ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4587/2017 от 19.10.2017 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-4587/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2017 года г. Челябинск

Курчатовский районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи Мещерякова К.Н.,

при секретаре Шулаевой А.С.,

с участием прокурора Соловьевой М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Курганского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Раенко В. Ю. о запрете эксплуатации и передачи другим лицам в целях эксплуатации пассажирского парусно-моторного многокорпусного судна,

установил:

Исполняющего обязанности Курганского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Раенко В.Ю. о запрете эксплуатации и передачи другим лицам в целях эксплуатации пассажирского парусно-моторного многокорпусного судна.

В обоснование указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Курганскую транспортную прокуратуру из ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Курганской области» поступила информация о том, что в ходе осуществления государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, при проведении патрулирования на реке <адрес> выявлено судно без идентификационных номеров, зарегистрированное в государственном судовом реестре Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей». ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут Раенко В.Ю. управлял на <адрес> вблизи <адрес> района Курганской судном, принадлежащим ему на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» ДД.ММ.ГГГГ с идентификационным номером . Данные судна согласно указанному свидетельству: название «Триумф», главные машины подвесной бензиновый, два, «Меркурий», 60 л.с. (44 кВт), длина 16,30 м, ширина 7,30 м, пассажировместимость 23 человека. В соответствии с требованиями ст. 34 КВВТ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Согласно акту внеочередного освидетельствования судна от ДД.ММ.ГГГГ техническое состояние судна негодное, в котором установлены требования по устранению дефектов, до выполнения которых судно признано негодным к эксплуатации. В нарушение требований законодательства судовладелец судна «Триумф» Раенко Д.Ю. не исполняет обязанность по подготовке судна к плаванию, в связи с чем, может пострадать неопределенный круг лиц, находящийся на водном объекте и может быть причинен вред окружающей среде, поскольку судно «Триумф» признано не годным к эксплуатации Камским филиалом Российского Речного Регистра (л.д.4-8).

В судебном заседании помощник прокурора Курчатовского района г. Челябинска Соловьева М.Ю. настаивала на удовлетворении исковых требований, поддержав его доводы в полном объеме.

Ответчик Раенко В.Ю. в судебном заседании не участвовал, извещался по месту проживания, за получением судебного извещения не явился. Возвращение в суд неполученных адресатом заказных писем с отметкой «по истечении срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем, может быть оценено в качестве надлежащей информации органа связи о неявки адресата за получением судебного извещения.

Третьи лица ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей», Камский филиал ФАУ «Российский Речной Регистр» Минтранса России извещены надлежащим образом.

Выслушав прокурора, исследовав все письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации на водных объектах общего пользования может быть запрещено использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24-ФЗ определяет судно, как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 КВВТ судно подлежит государственной регистрации в одном из следующих реестров: Государственном судовом реестре, реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов, реестре строящихся судов.

Согласно ст. 35 КВВТ подлежащие государственной регистрации суда подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счёт судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационноправовой форме федеральных автономных учреждений.

Классификация и освидетельствование судов осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, другими правилами.

В соответствии с Положением о классификации и об освидетельствовании судов, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 14.04.2016 № 102 (далее - Положение) классификация и освидетельствование судов осуществляются организацией по классификации в отношении судов подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.

Классификация и освидетельствование осуществляется в соответствии с настоящим Положением, а также правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов (далее - Правила).

По результатам классификации и освидетельствования оформляются документы, предусмотренные Правилами.

В соответствии с п. 2.15.2 Правил к судовым документам, подтверждающим выполнение требования Правил, относится классификационное свидетельство (формы РР-1.0, PP-1.10, PP-1.11).

Согласно пп. 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3 Правил классификационное освидетельствование проводится после очередного освидетельствования на подготовленном к эксплуатации судне с целью возобновления класса и оформления нового классификационного свидетельства.

При классификационном освидетельствовании судовладелец представляет документы, подтверждающие объем и качество выполненных после очередного освидетельствования работ, результаты измерений параметров, акты об испытаниях элементов судна, сертификаты на замененные детали.

При классификационном освидетельствовании должно быть проверено выполнение требований, предъявленных при очередном освидетельствовании. Судно и его элементы следует проверить на соответствие требованиям Правил, при этом в применимых случаях проверяются особенности конструкции, технические характеристики, правильность функционирования, качество монтажа, состав, комплектность и другие свойства. После этого должны быть определены техническое состояние элементов судна и возможность возобновления класса судна и признания его годным к плаванию.

В соответствии с требованиями ст. 14 КВВТ на подлежащих регистрации судах должно находиться свидетельство о классификации.

В соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № ИЛ-126-р, ФАУ «Российский Речной Регистр» является некоммерческой организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, и плавучих объектов.

В ходе судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут Раенко В.Ю. управлял на <адрес> вблизи <адрес> района Курганской судном, принадлежащим ему на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» ДД.ММ.ГГГГ с идентификационным номером К-050190.

Данные судна согласно свидетельству о праве собственности на судно - название «Триумф», главные машины подвесной бензиновый, два, «Меркурий», 60 л.с. (44 кВт), длина 16,30 м, ширина 7,30 м, пассажировместимость 23 человека (л.д.10).

Экспертом Камского филиала Российского Речного Регистра составлен акт первичного освидетельствования судна «Триумф» от ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенного освидетельствования судно признано негодным к плаванию в районах, указанных в Классификационном свидетельстве до выполнения требований (разработать техническую документацию, произвести дооборудование судна согласно разработанной документации и мероприятий указанных гл. 5 Анализа соответствия Правилам РРР № РЕГК.360120.07339/БП в организации имеющей свидетельство о признании РРР) (л.д.29-30).

ДД.ММ.ГГГГ экспертом Камского филиала Российского Речного Регистра составлен акт первичного освидетельствования судна «Триумф» в результате проведенного освидетельствования состояние судна оставлено прежним – негодным, установленные ранее актом от ДД.ММ.ГГГГ требования подтверждены и определены новые требования: 1) выполнить требования акта первоначального освидетельствования судна от 16.01.2012г.; 2) дефектацию корпуса судна силами организации, имеющей свидетельство о признании РРР на данный вид деятельности (п.1.3 Приложение 2 Руководства Р-035-2010 (ПОСЭ); 3) дефектацию устройств судна; 4) предъявить корпус и устройства судна к очередному освидетельствованию после дефектации на слипе, в доке или берегу (п.3.2.2 Руководства Р.035-2010 (ПОСЭ); 5) дефектацию электрооборудования и механизмов судна силами организации, имеющей свидетельство о признании РРР на данный вид деятельности (п. 1.3 Приложение 3 и 4 Руководства Р-035-2010 (ПСОЭ); 6) предъявить электрооборудование и механизмы судна после дефектации к очередному освидетельствованию; 7) после выполнения требований судно может быть предъявлено к первоначальному освидетельствованию в объеме классификационного (п. 2.4.3 Руководства Р-035-2010 (ПОСЭ) (34-35).

На основании заявления Раенко В.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ судно «Триумф» поставлено на классификационный учет Камского филиала Российского Речного Регистра (л.д.39).

На основании акта внеочередного освидетельствования судна от 27 апреля 2016 года составленного экспертом Камского филиала Российского Речного Регистра проведено освидетельствование судна, при этом установлено: судно построено без проекта, требования акта первоначального освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ не выполнены; наружная обшивка, набор и другие элементы корпуса в доступных для осмотра местах повреждений не имеют; сигнальные средства, радиосвязь и навигационное снабжение спасательное и пожарное снабжение отсутствуют. По результатам освидетельствования техническое состояние судна сохраняется прежнее – как негодное. Требования: устранить дефекты, указанные в настоящем акте, выполнить требования акта первоначального освидетельствования судна от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40-41).

Повторного технического освидетельствования маломерного судна не проводилось.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835 государственная инспекция по маломерным судам, в частности, осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.

Порядок проведения технического надзора за маломерными судами регулируется Правилами технического надзора за маломерными судами, утвержденными приказом МЧС России от 29 июня 2005 года N 501.

Указанными Правилами установлено, что технический надзор за маломерными судами включает в себя проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров, по результатам которых осуществляется классификация маломерных судов (пункт 2.2).

При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием; результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию; указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна, в котором специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию установленного образца (пункт 2.3).

Оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке электрооборудованию (пункт 2.7).

Таким образом, в отношении маломерных судов при прохождении технического освидетельствования проводятся испытания их технического состояния (с использованием специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов), результаты которых отражаются в акте технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию.

При этом, в силу п. 3 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года № 502, пользование маломерными судами разрешается только после прохождения технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными средствами и другим оборудованием.

Выдача судового билета, в силу п. 15 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года № 500, удостоверяет право плавания под государственным флагом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании вышеизложенного, исковые требования исполняющего обязанности Курганского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Раенко В. Ю. о запрете эксплуатации и передачи другим лицам в целях эксплуатации пассажирского парусно-моторного многокорпусного судна подлежат удовлетворению, поскольку пассажирское парусно-моторное многокорпусное судно «Триумф», принадлежащее Раенко В.Ю. признано негодным к эксплуатации экспертом Камского филиала Российского Речного Регистра.

Руководствуясь ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск исполняющего обязанности Курганского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Раенко В. Ю. о запрете эксплуатации и передачи другим лицам в целях эксплуатации пассажирского парусно-моторного многокорпусного судна - удовлетворить.

Запретить Раенко В. Ю. эксплуатировать и передавать другим лицам в целях эксплуатации пассажирского парусно-моторного многокорпусного судна идентификационный номер К-05-0190, свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ на водных объектах Российской Федерации до получения регистровых документов, подтверждающих годность судна к плаванию.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Председательствующий