РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дело №
г. Великий Новгород | 6 ноября 2019 года |
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ионова И.А.,
при участии в судебном заседании в качестве:
секретаря судебного заседания – Столяровой Ю.В.,
представителя истца ФИО1 – Саранской О.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» об установлении факта проживания, признании незаконным отказа в выдаче сертификата на региональный капитал «Семья»,
у с т а н о в и л :
В Новгородский районный суд Новгородской области (далее также – суд) обратился ФИО1 с иском к государственному областному казенному учреждению «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» об установлении факта проживания, признании незаконным отказа в выдаче сертификата на региональный капитал «Семья».
В обоснование иска указано, что истец прибыл в Российскую Федерацию в 2013 году из Республики Таджикистан. Сначала он работал по патенту, в 2014-м году получил РВП, а затем, в октябре 2017 года – гражданство Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ года истец состоит в браке с ФИО2, № г.р. От брака они имеют детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГг.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. 27 февраля 2019 года, т.е. после исполнения третьему ребенку трех лет истец обратился в ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» с заявлением на выдачу сертификата на региональный капитал «Семья», предоставив к рассмотрению пакет документов, подтверждающих семейное положение, а также факт проживания на территории России до рождения ребенка (ФИО6) и после.
1 апреля 2019 года ответчик принял решение об отказе в выдаче сертификата в связи с отсутствием права на региональный капитал. Истец полагает, что ответчик не в полной мере исполнил обязанности по истребованию дополнительных сведений в подтверждение его проживания (регистрации), установленные нормативными правовыми актами, принял преждевременное, необоснованное решение об отказе в выдаче ему сертификата.
В связи с этим истец просит суд установить факт проживания ФИО1 на территории Новгородской области с 1 декабря 2013 года по 1 декабря 2015 года; признать незаконным отказ ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» в выдаче ФИО1 сертификата на региональный капитал «Семья»; обязать ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» принять решение о выдаче ФИО1 сертификата на региональный капитал «Семья».
Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2, министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области.
В судебном заседании представитель истца поддержала иск по изложенным в нем основаниям. Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались о месте и времени его проведения надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Ответчик – ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» направило в суд письменные возражения, в которых просило суд отказать в удовлетворении иска ФИО1 в полном объеме. Третье лицо – министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области в своих письменных возражениях просило суд отказать в удовлетворении иска ФИО1 в части признания отказа ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» незаконным и обязании выдать сертификат на региональный капитал «Семья». Третье лицо ФИО2 просила суд удовлетворить иск ФИО1
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1); органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2).
Областным законом от 16 мая 2011 года № 997-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области» (далее также – областной закон) установлены предоставляемые за счет средств областного бюджета дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей в виде регионального капитала «Семья».
В соответствии с частью 1 статьи 3 данного областного закона семьям при рождении (усыновлении) в них после 1 января 2011 года третьего и каждого последующего ребенка предоставляется право на дополнительные меры социальной поддержки в виде регионального капитала «Семья» в размере 100 000 руб. Семьям при рождении (усыновлении) в них после 1 января 2012 года третьего и каждого последующего ребенка размер регионального капитала «Семья» увеличивается до 200 000 руб., при условии направления 100 000 руб. на улучшение жилищных условий. Право на дополнительные меры социальной поддержки распространяется на семьи при рождении (усыновлении) в них ребенка (детей) по 31 декабря 2018 года включительно.
Согласно части 2 данной статьи право на региональный капитал «Семья» возникает у семей, в которых оба или один из родителей постоянно проживали на территории Новгородской области не менее двух лет до дня рождения (усыновления) третьего и каждого последующего ребенка, с которым связано приобретение этого права, и продолжают проживать на территории Новгородской области.
В соответствии с частью 1 статьи 4 областного закона право на получение средств регионального капитала «Семья» подтверждается сертификатом. Сертификат выдается при условии, что на момент подачи заявления о его выдаче семья имеет не менее трех детей, включая совершеннолетних, которые на момент рождения (усыновления) ребенка, с которым возникло право на дополнительные меры социальной поддержки, были несовершеннолетними. Заявление на выдачу сертификата одновременно с документами подается одним из родителей, усыновителей (одиноким родителем, усыновителем) в областное государственное учреждение, осуществляющее полномочия по предоставлению социальных выплат, по месту жительства гражданина по истечении полутора лет со дня рождения (усыновления) третьего и каждого последующего ребенка. Порядок подачи заявления и выдачи сертификата, его форма и описание устанавливаются Правительством Новгородской области.
Полномочия по предоставлению многодетным семьям дополнительных мер социальной поддержки в виде регионального каптала «Семья» с января 2015 года осуществляет ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат».
Постановлением Правительства Новгородской области от 5 мая 2015 года № 188 утвержден Порядок подачи заявления и выдачи сертификата на региональный капитал «Семья».
