ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4583/2017 от 21.03.2018 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-603/2018

Решение

Именем Российской Федерации

21 марта 2018 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Пушкарной Н.Г.,

при секретаре Белозеровой Ю.Г.,

с участием:

представителя истца Мезиной Н.В.,

представителя ответчика Здорик М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Миронович А.О., Миронович В.Р. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Территориальный отдел №2, подразделение по г. Пятигорску ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по СК), МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» о признании недействительным постановления, снятии земельного участка с кадастрового учета

установил:

Миронович А.О., Миронович В.Р. обратились в суд с исковым заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Территориальный отдел №2, подразделение по г. Пятигорску ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по СК), МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска», в котором просят признать недействительным Постановление начальника территориального управления администрации города Пятигорска в ст. Константиновской и пос. Нижнеподкумский от ДД.ММ.ГГГГ, снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истцов Мезина Н.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснив при этом суду, что Миранович А.О. и Миронович В.Р. являются собственниками квартиры <адрес>

Для уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , находящегося в их пользовании, в соответствии с действующим законодательством, они обратились к кадастровому инженеру Святюк И.В.

Кадастровый инженер провел кадастровые работы и предоставил все необходимые документы для внесения сведений об указанном земельном участке.

Однако, осуществление государственного учета объекта недвижимости- земельного участка, было приостановлено на основании пункта 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

Основанием для приостановки осуществления кадастрового учета послужило пересечение одной из границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 26:29:090303:142 с одной из границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: край Ставропольский, <адрес>.

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: край Ставропольский, <адрес>, предоставлялся в аренду Карапетян В.Г. в ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> месяцев для ведения личного подсобного хозяйства.

Карапетян В.Г. договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ не продлевала, из числа собственников <адрес> выбыла в ДД.ММ.ГГГГ, заключив договор купли-продажи своей доли с Тамашин В.П.. Тамашин В.П. на земельный участок с кадастровым номером не претендует, его местонахождение кадастровой палатой указано не корректно - находится в проулке между земельными участками жилых домов и по <адрес>, его границы в соответствии с действующим законодательством не устанавливались.

Тамашин В.П. несколько раз обращался в Администрацию г.Пятигорска с заявлением об инициировании снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером . Администрация города Пятигорска, как собственник земельного участка в интересах Тамашин В.П., обращалась в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю» с заявлениями о снятии с кадастрового учета земельного участка, с кадастровым номером но получала отказы в снятии с учета объекта недвижимости в связи с наличием у него статуса «Ранее учтенный».

Из сведений, содержащихся в кадастровой выписке на земельный участок с кадастровым номером известно, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет в ДД.ММ.ГГГГ

Процедура снятия участка с учета законом не предусмотрена.

Вместе с тем, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе (пункт 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации) вступившие в законную силу судебные акты.

В настоящее время не представляется возможным осуществить кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером без снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером

Просила суд признать недействительным Постановление начальника территориального управления администрации города Пятигорска в ст. Константиновской и пос. Нижнеподкумский от ДД.ММ.ГГГГ, снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 26:29:090303:22 расположенный по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика – Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Территориальный отдел №2, подразделение по г. Пятигорску ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по СК) Здорик М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, пояснив суду, что в соответствии с ч.7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о регистрации, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В случаях, установленных Законом о регистрации, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно п.1 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

ДД.ММ.ГГГГ в филиал федерального бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, отдел кадастрового учета №2, на государственный кадастровый учет поступило заявление администрации города Пятигорска о внесении изменений в связи с уточнением местоположения границ и площади в сведения об объекте недвижимости: земельном участке, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес>.

По результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, проведенной в соответствии с действовавшим на момент рассмотрения заявления Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и разделом III Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 № 42, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре инженером ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю выявлены основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта: одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, а именно: по уточняемому земельному участку с кадастровым номером выявлено пересечение уточняемого земельного участка с ранее учтенным земельным участком с кадастровым номером расположенным по адресу: <адрес>.

По указанным основаниям ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета на срок три месяца, о чем заявителю направлено соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с вступлением в действие с 01.01.2017 г. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" функции ФГБУ «ФКП Росреестра» по осуществлению государственного кадастрового учета были переданы Росреестру, в связи с чем заявление от ДД.ММ.ГГГГ было передано на рассмотрение в Межмуниципальный отдел по г. Пятигорску и г. Лермонтову Управления Росреестра по Ставропольскому краю.

На основании статьи 27 Закона о регистрации, в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном заявителю уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета, и не устранением приведенных в данном решении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, государственным регистратором было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, о чем заявителю было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом государственным регистратором было указано на возможность наличия ошибки, допущенной кадастровым инженером в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:29:090303:22 при проведении кадастровых работ, либо для земельного участка, в отношении которого было представлено заявление. Выявленная кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости подлежит исправлению в порядке, установленном статьей 61 Закона о регистрации, а также на основании решения суда, вступившего в законную силу.

В период приостановления вышеуказанной процедуры по учету изменений земельного участка, КН 26:29:090303:142, ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> в порядке межведомственного электронного взаимодействия обратилась в ФГБУ «ФКП ФИО5» по <адрес> с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, По результатам проверки сведений об объекте было установлено, что в соответствии с частью 6 статьи 27 Закона о кадастре (действовавшего на момент рассмотрения указанного заявления) имеются основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером невозможно снять с учета в государственном кадастре недвижимости, так как участок имеет статус "Ранее учтенный", на основании чего было принято решение об отказе в снятии с учета объекта недвижимости, о чем заявителю было направлено соответствующее уведомление о ДД.ММ.ГГГГ.

После вступления в действие с 01.01.2017 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», ДД.ММ.ГГГГ, через МФЦ города Пятигорска, в Межмуниципальный отдел по г.Пятигорску и г.Лермонтову Управления Росреестра по Ставропольскому краю поступило заявление МУ «ФИО5 имущественных отношений администрации города Пятигорска» в лице представителя Кочкарева Д.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, об осуществлении государственного кадастрового учета в части снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка, , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

При проведении государственным регистратором правовой экспертизы представленных документов в порядке пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации, выявлены основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, предусмотренные пунктом 33 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, потому как земельный участок с кадастровым номером не может быть снят с кадастрового учета, так как имеет статус "Ранее учтенный". Согласно пункту 33 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В своем исковом заявлении истцы указывают, что местонахождение земельного участка, КН 26:29:090303:22 указано некорректно, и его границы в соответствии с действующим законодательством не устанавливались, однако, согласно актуальным сведениям ЕГРН о характеристиках объекта, спорный земельный участок имеет, согласно требованиям ФИАС, адрес: <адрес>, при этом границы земельного участка установлены, ЕГРН содержит сведения о координатах характерных точек границ участка, имеет статус «ранее учтенный». Тогда как границы земельного участка, , расположенного по адресу: <адрес>, не установлены, согласно сведениям ЕГРН.

Также установлено, что согласно актуальным сведениям ЕГРН, в отношении земельных участков: общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, - записи о государственной регистрации прав отсутствуют.

Просила суд отказать Миронович А.О., Миронович В.Р. в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика – МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска», третье лицо Тамашин В.П., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, с ходатайствами об отложении даты судебного заседания не обращались.

Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, мнения лиц, присутствующих в судебном заседании, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Ранее в судебном заседании третье лицо Тамашин В.П. пояснил, что ему на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, которое он приобрел у Карапетян В.Г. Предыдущему собственнику под указанной квартирой был предоставлен земельный участок. Со слов Миронович, данный земельный участок налагается на границы земельного участка, который истцы желают сформировать для себя. В отношении исковых требований никакого мнения высказать не мог.

В судебном заседании по ходатайству представителя истца опрошен в качестве специалиста кадастровый инженер Святюк И.В., который пояснил, что земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, имеет статус ранее учтенного, однако при подготовке технической документации для истцов им установлено, что границы временного участка с номером который формируют для себя истцы Миронович, совпадают с ранее учтенным земельным участком с кадастровым номером Считает, что данный участок (с кадастровым номером ) ошибочно поставлен на кадастровый учет в имеющихся границах, фактически его не существует.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, материалы инвентарного дела по адресу: <адрес>, письменные доказательства и оценив их в совокупности с учетом требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, суд считает заявленные исковые требования не обоснованными и удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено и не оспаривалось участниками процесса, что жилой дом по адресу: <адрес> фактически является многоквартирным жилым домом, сторонами по делу на основании сделок приобретались квартиры в нем, что подтверждается материалами инвентарного дела, при этом согласно правоустанавливающим документам (свидетельства о государственной регистрации права) у сторон зарегистрировано право общей долевой собственности на указанный жилой дом с выделением конкретных помещений.

Так, на основании договора о передачи жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГМиронович О.А. получил в собственность квартиру <адрес>.

На основании договора о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ собственником квартиры в указанном домовладении стал Порохов Ю.В.

ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи доли земельного участка с долей жилого дома, заключенного между Пороховым Ю.В. и Карапетян В.Г., последняя стала собственником <данные изъяты> доли в жилом доме и земельном участке по адресу: <адрес>. Согласно п. 1.5. договора отчуждаемая доля жилого дома состоит из квартиры под номером 3, состоящей из жилая 1-15, 3 кв.м., жилая 2-8, 8 кв.м., кухня 3-11, 9 кв.м., коридор 5-8, 6 кв.м., и земельный участок в фактически сложившихся границах.

На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ собственником квартиры после Карапетян В.Г. стал Тамашин В.П., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Истцы по делу – Миронович А.О. и Миронович В.Р. стали правообладателями доли в указанном выше многоквартирном доме после смерти Миранович О.А. на основании свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующими свидетельствами на наследство и свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании также установлено, что на основании постановления начальника территориального управления администрации г.Пятигорска в ст. Константиновской и пос. Нижнеподкумский от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы и площадь земельного участка домовладения <адрес> по фактическому пользованию в соответствии с материалами инвентаризации площадью <данные изъяты> участок площадью <данные изъяты> кв.м., участок площадью <данные изъяты> участок (совместного владения) <данные изъяты> кв.м. Земельные участки площадью <данные изъяты> и участок площадью <данные изъяты> кв.м. предоставлены Карапетян В.Г. в аренду сроком на <данные изъяты> месяцев в границах согласно сложившемуся порядку землепользования по <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ между Территориальным управлением администрации г.Пятигорска в ст. Константиновской и пос. Нижнеподкумский и Миранович О.А. заключен договор аренды земель поселений земельного участка по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый .

Правопреемником данных правоотношений, как приобретший кв. по указанному адресу у Карапетян В.Г., является Тамашин В.П.

Из выписки из ЕГРН на указанный земельный участок следует, что он поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, присвоен кадастровый номер сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Изложенное также подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке.

В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на то, что при формировании земельного участка для себя и постановке его на кадастровый учет выяснилось, что его границы пересекаются с границами указанного выше земельного участка, в связи с чем осуществление государственного учета объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> было приостановлено, а потому земельный участок с кадастровым номером подлежит снятию с кадастрового учета, а постановление администрации о его закреплении от ДД.ММ.ГГГГ недействительно.

С данными доводами суд не может согласиться, а потому требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Земельного Кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Пунктом 1 статьи 14 названного Федерального закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").

При образовании нового объекта недвижимости государственная регистрация прав и кадастровый учет проводятся одновременно, за исключением некоторых случаев, указанных в пункте 2 части 3 статьи 14 и части 1 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет - внесение сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений осуществляется путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и отражено в описанных выше правоустанавливающих документах, земельный участок по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый , его границы определены в соответствии с требования законодательства, имеют конкретные координаты, описание поворотных точек границ земельного участка, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».

Изложенное также подтверждается землеустроительным делом на указанный земельный участок.

Исходя из анализа изложенного выше, суд считает, что, заявляя требование о снятии земельного участка с кадастровым номером с кадастрового учета, заявителями не представлено доказательств того, что при постановке на кадастровый учет данного земельного участка была допущена кадастровая ошибка, либо совершены какие-либо неправомерные действия.

При этом суд учитывает, что границы земельного участка по адресу: <адрес> кадастровым номером не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается кадастровым паспортом и иными документами.

Исходя из норм закона о кадастре, основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета могут служить, например, истечение срока при временной постановки на учет, ошибочное внесение сведений. Таких данных суду представлено не было. Доводы, изложенные в исковом заявлении, не могут служить основанием для снятия земельного участка с кадастровым номером с кадастрового учета, поскольку не основаны на законе.

Каких-либо допустимых и надлежащих доказательств в обоснование требования о признании постановления начальника территориального управления администрации г.Пятигорска в ст. Константиновской и пос. Нижнеподкумский от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены границы и площади земельного участка домовладения <адрес> и предоставлении его в аренду Карапетян В.Г. суду также представлено не было. Желание истцов сформировать для себя и поставить на кадастровый учет уточняемый земельный участок с кадастровым номером не может свидетельствовать о незаконности ранее принятого решения муниципального органа об утверждении границ и площади земельного участка, границы которого в настоящее время накладываются на уточняемый истцами земельный участок.

Каких-либо иных оснований для признания указанного выше постановления недействительным и снятии земельного участка с кадастрового учета судом в ходе судебного разбирательства не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Миронович А.О., Миронович В.Р. к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Территориальный отдел №2, подразделение по г. Пятигорску ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по СК), МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска» о признании недействительным Постановления начальника территориального управления администрации города Пятигорска в ст. Константиновской и пос. Нижнеподкумский от ДД.ММ.ГГГГ, снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятигорский городской суд.

Судья Н.Г. Пушкарная