Пермский районный суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Пермский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-457/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2011 года г.Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
Председательствующего судьи О.В.Безматерных,
при секретаре Филимоновой И.С.,
с участием помощника прокурора Никулина Д.В.,
представителя ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пермского транспортного прокурора к ФГУП «Пермские авиалинии» об устранении нарушений,
установил:
Пермский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ФГУП «Пермские авиалинии» об устранении нарушений законодательства об авиационной безопасности.
В обоснование заявленных требований указано, что Пермской транспортной прокуратурой с 26.01.2011 по 27.01.2011 года проведена проверка исполнения законодательства об авиационной безопасности и антитеррористической защищенности ФГУП «Пермские авиалинии». В результате проверки выявлены следующие нарушения.
1. Нарушения законодательства при организации охраны объектов аэропорта «Большое Савино»:
- в нарушение п. 19 Федеральных авиационных правил (далее ФАП) двери и окна административного здания ФГУП «Пермские авиалинии», являющегося частью периметрового ограждения аэропорта Большое Савино, не оборудовано охранной сигнализацией.
2. ФГУП «Пермские авиалинии» при организации обеспечения работоспособности технических средств досмотра и оборудования, применяемого при досмотре, проведения их технического обслуживания имеются нарушения п. 41 ФАП – 142:
- параметры четырех рентгенотелевизионных интроскопов по проникающей обнаружительной способности не соответствуют техническим характеристикам, указанным в сертификатах соответствия на изделия.
3. В международном аэропорту «Большое Савино» допускаются нарушения законодательства об авиационной безопасности при организации предполетного досмотра:
Вопреки требованиям п. 36 ФАП – 142
- пункт досмотра грузов и почты (грузовой склад), пункт досмотра членов экипажа воздушных судов, работников ФГУП «Пермские авиалинии» и лиц сторонних организаций (КПП №5) не оборудованы аварийным освещением и электроснабжением
- КПП №4 не оборудованы прямой связью с правоохранительными органами (имеющийся телефон запаралелен с телефоном для общего доступа);
- пункт досмотра бортового питания не обррудован телефонной связью.
В нарушение требований п. 39 ФАП – 142, предусматривающей бязательное наличие в пункте досмотра аэропорта входных и выходных дверей, пункт досмотра грузов и почты в аэропорту Большое Савино имеет одни двери.
В нарушение требований п. 16 п.п. а) ФАП - 142, п. 8.12 Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации, утвержденной приказом Федеральной авиационной службы России т 20.01.1998 года №22 (далее Положение), в контролируемую зону аэропорта «Большое Савино» допускается проезд личных транспортных средств сторонних лиц и организаций для получения (сдачи) груза в ООО «Аэропортовый грузовой комплекс» (грузовой склад).
Проверкой установлено, ФГУП «Пермские авиалинии» эквивалентные меры обеспечению авиационной безопасности в порядке, предусмотренном п. 74 ФАП – 142, не приняты.
Выявленные и перечисленные нарушения федерального законодательства свидетельствуют о низком уровне антитеррористической и противодиверсионной защищенности международного аэропорта «Большое Савино» от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. В результате осуществления аэропортовой деятельности ФГУП «Пермские авиалинии без соблюдения указанных требований по авиационной безопасности может пострадать любой гражданин РФ или иностранные граждане. Непринятие надлежащих мер по выполнению требований транспортной безопасности может привести к совершению в международном аэропорту терактов (в т.ч. с захватом воздушного судна) и необратимым последствиям.
