ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4589/2012 от 08.11.2012 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

к делу № 2-4589/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Сочи 08 ноября 2012 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,

с участием помощника прокурора Центрального района города Сочи Чуприна Е.А.,

при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по заявлению прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации горда Сочи, выразившееся в длительном неисполнении требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Сочи обратился в Центральный районный суд города Сочи с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации города Сочи, выразившееся в длительном неисполнении требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обязании администрацию города Сочи: принять муниципальную целевую программу в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуацией; создать в городе Сочи систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; создать муниципальную пожарную охрану; получить лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах; организовать обучение неработающего населения города Сочи; создать и оборудовать учебно-консультационные пункты и курсы гражданской обороны; организовать обучение работников администрации города Сочи в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций; внести изменения в паспорт безопасности города сочи в части объектов, задействованных в ХХ11 Олимпийских зимних игр и Х1 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи; внести изменения в генеральный план города Сочи в части количества электросирен, необходимого для оповещения 100% населения города; установить и в соответствии с внесенными изменениями электросирены в городе Сочи; привести в соответствие План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в городе Сочи, позволяющий организованно и в установленные сроки обеспечить безопасность населения города Сочи; обеспечить закупку продовольствия, детского питания, медикаментов, предметов первой необходимости, вещевого имущества, материально-технических средств, средств радиационно-химической безопасности, горюче-смазочных материалов, средств связи.

В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой города Сочи проведена проверка законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природных и техногенных катастроф, в ходе которой установлено, что муниципальная целевая программа в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не разработана и не принята. Также, указывает заявитель, в нарушение норм закона администрацией города Сочи до настоящего времени не создана система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Также, администрацией города Сочи не создана муниципальная пожарная охрана. Постановлением Главы администрации города Сочи № 2425 от 31.12.2010 года создано муниципальное казенное учреждение «Служба спасения города Сочи», которое, как указывает заявитель, не имеет лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах. Также при проверке установлено, что в феврале отделом государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края проводилась проверка в отношении администрации города Сочи на предмет соблюдения требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. По результатам проведенной проверки выявлены многочисленные нарушения, в связи с чем 21.03.2012 выдано предписание № 5 об устранении нарушений. Однако администрацией города Сочи должных мер, направленных на устранение выявленных нарушений, не принято.

Как указано прокурором, администрацией города Сочи до настоящего времени не организовано обучение неработающего населения города Сочи способам защиты при чрезвычайных ситуациях, не созданы и не оборудованы учебно-консультационные пункты и курсы гражданской обороны, отсутствуют планирующие и отчетные документы по подготовке работников администрации города Сочи в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Обучение сотрудников администрации не организовано. Приказом МЧС РФ от 25.10.2004 года № 484 утвержден типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Однако, паспорт безопасности города Сочи разработан без учета объектов, задействованных в XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, в котором не определены показатели степени риска чрезвычайных ситуаций, не разработаны мероприятия по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории города Сочи.

Отсутствуют документы, подтверждающие выполнение мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях. Также администрацией города Сочи ненадлежащим образом организована система оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС в городе Сочи. Также указывает заявитель, проверкой установлено, что из 46 сирен оповещения не сработали 22 (Морской порт; отель «Звездный»; санаторий им.Фабрициуса; железнодорожный вокзал Сочи; санатории «Металлург», «Искра», «Красмашевский», «Кудепста», «Голубая Дача»; ул.Войкова,35; ООО «Сочистройтранс»; БК «Мацеста»; общежитие по ул.Пластунская,129; Мясокомбинат; Сочинская ТЭС; ЗАО «Шапсугский чай»; кемпинг «Лазаревское Взморье»; Промбаза Лазаревское; ул.Центральная,58. При этом, количество 46 сирен, расположенных на территории города не обеспечивают 100% оповещения населения города. В соответствии с информацией Главы администрации города Сочи от 31.08.2012 года, на территории города Сочи необходимо установить 69 блоков электросирен с 2 рупорными громкоговорителями.

Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляются на основе планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, органов местного самоуправления и организаций. Постановлением Главы города Сочи от 16.01.2009 года № 14 создан резерв материальных ресурсов города Сочи для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с приложением № 2 к данному Постановлению утверждена номенклатура и объем резерва материальных ресурсов города Сочи.

Вместе с тем, проверкой установлено, что отсутствуют документы о закладке резервов материальных ресурсов, отсутствуют контракты на поставку резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций: продовольствия, детского питания, медикаментов, предметов первой необходимости, вещевого имущества, материально-технических средств, средств радиационно-химической безопасности, горюче-смазочных материалов, средств связи, что является нарушением подпункта «ж» части 2 статьи 11 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ. Отсутствие документов о закладке резервов явилось следствием фактического отсутствия таких материальных ресурсов как: продовольствие, детское питание, товары первой необходимости, горюче-смазочные материалы, материально-технические средства, средства связи, средства радиационной и химической безопасности. На 40% укомплектован резерв медицинского имущества и медикаментов.

Указывает, что бездействие администрации города Сочи в виде неисполнения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, касающиеся реализации их прав. Считает, что неисполнение указанных требований несет угрозу жизни, здоровью граждан, а также возможность причинения крупного материального ущерба имуществу, окружающей среде, в результате воздействия опасных факторов.

Участвующий в судебном заседании помощник прокурора Центрального района города Сочи Чуприна Е.А., заявленные требования подержала в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица - администрации города Сочи, по доверенности Ражина Е.В., в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

В назначенное судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица - Главного Управления Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, в адресованном суду заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Суд, заслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.4 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях.

Согласно требованиям ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учётом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Частью 2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст.23 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по решению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является расходными обязательствами муниципального образования.

Из положений ч.1 ст.16 Федерального закона 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Целям создания муниципальной целевой программы относятся последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения и защищенности важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития города Сочи.

В силу ст.4 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другие задачи.

Частью 2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Пунктом 3 Постановления установлено, что единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Согласно п.6 Постановления, на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

В соответствии с п.11 Постановления, органами повседневного управления единой системы являются: на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

Постановлением Главы администрации города Сочи от 12.04.2011 года № 658 на базе МКУ «Служба спасения города Сочи» создана единая дежурно-диспетчерская служба.

При этом, в соответствии с п.22 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Кроме того, в соответствии с п.п. 13, 14 Постановления Правительства РФ от 21.11.2011 года № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировка действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, информирование взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб об оперативной обстановке о принятых и реализуемых мерах осуществляется диспетчерским персоналом единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб размещают в системе - 112 информацию о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятый вызов (сообщение о происшествии).

Согласно п.17 Постановления № 958, участниками создания системы - 112 являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, вызов экстренных оперативных служб которых осуществляется по единому номеру «112», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Пунктом 23 Постановления № 958 установлено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: разрабатывают методическую документацию по созданию и использованию системы - 112; организуют проведение работ по созданию системы «112»; организуют взаимодействие операторского персонала системы «112» с подведомственными дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб, едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований; организуют и осуществляют материально-техническое обеспечение подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб; организуют взаимодействие автоматизированных систем, используемых операторским персоналом подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, с системой «112», а также модернизацию соответствующих систем для обеспечения такого взаимодействия; участвуют в опытной эксплуатации, государственных испытаниях и эксплуатации системы-112, в том числе устанавливают предельную численность гражданского персонала (работников), обеспечивающего функционирование системы-112; организуют подготовку и переподготовку персонала, обеспечивающего функционирование системы-112; участвуют в планировании развития системы-112 и осуществляют ее развитие.

В соответствии с п.п. 24, 26 Постановления № 958, расходы, связанные с созданием и развертыванием системы «112», осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с законами (решениями) о бюджетах, а также за счет средств организаций. Расходы, связанные с эксплуатацией и развитием системы-112, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов в соответствии с их полномочиями, установленными настоящим Положением, и законами (решениями) о бюджетах, а также за счет средств организаций.

Вместе с тем, Постановлением Правительства от 21.11.2011 года № 958, пункт 3, рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления: завершить до 2017 года работы по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в том числе путем реализации целевых программ; предусматривать при формировании проектов соответствующих бюджетов средства на указанные мероприятия.

В соответствии со ст.11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Согласно п.14 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны) является лицензируемой.

В соответствии с ч.1, 10 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям администрации города Сочи отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, а также издание муниципальных правовых актов.

В силу п.п.8.1 ч.1 ст.14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления поселения имеют право на создание муниципальной пожарной охраны.

Постановлением Главы администрации города Сочи № 2425 от 31.12.2010 года создано муниципальное казенное учреждение «Служба спасения города Сочи».

В соответствии пп. «а» ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.

Согласно пп. «б» п.п. 2, 4 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят лица, не занятые в сфере производства и обслуживания. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает: для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций.

Однако, в нарушение данных норм, администрацией города Сочи до настоящего времени не организовано обучение неработающего населения города Сочи способам защиты при чрезвычайных ситуациях.

Подпунктом «в» п.п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 года № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм согласно приложению. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований: разрабатывают с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, примерные программы обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны, личного состава формирований и служб муниципальных образований; организуют и осуществляют обучение населения муниципальных образований
способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера; осуществляют обучение личного
состава формирований и служб муниципальных образований; проводят учения и
тренировки по гражданской обороне; осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований; создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность или обеспечивают повышение квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию.

Вместе с тем, администрацией города Сочи не созданы и не оборудованы учебно-консультационные пункты и курсы гражданской обороны. Отсутствуют планирующие и отчетные документы по подготовке работников администрации города Сочи в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Обучение сотрудников администрации не организовано. В нарушение ст.4 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, отсутствуют документы прогнозирования чрезвычайных ситуаций, оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций.

Приказом МЧС РФ от 25.10.2004 года № 484 утвержден типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Однако, как установлено судом, паспорт безопасности города Сочи разработан без учета объектов, задействованных в XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, в котором не определены показатели степени риска чрезвычайных ситуаций, не разработаны мероприятия по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории города Сочи. Отсутствуют документы, подтверждающие выполнение мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях.

Кроме того, администрацией города Сочи ненадлежащим образом организована система оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в городе Сочи.

Так, перечень и характеристики основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приведены в материалах по обоснованию генерального плана городского округа города Сочи, утвержденного Решением Городского Собрания Сочи от 14.07.2009 года № 89.

В соответствии с п.п. 7, 8 ч.8 ст.23 Градостроительного кодекса РФ, разработчиками Генерального плана на чертежах ГП-9 и ГП-19 отражены зоны с особыми условиями использования территории и установлены границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С целью реализации Генерального плана в состав Правил землепользования и застройки, на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 года № 202, включена карта границ зон с особыми условиями использования территории: «Зоны ограничения от возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Зоны территорий различной сейсмической интенсивности».

Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 года № 555 «О Федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» установлено, что Генеральный план не предусматривает установку сирен. В отношении сирен действуют Федеральная и краевая целевые программы.

Данным Постановлением Правительства РФ постановлено: Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать региональные целевые программы снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оказывать методическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации региональных целевых программ.

Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 12.10.2012 года № 1194, в целях реализации Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закона Краснодарского края от 13.07.1998 года № 135-КЗ «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 года № 555 «О федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», Распоряжением Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 28.08.2012 года № 745-р «Об утверждении решения постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка - Совета безопасности при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края» и Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Краснодарском крае, утвержденным Постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 10.06.2008 года № 548, утверждена ведомственная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Краснодарском крае на 2013 - 2014 годы».

Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляются на основе планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, органами местного самоуправления и организаций.

План действий - это основной документ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содержащий краткую характеристику региона, в том числе с указанием районов, наиболее часто подверженных стихийным бедствиям, мероприятия по прогнозированию и предупреждению чрезвычайной ситуаций на территориальном уровне, мероприятия регионального центра при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий глобального и регионального масштабов, а также вопросы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Разработка Плана действий осуществляется на основании Указания государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.09.1993 года № 114.

Целью формирования такого плана является реализация установленного частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» права граждан на своевременную и полноценную защиту от чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем, как установлено, план действий города Сочи имеет существенные недостатки, не позволяющие организовано и в установленные сроки обеспечить безопасность населения.

Так, план действий не предусматривает такого вида чрезвычайной ситуации, как аварии на химически-опасных и взрывоопасных объектах, расположенных на территории города Сочи; не предусмотрено выполнение положений ст.4.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, в части установления уровней реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории города Сочи; силы и средства, привлекаемые для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не соответствуют реальным; силы и средства МКУ «Служба спасения города Сочи» в плане действий отражения не нашли. Кроме того, формирование РЖД - пожарный поезд, не вошло в состав сил и средств города Сочи постоянной готовности. Сведения о функциях, задачах порядке работы ЕДДС города-курорта Сочи в плане не приводятся. Деятельность ЕДДС по оповещению и организации реагирования на чрезвычайные ситуации не спланирована.

Сведения о возможных чрезвычайных ситуациях на объектах Олимпийского строительства в плане не представлены. Планирование действий Сочинского муниципального звена Краснодарской территориальной подсистемы СЧС не включает в себя защиту населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации на объектах Олимпийского строительства.

Кроме того, в плане действий отсутствует раздел - оповещение населения. В приложении № 2 плана перечислены силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций города Сочи с указанием наименований, адресов, руководителей организаций и их контактных телефонов.

Однако, не соответствуют действительности номера телефонов предприятий, ненадлежащим образом указаны названия и руководители организаций (Адлерский хлебокомбинат, МУП города Сочи «Водоканал», «Ветеринарная лаборатория» и другие).

Структура и содержание плана действий не соответствует Указанию государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 114 «О разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями».

Постановлением Главы города Сочи от 16.01.2009 года № 14 создан резерв материальных ресурсов города Сочи для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с приложением № 2 к указанному Постановлению утверждена номенклатура и объем резерва материальных ресурсов города Сочи.

Вместе с тем, судом установлено, что отсутствуют документы о закладке резервов материальных ресурсов, отсутствуют контракты на поставку резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций: продовольствия, детского питания, медикаментов, предметов первой необходимости, вещевого имущества, материально-технических средств, средств радиационно-химической безопасности, горюче-смазочных материалов, средств связи, что является нарушением подпункта «ж» ч.2 ст.11 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ. Отсутствие документов о закладке резервов явилось следствием фактического отсутствия таких материальных ресурсов как: продовольствие, детское питание, товары первой необходимости, горюче-смазочные материалы, материально-технические средства, средства связи, средства радиационной и химической безопасности. На 40% укомплектован резерв медицинского имущества и медикаментов.

При данных обстоятельствах суд находит, что бездействие администрации города Сочи в виде неисполнения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, касающиеся реализации их прав. Так, неисполнение требований закона несет угрозу жизни, здоровью граждан, а также возможность причинения крупного материального ущерба имуществу, окружающей среде, в результате воздействия опасных факторов.

В соответствии с ч.2 ст.2 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье граждан РФ являются неотчуждаемыми правами и свободами человека и защищаются гражданским законодательством.

В соответствии с положениями ч.3 ст.35 Федерального закона от 07.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законов интересов общества и государства.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации горда Сочи, выразившееся в длительном неисполнении требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - удовлетворить частично.

Администрации города Сочи:

- принять муниципальную целевую программу в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуацией;

- организовать обучение неработающего населения города Сочи;

- создать и оборудовать учебно-консультационные пункты и курсы гражданской обороны;

- организовать обучение работников администрации города Сочи в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- внести изменения в паспорт безопасности города Сочи в части объектов, задействованных в ХХ11 Олимпийских зимних игр и Х1 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

- обеспечить закупку продовольствия, детского питания, медикаментов, предметов первой необходимости, вещевого имущества, материально-технических средств, средств радиационно-химической безопасности, горюче-смазочных материалов, средств связи.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов

Мотивированное решение составлено и подписано судьей 13.11.2012 года.