ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4589/2022 от 24.10.2022 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

УИД: 03RS0...-17

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дело № 2-4589/2022

24 октября 2022 г. г. Уфа

Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Фархутдиновой Ф.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ахаевой О.С.,

с участием истицы ФИО1, ее представителя ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

представителя третьего лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, об отмене приказа об утверждении протокола заседания комиссии и об отказе в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, об обязании восстановить на учет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее – Минэкологии РБ) о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, об отмене приказа об утверждении протокола заседания комиссии и об отказе в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, об обязании восстановить на учет.

В обоснование иска указано, что истица с < дата > замещала должности госслужбы Республики Башкортостан и приказом Минэкологии РБ была уволена на пенсию по выслуге лет < дата >. Приказом от < дата >...п Минэкологии РБ утверждена Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим Минэкологии РБ единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее – Комиссия).

В соответствии с п.2 Приказа Минэкологии РБ ...п от < дата > истица была поставлена на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с условиями предъявляемыми п.п. «б» п.2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от < дата >....

В начале < дата > секретарь Комиссии Ж.И.А. сообщила истице, что ее кандидатура включена в список приоритетных и не нее пришла выписка из проекта списка получателей единовременной выплаты на < дата > год, и требуется обновить справку из банка о долге по ипотеке и остальные документы для рассмотрения на комиссии. Запрашиваемые документы истицей были представлены, а именно справка о составе семьи от < дата >, копия лицевого счета, справка АКБ Форштадт об остатке задолженности по ипотечному кредитному договору.

< дата > истица получила копию приказа Минэкологии РБ ...п от < дата >, которым утвержден протокол заседания Комиссии ... от < дата >. Согласно данного приказа на основании пункта 2 истице отказано в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и она снята с учета в связи с утратой основания для получения единовременной выплаты в соответствии с п.17 Правил предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Основанием снятия истицы с учета послужило то обстоятельство, что суммарная площадь всех жилых помещений принадлежащих истице составляет 18 кв.м., т.е. более учетной нормы, что не образует нуждаемость в улучшении жилищных условий и ею утрачены основания для получения единовременной выплаты для улучшения жилищных условий.

Истица считает протокол ... Комиссии от < дата >, приказ ...п от < дата > неправомерными. На момент принятия решения Комиссией п.п. «б» п.17 Правил предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения отсутствовал. Истица является собственником двухкомнатной квартиры площадью ... кв.м., расположенной по адресу: .... Также на основании свидетельства о праве на наследство по закону от < дата > истице принадлежит на праве собственности 1/6 доли в квартире, расположенной по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., что составляет ... кв.м. и подлежит включению в расчет нуждаемости на всех членов семьи. Ранее решением Администрации Советского района ГО г.Уфа от < дата > истица признана нуждающейся и поставлена на учет для улучшения жилищных условий с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи 9,2 кв.м.

Согласно выводам Комиссии общая площадь жилых помещений, принадлежащих истице 18 кв.м. (46/5 + 52,9/6), т.е. более учетной нормы (12 кв.м.), что не образует нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Комиссия необоснованно произвела расчет нуждаемости, а именно произвела расчет только из общей площади квартиры ... дома ... расположенной по ... (46 кв.м. / 5 = 9,2 кв.м. на 1 человека), и включила 1/6 долю квартиры ... (52,9 кв.м. / 6 = 8,8 кв.м.) только к расчету нуждаемости истицы, что является неправомерным.

Верным следует производить расчет нуждаемости следующим образом: уровень обеспеченности общей площадью жилых помещений на 1 члена семьи истицы составляет 10,96 кв.м. ((46 + 8,8) кв.м. / 5 человек), что ниже учетной нормы (12 кв.м.). Следовательно, право на улучшение жилищных условий истицей не утрачено.

ФИО1 просит суд с учетом уточнений признать решение (протокол ...) от < дата > заседания Комиссии об отказе в предоставлении ей единовременной субсидии на улучшение жилищных условий и снятии с учета для получения единовременной выплаты на улучшение жилищных условий незаконным, отменить приказ ... от < дата > об утверждении протокола заседания Комиссии от < дата >... и отказе в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения и снятии с учета ФИО1 в связи с утратой основания для получения единовременной выплаты в соответствии с п.17 Правил предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения; восстановить ее на учет для получения единовременной выплаты на улучшение жилищных условий и предоставлении единовременной выплаты на улучшение жилищных условий; взыскать с ответчика расходы на юридические услуги в размере 30 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 руб.

