ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-458/11 от 11.03.2011 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

                                                                                    Фрунзенский районный суд города Саратова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Фрунзенский районный суд города Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело 2-458\11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2011г. г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Садовой И.М.,

при секретаре Кошкиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску Аншакова Валерия Ивановича, Пастель Надежды Леонидовны, Седановой Лидии Валерьевны, Давидович Михаила Владимировича, Бесчеревных Наталии Владимировны, Литвиновой Нины Николаевны, Стрекаловой Евгении Петровны, Мостовой Ирины Викторовны к Товариществу собственников жилья -3 Фрунзенского района г.Саратова о признании недействительным решения общего собрания от 27 июля 2010г., признании незаконным и начисление и выставление платы за содержание жилья и ремонт жилья по тарифам с 01.04.2008г., признании незаконным создание специального резервного фонда и установление обязательного платежа, признании незаконным выделение платы за электроснабжение мест общего пользования из структуры тарифа на содержание жилья и выставление тарифа на электроснабжение мест общего пользования отдельной строкой, признании незаконным выделение из тарифа на содержание жилья тарифа на вывоз ТБО, содержание лифта и обслуживание теплоприбора, обязать произвести перерасчет платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья в соответствии с размером тарифов, действовавших до нарушения жилищного права 01.04.2008г., обязать произвести перерасчет за освещение мест общего пользования, за вывоз ТБО и содержание лифта, обслуживание теплоприборов, резервного фонда, пресечь действия ТСЖ -3 на будущее,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с исковыми требованиями и просят признать решение общего собрания членов ТСЖ-3 от 27 июля 2010г. проведенного голосованием посредством опроса, незаконным. Признать незаконным установление ТСЖ-3 тарифа на электроснабжение мест общего пользования и выделение платы за электроснабжение мест общего пользования из структуры платы за содержание жилья, возложить на ТСЖ-3 обязанность восстановить положение, существовавшее до нарушения жилищного права, возложить обязанность произвести перерасчет платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья в соответствии с размером тарифов, действовавших до нарушения жилищного права, мотивируют требования следующим.

27 июля 2010г. Товарищество собственников жилья-3 Фрунзенского района г.Саратова (далее-ТСЖ-3 провело общее собрание членов ТСЖ-3 голосованием посредством опроса. Результаты собрания оформлены решением от 27 июля 2010г. В повестку собрания включены следующие вопросы: утверждение отчета ревизионной комиссии об исполнении сметы доходов и расходов ТСЖ-3 за 2009г., утверждение годового плана финансовой деятельности ТСЖ-3 на 2010 г., установление размера обязательных платежей для собственников и взносов для членов товарищества на содержание и текущий ремонт общего имущества дома с 1 августа 2010г., создание специального фонда товарищества (аварийно-резервный) ежемесячно в размере 0,10 рублей с кв. метра общей площади квартиры (ЖК РФ ст. 145 п.5), довыборы в состав правления

Проведение голосования посредством опроса по указанным выше вопросам повестки собрания проведено с существенным нарушением норм материального права по следующим основаниям.

Рассмотрение вопросов избрания правления или членов правления (п. 11 опросного листа), установление обязательных платежей (пункты 5, 7 опросного листа), образование специальных фондов (пункт 8 опросного листа), утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана (пункты 3 и 4 опросного листа) согласно поди. 3). 4). 5), 8) п.2 ст. 145 и подп.3.п.3 ст.150 ЖК РФ входит в исключительную компетенцию общего собрания членов ТСЖ, которое должно проводиться в общеустановленном порядке, т.е., в назначенное время и месте с одновременным участием членов товарищества при соблюдении кворума, установленного п.3 ст. 146 ЖК РФ и ст.45 ЖК РФ. Указанное вытекает из буквального толкования нормы п.3 ст. 145. п.п. 4 и 5 ст. 146, п.1 ст. 147 ЖК РФ и предусматривает одновременное участие членов ТСЖ в назначенное время.

По вопросам, перечисленным в п.2 ст. 145 ЖК РФ, голосование посредством опроса по п.6 ст. 146 ЖК РФ является незаконным, нарушающим законные права членов товарищества и, соответственно, собственников жилья, проживающих в домах в составе ТСЖ-3., п.6 ст. 146 ЖК РФ предусматривает голосование посредством опроса, а не проведение общего собрания. При этом, голосование посредством опроса в силу нормы п.6 ст. 146 ЖК РФ проводится в зависимости от вида помещения и решаемых вопросов, что исключает голосование по вопросам, перечисленным в п.2 ст. 145 ЖК РФ.

Исходя из буквального толкования данной нормы закона в Уставе должны быть четко изложены вопросы, по которым возможно проведение голосование посредством опроса, за исключением вопросов, перечисленных в п.2 ст. 145 ЖК РФ, предусмотрен порядок проведения голосования посредством опроса в зависимости от вида помещения и решаемых вопросов, что в Уставе ТСЖ-3 не прописано.

