ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-457/2022 от 19.05.2022 Вязниковского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2- 457/2022

УИД 33RS0006-01-2022-000570-58

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 мая 2022 года

Вязниковский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Константиновой Н.В.,

при секретаре Осиповой О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Вязники гражданское дело по иску Владимирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, Федеральной службе исполнения наказаний об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Владимирский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» ( далее по тексту – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области ( далее – УФСИН по Владимирской области), Федеральной службе исполнения наказаний ( далее- ФСИН), в котором просит обязать ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, а именно оборудовать радиоточками камеры штрафного изолятора и помещения камерного типа ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, при недостаточности у ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области денежных средств на выполнение указанных работ по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на ФСИН России и УФСИН России по Владимирской области. В обосновании иска указал, что в январе 2022 года была проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, в ходе которой выявлены нарушения в камерах штрафного изолятора и помещениях камерного типа, выразившиеся в отсутствии радиоточек. Указанное лишает осужденных, водворенных в штрафной изолятор права на прослушивание радиопередач в личное время. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКУ вносилось представление, но действенных мер, направленных на устранение нарушений не принято. Ссылаясь на положение ст. ст. 94, 110 УИК РФ просит удовлетворить исковые требования, предъявленные к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, ссылаясь на требование устава УФСИН России по Владимирской области, положения о ФСИН России при недостаточности у ФКУ ИК-4 денежных средство возложить субсидиарную ответственность на распорядителя средств федерального бюджета.

В судебном заседании помощник Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Семенов М.Г. исковые требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям, что и в иске.

Ответчики – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России в лице представителя по доверенности Тарасовой А.С. с иском не согласились, пояснив, что ФКУ ИК-4 неоднократно направлялись письма в УФСИН России по Владимирской области с расчетом потребного количества оборудования и расходных материалов для установки радиоточек. Требования в обязании выполнить мероприятия, указанные прокурором в иске могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу, которая утверждается постановлением РФ. Отсутствие финансирования на оборудование радиоточками ШИЗО и ПКТ является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии и УФСИН России по Владимирской области, которые не вправе самостоятельно решить данный вопрос. Установка радиоточек может быть осуществлена в рамках Федеральной целевой программы за счет средств бюджета, поскольку сама колония не располагает необходимыми средствами для исполнения возложенной на нее судом обязанности. ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно- исполнительной системы, а также по жилищному строительству на основании п. 7 положения о ФСИН, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314. При этом понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей. Возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на установку радиоточек является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 110 УИК РФ для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством РФ.

Согласно ч. 4 ст. 94 УИК РФ осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.

В соответствии с п. 14 Правил технической эксплуатации сетей проводного вещания, утвержденных приказом Министерства связи РФ от ДД.ММ.ГГГГ, радиотрансляционная точка- часть линейных сооружений сети, начинающаяся от ограничительной коробки или ограничительной перемычки и оканчивающаяся абонентской розеткой включительно.

В соответствии с п. 1.1 Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Предметом и целями деятельности учреждения являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, а также создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации ( п. 2.1 Устава).

Согласно п. 4.3 Устава УФСИН России по Владимирской области в отношении ФКУ ИК-4 осуществляет доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

Пунктом 5.1 Устава установлено, что имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством РФ, в соответствии с основными целями своей деятельности, заданиями ФСИН России и назначением имущества.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.01.2019 года Владимирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, в ходе которой также выявлены нарушения требований ч. 4 ст. 94 УИК РФ, а именно установлен факт отсутствия в камерах штрафного изолятора ( ШИЗО) и помещениях камерного типа (ПКТ) радиоточек, что лишает осужденных водворенных в ШИЗО и переведенных в ПКТ права на прослушивание радиопередач в личное время, что является недопустимым. ДД.ММ.ГГГГ прокурором внесено предписание начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области об устранении нарушений закона ( л.д. 84-86). Вместе с тем выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, что подтверждается рапортом помощника Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 93) и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела ответчиками.