Истица ФИО1, ее представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске, указав также, что истицей были предоставлены все документы в Комиссию об изменениях. 1/6 доля в квартире ..., общей площадью ... кв.м была унаследована истицей после смерти отца в < дата > году, что составляет 8,8 кв.м. Доводы ответчика о том, что истицей не были предоставлены документы об изменении жилищных условий, несостоятельны, что подтверждается перепиской с секретарем Комиссии Ж.И.А.

Представителя ответчика Минэкологии РБ ФИО3 просил отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

В письменных возражениях Минэкологии РБ на исковое заявление указано, что при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий ФИО1 площадь жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ФИО1, расположенного по адресу: ..., рассчитана на каждого человека из числа лиц, проживающих в этом жилом помещении (46 кв.м. / 5 = 9,2 кв.м.). Во исполнении п.2 Правил необходимо определять уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений (за исключением жилых помещений, приобретенных по кредитному договору (включая ипотечный), в период, когда гражданский служащий состоял на учете). У истицы имеется 1/6 доли (52,9 кв.м. / 6 = 8,8 кв.м.) в квартире, расположенной по адресу: ... (право на наследство по закону от < дата >). К наследованию в порядке очередности по степени родства призвана именно ФИО1 Члены ее семьи и другие родственники, признанные членами семьи, зарегистрированные и постоянно проживающие по адресу: ..., не являются наследниками доли в жилом помещении, расположенном по адресу: .... Комиссия вопреки требованиям п.4 Правил не была проинформирована о произошедших изменениях в течение 30 рабочих дней с даты, когда произошли соответствующие изменения. Исходя из суммарной площади, находящейся в пользовании, владении, распоряжении истицы (9,2 кв.м. + 8,8 кв.м. = 18 кв.м.), жилищные условия истицы улучшились и составляет более учетной нормы, что не образует нуждаемость в улучшении жилищных условий (в соответствии с пп. «б» п.2 Правил). Указание на пункт 17 Правил в приказе от < дата > является технической ошибкой. Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Документов, подтверждающих нуждаемость в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истицей не представлены. Нормы указанной статьи не могут быть применены при определении нуждаемости государственного гражданского служащего в улучшении жилищных условий.

Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан ФИО4 просил отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, повторяющие позицию ответчика.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

Судом установлено, что с < дата > истица ФИО1 замещала должности государственной службы Республики Башкортостан. < дата > приказом Минэкологии РБ прекращен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Республики Башкортостан и замещении должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан с ФИО1 в связи с выходом на пенсию за выслугу лет на государственной гражданской службе Республики Башкортостан согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно протоколу ... заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим Минэкологии РБ единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от < дата > рассмотрев заявление и документы ФИО1 заместителя начальника Уфимского территориального управления Минэкологии РБ комиссией принято решение поставить на учет для получения единовременной выплаты с момента подачи заявления в Минэкологии РБ (< дата >).

Приказом Минэкологии РБ ...п от < дата > утвержден протокол заседания Комиссии от < дата >..., признано соответствующим условиям предъявляемым, подп. «б» п. 2 Правил предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от < дата >... и ФИО1 поставлена на учет для получения единовременной выплаты.

При принятии указанного решения комиссией учтено, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: ..., с < дата >, жилое помещение принадлежит ей на праве собственности, общей площадью 46 кв.м. По указанному адресу всего зарегистрировано 5 человек, из них членами семьи заявителя являются двое (дети) и иные лица (невестка и внучка). Общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет 46/5 = 9,2 кв.м. На иных членов семьи объекты недвижимости не установлены.

Из материалов дела следует, что по указанному адресу зарегистрированы истица ФИО1 с < дата >, Ф.А.Р. (сын) с < дата >, Ф.А.Р. (сын) с < дата >, Ф.Е.А. (невестка) и Ф.А.А. (внучка) с < дата >.

Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 01.11.2018 по гражданскому делу № 2-7785/2018 Ф.Е.А. и Ф.А.А., зарегистрированные и проживающие по адресу: ..., признаны членами семьи ФИО1

Решением указанной комиссии от < дата >ФИО1 снята с учета для получения единовременной выплаты на улучшение жилищных условий.

Приказом Минэкологии РБ ...п от < дата > утвержден протокол заседания Комиссии от < дата >, которым ФИО1 отказано в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения и она снята с учета в связи с утратой основания для получения единовременной выплаты в соответствии с п. 17 Правил предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

При принятии оспариваемого решения территориальной комиссией учтено следующее: общая площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет 46/5 = 9,2 кв.м. Общая площадь жилых помещений, принадлежащих заявителю и членам его семьи: 46 кв.м., 1/6 доля (52,9 / 6 = 8,8 кв.м.) в квартире, расположенной по адресу: ... (право на наследство по закону от < дата >). Общая площадь жилых помещений, принадлежащих государственному гражданскому служащему на праве собственности 18 кв.м. = 46/5 + 52,9/6. Комиссия пришла к выводу, что суммарная площадь всех жилых помещений ФИО1 составляет 18 кв.м., т.е. более учетной нормы, что не образует нуждаемость в улучшении жилищных условий, у нее утрачены основания для получения единовременной выплаты для улучшения жилищных условий.