Данное обстоятельство было признано доказанным определениями судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда при рассмотрении 3-х дел по аналогичному предмету спора и основаниям, по которым ответчиками проходили ТСЖ - 1,2,4,5 и ТСЖ-3 Фрунзенского района (решение Фрунзенского районного суда от 27 ноября 2008г. по делу №. решение от 15 октября 2008г. по делу №. решение от 8 июня 2010г. по делу №).

Таким образом, голосование посредством опроса по вопросам, перечисленным в ст. 145 ЖК РФ является незаконным, нарушающим требования ЖК РФ и прав собственников жилья.

При проведении голосования посредством опроса ТСЖ-3 допущено также существенное нарушение п.3 ст.146 ЖК РФ. В силу данной нормы закона общее собрание членов товарищества (голосование посредством опроса) правомочно, если на нем присутствуют (приняли участие в голосовании) более половины членов товарищества или их представителей. При этом, п.3 ст.45 ЖК РФ, на который делается ссылка в п.3 ст.146 ЖК РФ, устанавливает требование, что члены товарищества, которые приняли участие в голосовании (или присутствовали на собрании) и которых должно быть более 50-ти % от количества членов ТСЖ, должны еще при этом обладать более 50% голосов от общего количества голосов, принадлежащих членам товарищества, определяемых в квадратных метрах. Указанные требования распространяются, соответственно, и на проведение голосования посредством опроса.

Таким образом, при проведении собрания должно быть соблюдено 2 условия: на собрании должно присутствовать (участвовать в голосовании) более половины членов ТСЖ, присутствующие на собрании члены товарищества должны обладать более 50% голосов от общего числа голосов членов товарищества в кв. метрах.

Указанное требование закона при проведении голосования посредством опроса не соблюдено.

Так, согласно решению собрания от 27 июля 2010 года в голосовании приняли участие всего 362 члена ТСЖ, что от 1075 членов товарищества согласно списку членов ТСЖ-3, заверенного ТСЖ-3, составляет всего 33,7%, что менее 50 %.

Не соблюден кворум и по количеству голосов членов ТСЖ, присутствовавших на собрании, чем нарушено требование п.3 ст.45 ЖК РФ.

В решении по результатам голосования посредством опроса 27 июля 2010г. и опросных листах указаны недостоверные данные, которые не соответствуют представленным ТСЖ-3 документам. Данные опросных листов свидетельствуют, что количество проголосовавших «за» членов ТСЖ по количеству голосов в кв. метрах не соответствуют фактическим данным опросных листов.

При проведении выверки опросных листов, представленных в прокуратуру района для проведения проверки по вопросам соблюдения жилищного законодательства установлено, что по вопросам 5 и 8 по установлению тарифов на содержание жилья отдельно по каждому дому и созданию резервного фонда ТСЖ-3 по количеству голосов в кв. метрах проголосовало соответственно всего 26,6 % и 24,2 %.

Таким образом, голосование посредством опроса по количеству членов товарищества, принявших участие в голосование и по количеству голосов в кв. метрах составляет менее 50%, что свидетельствует о неправомочности проведенного голосования и незаконности принятого решения от 27 июля 2010г. по всем вопросам, поставленным на голосование.

Установлено также, что не приняли участие в голосовании собственники жилья (члены товарищества), проживающие в 16 домах в составе ТСЖ-3, в то время как в составе ТСЖ числится 38 домов.

По мнению истцов, завышено также количество голосов на 1917,3 кв. метров за счет квадратных метров нежилой площади, занимаемой субъектами предпринимательской деятельности и 11583,64кв.м. - количество голосов, принадлежащих собственнику социального жилья. Указанное количество голосов не может быть принято при решении вопросов о повышении тарифов на содержание и ремонт общего имущества для собственников жилья, поскольку это не соответствует общим принципам создания и деятельности такой организационной формы как товарищество собственников жилья, которое согласно ст. 135 ЖК РФ определяется как объединение собственников помещений для совместного управления жильем.

ЖК РФ предусмотрен определенный порядок голосования для собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, который прописан в п.6 ст.146 ЖК РФ. Как указано выше, данный порядок и механизм голосования в ТСЖ-3 не установлен и в Уставе товарищества не прописан.

При этом, опросный лист муниципального образования «Город Саратов», количество голосов, которого определено в 11583.84 кв.м., подписано ненадлежащим лицом, поскольку отсутствует расшифровка подписи должностного лица и дата подписания опросного листа. Отсутствует также документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего опросный лист и документы, подтверждающие фактическое количество голосов с указанием лиц, занимающих помещения по договорам социального найма и занимаемой ими площади.

