Дело № 2-4589/2013 08 октября 2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Лиманской В.А.
при секретаре Пановой О.Г.
с участием представителя ответчика ФИО1- ФИО2
08 октября 2013 года рассмотрев в г. Волжский в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Областного государственного казенного учреждения «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» к ФИО1 о взыскании платы в счет возмещения вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Областное государственное казенное учреждение «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам <адрес>, указав в обоснование иска, что "."..г. водитель ФИО3, управляя автомашиной МАЗ – 6303 А8-324, государственный номер <...> осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, нарушая требования части 1 статей 29,31 Федерального закона от "."..г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и допустил превышение допустимых весовых нагрузок на оси и превышение общей допустимой массы автотранспортного средства, установленных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта РФ "."..г.. Службой весового контроля Инспекции государственного административно-технического надзора <адрес> по факту взвешивания зафиксировано в акте измерения от "."..г. №... превышение допустимых весовых параметров при эксплуатации вышеуказанного транспортного средства.
Согласно свидетельству о регистрации ТС собственником транспортного средства является ФИО1. В соответствии с постановлением администрации <адрес> от "."..г. № 30-а «О весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах <адрес>», действовавшим в период осуществления перевозки тяжеловесного груза автотранспортным средством, принадлежащим ответчику без специального разрешения, в случае отсутствия у грузоперевозчика разрешения на перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам области, не соответствия фактических весовых параметров транспортного средства допустимым параметрам, указанным в разрешении взимается плата за перевозку тяжеловесного груза. При отказе грузоперевозчика осуществить оплату за перевозку тяжеловесного груза указанная оплата взыскивается в судебном порядке (п.26 постановления администрации <адрес> от "."..г. № 30-а)."."..г. водитель ФИО3 осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения в период действия временного ограничения движения транспортных средства.
Постановлением <адрес> от "."..г. №... введен период временного ограничения движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес> с "."..г. по "."..г., установлены предельно допустимые значения нагрузки на ось транспортного средства в разрезе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес> и их участков, утверждены показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес>.
На момент взвешивания указанного автотранспортного средства функции осуществления весового контроля транспортных средств были возложены на Инспекцию государственного административно-технического надзора <адрес> (Постановление губернатора <адрес> от "."..г. №... «Об инспекции государственного административно-технического надзора <адрес>»). В соответствии с п.2 постановления администрации <адрес> от "."..г. № 301-а «О мерах по обеспечению сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес>» функции по организации осуществления расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами автомобильным дорогам <адрес> переданы департаменту транспорта и дорожного хозяйства <адрес>.
Приказом департамента транспорта и дорожного хозяйства <адрес> от "."..г. № №... полномочия по осуществлению расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам <адрес> переданы Областного государственного казенного учреждения «Костромское областному управлению автомобильных дорог общего пользования «Костромаатодор». Акт и счет для оплаты были переданы водителю автотранспортного средства на пункте весового контроля, но оплата не последовала. Постановление о наложении административного штрафа не обжаловалось.
В адрес ответчика была направлена претензия от "."..г. №... о необходимости уплаты указанной суммы, однако ответа до настоящего времени не последовало, ущерб в добровольном порядке не возмещен. Истец просит суд взыскать с ФИО1 в пользу Областного государственного казенного учреждения «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» (в доход бюджета <адрес>) плату в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам <адрес> в размере "."..г. рублей.
В судебное заседание представитель истца не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, поддерживая исковые требования в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.
