УИД 22RS0012-01-2022-000666-18
дело 2-457/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2022 года
г.Славгород
Славгородский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Щербина Е.В.,
при секретаре Мезенцевой Т.Н.,
с участием:
помощника Славгородского межрайонного прокурора Кузнецовой Т.Н.,
истца Маняхина Павла Николаевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Славгородского межрайонного прокурора в интересах Маняхина Павла Николаевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании незаконным решения, включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховую пенсию по старости, возложении обязанности назначить пенсию досрочно,
УСТАНОВИЛ:
Славгородский межрайонный прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании незаконным решения, включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховую пенсию по старости, возложении обязанности назначить пенсию досрочно.
В обоснование указал, ГУ - Управление Пенсионного Фонда в РФ в <адрес> края (межрайонное) ДД.ММ.ГГГГ принято решение № в соответствии с которым в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости засчитаны периоды работы в должности машиниста (кочегара) котельной: с 18.11.1994г. по 05.05.1994г., с 29.09.1994г. по 05.05.1995г., с 29.09.1995г. по 06.05.1996г., с 29.04.1997г. по 17.09.2001г., с 18.09.2001г. по 29.10.2001г., с 21.11.2001г. по 26.04.2002г., с 03.10.2002г. по 11.12.2002г.. Стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ составил - 06 лет 09 месяцев 19 дней. Продолжительность страхового стажа составила 35 лет 09 месяцев 25 дней. Также указано, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникает не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, решением Отделения ПФР по <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ№ в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. Указанным решением продолжительность стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ определена как 05 лет 07 месяцев и 07 дней, вместо требуемого стажа не менее 06 лет 03 месяцев. Льготный стаж уменьшен в связи с его исчислением не периодами работы, а фактически отработанными днями, что противоречит ч.1 ст. 13 Закона № 400-ФЗ. Кроме того не учтены периоды работы с 05.07.1998г. по 16.11.1998г. в МП «Коммунальщик» и с 27.04.2002г. по 02.10.2002г. в МП «Тепловые сети». Прокурор просит:
- Признать незаконным решение ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ;
- Обязать ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> зачесть ФИО1 в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с тяжелыми условиями труда с 05.07.1998г. по 16.11.1998г. в качестве машиниста котельной бани № МП «Коммунальщик» и с 27.04.2002г. по 02.10.2002г. в качестве машиниста-кочегара котельной № МП «Тепловые сети»;
- Обязать ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес> назначить ФИО1 с 01.03.2022г. досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Представитель ответчика Государственному учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. От него поступил письменный отзыв о несогласии с иском (т.1 л.д. 68-69, 102-104).
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, суд исходит из того, что согласно п. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Информация о принятии иска в суд к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте в сети "Интернет" с учетом сроков, предусмотренных процессуальным законодательством (часть 7 статьи 113 ГПК РФ, пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судах") (л.д. 36).
Определение о принятии иска, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении судебного заседания ответчиком получено 09.06.2022г. (л.д. 78).
Учитывая изложенное, поскольку в соответствии с положениями части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО8, а также материальный истец ФИО1 на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям настаивают.
Выслушав доводы помощника прокурора, истца ФИО1, показания свидетеля, исследовав материалы дела, в соответствии с положениями ч. ч. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему выводу:
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поименованы возраст (часть 1 статьи 8), страховой стаж (часть 2 статьи 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях", досрочная страховая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда, соответственно, не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренногостатьей 8настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренногостатьей 8настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
В период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный вчасти 19 статьи 15настоящего Федерального закона, определяется согласноприложению 4к настоящему Федеральному закону (ч.4 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Таким образом, для лиц, обратившихся за назначением страховой пенсии по старости в 2022 году, необходимо наличие страхового стажа 13 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 23,4.
При наличии общего страхового стажа 35 лет 09 месяцев и 25 дней, индивидуального пенсионного коэффициента 31.853 (что подтверждается трудовой книжкой серии АТ-III № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и бесспорно признается ответчиком в решениях № от ДД.ММ.ГГГГ и № от 13.04.2022г. – т.1 л.д.7-11, 12-13, 14-15, 40-42) ФИО1 обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ с письменным заявлением о досрочном назначении ему пенсии по старости в связи с наличием льготного стажа (работа с тяжелыми условиями труда) (л.д. 57-61).
Решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес>№ от 13.04.2022г. ФИО1 было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа (т.1 л.д. 14-15, 40-42).
Признав наличие у ФИО1 льготного трудового стажа продолжительностью 5 лет 07 месяцев и 07 дней вместо требуемого стажа не менее 6 лет и 3 месяца, в стаж работы с тяжелыми условиями труда не были включены периоды его работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года - со ссылкой на работу истца в должности рабочего по обслуживанию бани в МП «Коммунальщик», не предусмотренной по наименованию должности Списком №;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года - по основанию нахождения ФИО1 в указанный период в отпуске без сохранения заработной платы в соответствии с архивными справками №М-1231 от 17.07.2020г и №М1355 от 26.08.2020г.;
- с 27.04.2002г. по 02.10.2002г. - период работы в МУП «Тепловые сети» - со ссылкой на неподтвержденность сведениями индивидуального лицевого счета и отсутствия уточняющей справки предприятия.
Суд полагает указанное решение в части необоснованным, а исковые требования прокурора частично подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Оспариваемым решением № от 13.04.2022г. Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда РФ по <адрес>, включены в специальный стаж истца ФИО1 следующие периоды работы:
- с 18.11.1993г. по 05.05.1994г., с 29.09.1994г. по 05.05.1995г., с 29.09.1995г. по 06.05.1996г. – в должности машиниста (кочегара) котельной в период отопительного сезона в МУП «Славгородские тепловые сети»;
- с 29.04.1997г. по 31.12.1997г. (с указанием о фактически отработанном периоде по Списку № – 07 месяцев 26 дней), с 01.01.1998г. по 04.07.1998г. (с указанием о фактически отработанном периоде по Списку № – 03 месяцев 06 дней), с 17.11.1998г. по 31.12.1998г. (с указанием о фактически отработанном периоде по Списку № – 1 месяц), с 01.01.1999г. по 31.12.1999г., с 01.01.2000г. по 31.12.2000г. (с указанием о фактически отработанном периоде по Списку № – 08 месяцев 28 дней), с 01.01.2001г. по 17.09.2001г. (с указанием о фактически отработанном периоде по Списку № – 05 месяцев 07 дней) - в должности машиниста котельной в филиале «Бани» в МП «Коммунальщик» согласно архивной справке от 26.08.2020г. №М-1355 об отработанных днях (л.д. 14-15, 21-22).
Между тем, включение в специальный стаж указанных периодов не в полном объеме основано на неправильном толковании норм материального права.
Как установлено в пункте 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Ч. 4 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определяет, что Правилаподсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 60 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.13 действовавшей в спорный период Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N 162 (действовавшей до утверждения Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 69 новой Инструкции) трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих. Трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию.
В трудовую книжку вносятся: сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение; сведения о награждениях и поощрениях: награждения орденами и медалями, присвоение почетных званий; поощрения за успехи в работе, применяемые трудовым коллективом, а также награждения и поощрения, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка и уставами о дисциплине; другие поощрения в соответствии с действующим законодательством; сведения об открытиях, на которые выданы дипломы, об использованных изобретениях и рационализаторских предложениях и о выплаченных в связи с этим вознаграждениях.
Записи производятся аккуратно, перьевой или шариковой ручкой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета.
При этом, согласно пункту 2.10 Инструкции, сведения о работнике записываются на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Фамилия, имя и отчество (полностью, без сокращения или замены имени и отчества инициалами) и дата рождения указываются на основании паспорта или свидетельства о рождении.
Пунктом 4.1 Инструкции было предусмотрено, что при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Поскольку трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, по записям, внесенным в трудовую книжку, устанавливаетсяобщий, непрерывный испециальный трудовой стаж, с которым связывается предоставление работнику определенных льгот и преимуществ в соответствии с законами. Сведения о занятии истца соответствующими видами деятельности в определенные периоды подтверждаются записями в его трудовой книжке, которая и должна являться основанием для назначения пенсии.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ N 88-18387/2021 по делу N 2-92/2021.
