Дело № года
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2018 года гор. Н. М.<адрес>
Ногинский городской суд М.<адрес> в составе:
председательствующего судьи Поповой Н.А.,
при секретаре Лебедевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Ногинского муниципального района М.<адрес> о восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальной поддержки из федерального бюджета на обеспечение жилой площадью,
Установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Ногинского муниципального района М.<адрес> о восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальной поддержки из федерального бюджета на обеспечение жилой площадью, ссылаясь на следующее.
Истец ФИО1 является инвалидом детства.
Истец и ее мать – ФИО2, зарегистрированы и постоянно проживают по адресу: М.О., гор. ФИО5, <адрес>М., <адрес>.
В соответствии с нормами Закона М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ - ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов» (далее – Закон М.<адрес>) имеет право на получение субвенции из средств федерального бюджета на приобретение жилой площади.
С 2000 г. истец состоит на очереди по улучшению жилищных условий, как на общих основаниях, так и по льготной категории, как ребенок-инвалид.
Факт того, что постановка на очередь по улучшению жилищных условий по льготной категории имела место до 2005 г. подтверждается письмом Комитета по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за № КОН-№, в котором истцу предлагалось получение свидетельства о праве на получение мер социальной поддержки по указанному выше основанию. В то время этим предложением истец не воспользовалась.
Позже истец узнала, что ее исключили из списков лиц, имеющих право на субвенции.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 подала в администрацию <адрес> заявление о восстановлении ее в соответствующих списках с приложением документов, указанных в п. 3.4. Распоряжения Министерства строительного комплекса М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден перечень документов, подтверждающих право граждан, указанных в частях 1 и 2 статьи 1 Закона М.<адрес>№-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, за исключением документа, подтверждающего постановку истца и членов ее семьи на очередь по улучшению жилищных условий, поскольку данный документ уже имелся в учетном деле.
Письмом администрации муниципального образования «Город Н. М. области» от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу было сообщено, что в восстановлении ее в списках лиц, имеющих право на получение указанных субвенций отказано по следующим основаниям.
Администрация Ногинского муниципального района письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ исх. 1310 направила обращение в администрацию муниципального образования «ГородФИО5<адрес>» с просьбой предоставить до ДД.ММ.ГГГГ сформированные в установленном порядке учетные дела граждан, состоящих в Сводном списке №, в соответствии с Законом М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
В ответ на данное обращение администрация муниципального образования «ГородФИО5<адрес>» письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ исх-2014 сообщила, что у граждан, изъявивших желание оформить Свидетельство о праве на получение мер социальной поддержки (субвенции) по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, отсутствуют правовые документы о постановке на учет в качестве нуждающихся.
Истец считает, что в отношении ее семьи такого быть не может, поскольку копия решения органа местного самоуправления муниципального образования М.<адрес> о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалида или семьи, имеющей детей-инвалидов, в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" предоставлялся при первичном включении в Сводный список и являлся основанием для этого.
Таким образом, отказ Администрации Ногинского муниципального района М.<адрес> является безосновательным. Утрата муниципальными органами необходимых документов ранее предоставленных им, не могут умалять права лиц, нуждающихся в мерах социальной поддержки, а тем более являться основанием для исключения из Сводного Списка.
Истец ФИО1 просила суд: восстановить ФИО1 в списке граждане, имеющих право на получение социальной поддержки из федерального бюджета на обеспечение жилой площадью, а именно: Сводном списке № по муниципальному образованию «Ногинский муниципальный район М.<адрес>» граждан, указанных в ч.2 ст.1 Закона М.<адрес>№ – ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов».
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца ФИО3, действующая по доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, дала суду объяснения, аналогичные установочной части решения суда.
Представитель ответчика – Администрации Ногинского муниципального района М.<адрес> – ФИО4, действующая по доверенности, иск не признала, представила письменные возражения относительно заявленных требований, основные доводы которых сводятся к следующему.
Истцом в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о том, что ею соблюден порядок постановки в установленном порядке в список, а наоборот из письма администрации муниципального образования «ГородФИО5<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ исх – 2014, следует что у граждан, изъявивших желание оформить Свидетельство о праве на получение мер социальной поддержки (субвенции) по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, отсутствуют правовые документы о постановке на учет в качестве нуждающихся.
