ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4572/2022 от 29.09.2022 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

УИД 41RS0-58

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 29 сентября 2022 г.

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Нетеса С.С.,

при секретаре судебного заседания Ефремовой Л.Н.,

с участием:

процессуального истца заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Бляхера А.Л.,

представителя ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Панахиной М.И.,

представителя ответчика Краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» Добженецкого А.Б.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Лопковой Е.И.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Шальневой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Краевому государственному унитарному предприятию «Камчатский водоканал», Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о возложении обязанности организовать очистку и обезвреживание хозяйственно-бытовых сточных вод,

установил:

заместитель Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Краевому государственному унитарному предприятию «Камчатский водоканал» (далее – КГУП «Камчатский водоканал»), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее – Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края) о возложении обязанности организовать очистку и обезвреживание хозяйственно-бытовых сточных вод. В обоснование исковых требований истец указал, что КГУП «Камчатский водоканал» осуществляет эксплуатацию систем водоотведения и предоставление услуг водоотведения на территории Петропавловск-Камчатского городского округа. Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Актуализированная схема водоотведения Петропавловск-Камчатского городского округа до 2030 года на 2021 год. Согласно таблице 1.1 (Структура зон эксплуатационной ответственности предприятий, занятых в сфере водоотведения) в эксплуатационной зоне ответственности КГУП «Камчатский водоканал» находятся: выпуск «Акрос» и выпуск «СРВ». В пункте 1.1.3 схемы приведено описание технологических зон водоотведения, в том числе:

- технологическая зона : сточные воды части жилой и общественно-коммунальной застройки по <адрес> (Северная производственная зона) по самотечным коллекторам отводятся через глубоководный выпуск «Акрос» и далее по выпуску диаметром 300 мм без очистки в Авачинскую бухту. Эксплуатацию объектов системы водоотведения в технологической зоне осуществляет КГУП «Камчатский водоканал».

- технологическая зона : сточные воды части жилой и общественно-коммунальной застройки по <адрес> роща, Сахалинская, Комсомольская, Лермонтова, Труда, Хабарова, Челюскинцев Южной производственной зоны по самотечным коллекторам отводятся через береговой выпуск «СРВ» и далее по выпуску диаметром 400 мм без очистки в Авачинскую бухту.

Аналогичные сведения о сбросе сточных вод в Авачинскую губу без очистки приведены в таблице 1.19 схемы (Перечень бассейнов канализования с привязкой к технологическим зонам водоотведения ПКГО).

Согласно приложению (Перечень абонентов, подключенных к централизованной системе водоотведения по выпускам) на выпуске «СРВ» осуществляется отведение сточных вод от домов по <адрес>

Также согласно указанному приложению 2 на выпуске «Акрос» осуществляется отведение сточных вод от домов по <адрес>,

Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора проведено обследование выпусков сточных вод, расположенных в акватории и водоохранной зоне Авачинской губы, по результатам которого установлено, что в точках с географическими координатами располагаются выпуски сточных вод, не поставленные на соответствующий учет, решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод отсутствуют.

По информации Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа выпуски в географических координатах переданы из собственности Петропавловск-Камчатского городского округа в собственность Камчатского края (кадастровые номера объектов В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости: объект кадастровый является сооружением канализации (канализационная сеть, ведущая к выпускам сточных вод), находится в хозяйственном ведении у КГУП «Камчатский водоканал»; объект кадастровый является сооружением канализации (канализационная сеть, ведущая к выпускам сточных вод), находится в хозяйственном ведении у КГУП «Камчатский водоканал».

Указанное свидетельствует о неприятии гарантирующей организацией необходимых, своевременных и достаточных мер в целях обеспечения соблюдения требований законодательства, организации отведения сточных вод, что является нарушением статей 9, 42 Конституции Российской, статей 3, 11, 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 8, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статей 2, 8, 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая длящийся характер указанных нарушений, бездействие предприятия приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, причинению вреда окружающей среде в результате ежедневного загрязнения водного объекта, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на свободное использование естественных экологических систем, создает реальную угрозу распространения инфекционных заболеваний и иных тяжких последствий.

По фактам выявленных нарушений природоохранной прокуратурой в адрес гарантирующей организации внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ с требованием принять конкретные меры с целью устранения допущенных нарушений закона, в том числе путем незамедлительной организации отведения сточных вод от жилой застройки в районе <адрес>, Комсомольская, Лермонтова, Сахалинская, Труда, Челюскинцев, Школьная, Мишенная, исключающего сброс сточных вод в водный объект без очистки; принять меры к устранению причин допущенных нарушений и условий, им способствующих.

