№2-456/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2017 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Тураевой Т.Е.,
при секретаре Ереминой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Ульяновской области к администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственности администрации города Ульяновска о возложении обязанности провести ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации г.Ульяновска, Управлению муниципальной собственности администрации города Ульяновска. В обоснование требований указал следующее.
Правительство является правопреемником Департамента по культурному наследию Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области.
Согласно государственным спискам недвижимых памятников истории и культуры на территории г. Ульяновска находится объект культурного наследия регионального значения «Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны умерших от ранений в госпиталях г. Ульяновска», поставленный на государственную охрану Решением Исполнительного комитета Ульяновского областного совета депутатов трудящихся от 17.10.1969 № 836/22 (<...>).
Объект культурного наследия находится в муниципальной собственности.
Согласно ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ лицо, которому принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязано выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Управлением по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области произведён осмотр объекта культурного наследия, по результатам которого было установлено, что он нуждается в проведении ремонтно-реставрационных работ, а именно: восстановление облицовки площадки и всего братского захоронения, ремонт скульптурной группы, восстановление надписей на плитах и стелах.
Ранее Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области в адрес администрации муниципального образования «город Ульяновск» в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектурой и градостроительством администрации города Ульяновска направлено письмо о необходимости провести работы по сохранению объекта культурного наследия. Однако, вышеуказанные работы по сохранению объекта культурного наследия администрацией города Ульяновска не проведены.
Истец с учетом уточнения в ходе судебного разбирательства требований, просит обязать администрацию города Ульяновска и Управление муниципальной собственности администрации города Ульяновска в течение 6 месяцев разработать проектно-сметную документацию по ремонту объекта культурного наследия и согласовать ее с региональным органом охраны объектов культурного наследия «Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны, умерших от ранений в госпиталях <...>), провести ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия в соответствии с проектно-сметной документацией.
В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные требования в полном объеме. Привел доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представители ответчиков администрации г.Ульяновска и Управления муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска в судебном заседании иск не признали. Пояснили, что в материалы дела не представлено доказательств того, что объект культурного наследия находится в ненадлежащем техническом состоянии и имеется необходимость в проведении ремонтных работ.
Полагают, что администрация города Ульяновска является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку собственником муниципального имущества не является. Собственником муниципального имущества является муниципальное образование «город Ульяновск».
Кроме того, в соответствии с Положением об управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска от имени муниципального образования «город Ульяновск» полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования «город Ульяновск», имущества муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений осуществляет Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.
В соответствии с пунктом 4.11. ремонт объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности муниципального образования "город Ульяновск» в пределах доведенных бюджетных ассигнований средств местного организует Управление муниципальной собственностью администрации Ульяновска.
Просят в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Управления муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска в судебном заседании иск не признал в полном объеме. Пояснил, что спорный объект включен в реестр муниципальной собственности, однако, право собственности на данный объект не зарегистрировано. Между тем, обязанность по ремонту объекта может быть возложена только на его собственника.
Более того, нахождение данного объекта на территории города Ульяновска в соответствии с государственным списком недвижимых объектов истории и культуры не подтверждает наличия соответствующего права собственности.
Обращает внимание суда на то, что Управление по культурному наследию в составе Администрации Губернатора Ульяновской области реализует полномочия по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия в соответствии со статьёй 9.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Исходя из того, что государственный список недвижимых объектов истории и культуры утверждён Решением исполнительного комитета Ульяновского областного совета депутатов трудящихся (то есть на областном уровне) полагает возможным, что данный объект фактически является объектом культурного наследия регионального значения.
В случае установления права собственности города Ульяновска на объект культурного наследия финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия осуществляется в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с Постановлением администрации г. Ульяновска от 22.04.2015 № 2319 «Об утверждении Порядка финансирования из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» мероприятий в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск» финансирование расходов на мероприятия осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований через лицевые счета Отраслевого органа путем перечисления средств на расчетные счета исполнителей работ (услуг), поставщиков товаров, открытые в кредитных организациях. Бюджетные ассигнования на данные мероприятия в 2017 году в связи с дефицитом бюджета не предусмотрены.
В случае удовлетворения требований просит установить в решении срок для его исполнения до 06.03.2018.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, инвентарное дело, суд приходит к следующему.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что в реестр муниципальной собственности МО «город Ульяновск» включен объект культурного наследия регионального значения «Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны умерших от ранений в госпиталях г. Ульяновска» (Братская могила советских воинов Великой Отечественной войны умерших от ран в госпиталях в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»), поставленный на государственную охрану Решением Исполнительного комитета Ульяновского областного совета депутатов трудящихся от 17.10.1969 № 836/22 (<...> (ранее ул. Карла Маркса, 52)).
