ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-457/2016 от 21.01.2016 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2-457/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2016 г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Стех Н.Э.,

при секретаре Шамшуриной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Туйматовой А.В. и Туйматовой М.В. к Министерству имущественных отношений УР и Квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам о признании незаконным и отмене решения Квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, от <дата> года об аннулировании квалификационных аттестатов кадастровых инженеров Туйматовой А.В. и Туйматовой М.В.,

УСТАНОВИЛ:

Туйматова А.В. и Туйматова М.В. обратились в суд с исками к Министерству имущественных отношений УР и Квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам о признании незаконным и отмене решения Квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, от <дата> года об аннулировании квалификационных аттестатов кадастровых инженеров Туйматовой А.В. и Туйматовой М.В..

Исковые требования мотивированы следующим.

<дата> года на основании протокола заседания квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям от <дата> года № <номер> им выданы квалификационные аттестаты кадастровых инженеров № <номер> Туйматовой М.В. и № <номер> Туйматовой А.В.

<дата> года в сети «Интернет», на официальном сайте Росреестра истцы обнаружили, что в госудасртвенный реестр кадастровых инженеров <дата> года внесены сведения об аннулировании их квалификационных аттестатов кадастровых инженеров по причине непредставления кадастровым инженером в орган кадастрового учета или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомления в установленном ч. 6 ст. 30 или ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» порядке (пункт 5 ч. 7 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». С решением квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, об аннулировании аттестатов, истцы не согласны.

На заседании квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам истцы не присутствовали, решения об аннулировании квалификационного аттестата истцам не высланы. Извещения о заседании квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам на <дата> года истцам вручено позднее, чем за <данные изъяты> календарных дней до даты заседания комиссии.

Дела по указанным административным искам соединены в отдельное производство для совместного рассмотрения отдельным определением суда.

В судебном заседании истцы Туйматова А.В. и Туйматова М.В. требования административных исков поддержали, просили их удовлетворить. Дополнительно пояснили, что были уведомлены о заседании квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, <дата> года. Заседание квалификационной комиссии о рассмотрении обстоятельств, являющихся основанием для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера, проводится в течение <данные изъяты> календарных дней с даты поступления в комиссию документов, подтверждающих наличие оснований для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера. В квалификационную комиссию документы поступили <дата> года, заседание комиссии состоялось 20.08.2015 года, то есть с нарушением тридцатидневного срока. Выписку из протокола заседания квалификационной комиссии не получали. Нарушены права истцов на защиту. Признали факт того, что не представили в период с <дата> года по <дата> года в орган кадастрового учета уведомление, содержащее состав сведений, установленных ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В судебном заседании представитель административных ответчиков - квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, Ким С.В., требования административного иска не признал.

Выслушав мнение административных истцов и представителя административных ответчиков, суд приходит к следующему.

В силу ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч.ч. 1, 5 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Поскольку выписки из протоколов заседания квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, не вручены истцам, истцы называют дату, когда им стало известно об аннулировании их квалификационных аттестатов – 01 декабря 2015 года, суд приходит к выводу о том, что настоящие административные иски поданы административными истцами с соблюдением срока обращения в суд.

Рассматривая административные иски по существу, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости", с 1 января 2014 года по 1 апреля 2014 года кадастровые инженеры обязаны представить в орган кадастрового учета уведомление, содержащее сведения, предусмотренные частью 2 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона). Положения пункта 5 части 7 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" также подлежат применению при непредставлении указанного в настоящей части уведомления.

В силу п. 5 ч. 7 пункта 5 части 7 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", квалификационный аттестат аннулируется в случае непредставления кадастровым инженером в орган кадастрового учета или соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомления в установленном частью 6 статьи 30 или частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона порядке.

Факт непредставления в срок административными истцами соответствующего уведомления признан административными истцами. Признание факта оформлено письменными заявлениями административных истцов. Признание факта принято судом в порядке ст. 65 КАС РФ.

В силу п.п. 10, 16 Положения о составе, порядке работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, порядке проведения квалификационного экзамена на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, о перечне документов, необходимых для получения квалификационного аттестата кадастрового инженера, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.01.2010 N 23 (далее Положение), в состав комиссии входят восемь членов комиссии, включая председателя комиссии, заместителя председателя комиссии и секретаря комиссии. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее пяти членов утвержденного состава комиссии.

Персональный состав квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, установлен Распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 20.10.2010 года № 43-рз (в редакции распоряжения от 30 марта 2012 года № 18-рз).

Оспариваемое решение принято правомочным составом комиссии при наличии кворума.

В силу ст. 52 Положения, комиссия рассматривает обстоятельства, являющиеся основаниями для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров, в отношении которых указанной комиссией принимались решения о признании претендентов сдавшими квалификационный экзамен.

Сторонами не оспаривается, что решение о признании административных истцов сдавшими квалификационный экзамен рассматривала та же квалификационная комиссия, решение которой оспариваются рассматриваемыми административными исками.

Судом установлено, что оспариваемое решение комиссии вынесено с нарушением процедуры, предусмотренной Положением.

В частности, п. 22 Положения, обращения, поступающие в комиссию (за исключением заявлений о получении квалификационных аттестатов), рассматриваются комиссией в течение 30 календарных дней.