В ответе на представление КГУП «Камчатский водоканал» указало, что предприятие оказывает услуги только в границах переданных канализационных сетей; так как выпуски предприятию не переданы оснований для принятия мер не имеется. До настоящего времени нарушения не устранены.

Прием сточных вод абонентов без последующей передачи их на очистные сооружения канализации, а также сброс неочищенных сточных вод в водный объект без очистки не может считаться осуществлением водоотведения, соответствующим требованиям законодательства. В нарушение вышеуказанных норм на территории Петропавловск-Камчатского городского округа не обеспечена очистка сточных вод, отводимых от жилой застройки по <адрес>, Комсомольская, Лермонтова, Сахалинская, Труда, Челюскинцев, Школьная, Мишенная.

На основании изложенного истец просил суд обязать КГУП «Камчатский водоканал» и Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать в соответствии с установленными требованиями очистку и обезвреживание хозяйственно-бытовых сточных вод, отводимых от домов по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском.

В судебном заседании процессуальный истец заместитель Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Бляхер А.Л. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края Панахина М.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Указала, что необходима реконструкция либо строительство новых очистных сооружений. Для этого необходимо составление проекта, строительная экспертиза, само строительство, на реализацию требуется длительный срок.

Согласно отзыву на исковое заявление Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края считает требования истца не подлежащими удовлетворению. Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского рая от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение в границах Петропавловск-Камчатского городского округа» статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение в границах Петропавловск-Камчатского городского округа, наделено КГУП «Камчатский водоканал», которое распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-Р передано из муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа в государственную собственность Камчатского края. Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ по иску Камчатского межрайонного природоохранного прокурора участки канализационных сетей, ведущие к выпускам сточных вод «Акрос» и «СРВ», были переданы в эксплуатационное ведение КГУП «Камчатский водоканал». Для передачи бесхозяйных выпусков сточных вод, расположенных на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, требуется проведение инвентаризации данного бесхозяйного имущества. Данная инвентаризация не проведена. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости выпуски сточных вод с географическими координатами на земельных участках с кадастровыми номерами отсутствуют. Министерство свое согласие на передачу спорных объектов недвижимого имущества в географических координатах СШ из муниципальной собственности в государственную собственность Камчатского края и в дальнейшем закрепление на праве хозяйственного ведения за КГУП «Камчатский водоканал» не давало. По информации Дальневосточного межрайонного управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, было проведено обследование с целью определения местонахождения и состояния выпусков сточных вод, расположенных в акватории и водоохранной зоне Авачинской губы. Выпуски с географическими координатами имеют статус «бесхозный». У КГУП «Камчатский водоканал» нет оснований для постановки на учет бесхозных выпусков с географическими координатами как объектов негативного воздействия, поскольку данные объекты не входят в состав имущества, переданного в хозяйственное ведение предприятию. Учитывая изложенное, несанкционированный сброс сточных вод через имущество, принадлежащее КГУП «Камчатский водоканал» не осуществлялся. Полагают, что требования заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора к заявленным ответчикам о возложении обязанности являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании представитель ответчика КГУП «Камчатский водоканал» Добженецкий А.Б., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Указал, что проводить реконструкцию выпусков ответчик не вправе, так как объекты находятся только на эксплуатации. Очистка не производится.

