Дело /номер скрыт/ г.РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
25 сентября 2012 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
в составе:
председательствующего судьи Файзуллиной И.Г.,
при секретаре судебного заседания Лисица Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аксеновой Т.В. и Аксенова О.Н. об оспаривании действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Аксенова Т.В., Аксенов О.Н. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю, ссылаясь на то, что в соответствии с договором аренды /номер скрыт/ от /дата скрыта/ заявители являются арендаторами земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: /адрес скрыт/, общей площадью 1189 кв.м., кадастровый номер /номер скрыт/. /дата скрыта/ они обратились в УФРС по г. Комсомольску-на-Амуре с заявлением о государственной регистрации права аренды на указанный земельный участок. Также ими был приложен договор аренды в 3-х экземплярах. В связи с необходимостью исправления технической ошибки, допущенной кадастровой палатой, в представленных документах, заявителями 08 июня 2012 года были поданы заявления о прекращении регистрационных действий. В нарушение ст.ст. 14, 20 № 112-ФЗ «О регистрации права с недвижимым имуществом и сделок с ним» заявителям выдано только 2 экземпляра договора аренды и квитанция пошлины со штампом погашено. Также выдано письмо от 09 июня 2012 года № 04/251/2012-185, в котором заявители уведомлены о приостановлении регистрационных действий сроком на 1 месяц, которое получено лично 18.07.2012 г. В связи с чем, просят суд признать такие действия незаконными, обязать вернуть полный пакет документов, выдать справку на возврат государственной пошлины, а также возместить моральный вред в размере 1000 рублей с принесением письменных извинений.
Заявители Аксенова Т.В. и Аксенов О.Н., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся заявителей. Ранее судебном заседании заявитель Аксенов О.Н. суду пояснил, что тот факт, что регистратор приостановил регистрационные действия, а не прекратил как того он и его супруга просили в своем заявлении, а впоследствии не вернул полный комплект документов, в частности 3 экземпляра договора, нарушило их права на последующее обращение с целью регистрации данного договора. При этом дополнил, что впоследствии они не обращались в регистрационную палату с вопросом о регистрации договора аренды, т.к. решили пойти иным путем для оформления своего права..
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю Алексеева Т.Д., действующая на основании доверенности № 9 от 17.01.2012 г., с заявлением не согласилась, суду пояснила, что в соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на регистрирующий орган возлагается обязанность проведения правовой экспертизы документов, проверка законности сделки и действительности представленных документов при совершении регистрационных действий. Заявителями Аксеновым О.Н., Аксеновой Т.В. было представлено заявление на государственную регистрацию договора аренды от /дата скрыта/ вход. № /номер скрыт/, о чем им была выдана расписка в получении документов на государственную регистрацию. Датой окончания срока регистрации согласно расписке значилось 15.06.2012 г. В соответствии с п. 4 ст. 20 вышеуказанного закона на основании заявления Аксенова О.Н., Аксеновой Т.В. о возврате ранее представленных документов без проведения государственной регистрации от /дата скрыта/ входящий /номер скрыт/, /дата скрыта/ была прекращена государственная регистрация договора аренды, о чем было направлено уведомление в письменной форме от /дата скрыта/ за номером /номер скрыт/. Таким образом, государственная регистрация была прекращена до окончания срока регистрации - /дата скрыта/, указанной в расписке от /дата скрыта/ вход. № /номер скрыт/. Полномочиями по приему документов на государственную регистрацию совместно с Управлением наделено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (далее Кадастровая палата). Документы, принятые в Кадастровой палате на следующий день доставляются в Комсомольский-на-Амуре отдел Управления, после чего распределяются начальником отдела государственным регистраторам для проведения государственной регистрации. Заявления от /дата скрыта/ вход. /номер скрыт/, от /дата скрыта/ входящий /номер скрыт/ были представлены Аксеновым О.Н., Аксеновой Т.В. в филиал ФГБУ « кадастровая палата Росреестра» по Хабаровскому краю Межрайонный отдел (рабочее место г. Комсомольск-на-Амуре) и поступили в Комсомольский-на-Амуре отдел на следующий день /дата скрыта/ Таким образом, принимая решение о приостановлении государственной регистрации /дата скрыта/, государственный регистратор еще не знал о том, что заявители подали заявление о возврате документов, без проведения государственной регистрации. Вместе с тем, исходя из положений ст.ст.19, 20 Закона о регистрации, приостановление государственной регистрации прав наряду с рассмотрением заявления сторон о прекращении государственной регистрации не может служить основанием для признания действия государственного регистратора незаконными. В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона о регистрации необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.Кроме того, согласно п. 9.2. Договора аренды /номер скрыт/ от /дата скрыта/ подписанные тексты Договора и приложений к нему хранятся по одному экземпляру у арендатора, арендодателя и регистрирующей организации. На основании пункта 5 статьи 20 Закона о регистрации при прекращении государственной регистрации прав на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина суммы, уплаченной в виде государственной пошлины за государственную регистрацию прав. Возврат государственной пошлины осуществляется на основании заявления плательщика в порядке, установленном п.7 ст. 333.40 НК РФ. Заявления о возврате государственной пошлины было подано Аксеновым О.Н.. Аксеновой Т.В., о чем в книгу учета входящих документов были внесены записи /дата скрыта/ /номер скрыт/, /номер скрыт/. Просила суд в порядке пункта 4 статьи 258 ГПК РФ отказать в удовлетворении заявления Аксенова О.Н., Аксеновой Т.В. в полном объеме.
