2-4577/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 августа 2022 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга
в составе: председательствующего судьи Перовских И.Н.,
при секретаре Спиндовской Л.С.
с участием представителя заявителя ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации города Оренбурга о признании движимого имущества бесхозяйным, признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г. Оренбурга обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную движимую вещь, ссылаясь на то, что на территории муниципального образования г.Оренбурга, выявлены бесхозяйное имущество в виде светильников наружного освещения.
Согласно сведениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области вышеуказанные объекты не включены в реестр государственного и федерального имущества.
Просили суд признать за муниципальным образованием «...» право муниципальной собственности на брошенные, бесхозные сети наружного освещения, установленные в районе жилых домов с ..., в районе жилых домов N и N по ....
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела были извещены надлежащим образом. В представленных отзывах не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Суд, руководствуясьстатьей 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности и по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Исходя из статьи 226 ГК РФ, брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
На основании ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела, в том числе о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (п.6).
В силу ч.1 ст. 290 ГПК РФ, заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя.
В соответствии с ч.1 ст. 291 ГПК РФ, в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью.
Таким образом, значимыми для дела обстоятельствами является отсутствие у движимой вещи собственности и вступление заявителя во владение этой вещью.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ 2Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в соответствии со статьями 290 - 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет органами Федеральной регистрационной службы (в настоящее время - органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе электрических сетей, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
Судом установлено, что на территории муниципального образования «город Оренбург» выявлены бесхозяйные объекты движимого имущества:
- светильники наружного освещения марки ЖКУ-150, установленный на опорах а районе жилых домов № ...
- светильники наружного освещения марки ЖКУ-150, установленный на опорах а районе жилых домов № ... ... (2 шт.).
Как следует из ответов Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений ..., ПАО "Россети Волга" - "Оренбургэнерго" вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства не проходили процедуру учета в реестре государственного имущества ....
Согласно ответа ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть», данные светильники в оперативное управление ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть», являющейся сетевой организацией, отвечающей за транспорт электрической энергии по своим сетям до потребителей, не передавались и на балансе этого учреждения также не находятся. Обязанность по организации уличного освещения на предприятие не возлагалась и его основным или дополнительным видом деятельности не является.
Согласно сведений из Федерального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в ..., объекты недвижимого имущества, светильники наружного освещения не проходили процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества, находящегося на территории .... Вместе с тем, каких-либо требований о признании права государственной собственности, заявлено не было.
Таким образом, сети наружного освещения, расположенное на территории МО «...», обладают признаками бесхозяйной вещи, поскольку их собственники не известны и фактически отказались от права обладания данными вещами, от поддержания вещей в надлежащем исправном состоянии фактически уклоняются, о своих правах на данное имущество не заявляют.
Более того, спорные светильники муниципальной собственностью «...» не являются, в реестр муниципального имущества не включены и на балансе администрации ... не состоят. Учитывая изложенное, а также то, что на балансе у организаций, либо физических лиц названные вещи также не находятся, лицо, являющееся их собственником, не известно и в ходе судебного разбирательства установлено не было, то суд признаёт светильники наружного освещения типа, расположенных в МО «...» бесхозяйными.
В силу ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 8 Устава муниципального образования «...», принятого решением Оренбургского городского совета от ...N к вопросам местного значения муниципального образования «...» относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
На основании изложенного, суд считает необходимым признать право собственности муниципального образования «...» на указанные выше объекты.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление муниципального образования «...» в лице Администрации ... о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную движимую вещь – удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием «...» право муниципальной собственности на:
- светильники наружного освещения марки ЖКУ-150, установленный на опорах а районе жилых домов № ... (4 шт.);
- светильники наружного освещения марки ЖКУ-150, установленный на опорах а районе жилых домов ... (2 шт.).
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд ... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения составлен 08 августа 2022 года
Судья: Перовских И.Н.