Кроме того, указано на то обстоятельство, что ФИО1 стоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2000 года. В настоящее время номер общей очереди в администрации муниципального образования «ГородФИО5<адрес>» - <адрес>.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФИО1 не обращалась с соответствующим заявлением и пакетом необходимых документов, подтверждающих ее отнесение к льготной категории граждан, к Главе администрации Ногинского муниципального района М.<адрес> для решения вопроса о включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилых условий, как гражданина, отнесенного к льготной категории. Указанный факт подтверждает отсутствие правового акта администрации Ногинского муниципального района М.<адрес> по данному вопросу.
Поскольку правовой акт администрации Ногинского муниципального района М.<адрес> о принятии решения по вопросу постановки ФИО1 на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, оформленного в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, не издавался, указанные правоотношения между сторонами не возникли, и обязательства ответчика ограничены рамками созданных и действующих между сторонами правоотношениями о праве семьи истца по обеспечению жилым помещением по договору социального найма на общих основаниях ЖК РФ. Право на обеспечение жильем на счет средств федерального бюджета у инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, возникло впервые после внесения изменений в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 199-ФЗ.
После указанной даты ФИО1 имела право обратится в орган местного самоуправления и представить документы, подтверждающие ее право на обеспечение жильем помещением за счет средств федерального бюджета.
На основании представленных ФИО1 документов, органом местного самоуправления должен быть принят соответствующий правовой акт.
При наличии такого правового акта истец имела бы право на включение в Список граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (Список №).
Указанный правовой акт администрацией Ногинского муниципального района также не издавался.
В Список № граждане могут быть включены после соблюдения вышеуказанного административного порядка: подача заявления с необходимым пакетом документов, осуществление проверки указанных документов, со стороны органа местного самоуправления, принятие решения о включении в Списки, путем издания соответствующего правового акта, включение гражданина в Список № на основании принятого решения.
Поскольку, начиная с 2004 года у истца была возможность, но она не предприняла никаких действий для реализации права, являющегося предметом спора по настоящему делу, административный порядок постановки истца в список № отсутствуют.
При указанных обстоятельствах администрация Ногинского муниципального района М.<адрес> считает, что исковые требования ФИО1 о восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальной поддержки из федерального бюджета на обеспечение жилой площадью - удовлетворению не подлежат в полном объеме (л.д.93-94).
Представитель третьего лица - Министерства строительного комплекса М.О. в судебное заседание не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные возражения относительно заявленных требований, основные доводы которых сводятся к следующему.
Поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие факт того, что административный порядок, постановки истца на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета в соответствии с нормами постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, дальнейший порядок о включении истца в Список № соблюден, правовые основания для нахождения ФИО1 в Сводном списке № по Ногинскому муниципальному району, отсутствуют (л.д. 35-38).
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - Министерства строительного комплекса М.О.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Основания и порядок снятий граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрены ст. 56 ЖК РФ.
В соответствии ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства с представлением документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК РФ).
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии со ст.ст. 17 и 28.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Согласно ч.1 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», которым ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» был дополнен ст.28.2 (п.2 ст.5). Указанной статьей определяется порядок передачи органам государственной власти субъектов РФ полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Из указанной нормы также следует, что органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять законами субъектов РФ органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер соцподцержки, указанных в части первой настоящей статьи.
Из ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ следует, что инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 настоящего ФЗ.
Механизм реализации ФЗ предусматривает выделение средств из федерального бюджета на решение жилищного вопроса инвалидов и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, исходя из обшей площади жилья 18 кв. м. и средней рыночной стоимости 1 кв. и. общей площади жилья, устанавливаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в порядке очередности.
Законом М.<адрес> органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Московской <адрес>, по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан.
В соответствии со ст. 3 Закона М.<адрес> списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечении» жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета формирует орган местного самоуправления, на территории которого проживает льготник. Указанный список формируется в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Учет граждан, указанных в п.2 ст. 1 Закона М.<адрес>, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом М.<адрес> от 12 12.2005 г. №-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с предъявлением документа, подтверждающего право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Перечень документов, подтверждающих право граждан, указанных в ч.2 ст. 1 Закона М.<адрес>, на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета утвержден распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждения Перечня документов, подтверждающих право граждан, указанных в частях 1 и 2 статьи 1 Закона М.<адрес>№-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Из материалов дела усматривается, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом с детства (л.д.71,85).