Выслушав пояснения заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что /дата скрыта/ Аксенова Т.В. и Аксенов О.Н. обратились в Комсомольский-на-Амуре отдел Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о регистрации договора аренды /номер скрыт/ от /дата скрыта/ земельного участка, расположенного по адресу: /адрес скрыт/, /адрес скрыт/, /адрес скрыт/, земельный участок /номер скрыт/ с кадастровым номером /номер скрыт/. /дата скрыта/ Аксенов О.Н. и Аксенова Т.В. обратились в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю с заявлением о возврате ранее представленных документов без проведения государственной регистрации, которое поступило в Комсомольский-на-Амуре отдел Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю /дата скрыта/, /дата скрыта/ была прекращена государственная регистрация договора аренды, о чем было направлено уведомление в письменной форме от /дата скрыта/ /номер скрыт/. /дата скрыта/ Аксенова Т.В. и Аксенов О.Н. обратились с заявлениями на возврат госпошлины в размере 250 руб. На основании их заявлений, заключений о возврате государственной пошлины от /дата скрыта/ /номер скрыт/ и /номер скрыт/ государственная пошлина в размере 250 руб. была возращена в пользу Аксенова О.Н. и в размере 250 руб. в пользу Аксеновой Т.В. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами входе судебного разбирательства
Как определено положениями ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, органа местного самоуправления, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с положениями статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, должностного лица, органа местного самоуправления, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина (юридического лица) или препятствие к осуществлению гражданином (юридическим лицом) его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственно власти, должностного лица, органа местного самоуправления, государственного или муниципального служащего, и права либо свободы гражданина не были нарушены.
По смыслу статей 254-258 ГПК РФ предметом судебного обжалования могут выступать лишь такие действия (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, которые на время их обжалования в судебном порядке или рассмотрения заявленных требований по существу, являются действующими и влекут нарушение гражданских прав и свобод, требующих судебного пресечения. Следовательно, для признания действий (бездействия) ответчика незаконным необходимо наличие двух условий: несоответствие обжалуемых действий закону или иному правовому акту и нарушение обжалуемыми действиями прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21. 07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что государственную регистрацию прав на недвижимое имущество производит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах.
Порядок проведения государственной регистрации прав установлен ст. 13 указанного закона. Согласно положениям ч.1 ст. 13 названного закона государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с ч.1. ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Так, согласно ч. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно положениям п.п. 1-2 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе. Государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением следующих случаев: если кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов; если право на такой земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; если подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю; если права возникают в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
иных установленных федеральным законом случаев. При этом уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на такой земельный участок также должно содержать рекомендации по устранению причин этого приостановления и к указанному уведомлению должна быть приложена кадастровая выписка о таком земельном участке, содержащая имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о нем. В указанных случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи. В случае непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав приостанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц.