11.12.2015 в Департаменте по культурному наследию Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области состоялось совещание комиссии по вопросу технического состояния объекта культурного наследия регионального значения «Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны, умерших от ранений в госпиталях г.Ульяновска», расположенного по адресу: г, Ульяновск, ул. К.Маркса, 54, с участием представителя КУГИГ администрации.
Как следует из решения Комиссии: «Объект культурного наследия регионального значения «Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны умерших от ранений в госпиталях г. Ульяновска» требует проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в виде приспособления для современного пользования. Соответственно необходимо разработать проектно-сметную документацию на данный вид работ и получить на неё положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. Проведение работ на указанном объекте без вышеназванной проектной документации и не специализированной организацией влечёт не только нарушение действующего законодательства, но и утрату объекта культурного наследия».
Как следует из Задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия № 1 от 12.02.2016, согласованного заместителем главы администрации города – председателем КУГИГ, утвержденного заместителем министра – директора Департамента по культурному наследию Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, основное содержание проведения работ по сохранению объекта культурного наследия: Восстановление облицовки площадки и всего братского захоронения, ремонт скульптурной группы, восстановление бетонных оснований пьедесталов, восстановление облицовки постамента памятника, восстановление надписей на плитах и стелах. Намечаемая очередность проведения работ по сохранности или локальных работ: техническое и технологическое обследование материалов и конструкций надгробного сооружения - июнь 2016 г., разработка проектной документации на реставрацию памятника - июль 2016 г., реставрация памятника - с июля по сентябрь 2016 г.
Заказчиком является Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска (в настоящее время – Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска).
Доказательств того, что вышеуказанные работы по сохранению и реставрации объекта культурного наследия были проведены, ответчиками суду не представлено.
Факт нуждаемости объекта в ремонтно-реставрационных работах подтверждается, помимо указанных выше доказательств, представленными в суд фотоматериалами, из которых усматривается нарушение целостности облицовки площадки, бетонных оснований пьедесталов.
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с положениями статьи 40 вышеуказанного Федерального закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Частью 1 ст. 48 названного Федерального закона предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В силу части 3 ст. 48 вышеуказанного Федерального закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Как указано в п. 11 ст. 38 Устава муниципального образования "город Ульяновск" в полномочия администрации г.Ульяновска в области культуры входит сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа (пп. 2), содержание зданий, сооружений, иного имущества муниципальных учреждений культуры и финансирование их деятельности (пп.6).
В соответствии с Положением об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска от имени муниципального образования «город Ульяновск» полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования «город Ульяновск», имущества муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений осуществляет Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.
Согласно Положению в числе основных функций Управления указано (п.4.1.23) - сохранение и использование объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования "город Ульяновск".
Из изложенного следует, что поскольку объект культурного наследия включен в реестр муниципального имущества, обязанность по его сохранению, а именно по проведению реставрационных работ, должна быть возложена на обоих ответчиков.
То обстоятельство, что право собственности на объект культурного наследия не зарегистрировано, не является основанием для освобождения от обязанности по надлежащему содержанию и сохранению объекта культурного наследия.
Оснований полагать о том, что объект культурного наследия относится к числу объектов регионального значения, в связи с чем обязанность по его содержанию должен нести субъект РФ, учитывая, что спорный объект включен в реестр муниципальной собственности, не имеется.
Согласно статье 42 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия (статья 43 Федерального закона).
В силу статьи 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что ремонт и реставрация памятников проводится юридическими или физическими лицами только с разрешения и по заданию министерства культуры или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта.
Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника должны быть определены в специальном документе, выдаваемом уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.
С учетом изложенного, на ответчиков следует возложить обязанность до перед проведением ремонтно-реставрационных работ организовать и провести работы по разработке и согласованию проектно-сметной документации, после чего провести ремонтно-восстановительные работы в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны, умерших от ранений в госпиталях <...>, городское кладбище),
Поскольку суду не представлены доказательства обоснованности и достаточности срока по организации и проведению работ по разработке и согласованию проектно-сметной документации, проведению ремонтно-восстановительных работ - в течение 6 месяцев, суд полагает достаточным для исполнения решения установление срока – 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Правительства Ульяновской области удовлетворить.
Обязать администрацию города Ульяновска и Управление муниципальной собственности администрации города Ульяновска в течение 9 месяцев организовать и провести работы по разработке и согласованию проектно-сметной документации, а также ремонтно-восстановительные работы в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны, умерших от ранений в госпиталях <...>, городское кладбище),
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Е.Тураева