ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-456/2022 от 01.08.2022 Эхирит-булагатского районного суда (Иркутская область)

УИД: 85RS0006-01-2022-000734-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Усть-Ордынский 01 августа 2022 года

Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Филипповой О.П., с участием представителя истца – помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Корецкой В.В., представителя ответчика по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-456/2022 по иску прокурора Эхирит-Булагатского района Каримова А.А. в интересах Российской Федерации к ФИО2 о взыскании расходов на тушение пожара,

установил:

Прокурор Эхирит-Булагатского района обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в ходе прокурорской проверки по факту лесного пожара, имевшего место в кварталах 37,38 Байтогского участкового лесничества Территориального Управления Министерства лесного комплекса по Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству, 06.05.2022 установлено следующее.

06.05.2022 в 16 часов 45 минут обнаружен лесной пожар в квартале 37, выдела 1, 4, 5, 6, 37, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, в квартале 38 выдела 8, 9, 14, 18, 19, 21, 22, 26 ТУ 1, Байтогского участкового лесничества, Усть-Ордынского лесничества в 7,80 км. от с. Гаханы. По результатам проверки 16.05.20222 старшим инспектором ОНД и ПР по УОБО ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО9 принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст. 261 УК РФ в отношении ФИО2 по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием состава преступления.

В ходе проверки установлено, что лесной пожар от перехода огня с поля с. Зурцаган Эхирит-Булагатского района муниципального образования «Гаханское» возник в результате действий ФИО2, который при проведении обряда «кормление монгола» разжег костер в ветреную погоду в открытом поле вблизи лесного массива, тем самым нарушив правила пожарной безопасности в лесах.

Согласно заключению главного государственного инспектора Усть-Ордынского Бурятского округа по пожарному надзору от 15.05.2022 из осмотра места лесного пожара наблюдаются признаки низового пожара, следы обугливания лесной подстилки, сухой прошлогодней травы, валежника. От с. Зурцаган лес расположен на расстоянии 1,5 км на север. Горение началось с с. Зурцаган с пустыря у заброшенного дома и по сухой траве прошло до лесного массива по направлению на север. Площадь, пройденная огнем по нелесной площади составила 43 га., лесной 187 га.

Исходя из осмотра лесного пожара, очаг пожара находился у заброшенного родового дома А-вых в с. Зурцаган Эхирит-Булагатского района, в месте нахождения кострища, который разжег ФИО2, проводя обряд «кормление монгола».

ФИО2 допустил пренебрежение общепринятыми разумными мерами необходимой предосторожности, в то время как при проявлении необходимой внимательности и предусмотрительности он имел возможность, должен был и мог предвидеть наступление негативных последствий в виде воспламенения сухой травы и дальнейшему распространению горения в лесной массив, наступлению общественно-опасных последствий в виде уничтожения лесных насаждений.

Своими действиями ФИО3 нарушил требования Федерального закона от 21.12. 1994 № 69 –ФЗ «О пожарной безопасности», п.п. 1, 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1614 от 07.10.2020, устанавливающих едины требования к мерам пожарной безопасности в лесах при пребывании в них граждан.

В целях тушения лесного пожара привлечены силы 43 ПСЧ п. Усть-Ордынский, добровольной пожарной дружины МО «Гаханское», ЛПС III типа п. Усть-Ордынский, ТУ МЛК ИО по Усть-Ордынскому лесничеству.

Актом о лесном пожаре № 37-4-64/2022 зафиксировано следующее: дата и время обнаружения пожара – 06.05.2022 в 16:45, площадь обнаружения – 4,0 га, дата ликвидации – 07.05.2022 в 15:00, площадь ликвидации – 230 га.

Применявшиеся способы и средства по тушению пожара: заливание водой из РЛО, забрасывание грунтом, захлестывание ветками и прокладка минерализованной полосы вокруг пожара бульдозером.

Пожар локализирован силами: МЛПК и легковые - 2, пожарные автомобили -2, тягачи, прицепы -1, тракторы-бульдозеры - 2, НЛПФ -25, лесопользователи - 8.