Согласно отзыву на исковое заявление канализационные сети, ведущие к выпускам неочищенных сточных вод, находятся в хозяйственном ведении КГУП «Камчатский водоканал». При этом выпуски неочищенных сточных вод в собственность Камчатского края, а равно в хозяйственное ведение предприятия не передавались, что указывает на их бесхозяйный статус. Министерством жилищно-коммунального хозяйства Камчатского края совместно с заместителем председателя Правительства Камчатского края ДД.ММ.ГГГГ разработана и подписана «Программа строительства, модернизации и реконструкции объектов систем водоснабжения и водоотведения в Авачинской агломерации». Указанной программой предусмотрены мероприятия по ликвидации выпуска неочищенных сточных вод «СРВ» со сроком реализации 2024 год. Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения Петропавловск-Камчатского городского округа до 2029 года на 2021 год и схемы водоотведения Петропавловск-Камчатского городского округа до 2030 года на 2021 год» утверждена актуализированная схема водоснабжения Петропавловск-Камчатского городского округа до 2029 года на 2021 год и схема водоотведения Петропавловск-Камчатского городского округа до 2030 года на 2021 год (далее - Актуализированная схема). Согласно актуализированной схеме в отношении выпуска «СРВ» предусмотрено строительство участка сети водоотведения «СРВ» - КНС «СРВ», протяженностью 221 м, Dy – 200 мм и КНС «СРВ» - КН 7 Юг, протяженностью 110 м. Dy – 160 мм, реализация мероприятия запланирована в 2026 – 2027 годах. Также данной схемой предусмотрено строительство локальных очистных сооружений «СРВ», производительностью 1000 м куб. сут., реализация мероприятия запланирована в 2027 – 2028 годах. На основании постановления Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П внесены изменения в «Инвестиционную программу Камчатского края на 2022 год и на плановый период 2023 – 2024 годов и прогнозный период 2025 – 2026 годов», определен объем ассигнований в рамках «Государственной программы Камчатского края «Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей населенных пунктов Камчатского края коммунальными услугами» на 2022 год по объекту «Строительство КНС «Сероглазка» (в том числе проектные работы) в размере 19 000 руб. Мероприятия по организации очистки сточных вод осуществляются предприятием в рамках инвестиционных программ за счет бюджетных ассигнований и включают в себя весь перечень мероприятий, необходимых для строительства новых сооружений и объектов: проектные изыскания, выполнение проектной документации, строительно-монтажные работы, поставка необходимого оборудования. В рамках реализации инвестиционной программы Камчатского края КГУП «Камчатский водоканал» заключен контракт на выполнение проектной документации по объекту: «Строительство КНС «Сероглазка» производительностью 16 500 м куб./сут., строительство напорных коллекторов от КНС «Сероглазка» до КОС «Чавыча». Проектной документацией будет предусмотрено строительство подводящего самотечного коллектора, который направит сточные воды от жилых домов , на КНС «Сероглазка», которые далее по напорным коллекторам будут поступать на канализационные очистные сооружения (КНО) «Чавыча». В настоящее время проектная документация проходит государственную экспертизу.

Актуализированной схемой предусмотрено строительство участка сети водоотведения от выпуска неочищенных сточных вод «Акрос» - КК 88 «Чавыча», протяженностью 131 м Dy – 160 мм и выпуск «Акрос» - КК 63 «Чавыча» протяженностью 131 м Dy – 160 мм, реализация мероприятия запланирована в 2026 – 2027 годах.

Предприятием принимаются меры, направленные на организацию очистки и обезвреживания сточных вод, отводимых от домов, указанных в исковом заявлении. Проведение конкурсных процедур по запланированным мероприятиям представляет собой длительную и последовательную работу на данном этапе, а также работы, связанные с техническим присоединением вновь построенных объектов к сетям водоотведения. Кроме того, в связи с вынесением налоговым органом требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа у предприятия низкая финансовая обеспеченность. Просили учесть данные обстоятельства при принятии решения по делу в части срока для добровольного исполнения обязанности. Полагали, что объективным сроком добровольного исполнения обязанностей с учетом возлагаемого объема работ будет являться ДД.ММ.ГГГГ Предлагаемый срок является разумным и объективным, поскольку не потребует дополнительной финансовой нагрузки на бюджет предприятия. С учетом изложенного просили в удовлетворении исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Лопкова Е.И., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Шальнева К.В., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Кроме того, в силу статей 22 и 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями» прокуратура наделена правом самостоятельно решать вопросы о необходимости проведения проверки и принятия мер прокурорского реагирования, их видов.

Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исковое заявление по данному делу подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии с полномочиями, предоставленными ему федеральным законодательством.

Статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон об охране окружающей среды).

Согласно статье 3 Федерального закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Аналогичные положения установлены в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона об охране окружающей среды запрещаются, в том числе: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Аналогичные положения установлены в статье 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно статье 34 Федерального закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2).