Из системного толкования вышеуказанных правовых норм, а также положений статей 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что лицом, претендующим на назначение пенсии либо ее перерасчет в целях включения в страховой стаж соответствующего периода работы, имевшего место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", необходимо предоставить трудовую книжку, оформленную в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день внесения записей в трудовую книжку. В случае если сведения, содержащиеся в трудовой книжке, не отвечают приведенным требованиям, лицо, претендующее на назначение пенсии либо ее перерасчет вправе представить иные доказательства, отвечающие требованиям гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.
Трудовая книжка на имя ФИО1 оформлена в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент ее заполнения, и содержит все необходимые данные, в том числе относительно включенных пенсионным органом в специальный стаж периодов его работы с 18.11.1993г. по 05.05.1994г.), с 29.09.1994г. по 05.05.1995г., с 29.09.1995г. по 06.05.1996г., с 29.04.1997г. по 31.12.1997г., с 01.01.1998г. по 04.07.1998г., с 17.11.1998г. по 31.12.1998г., с 01.01.1999г. по 31.12.1999г., с 01.01.2000г. по 31.12.2000г., с 01.01.2001г. по 17.09.2001г..
Следовательно, в подтверждение соответствующих периодов работы истца ФИО1внесенные в его трудовую книжку записи должны приниматься во внимание как достоверные.
П.47 «Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 определено, что исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы. Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня.
Таким образом, поскольку действующим законодательством не предусмотрен зачет трудового стажа в трудоднях, продолжительность периодов работы, включенных пенсионным органом в специальный стаж истца ФИО1 составляет не 5 лет 07 месяцев и 07 дней, как указано в оспариваемом решении от ДД.ММ.ГГГГ№, а 6 лет 3 месяца и 16 дней (из расчета 5 мес. 17 дн. (с 18.11.1993г. по 05.05.1994г.) + 7 мес. 6 дн. (с 29.09.1994г. по 05.05.1995г.) + 7 мес. 7 дн. (с 29.09.1995г. по 06.05.1996г.) + 8 мес. 2 дн. (с 29.04.1997г. по 31.12.1997г.) + 6 мес. 3 дн. (с 01.01.1998г. по 04.07.1998г.) + 1 мес. 14 дн. (с 17.11.1998г. по 31.12.1998г.) + 11 мес. 30 дн. (с 01.01.1999г. по 31.12.1999г.) + 11 мес. 30 дн. (с 01.01.2000г. по 31.12.2000г.) +8 мес. 16 дн. (с 01.01.2001г. по 17.09.2001г.).
Зачет пенсионным органом в специальный стаж истца лишь фактически отработанных им дней на основании архивной справки от 26.08.2020г. №М-1355 является необоснованным, поскольку из указанной справки не следует, что иные дни спорного периода для истца являлись неоплачиваемыми. Кроме того, указанная архивная справка выдана на основании платежных документов - ведомостей по начислению заработной платы», и подтверждает лишь размер получаемого дохода за конкретные отработанные месяцы, подлежащие, а также не подлежащие оплате (л.д. 21-22).
Таким образом, само по себе наличие у истца ФИО1, 29.02.1964г.р., минимально необходимой продолжительности специального стажа, при наличии совокупности иных предусмотренных законом условий (необходимый страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент), и при достижении истцом возраста 58 лет, что предоставляет ему право на назначение страховой пенсии с уменьшением возраста в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях", правовых оснований для отказа истцу в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ у Пенсионного органа не имелось.
В этой связи являются обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконным решение ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ по заявлению ФИО1 от 01.03.2022г.
С учетом вышеизложенного также является необоснованным и невключение Пенсионным органом в специальный стаж истца ФИО1 (работа с тяжелыми условиями труда) периодов его работы с 05.07.1998г. по 30.09.1998г. и с 01.11.1998г. по 16.11.1998г. в должности машиниста котельной бани № МП «Коммунальщик» и с 27.04.2002г. по 02.10.2002г. в должности машиниста-кочегара котельной № МП «Тепловые сети».
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), (п. 3 и п. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от ДД.ММ.ГГГГ N 400).
Анализируя пенсионное законодательство, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П указал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ряда статей Конституции Российской Федерации.
В своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ N320-О Конституционный суд Российской Федерации указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет лишь порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.
Под условиями в данном случае понимаются обстоятельства и требования к соответствующим отдельным категориям граждан, которые вытекают из их права на соответствующую пенсию (т.е. юридически значимые обстоятельства, предоставляющие гражданину право на реализацию своих пенсионных прав, которые не затрагивают при этом существа самого права).