В обоснование затрат, включаемых в расходы на тушение лесного пожара, в прокуратуру территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству представлены следующие документы:

- справка о затратах на тушение лесного пожара № 37-4-64/2022, согласно которой к учету приняты следующие виды расходов: оплата труда – 155 165, 89; налоги и обязательные платежи, начисляемые на фонд оплаты труда – 60 918, 13; материальные расходы (горюче-смазочные материалы, ГСМ) – 141 490,62. Общий размер затрат, включаемых в расход на тушение лесного пожара, составил 357 574, 64 рубля.

- наряд-акт на производство работ, связанных с тушением лесного пожара № 4-64/2022 от 10.05.2022, согласно которому сумма заработка по тушению пожара (заливание водой из ЛРО, окопка лопатой, создание минерализованных полос) составила 155 165,89 рублей, исчисляемая из объема работ (309 ч/ч) и отработанных 42,92 человеко-дней, 9,52 машино-смен в количестве 2 день;

- табель учета использования рабочего времени, в соответствии с которым на лесном пожаре № 4-64/2022 общее отработанное рабочее время составило 91, 00 часов;

- путевые листы

- карточка учета расхода ГСМ, согласно которой размер расхода ГСМ составил 142,70 литров АИ-92; 796,46 литров дизельного топлива. Общая стоимость 52 026,93 рублей;

- счет на оплату № 1077 от 11.05.2022 на сумму 75 400, 00 рублей; счет на оплату № 1006 от 11.05.2022 на сумму 12 558, 00 рублей.

- акт о списании материальных запасов № ЛП00-000344 от 12.05.2022, согласно которому размер расходов на материальные запасы, понесенные ЛПС III типа Усть-Ордынского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», составил 12 558, 00 рублей (федеральный бюджет).

Согласно протоколу № 2-22-70 об административном правонарушении от 16.05.2022 в 13 часов 30 минут 06.05.2022 ФИО2 разжег костер у своего заброшенного дома в с. Зурцаган Эхирит-Булагсткого района в условиях особого противопожарного режима, введенного на территории Иркутской области, в результате чего загорелась сухая травянистая растительность на поле с переходом огня в лесной массив.

Постановлением № 2-22-70 о назначении административного наказания от 16.05.2022 ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20. 4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу ч. 1 ст. 76 Земельного кодекса РФ установлено, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Согласно ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании ч.ч. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 05.06.2022 № 14 вред, причиненный пожарами личности и имуществу гражданина либо юридического лица, подлежит возмещению по правилам, изложенным в статье 1064 ГК РФ, в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом необходимо исходить из того, что возмещению подлежит стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные вызванные пожаром убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.

Согласно ч. 1 ст. 53. 4 Лесного кодекса РФ тушение лесного пожара включает в себя:

1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;

2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;

3) локализацию лесного пожара;

4) ликвидацию лесного пожара;

4.1) выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара;

4.2) осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара;

5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;

6) предотвращение возобновления лесного пожара.

На основании п. 6 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения – это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (пп. 18 п. 4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 № 183-уг).

В соответствии с п.п. 10 п. 9 Постановления Правительства Иркутской области от 30.11.2021 № 909-пп «О министерстве лесного комплекса Иркутской области» (далее – Постановление) министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).

Согласно п. 11 Постановления министерство от имени Иркутской области выступает учредителем областных государственных учреждений.

С целью выполнения возложенных функций, в том числе по исполнению обязанности по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Иркутской области министерством лесного комплекса Иркутской области учреждено областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области».

11.01.2019 Распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области №36-мр утвержден Устав АУ «Лесхоз Иркутской области».

В соответствии с п.1.3 Устава АУ «Лесхоз Иркутской области» является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства.

Согласно п. 1.4 Устава полномочия учредителя АУ «Лесхоз Иркутской области» от имени Иркутской области осуществляет министерство лесного комплекса Иркутской области.

Согласно п.2.2 Устава предметом деятельности Учреждения является обеспечение выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты, воспроизводства лесов, то есть министерства лесного комплекса Иркутской области.

В силу п.2.3 основными целями деятельности Учреждения является выполнение работ по охране, защите лесов, выполнение работ по обнаружению и тушению лесных пожаров.

В соответствии с абзацем 4 п.5.2 Устава к компетенции учредителя в области управления АУ «Лесхоз Иркутской области» относится установление задания для последнего в соответствии с предусмотренной его Уставом основной деятельностью и финансовое обеспечение выполнения этого задания.

