина О.П. постоянно проживает и состоит на регистрационном учете в данной квартире, что подтверждается справкой "Н"[Номер]» [ ... ]

Между "Н" и Семашкиной О.П. заключен договор по управлению многоквартирным домом [ ... ] по условиям которого, управляющая компания "Н" по заданию собственника в течении срока действия договора, за плату обязуется оказать услуги и выполнить работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. [Адрес], организовывать предоставление собственнику коммунальных услуг.

Пункт 2.1.3 договора предусматривает обязанность "Н" осуществлять рассмотрение предложений, заявлений и жалоб собственника помещений и принимать соответствующие меры в сроки, предусмотренные действующим законодательством РФ.

Свои обязательства по оплате жилищно – коммунальных услуг Семашкина О.П. исполняет, что подтверждается отсутствием задолженности в квитанции об оплате за [ДД.ММ.ГГГГ][ ... ]

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Семашкина О.П. [ДД.ММ.ГГГГ]. обратилась в "Н" с заявлением о предоставлении ей акта о том, что [ДД.ММ.ГГГГ] с 10 часов 30 мин по 20.00 часов [ДД.ММ.ГГГГ] в её квартире отсутствовало отопление [ ... ] на что [ДД.ММ.ГГГГ]. получила промежуточный ответ без запрашиваемого акта [ ... ] что представителем "Н" не оспаривается.

В ходе рассмотрения дела - [ДД.ММ.ГГГГ] ответчик предоставил истцу соответствующий акт об отсутствии отопления в её квартире [ДД.ММ.ГГГГ]., что послужило основанием для отказа Семашкиной О.П. от иска в данной части.

Установлено, что организацией, осуществляющей функции управления многоквартирным домом [Номер]а по [Адрес] в [Адрес] является "Н" которая в силу вышеуказанных правовых норм, условий договора управления многоквартирным домом, обязано дать ответ Семашкиной О.П. на предъявленную претензию в течение 3-х дней.

Учитывая, что ответ на предъявленную Семашкиной О.П. претензию представителем "Н" дан лишь в ходе судебного разбирательства, т.е. по прошествии 3-х дневного срока, суд приходит к выводу, о нарушении права потребителя на получение своевременного ответа на претензию.

Рассматривая требование Семашкиной О.П. о взыскании с "Н" компенсации морального вреда в размере 3 000 руб., суд исходит из следующего:

В силу ст. 151 ГПК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 15 закона РФ "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Размер компенсации морального вреда зависит от характера нравственных и физических страданий, причиненных потребителю, от вины нарушителя (ст. 15 Закона о защите прав потребителей), возмещается с учетом разумности и справедливости (ст. 1101 ГК РФ).

Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения "Н" прав истца как потребителя услуг, а именно сроков выдачи ответа на претензию, суд, с учетом требований разумности и справедливости, считает возможным взыскать с "Н" в пользу Семашкиной О.П. компенсацию морального вреда в сумме 1 000 руб.

Пункт 6 статьи 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Исходя из положений приведенной нормы закона и указанных выше разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ основанием для взыскания штрафа является неудовлетворение законных требований потребителя в добровольном порядке, то есть во внесудебном порядке.

Как установлено судом, истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении указанных документов, своевременно обязанность ответчиком не исполнена. Суд считает, что в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 500 рублей (1 000 рублей (компенсация морального вреда)/ 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ: «От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

4) истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей …».

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с "Н" подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Семашкиной О.П. к "Н" удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Н" в пользу Семашкиной О.П. компенсацию морального вреда в сумме 1 000 руб., штраф за несоблюдение требований потребителя в добровольном порядке в сумме 500 руб.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с "Н" в пользу местного бюджета госпошлину в сумме 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке через Автозаводский районный суд [Адрес] в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья: Тищенко Е.В.