Представитель ответчика ФИО1- ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, указав в обоснование, что ФИО1 не является надлежащим ответчиком по исковым требованиям Областного государственного казенного Учреждения «Костромское областное управление автомобильных дорог Общего пользования «Костромавтодор». Ответчику ФИО1 действительно на праве собственности принадлежит автомобиль МАЗ 6303 А 8324 государственный номер <...> что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства. ФИО1 передал на праве аренды указанное транспортное средство ООО «СтройСнаб», что подтверждается договором аренды транспортного средства без экипажа №... от "."..г. и актом приема-передачи по договору транспортного средства от "."..г. года. Таким и образом, не являлся на тот период фактическим владельцем транспортного средства, в отношении которого составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе № Ш476 от "."..г. года. Кроме того, в материалах дела имеются сведения, что фактически автомобилем управлял водитель ФИО3, то есть владел автомобилем на законных основаниях. В материалах дела имеется товарная накладная (транспортный раздел), в которой четко указана организация, с которой был заключен договор аренды транспортного средства (ООО «СтройСнаб») и указан водитель ФИО3, который фактически на момент составления акта № №... от "."..г. управлял транспортным средством. Этот факт подтверждает и наложение на ФИО3 административного штрафа по ст. 12.10 КоАП РФ. Каких-либо данных, свидетельствующих, что именно ответчик (собственник транспортного средства) является грузоперевозчиком и ему принадлежит перевозимый груз, либо, что водитель на период перевозки груза состоял в трудовых отношениях с ответчиком не представлено. Кроме этого, ответчик не мог состоять в трудовых отношениях, так как не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Составленный акт № №... от "."..г. о превышении установленных ограничений, составленный только в присутствии водителя- третьего лица, не может служить доказательством допущенного именно ответчиком нарушения, приведшего к возникновению у истца убытков. Кроме того, истцом не был направлен ответчику акт и претензия о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам <адрес>, лишая его возможности обжаловать данный акт в установленном законом порядке.
Привлеченный судом в качестве третьего лица ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки в судебное заседание суд в известность не поставил.
Привлеченное судом в качестве третьего лица ООО «Стройснаб» в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от "."..г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 11 ст. 11 которого установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - транспортные средства, осуществляющие перевозки тяжеловесных грузов), и порядка определения размера такого вреда отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 12 указанного Федерального закона определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Пунктом 7 ст. 13 приведенного выше Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения.
В силу ст. 29 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» : 1. Пользователям автомобильными дорогами запрещается: 2) осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. Пользователям автомобильными дорогами и иным осуществляющим использование автомобильных дорог лицам запрещается:
6) повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов;
7) нарушать другие установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами требования к ограничению использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос.
Согласно ст. 30 приведенного выше ФЗ : 1. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться:
2) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
3) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации.
2. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2.1. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 и 3 ст. 31 Федерального закона от "."..г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или)крупногабаритных грузов, возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В соответствии с п.п. 8,9 ст. 41 Федерального закона от "."..г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» вред, причиненный автомобильным транспортом, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза, подлежит возмещению в соответствии с «Правилами о возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от "."..г. № 934.
Согласно подп. "а" п. 5 Правил возмещения вреда размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, определяется в зависимости от превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства.
В соответствии с п. 2 и 3 названных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что вред, причиненный автомобильной дороге при перевозке тяжеловесных грузов, подлежит взысканию с владельца транспортного средства, осуществляющего такую перевозку, а не с собственника.
Судом установлено, что в соответствии с уставом учреждения на истца возложены функции взимания платы за возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов автомобильным дорогам и искусственным сооружениям, предъявлять иски в суды соответствующей юрисдикции в случае уклонения от возмещения вреда пользователем автомобильных дорог; определять в соответствии с установленным порядком ущерб, наносимый автомобильным дорогам при пропуске транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов (л.д.18-19).
Постановлением <адрес> от "."..г. № 100-а введен период временного ограничения движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес> с "."..г. по "."..г., установлены предельно допустимые значения нагрузки на ось транспортного средства в разрезе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес> и их участков, утверждены показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес>.
"."..г. водитель ФИО3, согласно выданной ему ООО «СтройСнаб» транспортной накладной (транспортный раздел) (л.д.11), управляя автомашиной МАЗ – 6303 А8-324, государственный номер <...> прицеп (полуприцеп) <...> осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, нарушая требования части 1 статей 29,31 Федерального закона от "."..г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и допустил превышение допустимых весовых нагрузок на оси и превышение общей допустимой массы автотранспортного средства, установленных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта РФ "."..г..