Мероприятия по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на территории Иркутской области выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств.

Согласно п.4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В соответствии ч. 3, 5 ст. 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке (п.1 ст.133 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с п.20 приказа Рослесхоза от 03.04.1998 №53 «Об утверждении Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами» расходы на тушение лесного пожара включают: заработную плату (с начислениями) занятых тушением пожара рабочих лесхоза, баз авиационной охраны лесов (мехотрядов, авиаотделений), привлеченных на тушение пожара работников из других организаций и предприятий, иных категорий населения; стоимость услуг машин, тракторов, других механизмов, в том числе собственных, использованных при тушении лесного пожара, рассчитанная исходя из отработанных смен, а также налета часов воздушных судов (самолетов, вертолетов) на доставке людей, средств пожаротушения и других грузов, используемых при тушении лесного пожара; стоимость израсходованных при тушении пожара материалов, средств тушения и другого имущества, используемого при тушении пожара; расходы на питание работников, занятых на тушении лесного пожара, почтово-телеграфные и другие расходы на тушение лесного пожара, предусмотренные действующим законодательством.

Представленные территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству документы в обоснование расходов, произведенных исполнителем работ по тушению лесного пожара на землях лесного фонда, подтверждают экономически оправданные затраты ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», оценка которых выражена в денежной форме и которые произведены для осуществления деятельности по тушению лесных пожаров.

Затраты на тушение лесного пожара № 37-4-64/2022 соотносятся со сведениями о ходе его возникновения и тушения, количестве единиц использованной техники и личного состава, принимавшего участие в ликвидации возгорания, хронологии его распространения.

Между действиями ФИО2 и понесенными затратами на тушение лесного пожара № 37-4-64/2022 имеется прямая причинно-следственная связь.

ФИО2 своими неосторожными действиями, создал угрозу перехода огня, возникновение чрезвычайных ситуаций, нанесен вред окружающей среде, тем самым нарушил интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков.

Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в законных интересов Российской Федерации.

С учетом изложенного, обращение прокурора с настоящим иском обусловлено необходимостью защиты интересов Российской Федерации, направлено на устранение выявленных нарушений закона и профилактику наиболее тяжких последствий, которые могут возникнуть в результате действий ответчика.

В связи с изложенным, прокурор района просил взыскать с Ответчика расходы на тушение лесного пожара № 37-4-64/2022 в размере 357 754,64 руб. в пользу бюджета РФ с зачислением денежных средств на указанные реквизиты.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Эхирит-Булагатского района Корецкая В.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик ФИО2 будучи извещен о судебном заседании не явился.

Представитель ответчика ФИО1 исковые требования признал частично, не оспаривая виновность ФИО2 в лесном пожаре, полагал, что иск подлежащим удовлетворению только в части понесенных расходов на ГСМ и питание в размере 53 532,62 руб. В остальной части в удовлетворении исковых требований просил суд отказать.

Так, полагал, что сумма заработной платы в размере 155165,89 рублей не подтверждена расценками за единицу, отсутствуют сведения о работниках, занимаемых ими должностях, размере оклада и т.д.

В качестве доказательств несения расходов на приобретение запасных частей предоставлены счета на оплату № 1006 и № 1077 от 11.05.20223 г. ИП ФИО4 Согласно указанным счетам ОГАУ приобрело запасные части для автомобилей ГАЗ 3309, ГАЗ 3308, УАЗ 452, УАЗ 3741, УАЗ 409, Камаз, ЗиЛ. Однако согласно представленным документам такие автомобили при тушении пожара задействованы не были.

Кроме того, согласно п. 2.7.2 Положения, документами необходимыми для формирования затрат по запасным частям является Договор поставки материальных ценностей со сторонней организацией, товарная накладная. Однако такие документы к исковому заявлению не приложены. Имеющиеся накладные датированы 11.05.2022 г., то есть после пожара.

Кроме того, представитель ответчика просил суд снизить размер исковых требований с учетом имущественного положения ФИО2

Представитель третьего лица Министерство лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу чч.1 и 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ответственность, предусмотренная названной нормой, наступает при условии доказанности состава правонарушения, включающего наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного вреда, а также наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ).