На основании частей 1, 4 статьи 35 Водного Кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу прямого запрета, установленного пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно пункту 7 части 15 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются: сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

Согласно методическим указаниям «МУ 2.ДД.ММ.ГГГГ-99. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водоемов. Организация госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод. Методические указания», утвержденным Минздравом России ДД.ММ.ГГГГ, сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, в т.ч. поверхностных пресных и морских вод, подземных водоносных горизонтов, питьевой воды и почвы, что является фактором риска распространения возбудителей инфекций с фекально-оральным механизмом передачи.

К одним из наиболее опасных в эпидемическом отношении сточных вод относят хозяйственно-бытовые сточные воды, которые отличаются высоким уровнем микробного загрязнения на фоне значительной концентрации взвешенных частиц и органических веществ. Поэтому перед обеззараживанием необходима их механическая и биологическая очистка.

Сточные воды могут содержать патогенные микроорганизмы - возбудители таких инфекций, как холера, брюшной тиф, паратиф А и В, сальмонеллезы, дизентерия, вирусные гепатиты А и Е, полиомиелиты 1 - 3 типов и другие энтеровирусные и аденовирусные заболевания, амебиаз, лямблиоз, лептоспироз, бруцеллез, туляремия, туберкулез, гельминтозы, кампилобактериозы.

В соответствии с санитарными правилами по охране поверхностных вод от загрязнения, сточные воды, опасные в эпидемическом отношении, должны подвергаться обеззараживанию (пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.5 раздела 3).

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении) закреплено, что водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод предусмотрены в числе целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 1, 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении).

Требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 3.1 статьи 1 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены санитарные правила и нормы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21).

Пунктом 92 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 определено, что в водные объекты, на поверхность ледяного покрова поверхностных водных объектов и водосборную территорию не допускается сбрасывать сточные воды всех видов, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы в количествах выше гигиенических нормативов.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Как следует из статьи 6.1 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 3 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и органами государственной власти Камчатского края» между органами местного самоуправления и органами государственной власти Камчатского края перераспределяются следующие полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации.

В соответствии с пунктом 24.3 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов Камчатского края, нормативных правовых актов губернатора Камчатского края и Правительства Камчатского края Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края самостоятельно издает приказы в установленных сферах деятельности, в том числе: в сфере водоснабжения и водоотведения (в части отдельных полномочий) осуществляет отдельные полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Законом Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и органами государственной власти Камчатского края».

Как следует из материалов дела, Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что гарантирующая организация не принимает необходимые, своевременные и достаточные меры в целях обеспечения соблюдения требований законодательства, организации отведения сточных вод.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа утверждена актуализированная схема водоснабжения Петропавловск-Камчатского городского округа до 2029 года на 2021 год и схема водоотведения Петропавловск-Камчатского городского округа до 2030 года на 2020 г. согласно приложению (л.д. 24-45).

В пункте 1.1.3 схемы приведено описание технологических зон водоотведения, в том числе:

- технологическая зона : сточные воды части жилой и общественно-коммунальной застройки по <адрес> (Северная производственная зона) по самотечным коллекторам отводятся через глубоководный выпуск «Акрос» и далее по выпуску диаметром 300 мм без очистки в Авачинскую бухту. Эксплуатацию объектов системы водоотведения в технологической зоне осуществляет КГУП «Камчатский водоканал».

- технологическая зона : сточные воды части жилой и общественно-коммунальной застройки по <адрес> роща, Сахалинская, Комсомольская, Лермонтова, Труда, Хабарова, Челюскинцев Южной производственной зоны по самотечным коллекторам отводятся через береговой выпуск «СРВ» и далее по выпуску диаметром 400 мм без очистки в Авачинскую бухту.

Аналогичные сведения о сбросе сточных вод в Авачинскую бухту без очистки приведены в таблице 1.19 схемы (Перечень бассейнов канализования с привязкой к технологическим зонам водоотведения ПКГО).

Согласно приложению (Перечень абонентов, подключенных к централизованной системе водоотведения по выпускам) на выпуске «СРВ» осуществляется отведение сточных вод от домов по <адрес>,

Также согласно указанному приложению 2 на выпуске «Акрос» осуществляется отведение сточных вод от домов по <адрес>,

ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора) в Камчатскую межрайонную природоохранную прокуратуру направлена информация о том, что проведено обследование выпусков сточных вод, расположенных в акватории и водоохранной зоне Авачинской губы, по результатам которого установлено, что в точках с географическими координатами располагаются выпуски сточных вод, не поставленные на соответствующий учет, решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод отсутствуют (л.д. 146-148).

