ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-457/2013 от 19.03.2013 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

  Дело № 2-457/2013

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г. Хабаровск                                                                                      «19» марта 2013 г.

 Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

 единолично судьи Акимцова О.Ю.,

 при секретаре Моховой Г.В.,

 при участии в судебном заседании:

 заявителя: ФИО1, - личность установлена.

 представителя органа принявшего оспариваемый нормативный правовой акт: Собрания депутатов Хабаровского муниципального района, - ФИО2, представившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании недействующим решения собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23.10.2012 г. № 49-269 «Об утверждении проекта «Схемы территориального планирования Хабаровского муниципального района Хабаровского края», в части утверждения п. 13 таблицы № 1 п. 2.3.2 «Схемы территориального планирования Хабаровского муниципального района Хабаровского края».

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным заявлением, свои исковые требования истец мотивировал следующим.

 Собрание депутатов Хабаровского муниципального района 23 октября 2012 г., под номером 49-269, было принято решение «Об утверждении проекта Схемы территориального планирования Хабаровского муниципального района Хабаровского края», которое было размещено на сайте Администрации Хабаровского муниципального района 30.10.2012 г., адрес сайта www.khabrayon.ru., опубликовано 31.10.2012 г. в Вестнике Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 10 и вступило в силу 30 октября 2012 г.

 Оспариваемая часть нормативного правового акта противоречит статьям 36 п.2, 42, 58 Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, каждый имеет право владеть и распоряжаться природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

 При реализации оспариваемой части Схемы территориального планирования, а именно строительство горнолыжной базы круглогодичного действия на территории природного заказника «Хехцирский», с выходом на территории пос. Корфовский в охранной зоне Большехехцирского государственного заповедника, согласно планам строительства, будет обустроено две полосы, шириной в 30 и 60 метров, длинной 2 290 и 1 000 м. соответственно, стоянка для автомобилей на 1 000 мест, гостиница на 160 мест. Горнолыжная трасса будет пересекать два ручья, вода из которых питает поселок Корфовский. По проекту предполагается строительство водохранилища, что повлечёт за собой в лучшем случае снижение качества воды, подаваемой потребителям, а в худшем - исчезновение питьевой воды в посёлке, т. к. предполагают использовать воду для производства снега. Будет сведено 15 гектаров леса, что уже может явиться катастрофой для экосистемы в районе пос. Корфовский. На обезлесеном участке во время летних ливней возможно начало процессов оврагообразования.

 В результате этого, заявителя, как жителя посёлка Корфовский лишат благоприятной окружающей среды для дальнейшей жизни и деятельности, а нанося ущерб окружающей среде, нарушат мои права и законные интересы.

 На основании вышеизложенного просит суд признать недействующим нормативный правовой акт Собрания депутатов Хабаровского муниципального района, - решение «Об утверждении проекта Схемы территориального планирования Хабаровского муниципального района Хабаровского края» от 23.10.12 г. № 49-269, в части утверждения п. 13 таблицы № 1 п. 2.3.2 схемы территориального планирования Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

 В судебном заседании заявитель ФИО1 настаивал на удовлетворении своих требований, просил их удовлетворить, в соответствии со ст. 39 ПК РФ дополнил свои требования, просил так же признать недействующим оспариваемый нормативный правовой акт по тем основаниям, что в соответствии со ст. 51 Регламента Собрания депутатов Хабаровского муниципального района обнародование принятого Собранием депутатов решения осуществляется путём опубликования в печатных средствах массовой информации, учрежденных для опубликования муниципальных правовых актов.

 В соответствии с п. 8 ст. 6 Устава Хабаровского муниципального района печатным органом средств массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации учреждена газета «Сельская новь».

 Решение Собрания депутатов хабаровского района на основании постановления Администрации Хабаровского муниципального района от 08.11.2012г. № 3169 было опубликовано в Вестнике Хабаровского муниципального района Хабаровского края и на сайте. В газете «Сельская новь» решение Собрания депутатов от 23.10.12 №49-269 опубликовано не было.

 Согласно ст. 33 Устава Хабаровского муниципального района порядок опубликования (обнародования) должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

 В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, а в данном случае Администрацией не была обеспечена возможность лично мне и неопределённому кругу заинтересованных лиц пос. Корфовский, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, ознакомиться с его содержанием.