Согласно ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, указан в разделе III Письма Минсельхоза РФ от 10.11.2009 N АС-05-54/7018 "О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений" (вместе с Рекомендациями по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений) и состоит из: оплаты труда работников, участвующих в тушении лесных пожаров, налогов и обязательных платежей, начисляемых на фонд оплаты труда, транспортных расходов, расходов на горюче-смазочные материалы, расходов на материальные запасы, расходов на организацию питания лиц, работающих на тушении лесного пожара, прочих текущих расходов (оплата услуг физических и юридических лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера на тушение лесных пожаров).

Из материалов дела следует, что постановлением старшего инспектора ОНД и ПР по УОБО от 16.05.2022 отказано в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО2 по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 261 УК РФ («уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, если эти деяния причинили значительный ущерб») в виду отсутствия в действиях последнего состава преступления.

Вместе с тем, из указанного постановления следует, что 06.05.2022 около 13 час. 00 мин. ФИО2 вместе супругой и сыном поехали в дер. Зурцаган в родовую усадьбу провести обряд «кормление монгола». В ограде дома ФИО2 разжег костер с помощью зажигалки, затем потушил его. Затем они пошли к полю там ФИО2 разжег костер с помощью зажигалки, бумаги и древесных щепок, после чего огонь перешел на сухую траву и пошел по всему полю. Жена и сын ФИО2 пытались его потушить, но дул сильный ветер и огонь быстро распространялся. Затем ФИО2 увидел, что огонь с поля перешел на лесной массив. После этого они уехали домой в с. Гаханы. Сын ФИО2 вернулся, чтобы потушить пожар, на там уже работали пожарные. ФИО2 признал, что пожар произошел по его вине. Разводил костер самостоятельно, так как такие костры по обычаю разводит глава семейства.

Из акта Министерства лесного комплекса Иркутской области № 37-4-64/2022 о лесном пожаре от 11.05.2022 следует, что 06.05.2022 в 16 час. 45 мин. обнаружен лесной пожар в квартале 37 выдела 1, 4,5,6, 37,8, 9, 10, 11, 12, 13,14, 15, 16,17, в квартале 38 выдела 8,9,14, 18,19, 21,22, 26 ТУ 1, Байтогское участковое лесничество, Усть-Ордынское лесничество в 7,80 км. от с. Гаханы. Площадь пожара в момент обнаружения: 4,0 га (лесная), 0,0 га (нелесная). Тушение начато – 06.05.2022 в 17 час. 00 мин. Дата ликвидации – 07.05.2022 в 15 час. 00 мин., площадь ликвидации – 230 га. Применявшиеся способы и средства по тушению пожара: заливание водой из РЛО, забрасывание грунтом, захлестывание ветками и прокладка минерализированной полосы вокруг пожара бульдозером. Пожар локализован силами: МЛПК и легковые – 2, пожарные автомобили – 2, тягачи, прицепы – 1, тракторы –бульдозеры – 2, НЛПК – 25, лесопользователи – 8.

Из заключения заместителя главного государственного инспектора Усть-Ордынского Бурятского округа по пожарному надзору от 15.05.2022 следует, что наиболее вероятной причиной лесного пожара послужило неосторожное обращение с огнем ФИО2

Постановлением главного государственного инспектора Усть-Ордынского Бурятского округа по пожарному надзору от 16.05.2022 ФИО2 признан виновным в совершении административного происшествия, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ («нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима) и ему назначено наказание в размере 3 000 руб.

Таким образом, факт наличия вины ответчика в причинении вреда окружающей среде, наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным ущербом, суд находит установленным.

Согласно справке о затратах на тушение лесного пожара ТУ Министерства лесного комплекса Иркутской области, стоимость затрат на тушение пожара, указанному в акте № 37-4-64/2022 от 11.05.2022, составляет 357 574, 64 руб., из которых: 155 165,89 руб. – оплата труда; 60 918,13 руб. – налоги и обязательные платежи, начисляемые на фонд оплаты труда; 141 490,62 руб. – материальные расходы (горюче - смазочные материалы, ГСМ). Пожару присвоен № 4-64/2022

Данные затраты подтверждены: нарядами – актами на производство работ, связанных с тушением пожара, путевыми листам от 06-07.05.2022, табелем учета использования рабочего времени за отчетный период с 06.05.2022 по 07.05.2022, карточкой учета расхода ГСМ, счетами на оплату, ведомостями учета потребности и отпуска запасных частей и материалов на текущий ремонт, актами установки запасных частей на автомобиль, дефектными ведомостями.