На основании изложенного прокурор просит обязать ФГУП «Пермские авиалинии» исполнить обязанности в натуре и устранить нарушения, а именно:
- оборудовать охранной сигнализацией двери и окна административного здания ФГУП «Пермские авиалинии», являющегося частью периметрового ограждения а/п «Большое Савино»;
- параметры рентгенотелевизионных интроскопов (Linescan- 215, №151660, 2004 года выпуска, Linescan -231 № 151694, 2004 года выпуска, Рентех 60*70 №115, 2006 года выпуска, Рентех 120 * 90 № 107, 2006 года выпуска) по проникающей, обнаружительной способности привести в соответствие техническим характеристикам, указанных в сертификатах соответствия на изделия;
- пункт досмотра грузов и почты (грузовой склад), пункт досмотра членов экипажа воздушных судов, работников, работников ФГУП «Пермские авиалинии»и лиц сторонних организаций (КПП №5) оборудовать аварийным освещением и электроснабжением; КПП №4 оборудовать прямой связью с правоохранительными органами; пункт досмотра бортового питания оборудовать телефонной связью;
- пункт досмотра грузов и почты в аэропорту «Большое Савино» оборудовать входными и выходными дверями;
- в контролируемую зону аэропорта «Большое Савино» исключить допуск проезда личных транспортных средств сторонних лиц и организаций для получения (сдачи) груза в ООО «Аэропортовый грузовой комплекс» (грузовой склад).
Также прокурор просит обязать ФГУП «Пермские авиалинии» до устранения указанных нарушений временно принять эквивалентные меры по авиационной безопасности, согласованные с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и органами внутренних дел. В соответствии со ст. 314 ГК РФ обязать ответчика исполнить обязанности в натуре в срок до 30.06.2011 года.
В судебном заседании помощник прокурора на иске в части оборудования аварийным освещением и электроснабжением пункта досмотра грузов и почты (грузовой склад), пункта досмотра членов экипажа воздушных судов, работников, работников ФГУП «Пермские авиалинии» и лиц сторонних организаций (КПП №5), оборудования прямой связью с правоохранительными органами КПП №4, оборудования телефонной связью пункт досмотра бортового питания, оборудования входными и выходными дверями пункта досмотра грузов и почты в аэропорту «Большое Савино» настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Остальные нарушения ответчиком на момент рассмотрения дела в суде устранены.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что большая часть нарушений устранена, аварийное освещение установлено, что не успели составить акт об устранении данного нарушения. По распоряжению генерального директора запрещен проезд на территорию аэропорта личного транспорта. Работа по оборудованию входных и выходных дверей ведется.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии ст. 83 Воздушного кодекса РФ состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации составляет авиационную безопасность. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.03.2005 N 20-ФЗ) Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами. Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации - противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.
Статьей 84 ВК РФ регламентировано обеспечение авиационной безопасности. Согласно ч. 1, 2, 4 указанной статьи, лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. Авиационная безопасность обеспечивается в том числе посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции (в ред. Федеральных законов от 21.03.2005 N 20-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ). Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (ФАП).
Приказом Министерства транспорта РФ № 142 от 28.11.2005 года утверждены ФАП «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (далее ФАП – 142). Приказом министерства транспорта РФ № 104 от 25.07.2007 года утверждены ФАП «Требования к проведению предполетного и послеполетного досмотра» (далее ФАП – 104).
Актом проверки от 27.01.2011 года выявлены нарушения законодательства об авиационной безопасности, в том числе, указанные в исковом заявлении (л.д.6-9).
ФГУП «Пермские авиалинии составлен План по устранению недостатков, выявленных проверкой, которым предусмотрены мероприятия по приведению организации безопасности в соответствии с действующим законодательством (л.д. 52).
Актом от 16.02.2011 года зафиксировано, что проведены следующие работы во исполнение вышеназванного плана по устранению нарушений.
1. Окна и двери запасного выхода административного здания ФГУП «ПАЛ» оборудованы охранной сигнализацией и взяты под охрану на пульт центрального наблюдения.
2. КПП №4 оборудовано отдельной телефонной линией для связи с ЛОМ.
3. в пункте досмотра бортового питания телефонный аппарат перенесен из комнаты инспектора непосредственно в пункт досмотра.