По информации Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ выпуски в географических координатах переданы из собственности Петропавловск-Камчатского городского округа в собственность Камчатского края - кадастровые номера объектов (л.д. 142-145).

В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ:

- объект недвижимости с кадастровым номером является сооружением канализации (канализационная сеть, ведущая к выпускам сточных вод), ДД.ММ.ГГГГ на данный объект зарегистрировано право собственности Камчатского края, ДД.ММ.ГГГГ на данный объект зарегистрировано право хозяйственного ведения КГУП «Камчатский водоканал»;

- объект недвижимости с кадастровым номером является сооружением канализации (канализационная сеть, ведущая к выпускам сточных вод), ДД.ММ.ГГГГ на данный объект зарегистрировано право собственности Камчатского края, ДД.ММ.ГГГГ на данный объект зарегистрировано право хозяйственного ведения КГУП «Камчатский водоканал» (л.д. 72-141).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес КГУП «Камчатский водоканал» и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой направлено представление об устранении нарушений законодательства, а именно прекратить сброс неочищенных сточных вод в водный объект без очистки (л.д. 46-53).

Согласно ответу КГУП «Камчатский водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ на представление Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры у КГУП «Камчатский водоканал» не имеется оснований для постановки безхозяйных выпусков «Акрос» и «СРВ» на учет, как объектов негативного воздействия, поскольку данные объекты не входят в состав имущества, переданного в хозяйственное ведение предприятию. У предприятия нет оснований на оформление водопользования на данные выпуски сточных вод (л.д. 54-55).

Анализируя юридически значимые обстоятельства по данному делу, учитывая, что ответчик КГУП «Камчатский водоканал», допуская сброс сточных вод в Авачинскую губу через выпуски «СРВ» и «Акрос», не оборудованные сооружениями для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод и предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, нарушает вышеизложенные нормы природоохранного законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности требования о возложении на КГУП «Камчатский водоканал» и Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обязанности организовать очистку сточных вод, отводимых от домов по <адрес>, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Бездействие гарантирующей организации и органа государственной власти в решении указанного вопроса не соответствует нормам действующего законодательства, приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, влечет угрозу причинения вреда окружающей среде в результате ежедневного загрязнения водного объекта, влечет, нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на свободное использование естественных экологических систем, создает реальную угрозу распространения инфекционных заболеваний и иных тяжких последствий.

Доводы ответчиков о невозможности проведения реконструкции выпусков сточных вод «Акрос» и «СРВ», которые являются бесхозяйными и не переданы в хозяйственное ведение КГУП «Камчатский водоканал», отклоняются судом, поскольку исковые требования не содержат указания о способе организации очистки и обезвреживании хозяйственно-бытовых сточных вод путем реконструкции указанных выпусков.

При этом суд учитывает, что канализационные сети, ведущие к выпускам сточных вод «Акрос» и «СРВ», собственником которых является Камчатский край, были переданы в эксплуатационное ведение КГУП «Камчатский водоканал», и поскольку эксплуатация этих выпусков, которыми оканчиваются сети, осуществляется КГУП «Камчатский водоканал», им должны соблюдаться установленные требования по очистке и обезвреживанию хозяйственно-бытовых сточных вод.

Доводы ответчиков о том, что для обеспечения очистки необходимо предоставление длительного времени для составления проектной документации, проведения строительных экспертиз, и объективным сроком добровольного исполнения обязанностей с учетом возлагаемого объема работ будет являться ДД.ММ.ГГГГ, судом принимаются во внимание, однако основанием для отказа в удовлетворении требований Камчатского межрайонного природоохранного прокурора не являются, поскольку соблюдение природоохранного законодательства является безусловной обязанностью хозяйствующих субъектов, не зависящей от их финансового положения или долгосрочного планирования.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Решая вопрос о сроке организации указанных мероприятий, учитывая обстоятельства дела, длящийся характер нарушения, принимая во внимание характер и объем мероприятий, которые предстоит провести, суд устанавливает срок исполнения возложенных обязательств до ДД.ММ.ГГГГ, что будет соответствовать принципу разумности и справедливости.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал», Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать в соответствии с установленными требованиями очистку и обезвреживание хозяйственно-бытовых сточных вод, отводимых от домов по <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий подпись С.С. Нетеса

Подлинник судебного постановления подшит в деле , находящемся в производстве Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края.