Таким образом, сумма расходов, направленных на тушение лесного пожара № 4-64/2022 документально подтверждена, представленные документы у суда сомнения не вызывают.

Оспаривая справку расчет по тушению пожара представитель ответчика ФИО1 каких-либо обоснованных возражений на данный расчет не представил. У суда не имеется, каких-либо оснований ставить под сомнение обоснованность приведенных расчетов.

Вопреки доводам представителя ответчика, из представленных доказательств следует, что в тушении пожара принимало 25 работников ОГАУ, что подтверждается табелем учета рабочего времени, поименным расчетом заработной платы, сведенным в сводную справку расчет, с отражением в ней, также расходов на оплату страховых взносов.

Вопреки доводам представителя ответчика, факт понесенных затрат на запасные части, также подтверждается объяснительными механика, водителей, поврежденных транспортных средств, руководителя тушения пожара, актами установки запасных частей, счетами на оплату за поставку запасных частей поставщика ИП ФИО12, договор № 32211082156 от 21.02.2022 г., заключенному ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» с ИП ФИО12 на поставку запасных частей, комплектующих и расходных материалов для транспортных средств.

Каких-либо доказательств в опровержение документов, представленных истцом в подтверждение понесенных расходов на тушение пожара стороной ответчика, не представлено.

Обсуждая доводы представителя ответчика о необходимости уменьшения размера, подлежащей взысканию компенсации с учетом имущественного положения ФИО2, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст. 1083 Гражданского кодекса РФ суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

В обоснование имущественного положения ФИО2, представителем ответчика ФИО1 суду представлена копия трудовой книжки ФИО2, из которой следует, что ответчик не работает. Также представлена справка из Центра занятости населения о том, что ответчик на учете в ЦЗН не состоит, пособия по безработице не получает.

Согласно справки о составе семьи, в составе семьи ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет жену ФИО5

ФИО5 трудоустроена в МОУ Гаханская СОШ, её заработная плата в январе 2022 г. составила 22224,00 руб., в феврале 15152,73 руб., в марте 22224,00 руб., в апреле 22224,00 руб., в мае 2224,00 руб., в июне 22561,93 руб.

При таких обстоятельствах, суд оснований для уменьшения размера возмещения вреда, не усматривает. Ответчик доказательств наличия у него иждивенцев, уважительных причин, по которым он не трудоустроен, не представил. Сам по себе факт отсутствия официального заработка при таких обстоятельствах, не свидетельствует о безусловном основании для уменьшения размера возмещения вреда.

При таких обстоятельствах, суд приходит в выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном размере.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Эхирит-Булагатского района Каримова А.А. в интересах Российской Федерации к ФИО2 о взыскании расходов на тушение пожаров, удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Российской Федерации в федеральный бюджет расходы, понесенные при тушении лесного пожара в размере 357 754,64 руб. по следующим реквизитам:

по следующим реквизитам:

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ИРКУТСК БАНКА РОССИИ//УФК ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, г. Иркутск

БИК: 012520101;

Счет: 03100643000000013400;

Счет банка получателя: 40102810145370000026;

В поле платежного поручения 16 «Получатель»: УФК по Иркутской области (министерство лесного комплекса Иркутской области, л/с <***>);

В поле платежного поручения 61 «ИНН»: ИНН министерства – 3808170859;

В поле платежного поручения 103 «КПП»: КПП министерства – 380801001;

В поле платежного поручения 104 «КБК дохода»: 843 1 13 02992 02 0000 130 (Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации);

В поле платежного поручения 105 «ОКТМО»: 25837444 Усть-Ордынское лесничество;

В поле платежного поручения 24 «Назначение платежа»: территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству, ИНН - <***>, КПП - 850601001;

КОД ЦЕЛИ - 21-51290-00000-00000 и максимально возможный объем информации, необходимый для идентификации платежа: расходы на тушение лесного пожара № 37-4-64/2022.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области.

Судья Г.Д. Альхеев

Мотивированное решение составлено 01.08.2022 г.