Согласно п. 4 указанной статьи до внесения в Единый государственный реестр прав записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права и иных представленных на государственную регистрацию прав документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора. Государственный регистратор обязан в письменной форме уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации права с указанием даты принятия решения о прекращении государственной регистрации права.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что /дата скрыта/ Аксенова Т.В. и Аксенов О.Н. обратились в Комсомольский-на-Амуре отдел Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с заявлением о регистрации договора аренды /номер скрыт/ от /дата скрыта/ земельного участка, расположенного по адресу: /адрес скрыт/, /адрес скрыт/, /адрес скрыт/, земельный участок /номер скрыт/ с кадастровым номером /номер скрыт/. Сообщением от /дата скрыта/ /номер скрыт/ Аксенов О.Н. и Аксенова Т.В. были уведомлены о приостановлении указанных регистрационных действии по причине того, что п.1.1 договора аренды содержит противоречивые сведения, не позволяющие однозначно определить земельный участок, передаваемый в аренду, а именно в адресе земельного участка указан другой номер земельного участка (участок /номер скрыт/). /дата скрыта/ Аксенов О.Н. и Аксенова Т.В. обратились в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю с заявлением о возврате ранее представленных документов без проведения государственной регистрации, которое поступило в Комсомольский-на-Амуре отдел Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю /дата скрыта/, что сторонами не оспаривалось, в связи с чем /дата скрыта/ была прекращена государственная регистрация договора аренды, о чем было направлено уведомление в письменной форме от /дата скрыта/ /номер скрыт/.
Оценив установленные в ходе рассмотрения обстоятельства, суд приходит к выводу, что приостановление государственной регистрации прав наряду с рассмотрением заявления сторон о прекращении государственной регистрации, с учетом того, что приостановление регистрационных действий имело место /дата скрыта/, а заявление о прекращении регистрационных действий поступило накануне, - /дата скрыта/ и по нему было принято решение/дата скрыта/, не может служить основанием для признания действия государственного регистратора незаконными. Кроме того, данные действия не повлекли нарушение прав и законных интересов Аксеновой Т.В. и Аксенова О.Н. и со стороны последних не предоставлено доказательств того, что данные действия привели к нарушению их прав и законных интересов.
Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах - подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства на регистрацию Аксеновым Р.Н. и Аксеновой Т.А. были представлены 3 экземпляра договора аренды от /дата скрыта/ /номер скрыт/ и впоследствии возвращении после прекращения регистрационных действий только два экземпляра.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что доводы Аксеновой Т.А. и Аксенова О.Н. о том, что действия регистратора о возврате только двух экземпляров договора вместо 3-х нарушает права заявителей на владение, пользование и распоряжение имуществом, учитывая, что срок договора истекает в июне 2013 г. и на середину 2012 г. заявители не имеют возможности зарегистрировать данный договор, несостоятельны по следующим основаниям. В ходе судебного разбирательства Аксенов О.Н указала, что впоследствии после прекращения регистрационных действий, они более не обращались в регистрационную палату с данным вопросом, поскольку решили урегулировать данный вопрос иным путем. Также не отрицал тот факт, что в договоре имеется неточность и это не вина регистратора, а лиц, составлявших данный договор. При таких обстоятельствах суд считает данные требования заявителей также необоснованными и не подлежащим удовлетворению.
Рассматривая требования Аксеновым О.Н. и Аксеновой Т.В. относительно признания незаконными действий регистратора Васильчено О.В. о невыдаче справки на возврат государственной пошлины, суд приходит к следующему.
Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при прекращении государственной регистрации прав на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина суммы, уплаченной в виде государственной пошлины за государственную регистрацию прав.
При этом следует отметить, что основании и порядок возврата или зачета государственной пошлины регламентированы положениями ст. 333.40 НК РФ, согласно которым и в частности п. п. 4 и 7, при прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.
Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.
В ходе судебного разбирательства было установлено и не оспаривалось сторонами, что с заявлением о возврате уплаченной государственной пошлины заявители Аксенов О.Н. и Аксенова Т.В. обратились только /дата скрыта/, и заключением от /дата скрыта/ /номер скрыт/ данные заявления были удовлетворены и заявителем возвращена сумма уплаченной государственной пошлины в размере 50%, что составляет 250 рублей, каждому.
При таких обстоятельствах, суд не находит возможным удовлетворить заявление Аксенова О.Н. и Аксеновой Т.В.. о признании незаконным действий регистратора и как следствие этого возложение обязанности на заинтересованное лицо по возврату полного комплекта документов и выдаче справки на возврат государственной пошлины. Учитывая, что в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения нарушением прав заявителей и воспрепятствование им со стороны заинтересованного лица в совершении регистрационных действий, суд считает требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, также не подлежащими удовлетворению
Руководствуясь ст. ст. 194- 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Аксеновой Т.В., Аксенова О.Н. об оспаривании действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Файзуллина И.Г.