Согласно свидетельству о праве на наследство по закону, удостоверенного нотариусом нотариального округа ...М.И.Ю.< дата > наследницей 1/6 доли квартиры, расположенной по адресу: ..., (общей площадью 52,9 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРП от < дата >) после смерти А.Ю.А. является его дочь ФИО1

Изучив и оценив все обстоятельства и представленные доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований для снятия ФИО1 с учета для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения не имелось, соответственно решение комиссии является незаконным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в пункте 4 части 2 статьи 12 Закона Республики Башкортостан от 18 июля 2005 года N 206-з "О государственной гражданской службе Республики Башкортостан", в соответствии с которым гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных законодательством, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Республики Башкортостан.

В целях реализации статьи 53 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьи 12 Закона Республики Башкортостан "О государственной гражданской службе Республики Башкортостан" Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 сентября 2013 г. № 411 были утверждены "Правила предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" (далее – Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на территории Республики Башкортостан (далее - единовременная выплата) государственным гражданским служащим Республики Башкортостан (далее - гражданские служащие) один раз за весь период государственной гражданской службы Республики Башкортостан (далее - гражданская служба), замещающим должности государственной гражданской службы не менее одного года, принятым на учет в государственном органе Республики Башкортостан для получения единовременной выплаты.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 сентября 2013 г. установлено, что предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на территории Республики Башкортостан государственным гражданским служащим Республики Башкортостан осуществляется государственным казенным учреждением Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан.

Согласно подп. «б» пункта 2 Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя государственного органа Республики Башкортостан гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на одного человека из числа лиц, проживающих в этом жилом помещении, составляет менее 12 кв. метров.В силу п.3 Правил к членам семьи гражданского служащего относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети (независимо от возраста) и родители данного гражданского служащего. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданского служащего, если они вселены гражданским служащим в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи гражданского служащего в судебном порядке.

В соответствии с п.4 Правил в случае изменения сведений, которые должны содержаться в документах, представляемых гражданским служащим в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, а также в случае изменения условий, на основании которых гражданский служащий имеет право на получение единовременной выплаты, он в 15-дневный срок информирует об этом комиссию и представляет обновленные документы, подтверждающие произошедшие изменения, в течение 30 рабочих дней с даты, когда произошли соответствующие изменения.

Согласно п.16 Правил гражданский служащий снимается с учета для получения единовременной выплаты:

а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя государственного органа Республики Башкортостан;

б) в случае изменений (улучшений) жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной выплаты, за исключением изменения жилищных условий в результате приобретения (строительства) жилья с использованием жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа либо с использованием кредита (займа), выданного для целей рефинансирования ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение (строительство) жилья, при наличии остатка задолженности по данным кредитам (займам);

в) в случае реализации им права на получение единовременной выплаты, предусмотренного настоящими Правилами;

г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у гражданского служащего права на постановку на такой учет);

д) в случае увольнения с гражданской службы;

е) в случае смерти гражданского служащего или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим;

ж) в случае реализации гражданским служащим права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты (или иной формы государственной поддержки), в том числе с использованием социальной выплаты на погашение суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита) за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан и (или) местного бюджета (кроме средств (части средств) материнского (семейного) капитала), а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

В соответствии с пунктом 2.3 "Методические рекомендации по предоставлению федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Версия 3.0" подпунктом «б» пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. ... предусматривается, что гражданский служащий может быть поставлен на учет в случае, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 человека из числа лиц, проживающих в этом жилом помещении, составляет менее 15 кв. метров.

При определений уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений по месту постоянной регистрации гражданского служащего учитывается общая площадь жилого помещений, в котором зарегистрирован гражданский служащий и общее число лиц, зарегистрированных постоянно по месту жительства в жилом помещении совместно с гражданским служащим. При этом лица, зарегистрированные по месту жительства совместно с гражданским служащим, учитываются при определении уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений независимо от наличия у них родственных отношений с гражданским служащим.

При рассмотрении вопроса о постановке гражданского служащего на учет на основании подпункта "б" пункта 2 Правил Комиссии (территориальной подкомиссии) необходимо также учитывать, что уровень обеспеченности гражданского служащего общей площадью жилых помещений определяется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, занимаемых гражданским служащим и (или) совместно с ним проживающими членами его семьи, указанными в пункте 4 Правил, по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Общая площадь иных помещений при определении уровня обеспеченности гражданского служащего общей площадью жилых помещений делится между гражданским служащим и членами его семьи, указанными в пункте 4 Правил.