 Представитель органа принявшего оспариваемый нормативный правовой акт в судебном заседании с требованиями ФИО1 не согласился по тем основаниям, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий Собрания депутатов Хабаровского муниципального района с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие.

 Согласно п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

 В соответствии с ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Таким образом, документы территориального планирования определяют возможные направления развития территорий.

 Оспариваемым пунктом 13 таблицы № 1 п. 2.3.2 Схемы территориального планирования указано лишь наименование рекреационной зоны и ее возможная специализация.

 Какие-либо мероприятия, а именно строительство горнолыжной базы с выходом на п. Корфовский с двумя полосами для катания, а также строительство гостиницы на 160 мест и автостоянки на 1000 мест схемой территориального планирования не предусмотрены.

 Предоставленный заявителем в материалы дела паспорт инвестиционного проекта «Спортивно-туристическийкомплекс «Корфовский», разработанный НП Клуб «ОРОЧ», в соответствии с которым предусмотрено строительство вышеназванных объектов никакого отношения к схеме территориального планирования, утвержденной решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 23.10.2012 № 49-269 не имеет.

 Инвестиционный проект - это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Как следствие вышеназванный проект разработан НП Клуб «ОРОЧ» для личных целей и никакого правового значения не имеет.

 Более того, земельные участки в границах рекреационной зоны Корфовская никому до настоящего времени не представлены.

 Как следствие доводы заявителя о строительстве в границах данной рекреационной зоны горнолыжной базы не обоснованы и не соответствуют действительности.

 Кроме того, само по себе включение в проект схемы территориального планирования Хабаровского муниципального района рекреационной зоны Корфовская не гарантирует обязательного размещения в указанной зоне горнолыжной базы.

 Строительство базы возможно только при наличии двух условий:

 предоставление земельного участка для строительства;

 получение разрешения на строительство.

 Прохождение указанных процедур возможно исключительно при строгом соблюдении норм действующего законодательства, в том числе экологического.

 При этом, согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ получение разрешения на строительство возможно только при предоставлении застройщиком материалов, содержащихся в проектной документации, в том числе положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.

 Таким образом, объект, который бы мог повлечь негативные экологически последствия изложенные заявителем в иске не получил бы положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, как следствие разрешение на строительство такого объекта не было бы выдано.

 Учитывая изложенное, решение Собрания депутатов Хабаровского муниципального района просит в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме.

 Выслушав в судебном заседании стороны, исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит заявление ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Как следует из материалов дела, Собранием депутатов Хабаровского муниципального района 23 октября 2012 г., принято решение № 49-269 «Об утверждении проекта Схемы территориального планирования Хабаровского муниципального района Хабаровского края».

 Указанное решение было размещено на сайте Администрации Хабаровского муниципального района 30.10.2012 г., адрес сайта www.khabrayon.ru., опубликовано 31.10.2012 г. в Вестнике Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 10 и вступило в силу 30 октября 2012 г. Указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами и признано самим заявителем.

 Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 ст. 251 ГПК РФ. В нем в частности должно быть указано, какие права и свободы заявителя нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, а также какому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт.

 Как следует из заявления, заявитель полагает, что решение об утверждении проекта схемы территориального планирования Хабаровского муниципального района противоречит ст. 36, 42, 58 Конституции РФ. Вместе с тем, заявитель не уточняет, в чем именно заключается противоречие оспариваемого решения указанным нормам. В свою очередь данные правовые нормы закрепляют права и свободы граждан и каких-либо императивных указаний для органов местного самоуправления не содержат. Кроме того, в заявлении не указано каким образом принятое решение нарушает права заявителя.

 Между тем пунктом 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» судам разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

 При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливаетсоответствиеегофедеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

 По мнению суда, оспариваемое решение принято в пределах полномочий Собрания депутатов Хабаровского муниципального района с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие, по следующим основаниям.

 Согласно п. 1 ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Градостроительного кодекс РФ схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.

 В соответствии со статьей 17 Устава Хабаровского муниципального района представительным органом Хабаровского муниципального района является Собрание депутатов Хабаровского муниципального района.

 Согласно ст. 21 Устава муниципальные правовые акты Собрания депутатов принимаются в форме решений.

 Оспариваемое решение об утверждение проекта схемы территориального планирования было в установленном порядке опубликовано в Вестнике Хабаровского муниципального района № 10 от 31.10.2012.