В соответствии с подпунктом б пункта 1 Постановления Правительства РФ N665 от ДД.ММ.ГГГГ "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, поскольку прокурором в интересах истца заявлены требования о включении в специальный стаж истца периодов его работы с тяжелыми условиями труда с 05.07.1998г. по 16.11.1998г. и с 27.04.2002г. по 02.10.2002г., то по спорным периодам следует руководствоваться Списком N 2 от ДД.ММ.ГГГГ№.
Невключение в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года со ссылкой на выполнение истцом в указанный период работы в должности рабочего по обслуживанию бани в МП «Коммунальщик» является необоснованным, поскольку указанный довод ответчика противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015, пункта 6 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 555, пункта 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 190, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, признавалась и признается трудовая книжка установленного образца.
Согласно п. 60 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N1015 от ДД.ММ.ГГГГ, записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (абзац 2 пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015).
С учетом вышеуказанных положений, поскольку в подтверждение специального стажа истцом ФИО1 была предоставлена трудовая книжка, оформленная в соответствии с действовавшим законодательством,
Из трудовой книжки на имя ФИО1следует, что с 01.04.1998г. по 16.11.1998г. (куда включается и неучтенный пенсионным органом спорный период с 05.07.1998г. по 16.11.1998г.) он работал в должности машиниста котельной (принят на летний период) в филиале «Баня №» МП «Коммунальщик» (т.1 л.д. 8, т.2 л.д. 1219).
Факт работы истца в бане с котельной на твердом топливе (угле) никем по делу не оспаривается, объективно подтверждается результатами внеплановой проверки (т.1 л.д. 64-66), основанием для принятия оспариваемого решения № от 13.04.2022г. указанное обстоятельство также не являлось.
Следовательно, наименование должности ФИО1 в указанный период соответствует предусмотренной Списками, поскольку в разделе XXXIII «Общие профессии» подлежащего применению в спорный период Списка № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрена позиция 23200000-13786 «машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы».
Кодекс законов о труде РФ, действующий в спорный период (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - до принятия Трудового кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ), не предусматривал обязательность внесения записи в трудовую книжку записи о работе по совместительству.
Действующий трудовой кодекс РФ (ст. 66) предусматривает внесение записи о работе по совместительству лишь по желанию работника.
В соответствии со ст. 87 КЗоТ РСФСР, ст. ст. 60.2, 151 ТК РФ, Постановлением Совмина ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)", Пост. Совмина ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N 1111 "О работе по совместительству" определялось, что совмещение профессий (должностей) это дополнительная работа по другой или той же профессии (должности), выполняемой в течение установленной продолжительности рабочего времени наряду с работой, определенной трудовым договором. При совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата.
Из представленных суду первичных архивных документов Филиала «Бани» МП «Коммунальщик» (приказов по личному составу) следует, что ФИО1 в соответствии с имеющейся в трудовой книжке записью № от 01.04.1998г. с указанной даты занимавший должность машиниста котельной, на время замещения им работников, отсутствовавших в связи с нахождением в отпуске или на больничном работников, в спорный период получал доплату к своей заработной плате в размере 50%: - на основании приказа №-к от 25.08.1998г. - за замещение машиниста котельной ФИО9 на период его отпуска с 07.08. по 03.09.1998г., на основании приказа №-к от 25.08.1998г. – за замещение сторожа ФИО10 на период его отпуска с 20.08. по 23.08.1998г., на основании приказа 42-к от 01.09.1998г. за замещение сторожа-слесаря ФИО11 на период его отпуска с 03.09. по 30.09.1998г. (л.д. 119, 120, 122).
Доказательств того, что в период замещения отсутствующих работников ФИО1 освобождался от исполнения трудовой функции по основной должности машиниста котельной, по делу не установлено.