В силу п. 53 Положения, заседание комиссии о рассмотрении обстоятельств, являющихся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера, проводится в течение тридцати календарных дней с даты поступления в комиссию документов, подтверждающих наличие оснований для аннулирования квалификационного аттестата. Решение комиссии об аннулировании (об отсутствии оснований для аннулирования) квалификационного аттестата кадастрового инженера должно быть вынесено не позднее тридцати календарных дней с даты проведения первого заседания комиссии.

В силу п. 55 Положения, комиссия рассматривает обстоятельства, которые могут быть признаны основаниями для аннулирования квалификационного аттестата кадастрового инженера, с участием соответствующего кадастрового инженера или его уполномоченного представителя. В случае, если надлежащим образом извещенный кадастровый инженер (его уполномоченный представитель) не прибыл на заседание комиссии, указанное заседание проводится в отсутствие кадастрового инженера или его уполномоченного представителя.

Кадастровый инженер считается извещенным в надлежащей форме, если не менее чем за двадцать календарных дней до даты заседания комиссии извещение, подписанное секретарем комиссии, и электронный образ такого извещения направлены соответственно почтовым отправлением с уведомлением о вручении по почтовому адресу и электронным сообщением по адресу электронной почты, указанным в государственном реестре кадастровых инженеров. Секретарь комиссии также уведомляет кадастрового инженера о заседании комиссии по номеру контактного телефона, указанному в государственном реестре кадастровых инженеров.

<дата> года в Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики поступило письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) Министерства экономического развития Российской Федерации о лицах, не представивших в орган кадастрового учета в период с <дата> года по <дата> года уведомления, содержащего новый состав сведений, установленных ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Среди этих лиц указаны Туйматова М.В. и Туйматова А.В., не представившие уведомление по состоянию на 22.06.2015 года.

<дата> года состоялось заседание квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, оформленное протоколом № <номер>. Квалификационная комиссия пришла к заключению о необходимости проведения заседания квалификационной комиссии по рассмотрению обстоятельств, являющихся основанием для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров в присутствии кадастровых инженеров, и заслушать их объяснения. По итогам заседания квалификационной комиссии решили: провести заседание квалификационной комиссии по рассмотрению обстоятельств, являющихся основанием для аннулирования квалификационных аттестатов кадастровых инженеров в присутствии кадастровых инженеров <дата> года.

<дата> года состоялось заседание квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, оформленное протоколом № <номер>.

Решили перенести дату принятия решения об (не) аннулировании квалификационных аттестатов кадастровых инженеров на <дата> года в т.ч. в отношении Туйматовой А.В. и Туйматовой М.В.

<дата> года Туйматова А.В. и Туйматова М.В. получили выписки из протокола заседания Квалификационной комиссии по Удмуртской Республике для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, от <дата> года № <номер> и были приглашены на заседание квалификационной комиссии Удмуртской Республики на <дата> года в <данные изъяты> часов и в <данные изъяты> часов соответственно.

<дата> года состоялось заседание квалификационной комиссии Удмуртской Республики для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, оформленное протоколом № <номер>

Туйматова А.В. и Туйматова М.В. на заседание квалификационной комиссии не явились. Единогласно семью членами квалификационной комиссии (в том числе председателем Квалификационной комиссии, секретарем Квалификационной комиссии) принято решение аннулировать квалификационные аттестаты кадастровых инженеров Туйматовой А.В. и Туйматовой М.В. Основанием для аннулирования квалификационного аттестата явилось непредставление кадастровым инженером в орган кадастрового учета уведомления о внесении сведений о кадастровом инженере в Государственный реестр кадастровых инженеров в установленный срок (п. 5 ч. 7 ст. 29 и ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п. 3 ст. 5 Федерального закона от 23 июля 2013 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

Таким образом, нарушены сроки, установленные п.п. 22 и 53 Положения, в части вынесения решения комиссии об аннулировании (об отсутствии оснований для аннулирования) квалификационного аттестата кадастрового инженера не позднее тридцати календарных дней с даты проведения первого заседания комиссии.

Кроме того, нарушен порядок извещения кадастровых инженеров о месте и времени заседания комиссии.

Вместе с тем согласно ст. 227 КАС РФ, требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными могут быть удовлетворены при установлении совокупности обстоятельств: если оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

В рассматриваемом случае отступления от предусмотренной Положением процедуры допущены именно с целью соблюдения прав административных истцов. Отложение заседания комиссии и уведомление административных истцов лично осуществлены с целью заблаговременного извещения административных истцов о заседании комиссии. Следует отметить, что п. 55 Положения предусматривает необходимость направить не менее чем за двадцать календарных дней до даты заседания комиссии извещение, подписанное секретарем комиссии, и электронный образ такого извещения соответственно почтовым отправлением с уведомлением о вручении по почтовому адресу и электронным сообщением по адресу электронной почты, указанным в государственном реестре кадастровых инженеров. Такое направление не гарантирует получение извещения адресатом именно за двадцать календарных дней до даты заседания комиссии, на чем настаивают административные истцы. В связи с чем представляется получение административными истцами извещения о дате заседания квалификационной комиссии за десять календарных дней до даты заседания комиссии заблаговременным. Права административных истцов не были нарушены.

В связи с изложенным, административные исковые заявления удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые заявления Туйматовой А.В. и Туйматовой М.В. к Министерству имущественных отношений УР и Квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам о признании незаконным и отмене решения Квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, от <дата> года об аннулировании квалификационных аттестатов кадастровых инженеров Туйматовой А.В. и Туйматовой М.В. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 08 февраля 2016 года.

Судья Стех Н.Э.