Общая площадь жилых помещений, необходимая для рассмотрения вопроса о постановке гражданского служащего на учет на основании подпункта "б" пункта 2 Правил, является суммой показателя обеспеченности гражданского служащего и членов его семьи, указанных в пункте 4 Правил, общей площадью жилых помещений по месту постоянной регистрации гражданского служащего и аналогичного показателя обеспеченности гражданского служащего и членов его семьи, указанных в пункте 4 Правил, общая площадью иных помещений.

При определении уровня обеспеченности гражданского служащего общей площадью жилых помещений не учитываются жилые помещения, принадлежащие гражданскому служащему или членам его семьи, указанным в пункте 4 Правил, приобретенные (построенные) за счет средств кредита банка (кредитной организации), обязательства по которому полностью не исполнены и обеспечены ипотекой данных жилых помещений.

В соответствии с п. 4 "Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" к членам семьи гражданского служащего, учитываемым при расчете единовременной выплаты, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также его дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданского служащего, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Согласно ч.1 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.

В силу ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.

В соответствии с ч.2 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, учитывая приведенные положения законодательства, суд приходит к выводу, что основания для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения истицей не утрачены после вступления в наследство после смерти отца. С учетом суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих истице, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ФИО1 составляет 10,96 кв.м. исходя из расчета: (46 кв.м. + 8,8 (52,9 кв.м. / 6) кв.м.) / 5 человек (ФИО1, ее сыновья Ф.А.Р. и Ф.А.Р., а также невестка Ф.Е.А. и внучка Ф.А.А., признанные решением суда от < дата > членами семьи ФИО1), т.е. менее учетной нормы 12 кв. метров.

В материалы дела представлены доказательства того, что Ф.А.Р., Ф.А.Р., Ф.Е.А., Ф.А.А. являются членами семьи ФИО1, которая поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании подп. «б» п. 2 Правил предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от < дата >... с< дата >. Документов, позволяющих считать истицу и других зарегистрированных в жилом помещении лиц членами разных семей, не представлено.

Более того, истицей обоснованно указано, что в приказе Минэкологии РБ ...п от < дата > о снятии истицы с учета неверно указан пункт 17 Правил, который регулирует порядок внесения Комиссией сведений о гражданском служащем, состоящем на учете для получения единовременной выплаты. Вместе с тем ответчиком не были внесены исправления в приказ в связи с технической ошибкой.

Учитывая изложенные обстоятельства дела, оспариваемые решения ответчика являются незаконными, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1, решение комиссии Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от < дата > (протокол ... от < дата >) об отказе в предоставлении ФИО1 единовременной выплаты на улучшение жилищных условий и снятии с учета для получения единовременной выплаты на улучшение жилищных условий подлежит признанию незаконным, приказ Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от < дата >... об утверждении протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от < дата >... и отказе в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения и снятии с учета ФИО1 подлежащим отмене, на ответчика подлежит возложению обязанность восстановить ФИО1 на учете для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Доводы представителя ответчика о том, что Комиссия вопреки требованиям п.4 Правил не была проинформирована о произошедших изменениях в течение 30 рабочих дней с даты, когда произошли соответствующие изменения не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку не являлось основанием для снятия ответчиком с учета и не является таковой согласно п.16 Правил.

В силу ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 900 руб.

В соответствии со ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Принимая во внимание объем выполненной представителем истицы работы (консультация, составление искового заявления, подача иска, участие в подготовке дела к судебному разбирательству, в двух судебных заседаниях), сумму, уплаченную истцом представителю, принцип разумности и справедливости, представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание положения ст. ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истицы расходы по оплате юридических услуг в размере 30 000 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от < дата > (протокол ... от < дата >) об отказе в предоставлении ФИО1 единовременной выплаты на улучшение жилищных условий и снятии с учета для получения единовременной выплаты на улучшение жилищных условий.

Отменить приказ Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от < дата >... об утверждении протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления государственным гражданским служащим Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от < дата >... и отказе в предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения и снятии с учета ФИО1.

Обязать Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (ИНН ...) восстановить ФИО1 (паспорт ...) на учете для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Взыскать с Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (ИНН ...) в пользу ФИО1 (паспорт ...) расходы по уплате государственной пошлины в размере 900 руб., расходы по оплате юридических расходов в размере 30 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.

Судья Ф.Ф. Фархутдинова

Мотивированное решение составлено 31.10.2022.