Опрошенная в судебном заседании свидетель ФИО4 также пояснила, что она знакома сФИО1, поскольку вместе с ним работала банщицей в МУП «Баня №» МП «Коммунальщик» <адрес> с 1998 года по 2020 год. В этот же период к ним пришел работать и ФИО1 кочегаром переводом из Бани №. В должности кочегара он работал с первого дня трудоустройства и до окончания своей работы. ФИО1 забрасывал уголь в котел, поддерживал температуру воды. Баня № в отапливании нуждалась круглогодично, но углем из своей котельной отапливалась только летом, поскольку зимой было центральное отопление. Баня №-круглогодичная, а Баня №-сезонная. Поэтому на зиму ФИО1 из Бани № переводился в другую баню, где требовалось ручное отопление, это Баня №, и Баня №, которые работали на своих котельных и от центрального отопления не отапливались. Какие либо другие функции по работе ФИО1, кроме машиниста котельной, не выполнял, он топил котел и следил за температурой. Дополнительные виды работ в Бане № он не выполнял. Он постоянно там находился, нельзя было оставлять рабочее место. Отапливание было круглосуточное. Он там даже и обедал, грел еду на котле. ФИО1 уволился раньше, чем она (свидетель).
Показания указанного свидетеля суд расценивает как относимые и достоверные, оснований не доверять показаниям указанного лица у суда не имеется, учитывая, что свидетель до дачи пояснений судом предупреждалась об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, а установленные гражданским процессуальным законом правила исследования и оценки доказательств (ст. 67 ГПК РФ) не предусматривают возможность без всесторонней и объективной оценки данных показаний в совокупности со всеми представленными доказательствами отклонить показания свидетелей только со ссылкой на то, что они знакомы с истцом.
Факт совместной трудовой деятельности свидетеля в филиале «Бани» МП «Коммунальщик» подтверждается представленной свидетелем трудовой книжкой на ее имя (т.1 л.д. 83-89).
Объективно из содержания архивных справок №М-1353 от 16.09.2014г., №М-1359 от 16.09.2014г., №М-1355 от 26.08.2020г. о размере получаемой ФИО1 заработной платы в период с 1997г. по 2000г., выданной Архивным отделом Администрации <адрес> на основании ведомостей по начислению заработной платы, следует, что в указанный период заработная плата ФИО1 начислялась и выплачивалась как кочегару, машинисту котельной сведений о работе по иным должностям, в том числе в спорный период, в первичных документах по оплате труда не имеется (т.1 л.д. 21-22, т.2 л.д. 43-44, 71, 72).
Согласно ст. ст. 50, 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, и суд оценивает имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ.
С учетом изложенного бремя сбора и предоставления доказательств в обоснование своих возражений лежит на органе, осуществляющем пенсионное обеспечение.
Однако доказательств, опровергающих представленные истцом доказательства о льготном характере выполняемых им работ в спорные периоды, ответчиком суду не представлено.
В силу п. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами.
С учетом изложенного, при отсутствии доказательств фактического перевода ФИО1 на должность рабочего Бани, в том числе с освобождением от исполнения трудовой функции по основной должности машиниста котельной, основания для исключения периодов его работы с 05.07.1998г. по 30.09.1998г. (2 мес. 25 дн.) и с 01.11.1998г. по 16.11.1998г. (15 дн.) в качестве машиниста котельной (в соответствии с записью в трудовой книжке) из специального стажа истца ФИО1 у Пенсионного органа не имелось.
При этом суд соглашается с доводами Пенсионного органа, полагая законным оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ№в указанной части, об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периода его нахождения с 01.10.1998г. по 31.10.1998г. в административном отпуске без сохранения содержания, поскольку указанное обстоятельство подтверждается архивными справками №М-1231 от 17.07.2020г и №М1355 от 26.08.2020г., а также непосредственно первичными документами (приказом №-к от 15.10.1998г. и ведомостью о начислении заработной платы за октябрь 1998 года – т.1 л.д. 18-20, 21-22, т.2 л.д. 123, 138).
Из анализа нормативных положений (пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Разъяснений Министерства труда Российской Федерации "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет") следует, что включение в специальный стаж периодов нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы, а также дней прогулов, отгулов, простоев не предусмотрено, поскольку в указанные периоды трудовые обязанности работником не выполняются, заработная плата не выплачивается и, соответственно, уплата страховых взносов в пенсионный орган не производится.
Аналогичная правовая позиция изложена в и Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ N 88-13908/2021 по делу N 2-53/2021
Отсутствие прямого указания на невключение в специальный стаж периодов нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы не свидетельствует о том, что данные периоды подлежат включению, поскольку в течение предоставленного отпуска без сохранения заработной платы работник по своей инициативе, получив согласие работодателя, не выполняет свои трудовые функции, именно в связи с характером которых установлено специальное льготное пенсионное обеспечение.