Доводы ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области о том, что ими предпринимались меры к выполнению предписания, а именно направлению заявок в УФСИН России по Владимирской области о выделении денежных средств или предоставления необходимых материалов и оборудования для установки радиоточек в камерах ШИЗО И ПКТ не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку установленные нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства до настоящего времени существуют и не устранены. Отсутствие в ШИЗО И ПКТ радиоточек препятствует осужденным в получении информационных новостей из источников СМИ, чем нарушается ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. Прослушивание осужденными к лишению свободы радиопередач представляет собой элемент режима отбывания наказания, который смягчает изоляцию осужденного от общества. Кроме того, он увеличивает воспитательный потенциал наказания, поскольку, с одной стороны, позволяет обращаться к гражданским чувствам осужденного, с другой, как правило, сами радиопередачи несут глубокий воспитательный заряд. Именно поэтому в Европейских пенитенциарных правилах ( 2006 г.) рекомендуется предоставлять осужденным право на получение регулярной информации о событиях, происходящих в обществе, путем прослушивания радиопередач и просмотра телевизора, за исключением случаев особого запрета со стороны органа судебной власти на определенный срок в индивидуальном порядке.

Таким образом, устранение выявленных нарушений должно осуществляться

ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, а при недостаточности денежных средств учреждения – субсидиарную ответственности по данным обязательствам должны нести УФСИН России по Владимирской области и ФСИН России на основании следующих норм права.

Согласно ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, осуществляющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством РФ.

На основании п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п.п. 4-6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В части 1 ст. 156 БК РФ предусмотрены полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формирует и утверждает государственные ( муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Исходя из положений ст. 5 Закона от ДД.ММ.ГГГГ уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Согласно ст. 7 Закона от ДД.ММ.ГГГГ территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном ст. 11Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

В силу ст. 9 вышеуказанного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством РФ.

В соответствии с п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Поскольку ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств фелерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то ФСИН России в силу полномочий, предоставленных ст. 158 БК РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе УФСИН России по Владимирской области.

В соответствии с п. 5 Положения о ФСИН России Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Согласно Положению об УФСИН России по Владимирской области последнее является распорядителем средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательских и иной приносящей доход деятельности.

Как определено в п. 5.8 Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета. В соответствии с п. 5.12 Устава при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Владимирской области в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Таким образом, проведение работ и ШИЗО и ПКТ по оснащению радиоточками, осуществляется за счет средств ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, а при недостаточности – субсидиарная ответственность по данным обязательствам несут УФСИН России по Владимирской области и ФСИН России, учитывая что данные ответчики являются главными распорядителями средств федерального бюджета, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам федерального казенного учреждения при их недостаточности.

Доводы ответчиков о том, что возложение на ФСИН России обязанности организовать обеспечение расходов на проведение мероприятий по приведению помещений ШИЗО и ПКТ в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, не могут служить основанием к отказу прокурору в иске на основании указанных норм права.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В исковом заявлении прокурор просит установить срок в течение которого решение суда должно быть исполнено- в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Суд находит такой срок разумным и справедливым исходя из тех обстоятельств, что нарушения норм уголовно-исполнительного законодательства были выявлены еще в январе 2019 года и до сих пор не устранены. Доказательств о невозможности исполнения решения суда в срок 6 месяцев с момента вступления в законную силу, ответчиками не представлено.

На основании вышеизложенного, исковые требования Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» ( ИНН ОГРН ) в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, а именно оборудовать радиоточками камеры штрафного изолятора и помещения камерного типа Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области».

При недостаточности у Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» денежных средств на выполнение указанных работ по устранению вышеуказанных нарушений уголовно-исполнительного законодательства субсидиарную ответственность по данным обязательствам возложить на Федеральную службу исполнения наказания России и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Н.В. Константинова

Мотивированное решение составлено 26 мая 2022 года.