Дело № 2-4571/2014 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 15 августа 2014 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Шишмаковой Е.В..,
при секретаре Черновой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее - Управление), в котором просит признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: г<адрес>, возложить обязанность выдать разрешение на строительство. В обоснование требований указано, что постановлением Главы администрации Семеновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома по указанному адресу. На земельном участке заявителем возведен жилой дом. В ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в Управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого го дома, однако в результате проверки выявлено несоответствие схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана в части размещения индивидуального жилого дома в границах красных линий на территории общего пользования, в связи с чем в выдаче разрешения на строительство было отказано.
В судебном заседании ФИО1, представитель ФИО3 заявление поддержали.
Представитель Управления ФИО4 пояснил, что в выдаче разрешения на строительство было отказано в связи с расположением земельного участка в границах красных линий на территории общего пользования, где планируется строительство автомобильной дороги.
Представитель Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО5 полагала заявление не подлежащим удовлетворению.
Представители Семеновской сельской администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Олы» в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и гл.25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Как установлено в судебном заседании, постановлением главы Администрации Семеновского сельсовета г. Йошкар-Олы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен на период строительства земельный участок площадью <данные изъяты> га по адресу: <адрес> под строительство жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ между Семеновской сельской администрации и ФИО1 заключен договор о предоставлении земельного участка по данному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес ФИО1 направлено письмо по результатам рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по указанному адресу. В соответствии с ответом Управления в результате проведенной проверки наличия и правильности оформления документов, приложенных к заявлению, выявлено несоответствие схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана земельного участка, в связи с чем отказано в выдаче разрешения на строительство.
Также Администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» направлен ответ прокурору по обращению ФИО1 к прокурору.
По пояснению заявителя, на земельном участке расположен индивидуальный жилой дом.
В соответствии со схемой размещения земельного участка на кадастровой карте территории на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, земельный участок расположен на территории общего пользования.
Красные линии, в пределах которых расположен земельный участок заявителя, предусмотрены генеральным планом г. Йошкар-Олы, утвержденным Советом Министров РСФСР 1968 года, а также генеральным планом
г. Йошкар-Олы, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 30 марта 1987 года.
Согласно п. 3 решения исполкома Йошкар-Олинского городского Совета народных депутатов от 02 июня 1982 года, в соответствии с генеральным планом г. Йошкар-Олы считать необходимым отвести городскому Управлению коммунального хозяйства земельный участок протяженностью 2,4 км с шириной в красных линиях 46,0 кв.м. под строительство восточной объездной автодороги от ул. Ленинградской до ФИО6 тракта.
Размещение земельного участка ФИО1 в границах красных линий подтверждается также дежурным планом г. Йошкар-Олы.
Суд принимает во внимание изменение протяженности красных линий по сравнению с протяженностью, указанной в решении исполкома Йошкар-Олинского Совета народных депутатов от 02 июня 1982 года. Однако изменение протяженности красных линий произведено за пределами принадлежащего ФИО1 земельного участка. То есть, земельный участок заявителя на момент его предоставления был расположен в границах красных линий.
Заявитель обратилась за разрешением на строительство индивидуального жилого дома в 2013 году на земельном участке, расположенном в границах красных линий.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденными решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 24 декабря 2009г. N30-V, определены предельные параметры земельных участков и объектов капитального строительства в части отступов зданий от границ участков, согласно которым минимальный отступ от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений – 5 метров.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно п. 2 ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В данном случае, обращаясь за получением разрешения на строительство, заявитель не представила сведений о том, что возведенная постройка не нарушает требования о запрете размещения жилого дома в границах красных линий.
Сведений о том, что строительство дома осуществлялось до определения места расположения красной линии, не имеется.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях, в частности, в определении Конституционного Суда РФ от 25 марта 2004 г. N 85-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО7 на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации», закрепленные в статьях 35 и 40 Конституции Российской Федерации гарантии права собственности и права на жилище предоставляются лишь в отношении того имущества, которое принадлежит соответствующему субъекту на законных основаниях.
С учетом изложенного ссылка заявителя на то обстоятельство, что жилой дом уже построен и необходим для проживания ФИО1, несостоятельна.
В связи с тем, что согласно градостроительному плану земельного участка жилой дом расположен на территории общего пользования в границах красных линий, оснований полагать отказ в выдаче разрешения незаконным не имеется.
Поскольку оснований для выдачи разрешения на строительство не имелось, Управлением не допущено нарушение закона, прав заявителем пропущен предусмотренных законом срок обжалования отказа в выдаче разрешения на строительство.
Кроме того, суд приходит к убеждению, что заявителем пропущен срок обращения в суд.
Как следует из материалов дела, сообщение об отказе в выдаче разрешения на строительство направлено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ однако с заявлением в суд она обратилась только ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств обращения ФИО1 с заявлением о выдаче разрешения на строительство в ДД.ММ.ГГГГ года не имеется.
Заявление удовлетворению не подлежит.
руководствуясь ст. ст. 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Шишмакова
мотивированное решение составлено 20 августа 2014 года