Дело № 2-456/2020
УИД 43RS0018-01-2020-000671-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Котельнич Кировской области 6 августа 2020 года
Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Шабалиной Е.В.,
с участием истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,
представителя ответчика по доверенности ФИО5,
при секретаре Шабалиной Ж.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации г. Котельнича Кировской области, министерству строительства Кировской области о включении многоквартирного жилого дома в областную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указали, что являются нанимателями жилых помещений в жилом доме, имеющим 4 квартиры, расположенном по <адрес>К.<адрес>. Дом построен в <дд.мм.гггг> г., заключением межведомственной комиссии <№> от <дд.мм.гггг> признан аварийным и подлежащим сносу. С того времени администрацией города не принято решения о дальнейшей судьбе дома. <дд.мм.гггг>П. К.<адрес> принято Постановление <№>-П «<адрес> адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории К.<адрес>, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <дд.мм.гггг>» на 2019 - 2025 годы». В данную программу дом по <адрес> не включен, так как значится не многоквартирным, а домом блокированной застройки, с чем не согласны. Просят признать незаконным изменение статуса дома с многоквартирного на дом блокированной застройки, признать незаконным отказ во включении дома в адресную программу, обязать ответчика включить их дом в региональную адресную программу на 2019-2025 гг. с учетом даты признания дома аварийным.
Определением суда от <дд.мм.гггг> к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство строительства Кировской области (л.д. <...>).
Определением суда от <дд.мм.гггг> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено КОГБУ «БТИ» (л.д. <...>).
Определением суда от <дд.мм.гггг> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Управление Росреестра по Кировской области и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области (л.д. <...>).
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 поддержали исковые требования, подтвердили изложенное в заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Котельнича Кировской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании иск не признала. Поддержала изложенное в отзыве (л.д. <...>) и дополнительно суду пояснила, что внесение данных по жилым помещениям осуществляется работником администрации через автоматизированную информационную систему (АИС) «Реформа ЖКХ». Сведения берутся, в том числе из технического паспорта дома. <адрес> имеется в сведениях об аварийном жилищном фонде данной информационной системы. Согласно техническому паспорту в доме отсутствуют места общего пользования. При таких данных программа не признает данный дом многоквартирным, не вносит его в перечень домов, подлежащих расселению. Работник администрации тип дома в программе не указывает, программа определяет его автоматически. Пристрой дома по <адрес>, в котором находятся лестницы и туалеты, не отапливается, поэтому площадь пристроя не может быть включена в площадь здания.
Представитель ответчика министерства строительства Кировской области в судебное заседание не явился. В отзыве (л.д. <...>) и.о. министра ФИО6 указала, что в настоящее время на территории Кировской области реализуется областная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <дд.мм.гггг>» на 2019-2025 годы. В Программу в порядке, установленном статьей 16 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», включены многоквартирные дома, признанные до <дд.мм.гггг> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Дом, расположенный по адресу: К.<адрес>, занесен в АИС «Реформа ЖКХ», общая площадь дома равна общей площади всех жилых помещений дома, тип дома – «жилой дом блокированной застройки». Действующим законодательством (Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, ч. 3 ст. 16 и ст. 36 ЖК РФ) установлено, что части жилого дома, которые не обеспечивают возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в доме, не могут признаваться квартирами, поэтому и сам дом не может быть признан многоквартирным. В письме Минстроя России от <дд.мм.гггг><№>-АЧ/04 разъяснено, что в ст. 16 ЖК РФ определены виды жилых помещений, имеющих отношение к понятию «многоквартирный дом». В качестве главного квалифицирующего признака квартиры в части 3 данной статьи указана возможность прямого доступа из квартиры в помещения общего пользования. Следовательно, отсутствуют правовые основания для включения домов блокированной застройки в региональную адресную программу. Расселение таких домов, признанных аварийными, может осуществляться только за счет средств бюджета муниципального образования.
Представитель третьего лица Правительства Кировской области в судебное заседание не явился. Председатель П. К.<адрес>ФИО7 в отзыве (л.д. 81-83) указал, что просит дело рассмотреть в отсутствие представителя П. К.<адрес>, считает иск не подлежащим удовлетворению по возражениям, аналогичным тем, что представлены ответчиком министерством строительства Кировской области.