4. Металлическая конструкция около здания ЭСТОП убрана из 3-х метровой зоны периметрового ограждения.
5. Произведена настройка рентгенотелевизионных интроскопов на КПП – 5, пунктах досмотра багажа на ВВЛ, МВЛ и ручной клади на МВЛ в соответствии с сертификатами на соответствующие изделия (л.д. 57).
Актами проведения внеплановой проверки от 02.02.2011 года установлено, что средства принудительной остановки автотранспорта «Гарпун» находится в исправном состоянии (л.д. 58), автотранспорт, находящийся на служебной автостоянке ФГУП «ПАЛ» расставлен с соблюдением п. 23 ФАП – 142 (на расстоянии 3 м от ограждения) (л.д. 59), в соответствии с п. 23 ФАП – 142 вдоль периметрового ограждения ФГУП «ПАЛ», в том числе в районе здания электросветотехического обеспечения полетов в 3-х метровой зоне отсутствуют посторонние предметы (л.д.60), технические параметры инженерно – технических средств охраны видеонаблюдения и связи предприятия находятся в исправном состоянии (л.д. 61).
Распоряжением генерального директора ФГУП «Пермские авиалинии» от 02.03.2011 года с 11.03.2011 года запрещен въезд на контролируемую территорию ФГУП «Пермские авиалинии» транспортных средств, находящихся в личном пользовании, ранее выданные пропуска на транспортные средства, находящиеся в личном пользовании, решено изъять.
Поскольку на момент рассмотрения дела в суде часть нарушений ответчиком устранена, что подтверждается, представленными документами, прокурор настаивает на удовлетворении требований, поэтому в удовлетворении в этой части требований прокурору следует отказать.
Требования прокурора о возложении обязанности на ФГУП «Пермские авиалинии» пункт досмотра грузов и почты (грузовой склад), пункт досмотра членов экипажа воздушных судов, работников, работников ФГУП «Пермские авиалинии» и лиц сторонних организаций (КПП №5) оборудовать аварийным освещением и электроснабжением; КПП №4 оборудовать прямой связью с правоохранительными органами; пункт досмотра бортового питания оборудовать телефонной связью; пункт досмотра грузов и почты в аэропорту «Большое Савино» оборудовать входными и выходными дверями, т.е. те нарушения которые не устранены, удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Пермского транспортного прокурора удовлетворить частично.
Пермскому транспортному прокурору в иске к ФГУП «Пермские авиалинии» о возложении обязанности оборудовать охранной сигнализацией двери и окна административного здания ФГУП «Пермские авиалинии», являющегося частью периметрового ограждения а/п «Большое Савино»;
- параметры рентгенотелевизионных интроскопов (Linescan- 215, №151660, 2004 года выпуска, Linescan -231 № 151694, 2004 года выпуска, Рентех 60*70 №115, 2006 года выпуска, Рентех 120 * 90 № 107, 2006 года выпуска) по проникающей, обнаружительной способности привести в соответствие техническим характеристикам, указанных в сертификатах соответствия на изделия;
- в контролируемую зону аэропорта «Большое Савино» исключить допуск проезда личных транспортных средств сторонних лиц и организаций для получения (сдачи) груза в ООО «Аэропортовый грузовой комплекс» (грузовой склад) - отказать.
Возложить на ФГУП «Пермские авиалинии» обязанность пункт досмотра грузов и почты (грузовой склад), пункт досмотра членов экипажа воздушных судов, работников, работников ФГУП «Пермские авиалинии» и лиц сторонних организаций (КПП №5) оборудовать аварийным освещением и электроснабжением; КПП №4 оборудовать прямой связью с правоохранительными органами; пункт досмотра бортового питания оборудовать телефонной связью; пункт досмотра грузов и почты в аэропорту «Большое Савино» оборудовать входными и выходными дверями в срок до 31.06.2011г.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24 марта 2011 года.
Судья: