Дело №2-4588/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2016 года г. Уфа
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Давыдова Д.В.,
при секретаре Валяевой М.А.,
с участием представителя истца ФИО1 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика ФИО2 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о защите прав потребителей, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ОАО «<данные изъяты>» о защите прав потребителей, взыскании компенсации морального вреда, в обоснование указав, что ФИО3 зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес> и являясь плательщиком жилищно-коммунальных платежей, оплачивала ответчику, как управляющей компании, коммунальные услуги.
Данный дом находится на обслуживание управляющей компании ОАО «<данные изъяты>».
Ответчик ОАО «<данные изъяты>» является исполнителем коммунальных услуг по поставке коммунальных ресурсов, а истец ФИО3 соответственно - потребителем коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в соответствии с положениями «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354 (ред. от 19.09.2013 года) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №731 от 23.09.2010 года «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и п. 3 Стандарта, истец в письменном заявлении ответчику от ДД.ММ.ГГГГ, вх. №, просила предоставить информацию о деятельности управляющей организации: показания общедомового учета тепла <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года, кто ответственный за снятие показаний и кто присутствовал из числа собственников; сообщить количество поставленной тепловой энергии (по узлу учета) и ее стоимость (ДД.ММ.ГГГГ); какова сумма ежемесячных начислений за тепло по нормативу жителям <адрес> за 2014 год; каков конкретный расчет значения дополнительно начисленной тепловой энергии на один квадратный метр жилой площади для <адрес>; какое количество тепловой энергии и какова сумма оплаты, начисленной по нормативу за ДД.ММ.ГГГГ года клубу «<данные изъяты>», расположенному в доме на первом и втором этажах; какая сумма по перерасчету дополнительно начислена клубу «<данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ года.
В установленные 20 рабочих дней информация предоставлена не была.
Истец просит признать незаконным бездействие ОАО «<данные изъяты>» по непредставлению информации. Взыскать в ее пользу с ОАО «<данные изъяты>» компенсацию морального вреда в размере 15 500 рублей за нарушение прав потребителя, штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке.
В силу ст. 167 ч. 5 ГПК Российской Федерации, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении ими копий решения суда.
В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, извещена надлежащим образом, имеется заявления о рассмотрении дела без ее участия.
В силу ст. 48 ГПК Российской Федерации, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «<данные изъяты>» исковые требования не признал, просил суд в иске отказать, за необоснованностью.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.
В соответствии с Конвенцией от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции».
Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 года «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "М. против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно Закону Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей") потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При этом Закон "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года №731 (ред. от 27.09.2014 года) "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее Стандарт), управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации, в том числе: общую информацию об управляющей организации, информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, информацию о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, информацию о привлечении управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, информацию о стоимости работ (услуг) управляющей организации, информацию о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Согласно п.2 Стандарта, под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с п.21 Стандарта, предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
Судом установлено, что Истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с письменным запросом о предоставлении информации о деятельности управляющей организации за 2014 год, а именно: показания общедомового учета тепла <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ года, кто ответственный за снятие показаний и кто присутствовал из числа собственников; сообщить количество поставленной тепловой энергии (по узлу учета) и ее стоимость (ДД.ММ.ГГГГ); какова сумма ежемесячных начислений за тепло по нормативу жителям <адрес> за 2014 год; каков конкретный расчет значения дополнительно начисленной тепловой энергии на один квадратный метр жилой площади для <адрес>; какое количество тепловой энергии и какова сумма оплаты, начисленной по нормативу за ДД.ММ.ГГГГ года клубу «<данные изъяты>», расположенному в доме на первом и втором этажах; какая сумма по перерасчету дополнительно начислена клубу «Умелец» за ДД.ММ.ГГГГ года.
Установленный срок предоставления информации истекал ДД.ММ.ГГГГ, при этом информация не была предоставлена потребителю и на дату рассмотрения дела. Представитель ответчика пояснил, что ответ за заявление ФИО3 был направлен ДД.ММ.ГГГГ, однако представить какие либо документы свидетельствующие о произведенной отправке представить не может. В свою очередь представитель истца отрицает получение какого либо ответа на заявление ФИО3, вплоть до настоящего дела.
Таким образом, учитывая, что Ответчиком не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о произведенных ответчиком действиях направленных на своевременное представление информации по запросу Истца, суд находит обоснованным требование Истца о признании незаконным бездействие ОАО «<данные изъяты>» ввиду не предоставления информации по запросу потребителя.
ФИО3 обращаясь в суд с данным иском в порядке защиты прав потребителей, ссылается, что недобросовестными действиями ответчика ей причинен моральный вред.
В соответствии со ст.15 Закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
При определении размера морального вреда, подлежащего компенсации, суд учитывает характер причиненных нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, а также учитывает принцип разумности и справедливости.
С учетом степени нравственных страданий истца, фактических обстоятельств причинений морального вреда, требований разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.
На основании пункта 6 статья 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку ответчиком права потребителя добровольно не удовлетворены, с ОАО «<данные изъяты>» подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу ФИО3, что составляет 1 000 руб.
Согласно ст.98 ч.1 ГПК Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ст. 103 ГПК Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Следовательно, с ответчика подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к Открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о защите прав потребителей, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ОАО «<данные изъяты>» по не предоставлению информации по запросу потребителя.
Взыскать с ОАО «<данные изъяты>» в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб., штраф в размере 1 000 руб., всего в общей сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца, через Калининский районный суд г. Уфы РБ.
Судья: Давыдов Д.В.