Представитель третьего лица КОГБУ «БТИ» в судебное заседание не явился. Заместитель директора КОГБУ ФИО8 в отзыве (л.д. <...>, <...>) указал, что просит дело рассмотреть в отсутствие представителя БТИ, решение по делу оставляет на усмотрение суда. Технический паспорт на жилой дом общей площадью <...> кв.м. по <адрес> был составлен филиалом КОГУП «БТИ» «Котельничское БТИ» по состоянию на <дд.мм.гггг>. Последующих обращений за проведением технической инвентаризации и последующей инвентаризации указанного объекта не было.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Кировской области в судебное заседание не явился. Представитель по доверенности ФИО9 просит дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления (л.д. <...>
Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области в судебное заседание не явился. Представитель по доверенности ФИО10 в отзыве указала, что просит дело рассмотреть без участия представителя филиала. Сведения о ранее учтенном объекте недвижимости (здание) с кадастровым номером <№> были внесены в государственный кадастр недвижимости в рамках исполнения приказа Минэкономразвития России от <дд.мм.гггг><№> «О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости». Объект был поставлен на учет <дд.мм.гггг> на основании технического паспорта от <дд.мм.гггг>. <дд.мм.гггг> были внесены изменения в сведения ГКН в результате верификации сведений о зданиях на основании выявленных несоответствий, в которых сумма площадей всех помещений, расположенных в здании, превышает площадь здания, было принято решение внести площадь здания, равную сумме площадей, расположенных в нем помещений, увеличенной на 10%.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что здание по <адрес>К.<адрес> является жилым домом, в котором имеется 4 квартиры, находящиеся в муниципальной собственности.
Истец ФИО1 проживает в <адрес> указанного жилого дома, зарегистрирована по месту жительства с <дд.мм.гггг> (л.д. <...>), на основании договора социального найма от <дд.мм.гггг><№> (л.д. <...>) является нанимателем этого жилого помещения.
Истец ФИО2 проживает в <адрес> указанного жилого дома, зарегистрирован по месту жительства с <дд.мм.гггг> (л.д. <...>), на основании договора социального найма от <дд.мм.гггг><№> (л.д. <...>) является нанимателем этого жилого помещения.
Истец ФИО3 проживает в <адрес> указанного жилого дома, зарегистрирована по месту жительства с <дд.мм.гггг> (л.д. <...>), на основании договора социального найма от <дд.мм.гггг> (л.д. <...>), заключенного с ФИО11, является членом семьи нанимателем этого жилого помещения.
Истец ФИО4 проживает в <адрес> указанного жилого дома, зарегистрирована по месту жительства с <дд.мм.гггг> (л.д. <...>), на основании договора социального найма от <дд.мм.гггг><№> (л.д. <...>) является нанимателем этого жилого помещения.
Заключением межведомственной комиссии <№> от <дд.мм.гггг><адрес>К.<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. <...>).
По настоящее времени истцы не переселены из аварийного жилого дома.
Истцы просят обязать ответчика включить их дом в региональную адресную программу на 2019-2025 гг. по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом даты признания дома аварийным.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 2 ст. 88 Жилищного кодекса РФ взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, устанавливает Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно ч. 1 ст. 3 которого в целях данного федерального закона создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ определено, что под переселением граждан – нанимателей жилых помещений из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 86, ч. 2 HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=48DAD01D5ED345A9711C943F5EAECD875B590E73FEEEE1453FB59BB874FB6532F984CEAA526FB60FA04CAFBCAC077DF687A153633E3BB5D8i2v3G" ст. 88 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 31.01.2019 № 65/пр утверждены методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <дд.мм.гггг>.
В пункте 2.1.1 данных Методических рекомендаций определено, что программа переселения должна включать перечень многоквартирных домов, которые признаны до <дд.мм.гггг> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийные многоквартирные дома). Перечень аварийных многоквартирных домов рекомендуется формировать на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов (далее - сведения об аварийном жилищном фонде), представляемых органами местного самоуправления в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона.
Постановлением Правительства Кировской <адрес> от <дд.мм.гггг><№>-П утверждена областная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории К.<адрес>, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <дд.мм.гггг>» на 2019 - 2025 годы (далее - Программа).
Согласно паспорту Программы, уполномоченным органом, ответственным за реализацию мероприятий Программы, ее разработчиком, главным распорядителем бюджетных средств, а также органом, осуществляющим управление реализацией мероприятий Программы, является министерство строительства К.<адрес>; <адрес>К.<адрес> является участником Программы.
В разделе 2 Постановления П. К.<адрес> от <дд.мм.гггг><№>-П установлено, что Программа включает перечень многоквартирных домов, которые признаны до <дд.мм.гггг> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - перечень), с указанием срока расселения из каждого многоквартирного дома. Перечень предусматривает выполнение муниципальными образованиями К.<адрес> обязательства по обеспечению переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на их территории. Перечень формируется министерством строительства К.<адрес> на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представляемых органами местного самоуправления К.<адрес>.
На момент рассмотрения дела в Перечне многоквартирных домов, признанных аварийными до <дд.мм.гггг>, отсутствует жилой дом, расположенный по адресу: К.<адрес>.
Представитель администрации <адрес> пояснил, что внесение данных по жилым помещениям осуществляется представителем администрации через автоматизированную информационную систему (АИС) «Реформа ЖКХ»; <адрес> имеется в сведениях об аварийном жилищном фонде данной информационной системы.Согласно распечатке с сайта АИС «Реформа ЖКХ» (л.д. 91-97) в разделе «Сведения аварийного жилищного фонда, 2 квартал 2020 года» значится дом по <адрес> с характеристиками:
- эксплуатируемый;
- количество не расселенных жилых помещений – 4;
- год постройки и год ввода в эксплуатацию <дд.мм.гггг>;
- общая площадь дома <...> кв.м.;
- сумма площадей помещений дома – <...> кв.м.;
- тип дома – жилой дом блокированной застройки.
Согласно сообщению администрации г. Котельнича от <дд.мм.гггг> (л.д. <...>) дом по <адрес> не включен в областную адресную Программу, так как в нем отсутствуют места общего пользования; дом имеет признаки блокированной застройки.
Из письменных возражений представителей ответчика министерства строительства Кировской области и третьего лица П. К.<адрес> следует, что дом, расположенный по адресу: К.<адрес>, занесен в АИС «Реформа ЖКХ», но не включен в региональную адресную Программу, так как общая площадь дома равна общей площади всех жилых помещений дома, тип дома – «жилой дом блокированной застройки». Действующим законодательством установлено, что части жилого дома, которые не обеспечивают возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в доме, не могут признаваться квартирами, поэтому и сам дом не может быть признан многоквартирным.
Истцы считают, что дом по <адрес> не является домом блокированной застройки, является многоквартирным.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением П. РФ от <дд.мм.гггг><№>, установлено, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ определено, что к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Определение жилого дома блокированной застройки дано в п.п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ – это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Решением Правления Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» от 17.05.2019, протокол <№>, утверждена новая редакция Методики по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и приложений к ним». В Методике установлены следующие понятия:
- общая площадь многоквартирного дома - сумма площадей этажей здания, измеренных в пределах внутренних поверхностей наружных стен. В площадь этажа включаются площади балконов, лоджий, террас и веранд, а также лестничных площадок и ступеней с учетом их площади в уровне данного этажа;
- площадь помещений (мест) общего пользования - сумма площадей помещений общего пользования, включая вестибюли входов, лестничные клетки, лифтовые холлы, межквартирные коридоры, а также чердаки и техподполья.
Пунктом 2.1.1 Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных Приказом Минстроя России от <дд.мм.гггг><№>/пр, разделом 2 Постановления П. К.<адрес> от <дд.мм.гггг><№>-П установлено, что Программа включает перечень многоквартирных домов, которые признаны до <дд.мм.гггг> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, перечень аварийных многоквартирных домов формируется на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов.
Дом по <адрес><дд.мм.гггг> признан авариным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Во исполнение требований ст. 17 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 185-ФЗ, раздела 2 Постановления П. К.<адрес> от <дд.мм.гггг><№>-П работниками администрации <адрес>К.<адрес> в автоматизированную информационную систему «Реформа ЖКХ» внесены сведения о жилом доме по <адрес>К.<адрес>, полученные, в том числе из технического паспорта здания.
Тип дома работниками администрации в Программу не внесен, Программа автоматически, с учетом внесенных технических сведений, определила тип дома по <адрес>К.<адрес> – дом блокированной застройки, дом не значится многоквартирным, поэтому не включен в перечень домов, подлежащих расселению по областной адресной Программе.
Согласно техническому паспорту от <дд.мм.гггг> (<...>), на основании которого в АИС «Реформа ЖКХ» внесены сведения о доме, дом имеет следующие характеристики:
- год постройки - <...>
- количество этажей – 2;
- количество квартир – 4;
- уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования – <...> кв.м.;
- общая площадь здания – <...> кв.м.;
- общая площадь квартир – <...> кв.м.;
- имеется пристрой размером <...> м. х <...> м. (площадь <...> кв.м.)
В Едином государственном реестре недвижимости дом по <адрес>К.<адрес> значится как многоквартирный, имеет общую площадь <...> кв.м. (л.д. <...>).
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в отзыве указал, что объект был поставлен на учет <дд.мм.гггг> на основании технического паспорта от <дд.мм.гггг>. <дд.мм.гггг> были внесены изменения в сведения ГКН в результате верификации сведений о зданиях на основании выявленных несоответствий, в которых сумма площадей всех помещений, расположенных в здании, превышает площадь здания, было принято решение внести площадь здания, равную сумме площадей, расположенных в нем помещений, увеличенной на 10%.
В техническом паспорте от <дд.мм.гггг> содержатся следующие характеристики спорного дома:
- год постройки – <дд.мм.гггг>
- число этажей – 2;
- число квартир – 4;
- уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования – 0 кв.м.;
- общая полезная площадь <...> кв.м., в том числе жилая площадь <...> кв.м.;
- площадь отдельной части строения – холодный пристрой – <...> кв.м.
Оценивая сведения, содержащиеся в вышеуказанных технических паспортах, суд находит установленным, что дом по <адрес> 4-хквартирный, двухэтажный, на первом этаже находятся квартиры №<№> и 3, на втором - №<№> и 4, вход в квартиры осуществляется через холодный (неотапливаемый) пристрой к дому, каждая из квартир имеет свой выход на приквартирный земельный участок.
Согласно техническим паспортам от <дд.мм.гггг> и от <дд.мм.гггг> площадь холодного пристроя не учитывается в общей площади дома.
В соответствии с требованиями Методики, утвержденной Решением Правления Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» от <дд.мм.гггг>, в общей площади многоквартирного дома учитываются площади всех помещений, в том числе площади мест общего пользования, находящихся в пределах внутренних поверхностей наружных стен.
Термины и определения, используемые в вышеуказанных Методиках, установлены, в том числе Сводами правил «СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», утвержденными Приказом Минрегиона РФ от <дд.мм.гггг><№>. В Приложении Б данных Сводов правил определено, что встроенно-пристроенное помещение – это помещение, располагаемое в габаритах здания и в объемах, вынесенных за пределы габаритов здания более чем на 1,5 м.
Иными словами, пристроенное помещение, находящееся за пределами внутренних поверхностей наружных стен, не входит в общую площадь здания.
Понятие блокированного жилого дома (дома жилого блокированной застройки) также дано в п. 1.1г. Приложения Б Свода правил СП 54.13330.2011. - здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок, в том числе при расположении ее выше первого этажа. Такой тип дома может иметь объемно-планировочные решения, когда один или несколько уровней одной квартиры располагаются над помещениями другой квартиры или когда автономные жилые блоки имеют общие входы, чердаки, подполья, шахты коммуникаций, инженерные системы.
Учитывая изложенное, суд находит установленным, что жилой дом по <адрес> имеет признаки дома блокированной застройки, так как состоит из 4-х квартир, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок, квартиры №<№> и 4 расположены выше первого этажа, над помещениями квартир №<№> и 3 соответственно, в доме нет мест общего пользования, включение площади холодного пристроя в общую площадь здания законодательством не предусмотрена.
Тем не менее, суд учитывает следующее.
В Приложении Б Свода правил СП 54.13330.2011. также даны следующие определения:
1.1. здание жилое многоквартирное - жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы. Виды многоквартирного жилого здания:
1.1а. здание жилое секционного типа;
1.1б. здание жилое галерейного типа;
1.1в. здание жилое коридорного типа;
1.1г. блокированный жилой дом (дом жилой блокированной застройки).
Таким образом, жилой дом блокированной застройки является разновидностью многоквартирного жилого дома.
Пунктом 2.1.1 Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных Приказом Минстроя России от <дд.мм.гггг><№>/пр, разделом 2 Постановления П. К.<адрес> от <дд.мм.гггг><№>-П установлено, что Программа включает перечень многоквартирных домов, которые признаны до <дд.мм.гггг> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. При этом в Программе виды аварийных многоквартирных жилых домов, не подлежащих включению в нее, не указаны.
В Едином государственном реестре недвижимости жилой дом по <адрес> значится многоквартирным. Данное обстоятельство никем не оспорено.
Учитывая изложенное, суд находит требования истцов о включении спорного жилого дома в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до <дд.мм.гггг>, подлежащих расселению по областной адресной Программе, законными и обоснованными.
Истцы просят включить дом в Программу с учетом даты признания дома аварийным. Срок и очередность переселения граждан установлены в п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от <дд.мм.гггг> № 185-ФЗ, поэтому суд считает, что отсутствуют основания для установления требуемого истцами условия включения их дома в Программу.
Установлено, что к обязанностям ответчика администрации <адрес>К.<адрес> в рамках Программы относится предоставление в уполномоченный орган, ответственный за реализацию мероприятий Программы, сведений об общей площади жилых помещений авариных многоквартирных домов.
Материалами дела подтверждено, что требуемые в отношении спорного дома сведения работниками администрации <адрес>К.<адрес> в Программу через автоматизированную информационную систему «Реформа ЖКХ» внесены.
ФИО12 <адрес> от <дд.мм.гггг><№>-П установлено, что Перечень многоквартирных домов, которые признаны до <дд.мм.гггг> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, формируется министерством строительства К.<адрес>, поэтому на данного ответчика подлежит возложению обязанность по включению в указанный Перечень дома по <адрес>.
Возражения представителя ответчика министерства строительства К.<адрес> о том, что действующим законодательством (Постановление П. РФ от <дд.мм.гггг><№>, ч. 3 ст. 16 и ст. 36 ЖК РФ) установлено, что части жилого дома, которые не обеспечивают возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в доме, не могут признаваться квартирами, поэтому и сам дом не может быть признан многоквартирным, не состоятельны, основаны на неверном толковании норм права. Материалами дела подтверждено, что дом по <адрес> значится в Едином государственном реестре недвижимости как многоквартирный, истцы зарегистрированы по месту жительства в жилых помещениях - квартирах.
В возражениях на иск представители ответчика министерства строительства К.<адрес> и третьего лица П. К.<адрес> ссылаются на письмо Минстроя России от <дд.мм.гггг><№>-АЧ/04, согласно которому, если из жилых помещений в доме нет прямого доступа в помещения общего пользования в таком доме, а есть выходы непосредственно на земельный участок, на котором расположен дом, то такие жилые помещения не являются квартирами, дом не является многоквартирным.
Оценивая данные возражения, суд учитывает, что в письме Минстроя России от <дд.мм.гггг> N 12315-АЧ/04 указанные разъяснения даны по вопросу включения домов блокированной застройки в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Предметом настоящего разбирательства является вопрос о включении жилого дома в областную адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Следовательно, заявленные возражения не относимы, несостоятельны.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 удовлетворить.
Обязать министерство строительства К.<адрес> включить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: К.<адрес>, в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до <дд.мм.гггг>, подлежащих расселению по областной адресной программе «Переселение граждан, проживающих на территории К.<адрес>, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <дд.мм.гггг>» на 2019 - 2025 годы», утвержденной ФИО12 <адрес> от <дд.мм.гггг><№>-П.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в К. областной суд через Котельничский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с <дд.мм.гггг>.
Судья Е.В. Шабалина