Службой весового контроля Инспекции государственного административно-технического надзора <адрес> по факту взвешивания в акте измерения от "."..г. № <...> зафиксировано превышение допустимых весовых параметров при эксплуатации вышеуказанного транспортного средства: допустимые показатели 28,50 тонн, тогда как в ходе взвешивания была зафиксирована фактическая полная масса транспортного средства 36,16 тонн, что подтверждается копией указанного акта № <...> от "."..г. (л.д.8), копией постановления о наложении административного штрафа (л.д.10).
Согласно свидетельству о регистрации ТС собственником транспортного средства - автомашины МАЗ – 6303 А8-324, государственный номер <...> в спорный период времени являлся ответчик ФИО1 <...>, что подтверждается сообщением УГИДББ России по <адрес> (л.д.29-30).
По данным того же ответа (л.д. 31), прицеп (полуприцеп) <...> регистрационный знак <...> ответчику ФИО1 не принадлежит, собственником является ЗАО «Первый Автокомбинат Сервис».
На момент взвешивания указанного автотранспортного средства функции осуществления весового контроля транспортных средств были возложены на Инспекцию государственного административно-технического надзора <адрес> (Постановление губернатора <адрес> от "."..г. №... «Об инспекции государственного административно-технического надзора <адрес>»).
В соответствии с п.2 постановления администрации <адрес> от "."..г. № 301-а «О мерах по обеспечению сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в <адрес>» функции по организации осуществления расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами автомобильным дорогам <адрес> переданы департаменту транспорта и дорожного хозяйства <адрес>.
Приказом департамента транспорта и дорожного хозяйства <адрес> от "."..г. № 120-а полномочия по осуществлению расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам <адрес> переданы Областного государственного казенного учреждения «Костромское областному управлению автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» (л.д.17).
В силу ст. 1064 ГК РФ : 1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу п.1 ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения, причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
ОГКУ «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» в пределах своей компетенции в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от "."..г. N 934, постановлением <адрес> от "."..г. N 40/49 произвело расчет (в том числе расчет протяженности маршрута с учетом сведений, содержащихся в товарной накладной и акте № №... о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или нагрузке на ось) и определило размер вреда, причиненного ответчиком автомобильным дорогам, расчет проверен судом (л.д.7,8,9,11).
Как усматривается из копии акта № №..., копия акта и счет для оплаты были переданы водителю автотранспортного средства на пункте весового контроля, но оплата причиненного вреда в сумме <...> рублей не была произведена.
Истцом в подтверждение обстоятельств намерения досудебного разрешения спора представлена копия претензии за №... от "."..г. года, адресованная ответчику ФИО1 о необходимости уплаты указанной суммы (л.д.14).
В подтверждение причиненных убытков истец предоставил ранее указанный акт № <...> от "."..г..
В настоящем деле Областным государственным казенным учреждением «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» иск предъявлен к ФИО1 как собственнику транспортного средства МАЗ – 6303 А8-324, государственный номер <...> в результате использования которых причинен ущерб автомобильным дорогам.
Судом установлено, что ФИО1 на период причинения ущерба являлся собственником транспортного средства МАЗ-6303А8-324 госномер <...>. Прицеп (полуприцеп) <...> ответчику не принадлежал.
В ходе рассмотрения дела судом также установлено, что "."..г. водитель ФИО3 управлял транспортным средством – МАЗ-6303А8-324 госномер <...> принадлежащим ответчику ФИО1, с прицепом (полуприцеп) <...>, принадлежащему иному лицу, на основании транспортной накладной (транспортный раздел) выданной ООО «СтройСнаб» и перевозил тяжеловесный груз по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения без специального разрешения. Данными действиями был причинен ущерб автомобильным дорогам <адрес> на сумму <...> рублей.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 является не надлежащим ответчиком по делу.
Исходя из положений приведенных выше норм, а также п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ответственность в случае причинения ущерба дорогам общего пользования подлежит возложению на пользователей автомобильных дорог, то есть непосредственных причинителей вреда, которым запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Ответчиком суду представлена копия договора №... аренды транспортного средства МАЗ – 6303 А8-324, государственный номер <...> без экипажа от "."..г. (л.д.95-98), копия акта приема –передачи данного транспортного средства (л.д.99), согласно которым "."..г. ФИО1 передал, а ООО «СтройСнаб» в лице директора ФИО4 принял транспортное средство МАЗ – 6303 А8-324, государственный номер <...> за плату во временное владение и пользование без предоставления услуг по управлению транспортным средством и по его техническому содержанию и эксплуатации. Срок договора определен сторонами на 12 месяцев (до "."..г.).