В соответствии с Постановлением Старокупавинской администрации <адрес>М.<адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, была поставлена на льготный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.73).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер льготной очереди - №, общей – № (л.д.73), на ДД.ММ.ГГГГ номер льготной очереди – № (л.д.91). На ДД.ММ.ГГГГ номер льготной очереди – № (л.д.90), что не оспаривалось сторонами.
То есть, право первоочередного предоставления жилой площади установлено в соответствии с пунктом 5 «Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Факт того, что постановка на очередь по улучшению жилищных условий по льготной категории имела место до 2005 г., подтверждается письмом Комитета по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за № КОН-№, в котором истцу предлагалось получение свидетельства о праве на получение мер социальной поддержки по указанному выше основанию (л.д.10).
С ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрирована постоянно и проживает в 2 <адрес>, общей площадью 32,5 кв.м., по <адрес>М. гор. ФИО5<адрес>. В указанной квартире кроме истца зарегистрирована мать истца – ФИО2 (л.д.53).
В указанном жилом помещении ФИО1 и ее мать проживают на условиях социального найма, указанная квартира является объектом муниципальной собственности г. ФИО5<адрес>М.<адрес> (л.д.13,13а).
В соответствии с Протоколом № заседания жилищной комиссии администрации Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, было принято решение - Комитету по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района подготовить Распоряжение об утверждении списка граждан, подлежащих исключению из Сводного списка № по Ногинскому муниципальному району (л.д. 45-46).
Распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден список граждан, подлежащих исключению из Сводного списка № по Ногинскому муниципальному району, указанных в ч.2 ст. 1 Закона М.<адрес>№ – ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов», документы которых не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и М.<адрес>, всего № человек, в который включена ФИО1 номер в списке № (л.д. 99).
Из материалов дела усматривается, что истец ФИО1 стояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях не только на общих основаниях, но и в льготном списке по медицинским показаниям, на основании Постановления Старокупавинской администрации <адрес>М.<адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в составе семьи ФИО2 С указанной даты истцу приходили сведения о ее общей и льготной очереди.
Исключая истца из сводного списка, ответчик ссылается на отсутствие учетного дела и нахождение его в Администрации муниципального образования «ГородФИО5<адрес> ». Сам по себе факт отсутствия учетного дела не является основанием для исключения из сводного списка. О том, что истец имела право на улучшение жилищных условий подтверждается и письмом Комитета по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района М.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № КОЛ-88 (л.д.10), где ей сообщалось о размере социальной выплаты.
То есть, основания нахождения истца в сводном списке по состоянию на 2013 год, ответчик подтверждал.
Таким образом, с 2000 г. истец состояла на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях в льготном списке первоочередников. Однако, при проверке учетного дела была снята в связи с отсутствием учетного дела, а также нормативно – правового документа о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В связи с тем, что факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий ответчиком не оспаривается, а ответчик ссылается на отсутствие пакета документов, перечисленных в перечне документов, необходимых для улучшения жилищных условий инвалидов, с учетом анализа вышеуказанных норм, суд приходит к выводу о том, что отсутствие указанных документов не является основанием для исключения истца из льготного списка граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, но является основанием для истребования у нее этих документов и уточнения ее намерений. Иное противоречит требованиям ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п.1, 3 - 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Администрации Ногинского муниципального района М.<адрес> о восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальной поддержки из федерального бюджета на обеспечение жилой площадью - удовлетворить.
Обязать Администрацию Ногинского муниципального района М.<адрес> восстановить ФИО1 в списке граждан, имеющих право на получение социальной поддержки из федерального бюджета на обеспечение жилой площадью, а именно: в Сводном списке № по муниципальному образованию «Ногинский муниципальный район М.<адрес>» граждан, указанных в ч.2 ст. 1 Закона М.<адрес>№ – ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в М. областной суд через Ногинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: