ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-457/2014 от 07.07.2014 Устьянского районного суда (Архангельская область)

  Дело № 2- 457/ 2014

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 07 июля 2014 года п. Октябрьский

 Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой A.M., при секретаре Березиной А.О., с участием истца Синицкой О.Г., представителя ответчика – ГКУ АО ...» - Ручьевой Т.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синицкой О.Г. к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по ...», Министерству труда, занятости и социального развитии Архангельской области, Министерству финансов Архангельской области о признании  права на получение мер социальной поддержки многодетным семьям, обеспечении мер социальной поддержки многодетным семьям,

 УСТАНОВИЛ:

 Синицкая О.Г. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению ... «Отделение социальной защиты населения по ...» о возложении обязанности предоставить ей в полном объеме меры социальной поддержки, установленные Указом Президента РФ от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

 В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца в качестве ответчиков привлечены Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области и Министерство финансов Архангельской области, исковые требования уточнены, истец просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки многодетным семьям в виде: оплаты в размере 30 процентов стоимости: коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), предоставленных в жилом помещении и в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, а также в жилом помещении в домовладении, в пределах нормативов потребления указанных услуг; оплаты в размере 30 процентов стоимости сбора и вывоза бытовых отходов; ежемесячной денежной выплаты на приобретение твердого топлива в размере ... рубля; компенсации части платы, взимаемой с родителей (усыновителей) за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - родительская плата), в соответствии с законодательством Российской Федерации; ежемесячной денежной выплаты на проезд для обучающихся в общеобразовательных организациях или в профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования в размере ... рублей в городской местности и ... рублей в сельской местности в период с 1 сентября по 31 мая; ежемесячной денежной выплаты на питание ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации или профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования, в размере ... рублей в период с 1 сентября по 31 мая, и возложить на ответчиков обязанность обеспечить предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям в виде оплаты в размере 30 процентов стоимости: коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), предоставленных в жилом помещении и в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, а также в жилом помещении в домовладении, в пределах нормативов потребления указанных услуг; оплаты в размере 30 процентов стоимости сбора и вывоза бытовых отходов; ежемесячной денежной выплаты на приобретение твердого топлива в размере ... рубля; компенсации части платы, взимаемой с родителей (усыновителей) за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - родительская плата), в соответствии с законодательством Российской Федерации; ежемесячной денежной выплаты на проезд для обучающихся в общеобразовательных организациях или в профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования в размере ... рублей в городской местности и ... рублей в сельской местности в период с 1 сентября по 31 мая; ежемесячной денежной выплаты на питание ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации или профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования, в размере ... рублей в период с 1 сентября по 31 мая.

 Требования мотивированы тем, что социальная защита многодетных семей находится в совместном ведении Российской Федерации и Архангельской области. В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, установить для многодетных семей меры социальной поддержки. Закон Архангельской области от 22.06.2005 № 55-4-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» определил статус многодетной семьи ( это семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей (рожденных, усыновленных, принятых на воспитание в приемную семью) и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, установил меры социальной поддержки многодетных семей в статье 6. Истец получила удостоверение многодетной семьи ...г., так как воспитывает четырёх несовершеннолетних детей. В связи с тем, что семья истца является многодетной, она имеет право на предоставление льгот, предусмотренных Законом № 55-4-03. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предоставляет детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей меры социальной поддержки аналогичные мерам социальной поддержки многодетных семей. По Постановлению Администрации Архангельской области от 24.09.2007 № 166-па «О мерах по реализации областного закона «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области», в случае если в качестве многодетной семьи зарегистрирована семья, в составе которой учитываются дети, принятые на воспитание в приемную семью, в правом верхнем углу внутренней стороны удостоверения многодетной семьи делается отметка «Приемная семья». Считает, что наличие в удостоверении отметки «Приемная семья» не лишает семью статуса многодетной семьи и соответственно на получение всех льгот предусмотренных Законом № 55-4-ОЗ. В законодательстве РФ отсутствуют понятия «многодетная семья с ограничениями» или «многодетная приемная семья», которым предоставляется ограниченное количество мер социальной поддержки. Ограничение прав на получение мер социальной поддержки семьям, в которых в качестве членов многодетной семьи учитываются дети, принятые на воспитание в приемную семью, нарушает принцип равноправия граждан, установленный в статье 19 Конституции РФ, так как ставит многодетные семьи с приёмными детьми в неравное положение с другими многодетными семьями, и лишает приемных детей права на социальную защиту. Обеспечение мер социальной защиты многодетных семей законом возложено на ответчиков.

 В судебном заседании истец Синицкая О.Г. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске и в заявлении об уточнении (изменении) исковых требований. Дополнительно пояснила, что выплачиваемая на содержание приемных детей ежемесячная денежная выплата в настоящее время значительно ниже прожиточного минимума и не обеспечивает необходимое содержание детей, в настоящее время она решает вопрос об индексации выплачиваемой ежемесячной денежной выплаты, однако решать вопрос увеличения размера денежной выплаты многодетной приемной семье таким способом сложно и долго.

 Представитель ответчика - ГКУ АО ... Ручьева Т.В. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что учреждение не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как действует в рамках определенных Уставом и законом полномочий, многодетной семье Синицкой О.Г. предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Архангельской области от 22 июня 2005 года № 55-4-ОЗ для многодетных семей, в составе которой имеются дети, принятые на воспитание в приемную семью. Данная приемная семья имеет также право на получение и получает меры социальной поддержки, установленные Законом Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области», которые в полном объеме компенсируют меры социальной поддержки, предусмотренные областным законом № 55-4-ОЗ для многодетных семей, в которых нет приемных детей.

 Представитель ответчика- Министерства труда, занятости и социального развитии Архангельской области просил рассмотреть дело без его участия, с исковыми требованиями не согласен. В отзыве на иск указывает, что пунктом 3 Указа Президента РФ Министерству финансов Российской Федерации предписано в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом. Такой порядок не разработан до настоящего времени. Финансирование Архангельской области из федерального бюджета на указанные цели не осуществлялось и не предусмотрено. Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принятого позднее Указа Президента РФ и по своей юридической силе имеющего приоритет над ним, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), то есть субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей и исполнять указанные расходные обязательства за счет средств собственного бюджета. Пунктом 2 и 3 статьи 5 областного закона от 22 июня 2005 года № 55-4-03 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» установлен различный объем мер социальной поддержки, предоставляемых многодетным семьям, в зависимости от состава многодетной семьи. В отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям собственное правовое регулирование данного вопроса Архангельской областью за счет средств областного бюджета не противоречит федеральному законодательству, и не нарушает прав граждан.

 Представитель ответчика- Министерства финансов просил рассмотреть дело без его участия, с исковыми требованиями не согласен.

 Представители третьих лиц – Правительства Архангельской области и Министерства образования и науки Архангельской области просили рассмотреть дело без их участия, иск не поддержали, пояснили в отзыве, что поскольку в качестве членов многодетной семьи Синицкой О.Г. учитываются дети, принятые ею на воспитание в приемную семью, многодетной семье Синицкой О.Г. предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 3 статьи 5 областного закона от 22 июня 2005 года № 55-4-ОЗ:бесплатное посещение членами приемной семьи один раз в месяц государственных музеев Архангельской области; материнский (семейный); капитал в соответствии со статьей 7 указанного областного закона; единовременная денежная выплата на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, в размере ... рублей на ребенка. Также в соответствии с частями 1 и 2 статьи 26 областного закона от 17 декабря 2012 года №591-36-03 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (далее - областной закон от 17 декабря 2012 года № 591-36-03) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, ежемесячно выплачиваются денежные средства в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на детей в возрасте до семи лет - ... рублей, на детей в возрасте от семи до 18 лет - ... рубля. Ежемесячные денежные выплаты предназначаются для: оплаты расходов на питание; обеспечения одеждой, обувью, мягким и хозяйственным инвентарем, игрушками, книгами, учебной литературой и письменными принадлежностями; содержания в дошкольных образовательных организациях; оплаты жилого помещения и коммунальных услуг; оплаты транспортных услуг (проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;оплаты бытовых и других видов услуг. Кроме того, согласно части 1 статьи 28 областного закона от 17 декабря 2012 года № 591-36-03 за каждого ребенка, взятого на воспитание в приемную семью ежемесячно выплачивается вознаграждение за труд приемных родителей (независимо от их образования, стажа, места работы, дохода) в размере ... рублей с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

 По определению суда на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, Министерства финансов, и представителей третьих лиц- Правительства Архангельской области и Министерства образования и науки Архангельской области.

 Заслушав истца Синицкую О.Г., представителя ответчика ГКУ АО ... Ручьеву Т.В., исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

 В силу части 2, части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

 Пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

 В силу п.1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.

 Из системного анализа положений приведенных правовых норм, следует, что социальная защита многодетных семей находится в совместном ведении Российской Федерации и Архангельской области, которая осуществляется на основании принятых областных законов.

 В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» органам исполнительной власти областей необходимо было определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально- экономическом и демографическом развитии региона.

 Пунктом 3 Указа Президента РФ Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации предписано в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом.

 Порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом до настоящего времени не разработан.

 Областным законом от 22 июня 2005 года № 55-4-03 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» определен статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы социальной поддержки многодетной семьи в Архангельской области.

 В соответствии с абзацем первым и вторым (в редакции Областного закона от 27 июня 2013 года N 710-41-ОЗ) статьи 1 областного закона от 22 июня 2005 года № 55-4-03 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области» (далее - областной закон № 55-4-ОЗ) многодетная семья - это семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей (рожденных, усыновленных, принятых на воспитание в приемную семью) и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста. Члены многодетной семьи - родители и дети (усыновители и усыновленные). Приемные родители и дети, принятые на воспитание в приемную семью, учитываются в качестве членов многодетной семьи в случаях, предусмотренных указанным областным законом.

 Документом, подтверждающим статус многодетной семьи, является удостоверение установленного образца, которое выдается одному из родителей (усыновителей) государственным учреждением социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) многодетной семьи ( ст.3 областного закона № 55-4-ОЗ).

 Согласно Постановлению Администрации Архангельской области от 24.09.2007 № 166-па «О мерах по реализации областного закона «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области», в случае если в качестве многодетной семьи зарегистрирована семья, в составе которой учитываются дети, принятые на воспитание в приемную семью, государственным казенным учреждением Архангельской области - отделением социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) многодетной семьи в правом верхнем углу внутренней стороны удостоверения многодетной семьи делается отметка «Приемная семья» (п.6).

 Судом установлено, что ...г. Синицкой О.Г. Отделением социальной защиты населения по ... выдано удостоверение многодетной семьи № ..., с отметкой «приемная семья» со сроком действия до ...г..

 Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) (ст. 1, Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

 Согласно договору ... о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью от ...г. Синицкая О.Г. приняла на воспитание в приемную семью двоих несовершеннолетних детей - ФИО1, ... года рождения, и ФИО2, ... года рождения, по дополнительном соглашению к договору...г. на воспитание в приемную семью передан также ФИО3, ... года рождения.

 Как пояснила истец, также она имеет своего несовершеннолетнего ребенка.

 Таким образом, семья Синицкой О.Г. имеет статус приемной и также относится к категории многодетной в связи с наличием четырех несовершеннолетних детей, трое из которых приняты на воспитание.

 Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

 Согласно пункту 3 статьи 5 областного закона № 55-4-ОЗ, п.6 закона
Архангельской области от 27.06.2013 N 710-41-ОЗ "О внесении дополнений и изменений в областной закон "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области" приемным многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки: бесплатное посещение членами приемной семьи один раз в месяц государственных музеев Архангельской области; материнский (семейный) капитал в соответствии со статьей 7 указанного областного закона; единовременная денежная выплата на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, в размере ... рублей на ребенка; субсидия семье, воспитывающей шесть и более детей (в том числе приемных детей), на приобретение транспортного средства в размере не более одного миллиона рублей.

 Истец обеспечение вышеуказанных мер не оспаривает, но просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки многодетным семьям в виде: оплаты в размере 30 процентов стоимости: коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), предоставленных в жилом помещении и в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, а также в жилом помещении в домовладении, в пределах нормативов потребления указанных услуг; оплаты в размере 30 процентов стоимости сбора и вывоза бытовых отходов; ежемесячной денежной выплаты на приобретение твердого топлива в размере ... рубля; компенсации части платы, взимаемой с родителей (усыновителей) за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - родительская плата), в соответствии с законодательством Российской Федерации; ежемесячной денежной выплаты на проезд для обучающихся в общеобразовательных организациях или в профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования в размере ... рублей в городской местности и ... рублей в сельской местности в период с 1 сентября по 31 мая; ежемесячной денежной выплаты на питание ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации или профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования, в размере ... рублей в период с 1 сентября по 31 мая.