В соответствии с п.п. 1.6, 1.9 указанного договора Арендатор (ООО «СтройСнаб») несет расходы на содержание арендованного транспортного средства в течение всего периода аренды, возмещает расходы по страхованию (ОСАГО) пропорционально сроку фактического использования (сроку аренды) автомобиля. Арендатор самостоятельно несет риск гражданской ответственности перед третьими лицами за возможный ущерб, причиненный арендованным транспортным средством в процессе его коммерческой эксплуатации, а также расходы, возникающие в связи с эксплуатацией арендованного транспортного средства. Ответственность за вред (ущерб), причиненный арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием третьим лицам, несет Арендатор.
На момент выявления указанных истцом нарушений владельцем транспортного средства на основании договора аренды от "."..г. являлся ООО «СтройСнаб», и данный договор не оспаривался и не признавался в установленном законом порядке недействительным, что следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании.
Помимо этого, использование принадлежащего ответчику транспортного средства, именно силами и в интересах ООО «СтройСнаб» подтверждено представленной истцом копией транспортной накладной (транспортного раздела), выданной водителю ФИО3 от имени ООО «СтройСнаб».
Фактически транспортное средство в спорный период ответчиком не использовалось по прямому назначению – в целях передвижения по дорогам, а им извлекался доход от иного разрешенного законом видом использования имущества, принадлежащего лицу на праве собственности, специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза ответчик не получал, что следует из обстоятельств дела и пояснений представителя ответчика в судебном заседании.
Судом установлено, что в период действия договора аренды от "."..г. - "."..г. допущено превышение установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось транспортного средства.
На момент причинения ущерба истец не являлся фактическим владельцем транспортного средства МАЗ – 6303 А8-324, государственный номер <...> прицеп (полуприцеп) МАЗ-83781, регистрационный знак <...>, в отношении которого составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) или нагрузке на ось.
Согласно транспортной накладной (транспортного раздела) грузового автомобиля перевозка тяжеловесного груза транспортным средством МАЗ – 6303 А8-324, государственный номер <...>, прицеп (полуприцеп) МАЗ-83781, регистрационный знак <...> 50 осуществлялась водителем третьего лица – ООО «СтройСнаб».
В соответствии со ст. 648 ГК РФ, ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 59 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание то обстоятельство, что тяжеловесным транспортным средством, которым нанесен ущерб автомобильным дорогам <адрес>, на основании договора аренды владел и пользовался ООО «СтройСнаб», т.е. являлся законным арендатором и титульным владельцем, суд в соответствии с положениями ст. 1079 Гражданского кодекса РФ приходит к выводу об отсутствии законных оснований для возложения на ответчика ФИО1 обязанности возместить причиненный ущерб.
По данным Выписки из ЕГРЮЛ, правоспособность ООО «СтройСнаб» прекращена в связи с исключением "."..г. из ЕГРЮЛ. Выпиской также подтверждается, что директором ООО «СтройСнаб» являлась ФИО4, в лице которой ответчиком был заключен договор аренды транспортного средства.
Исследовав в совокупности все представленные доказательства в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, оценив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному иску следовало признать ООО «СтройСнаб», как лицо владеющее автотранспортным средством и несущим ответственность за причинение вреда.
При таких обстоятельствах обязанность по возмещению вреда на ФИО1 возложена быть не может, поскольку судом установлено отсутствие противоправных действий со стороны ответчика ФИО1, именно как грузоперевозчика и владельца транспортного средства, которые привели к повреждению имущества и возникновению убытков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Областного государственного казенного учреждения «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» к ФИО1 о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам <адрес> в размере <...> рублей - ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Справка: мотивированное решение суда составлено "."..г. (12,"."..г. выходные дни).
Судья: подпись
Копия верна: судья
Волжского городского суда В.А. Лиманская
Копию изготовила секретарь с/з Панова О.Г. 16.10.2013г.