В соответствии с пунктом 2.1 данного Порядка заявитель вместе с заявлением о выдаче сертификата на региональный капитал «Семья» подает в том числе следующие документы: копии паспорта заявителя (иного документа, удостоверяющего личность заявителя); справки о регистрации по месту жительства заявителя; копий свидетельств о рождении (усыновлении) детей.
Судом установлено, что ФИО1 прибыл в Российскую Федерацию в 2013 году из Республики Таджикистан; сначала работал по патенту, в 2014 году получил разрешение на временное проживание, а в 2017 году – гражданство Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ года истец состоит в браке с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. От брака они имеют детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГг.р., ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
27 февраля 2019 года, т.е. после исполнения третьему ребенку трех лет, истец обратился в ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» с заявлением на выдачу сертификата на региональный капитал «Семья», предоставив к рассмотрению пакет документов, подтверждающих семейное положение, а также факт проживания на территории России до рождения ребенка (ФИО6) и после.
1 апреля 2019 года ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» приняло решение № об отказе в выдаче сертификата в связи с отсутствием права на региональный капитал.
Как следует из уведомления об отказе в выдаче сертификата на региональный капитал «Семья» от 5 апреля 2019 года, основанием для принятия такого решения послужило неподтверждение факта постоянного проживания заявителя на территории Новгородской области в период с 1 декабря 2013 года по 1 декабря 2015 года.
Между тем из представленных истцом суду доказательств (справки отдела по вопросам миграции МОМВД России «Новгородский», показания свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9) следует, что ФИО1 постоянно проживал на территории Новгородского района: в период с июня по декабрь 2013 года по адресу: <адрес><адрес>, в период с декабря 2013 года по май 2014 года по адресу: <адрес>, в период с мая 2014 года по март 2016 года по адресу: <адрес>.
Факт постоянного проживания ФИО1 на территории Новгородской области в период с 1 декабря 2013 года по 1 декабря 2015 года нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, а потому истцу не может быть отказано в получении сертификата на региональный капитал «Семья» ввиду недоказанности его постоянного проживания на территории Новгородской области на протяжении двух лет до дня рождения третьего ребенка.
Суд напоминает, что в соответствии со статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Местом жительства гражданина в силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со статьей 3 названного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
Таким образом, понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в ст. 20 ГК РФ, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», так и в других нормативных актах.
При этом место жительства либо пребывания гражданина может быть установлено на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 № 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713.
При таких обстоятельствах отказ ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» в предоставлении ФИО1 испрашиваемой меры социальной поддержки лишь на том основании, что он не был зарегистрирован на территории Новгородской области по месту жительства не менее двух лет до дня рождения третьего ребенка, нельзя признать законным и обоснованным.
Таким образом, принимая во внимание, что вопреки приведенным выше требованиям закона отказ в предоставлении ФИО1 испрашиваемой меры социальной поддержки был обусловлен отсутствием регистрации заявителя по месту жительства на территории Новгородской области не менее двух лет до дня рождения третьего ребенка, то есть реализация права истца на получение данной меры социальной поддержки была поставлена ответчиком в зависимость от наличия такой регистрации, и при этом в судебном заседании представлены доказательства, подтверждающие постоянное проживание истца на территории Новгородской области в спорный период, суд находит иск ФИО1 обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В связи с удовлетворением иска ФИО1 об установлении факта его постоянного проживания на территории Новгородской области в спорный период и признании незаконным отказа ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» в выдаче ФИО1 сертификата на региональный капитал «Семья» ответчику надлежит повторно рассмотреть заявление ФИО1 на выдачу сертификата на региональный капитал «Семья» от 27 февраля 2019 года и принять по нему решение в соответствии с законодательством с учетом настоящего решения суда.
Согласно статье 98 ГПК Российской Федерации с ответчика в пользу истца надлежит взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198, 209, 321 ГПК Российской Федерации, Новгородский районный суд Новгородской области
р е ш и л :
Исковое заявление ФИО10 ФИО3 к государственному областному казенному учреждению «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания ФИО10 ФИО3 на территории Новгородской области в период с 1 декабря 2013 года по 1 декабря 2015 года.
Признать незаконным решение государственного областного казенного учреждения «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» от 1 апреля 2019 года № об отказе в выдаче ФИО10 ФИО3 сертификата на региональный капитал «Семья».
Обязать государственное областное казенное учреждение «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» в установленном порядке повторно рассмотреть заявление ФИО10 ФИО3 на выдачу сертификата на региональный капитал «Семья» от 27 февраля 2019 года и принять по нему решение в соответствии с законодательством с учетом настоящего решения суда.
Взыскать с государственного областного казенного учреждения «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» в пользу ФИО10 ФИО3 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Настоящее решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Новгородского районного суда Новгородской области | И.А. Ионов |
Решение принято в окончательной форме 15 ноября 2019 года.