 Указанные меры поддержки перечислены в пп. 1-6 пункта 2 ст.5 областного закона №55-4-ОЗ, однако согласно содержанию п.2 статьи предусмотрены для многодетных семьей за исключением семей, в составе которых учитываются дети, принятые на воспитание в приемную семью, то есть по закону на семью истца данные меры не распространяются.

 В силу ст.1, ст. 5, Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания, в том числе в семье приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Для регулирования отношений, связанных с установлением мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области, и закрепления полномочий органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области по обеспечению жилищных, имущественных и других прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Архангельской области принят закон от 17 декабря 2012 года №591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области».

 В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26 указанного закона на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, ежемесячно выплачиваются денежные средства в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на детей в возрасте до семи лет - ... рублей, на детей в возрасте от семи до 18 лет - ... рубля. Ежемесячные денежные выплаты предназначаются для: оплаты расходов на питание; обеспечения одеждой, обувью, мягким и хозяйственным инвентарем, игрушками, книгами, учебной литературой и письменными принадлежностями; содержания в дошкольных образовательных организациях; оплаты жилого помещения и коммунальных услуг; оплаты транспортных услуг (проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы); оплаты бытовых и других видов услуг.

 Указанные меры социальной поддержки для детей в приемных семьях в целом соответствуют мерам социальной поддержки в пп. 1-6 пункта 2 ст.5 областного закона №55-4-ОЗ, а с учетом понятия полного государственного обеспечения рассчитываются на полную компенсацию расходов, а не частичную как для многодетных семей.

 Таким образом, законами Архангельской области в пределах полномочий в соответствии с федеральным законодательством определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона; установлены меры социальной поддержки; для детей, воспитывающихся в приемных семьях, предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки.

 Пункт 2 статьи 5 областного закона №55-4-ОЗ не признан недействующим.

 Указ от 05 мая 1992 года № 431 не может быть основанием для признания ст.5 областного закона №55-4-ОЗ незаконной, поскольку Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ принят позже Указа №431 и по своей юридической силе имеет приоритет над ним, порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом, Министерствами Российской Федерации не разработаны.

 Установленные законодательством Архангельской области меры социальной поддержки многодетных семей и для детей, которые воспитываются в приемных семья, не противоречат действующему федеральному законодательству.

 Таким образом, законных оснований для признания за истцом Синицкой О.Г. права на получение мер социальной поддержки, перечисленных в исковых требованиях, и возложении обязанности на ответчиков по обеспечению предоставления Синицкой О.Г. данных мер у суда не имеется.

 Суд отказывает в удовлетворении исковых требований.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении требований Синицкой О.Г. по иску к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по ...», Министерству труда, занятости и социального развитии Архангельской области, Министерству финансов Архангельской области о признании  права на получение мер социальной поддержки многодетным семьям в виде: оплаты в размере 30 процентов стоимости: коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), предоставленных в жилом помещении и в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, а также в жилом помещении в домовладении, в пределах нормативов потребления указанных услуг; оплаты в размере 30 процентов стоимости сбора и вывоза бытовых отходов; ежемесячной денежной выплаты на приобретение твердого топлива в размере ... рубля; компенсации части платы, взимаемой с родителей (усыновителей) за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - родительская плата), в соответствии с законодательством Российской Федерации; ежемесячной денежной выплаты на проезд для обучающихся в общеобразовательных организациях или в профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования в размере ... рублей в городской местности и ... рублей в сельской местности в период с 1 сентября по 31 мая; ежемесячной денежной выплаты на питание ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации или профессиональных образовательных организациях либо образовательных организациях высшего образования, в размере ... рублей в период с 1 сентября по 31 мая, и возложении обязанности на государственное казенное учреждение ... «Отделение социальной защиты населения по ...», Министерство труда, занятости и социального развитии Архангельской области, Министерство финансов Архангельской области обеспечить предоставление Синицкой О.Г. указанных мер социальной поддержки многодетным семьям- отказать.

 Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Устьянский районный суд.

 Председательствующий судья - А.М. Рогачева

 Мотивированное решение принято судом 11 июля 2014 года.

 Председательствующий судья - А.М. Рогачева