Таким образом, поскольку период работы истца ФИО1с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года не подлежит включению в его специальный (льготный) стаж, исковые требования прокурора в указанной части не подлежат удовлетворению.
Что касается требований прокурора о включении периода работы истца с 27.04.2002г. по 02.10.2002г. в должности машиниста-кочегара котельной № МП «Тепловые сети», то в указанной части исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в системе государственного пенсионного страхования зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (что подтверждается сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица (т.1 л.д. 23-27, 43-55, 75-76, т.2 л.д. 64-68).
Спорный период работы истца в качестве машиниста-кочегара котельной № МП «Тепловые сети» (с 27.04.2002г. по 02.10.2002г.) относится к периоду после регистрацииФИО1. в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Суд полагает необоснованным невключение пенсионном органом в специальный стаж работы ФИО1 указанного периода его работы (с 27.04.2002г. по 02.10.2002г.) в должности машиниста-кочегара котельной № МП «Тепловые сети» со ссылкой на неподтвержденность сведениями индивидуального лицевого счета.
Действительно, при подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" также разъяснил, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (абз.3 п.15).
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений пп. 10.1 п. 2 ст. 6 названного Федерального закона в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу п. 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Истцом не оспаривается и подтверждается материалами дела, в том числе решением Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета информация о работе истца в спорный период (с 27.04.2002г. по 02.10.2002г.) с тяжелыми условиями труда действительно отсутствует (т.1 л.д. 23-27, 43-55, 75-76, т.2 л.д. 64-68).
Между тем, согласно записям в трудовой книжке серии АТ-III № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указанный периодработы входит в период его работы в МП «Тепловые сети» в качестве машиниста-кочегара котельной№с 21.11.2001г. (приказ о приеме на работу №-к от 21.11.2001г. – запись в трудовой книжке №) по 11.12.2002г. (приказ об увольнении №-к от 15.12.2001г. – запись в трудовой книжке №) (т.1 л.д. 7-9, т.2 л.д. 12-19).
Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком № производства, работ, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденными Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком № производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденными постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные постановлением ФИО2.
Указанное позволяет сделать вывод о том, что профессии машиниста и кочегара котельной предусмотрены в качестве равноценных наименований одной и той же работы и могут использоваться при определении должности работника как совместно, так и по отдельности.
Следовательно, в период (с 21.11.2001г. по 11.12.2002г.) истец ФИО1 занимал должность, предусмотренную Списком N 2 производства, работ, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Согласно Постановлению Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ, формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений" (Зарегистрированного в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 45735, и утратившего силу в связи с изданием Постановления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 507п) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (Список N 2) ко<адрес>…обозначалась работа с тяжелыми условиями труда, а код позиции 23200000-13786 соответствует должности машиниста (кочегара) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы, предусмотренной Списком N 2. утвержденным Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 10.
Между тем в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета на основании представленных работодателем данных информация о работе истца ФИО1 в указанный период в должностимашиниста-кочегара по 2-му разряду котельной№ МП «Тепловые сети» (с 21.11.2001г. с 11.12.2002) в тяжелых условиях (код ЗП12Б, 23200000-13786) отражена лишь за часть указанного периода его работы в указанной должности – за период с 21.11.2001г. по 31.12.2001г., с 01.01.2002г. по 26.04.2002г. и с 03.10.2002г. по 11.12.2002г. (т. 2 л.д. 23-27, 43-55, 75-76, 64-68).
При этом доказательств того, что в иной период работы ФИО1 в должности машиниста-кочегара по 2-му разряду котельной № (т.е. в период с 27.04.2002г. по 02.10.2002г.) он не выполнял обязанности по указанной должности, либо работал на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, по делу не представлено.
Суд исходит из того, что в соответствии со ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Довод Пенсионного органа об отсутствии оснований для зачета спорного периода работы истца в специальный стаж по причине отсутствия сведений о льготном характере выполняемых истцом работ в спорный период является необоснованным, поскольку в судебном заседании не установлено вины истца в том, что выполняемая им работа (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) по должности в должности машиниста-кочегара по 2-му разряду котельной №, соответствующей наименованию должности, предусмотренной Списком N 2 производства, работ, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, в индивидуальных сведениях отражена в части указанного периода (с 01.01.2002г. по 11.12.2002г., составляющий 11 мес. 10 дн.) без указания кода льготы.
Возникновение права истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при отчислении необходимых взносов, работодатель не поставил код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный Фонд.
Сам по себе факт отсутствия данных персонифицированного учета, при наличии записи в трудовой книжке, не может служить основанием для лишения истца права на досрочное назначение пенсии.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
В п.9 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.ст.1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Издание приказов, распоряжений, регулирующих и отражающих истинную картину трудовой деятельности работника, сохранение их на предприятии, направление в архив необходимых сведений по роду выполняемой им работы, по продолжительности периодов выполняемой работы и ее специфике является обязанностью работодателя, а не работника. Отсутствие указанной информации не по вине работника не позволяет ему представить в суд указанные сведения, являющиеся доказательствами в обоснование заявленных им требований, а соответственно, нарушает права работника на его пенсионное обеспечение в старости, и не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.
С учетом изложенного суд считает, что ненадлежащее исполнение работодателями требований действующего законодательства по ведению делопроизводства, по хранению документации, не может повлечь для истца, который является добросовестным участником гражданских правоотношений, неблагоприятных последствий в виде отказа во включении периодов его работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года№ ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, с учетом зачтенных Пенсионным органом периодов, составляющих суммарно 6 лет 3 месяца и 16 дней (из расчета 5 мес. 17 дн. (с 18.11.1993г. по 05.05.1994г.) + 7 мес. 6 дн. (с 29.09.1994г. по 05.05.1995г.) + 7 мес. 7 дн. (с 29.09.1995г. по 06.05.1996г.) + 8 мес. 2 дн. (с 29.04.1997г. по 31.12.1997г.) + 6 мес. 3 дн. (с 01.01.1998г. по 04.07.1998г.) + 1 мес. 14 дн. (с 17.11.1998г. по 31.12.1998г.) + 11 мес. 30 дн. (с 01.01.1999г. по 31.12.1999г.) + 11 мес. 30 дн. (с 01.01.2000г. по 31.12.2000г.) +8 мес. 16 дн. (с 01.01.2001г. по 17.09.2001г.), а также с учетом зачтенных судом периодов с 05.07.1998г. по 30.09.1998г. (2 мес. 25 дн.) и с 01.11.1998г. по 16.11.1998г. (15 дн.) и с 01.01.2002г. по 11.12.2002г. (11 мес. 10 дн.), наличие у истца ФИО1 специального стажа минимально предусмотренной законом продолжительностью, т.е. не менее 6 лет 3 месяца (что обоснованно отражено и в решении Пенсионного органа № от 09.12.2020г. – т.1 л.д. 12-13, т.2 л.д. 1-2), суд приходит к выводу о том, что на момент обращения ФИО1 с соответствующим заявлением (01.03.2022г.) у него уже имелось право в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" на назначение страховой досрочной пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии (01.03.2022г.) в Пенсионный орган он достиг возраста 58 лет (родился ДД.ММ.ГГГГ), у него возникло право на назначение досрочное пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежит назначению истцу со дня его обращения за указанной пенсией, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 103 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Славгородского межрайонного прокурора в интересах Маняхина Павла Николаевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю о признании незаконным решения, включении периодов работы в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховую пенсию по старости, возложении обязанности назначить пенсию досрочно, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (г. Бийск) от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в назначении Маняхину Павлу Николаевичу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ.
Обязать ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Алтайскому краю зачесть Маняхину Павлу Николаевичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды его работы с тяжелыми условиями труда с 05.07.1998г. по 30.09.1998г. и 01.11.1998г. по 16.11.1998г. в должности машиниста котельной бани №3 МП «Коммунальщик» и с 27.04.2002г. по 02.10.2002г. в должности машиниста-кочегара котельной №39 МП «Тепловые сети».
Обязать ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Алтайскому краю назначить Маняхину Павлу Николаевичу с 01.03.2022г. досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В остальной части исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.
Взыскать с ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Алтайскому краю в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Дата составления мотивированного решения 05.08.2022г.
Председательствующий: Е.В.Щербина