 Таким образом, требования к форме нормативного акта, порядку его принятия соблюдены, а само решение принято в пределах компетенции Собрания депутатов.

 Согласно п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

 В соответствии с ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Таким образом, документы территориального планирования определяют возможные направления развития территорий.

 Оспариваемым пунктом 13 таблицы № 1 п. 2.3.2 Схемы территориального планирования указано лишь наименование рекреационной зоны и её возможная специализация. Какие-либо мероприятия, а именно строительство горнолыжной базы с выходом на п. Корфовский с двумя полосами для катания, а также строительство гостиницы на 160 мест и автостоянки на 1000 мест схемой территориального планирования не предусмотрены.

 Предоставленный заявителем в материалы дела паспорт инвестиционного проекта «Спортивно-туристическийкомплекс «Корфовский», разработанный НП Клуб «ОРОЧ», в соответствии с которым предусмотрено строительство вышеназванных объектов, никакого отношения к схеме территориального планирования, утвержденной решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 23.10.2012 № 49-269 не имеет, поскольку инвестиционный проект - это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). Как следствие вышеназванный проект разработан НП Клуб «ОРОЧ» для личных целей и никакого правового значения не имеет.

 Более того, земельные участки в границах рекреационной зоны Корфовская никому до настоящего времени не представлены.

 Как следствие доводы заявителя о строительстве в границах данной рекреационной зоны горнолыжной базы не обоснованы и не соответствуют действительности.

 Кроме того, само по себе включение в проект схемы территориального планирования Хабаровского муниципального района рекреационной зоны Корфовская не гарантирует обязательного размещения в указанной зоне горнолыжной базы.

 Строительство базы возможно только при наличии двух условий:

 предоставление земельного участка для строительства;

 получение разрешения на строительство.

 Прохождение указанных процедур возможно исключительно при строгом соблюдении норм действующего законодательства, в том числе экологического.

 При этом, согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ получение разрешения на строительство возможно только при предоставлении застройщиком материалов, содержащихся в проектной документации, в том числе положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.

 Таким образом, объект, который бы мог повлечь негативные экологически последствия изложенные заявителем в своём заявлении, не получил бы положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, как следствие разрешение на строительство такого объекта не было бы выдано.

 Кроме того, не подлежат принятию доводы заявителя относительно обоснования признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта, а именно его не опубликования официально для всеобщего сведения.

 В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 Согласно ч. 5 ст. 21 Устава Хабаровского муниципального района обнародование решений Собрания депутатов осуществляется путем издания главой муниципального района специального правового акта, устанавливающего порядок и сроки их опубликования в печатных средствах массовой информации, учрежденных для опубликования муниципальных правовых актов, либо в других средствах массовой информации.

 Аналогичное положение содержится также в ст. 51 Регламента Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

 В соответствии со ст. 2 Регламента Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

 В целях своевременного опубликования правовых актов постановлением главы муниципального образования Хабаровского района от 15.09.2004 № 164 было учреждено ежемесячное печатное издание «Вестник Хабаровского района».

 Решением Думы Хабаровского района от 14.09.2004 № 36 принят Порядок опубликования правовых актов. В соответствии с указанным порядком в качестве официальных источников опубликования правовых актов органов местного самоуправления Хабаровского района определены газета «Сельская новь» и «Вестник Хабаровского муниципального района», сайт администрации Хабаровского муниципального района: khabrayon.ru.

 Как следует из материалов дела и подтверждено самим заявителем, решение Собрания депутатов хабаровского района на основании постановления Администрации Хабаровского муниципального района от 08.11.2012г. № 3169 было опубликовано в Вестнике Хабаровского муниципального района Хабаровского края и на сайте, т.е. тем самым была обеспечена возможность заявителю и иному неопределённому кругу заинтересованных лиц, ознакомиться с его содержанием.

 Учитывая изложенное, суд находит необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление ФИО1 о признании недействующим решения собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 23.10.2012 г. № 49-269 «Об утверждении проекта «Схемы территориального планирования Хабаровского муниципального района Хабаровского края», в части утверждения п. 13 таблицы № 1 п. 2.3.2 «Схемы территориального планирования Хабаровского муниципального района Хабаровского края», - оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Хабаровский районный суд.

 Судья                                             <данные изъяты>                                 О.Ю. Акимцов

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>