Отдельные опросные листы содержат недостоверную информацию, завышающую количество голосов. Так, в опросных листах членов ТСЖ-3 Менщикова A.M. и Менщиковой B.C., проживающих по адресу , указана площадь 30,70 кв.м. в каждом, в то время как общая площадь квартиры всего 30.7 кв.м. Таким образом, количество голосов завышено на 30.7 кв.м.

Завышено количество голосов по собственнику ФИО22 (пл.Кирова,.8,кв. 107) на 77.1 кв.м. В опросных листах имеется лист голосования ФИО11, проживающего по адресу Б.Казачья, ,  Дом в составе ТСЖ-3 не числится. (номер опросного листа 57). Кабалов СП. (опросный лист 58) указан как проголосовавший по адресу  кв.м. Согласно ответу ИФНС России Кабалов имеет в собственности помещение по адресу Вавилова 44.

Голосовавшие ФИО12 -, 41,94 кв.м. (46) и ФИО13 -  54,8 (лист 46) дома по адресу .  в списке членов ТСЖ-3 отсутствуют. Количество голосов завышено на 96,74 кв.м. В общей сложности, только по членам ТСЖ, проживающим в 2-х домах : пл. в решении собрания от 27 июля 2010г. завышена площадь голосовавших «за» на 228,54 кв.м.

Является также незаконным установление в одном ТСЖ по каждому дому в составе ТСЖ-3 тарифов на содержание и ремонт жилья в разных размерах. Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, Утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (далее - Правила). п.31 размер платы на содержание и ремонт жилья принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. В п.31 Правил указано, что размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Указанное требование соответствует ст. 135 ЖК РФ, согласно которой товарищество собственников жилья является единой организационной формой, представляющей собой объединение собственников жилья по управлению жилым фондом. Все дома, на которые установлены разные тарифы, входят в состав одной организации - ТСЖ-3. При указанных обстоятельствах в соответствии с указанными выше нормативными правовыми актами в одном ТСЖ соответственно должен быть установлен единый размер тарифов на содержание и ремонт жилья для всех собственников помещений во всех 38 многоквартирных домах в составе ТСЖ-3.

Кроме того, установление размера платежей предполагает установление определенной денежной суммы, ее структуры и порядка исчисления, о чем при проведении голосования на общем собрании, а не голосованием посредством опроса, должно было быть доведено до каждого члена товарищества. Если же ТСЖ-3, в нарушение требований ст. 145 ЖК РФ, проводило голосование посредством опроса, то размер платы, структура и экономическое обоснование размера обязательных платежей должно было быть указано непосредственно в уведомлении о проведении голосования или в опросном листе.

Как следует из содержания протокола общего собрания от 27 июля 2010г. и опросных листов на повестку дня общего собрания пятым пунктом поставлен вопрос об утверждении права на установление обязательных платежей, а не установление конкретного размера платежей. Отсутствие в опросном листе конкретной суммы платежей является незаконным.

Является также незаконным, нарушающим права собственников жилья, установление размеров платежей по каждому дому в отдельности в нарушение п.31 Правил на основании аудиторского заключения. Вопрос о проведении аудита и оплата по его проведению на рассмотрение общего собрания членов товарищества в 2009-2010г.г. не выносился, оплата услуг по аудиту не включалась в смету расходов на 2009-2010г. при утверждении годового плана финансовой деятельности товарищества на общем собрании членов товарищества. Указанное является существенным нарушением ст. 145 ЖК РФ и подтверждается отсутствием указанных расходов в годовом плане о финансовой деятельности, доведенном до сведения членов товарищества.

При указанных обстоятельствах решение общего собрания в части определения размера платежей без указания конкретной суммы, порядка исчисления платежа и структуры платы является существенным нарушением законодательства, нормативных правовых актов и законных прав собственников жилья.

При проведении собрания не соблюдены требования п. 1 ст. 146 ЖК РФ в соответствии с которым о проведении собрания правление обязано было уведомить каждого члена товарищества.

Членов ТСЖ числится 1075, согласно реестру почтовых отправления направлено извещений о проведении собрания 989. Таким образом, в нарушение требований ЖК РФ не направлены уведомления в адрес всех членов товарищества.

Является необоснованным установление «расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение и водоотведение, горячее водоснабжение и стоки ГВС ) в жилых домах не оборудованных общедомовыми приборами учета ХВС и ГВС исходя из нормативов потребления данных коммунальных услуг, утвержденных Саратовской городской Думой». ТСЖ-3 необоснованно устанавливает тариф на освещение мест общего пользования. Неправильно применяет и толкует нормативные правовые акты, регулирующие порядок установления тарифа на содержание общего имущества, его структуру и составляющие, нарушая требования ст.ст.36, 154, ЖК РФ и п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491.

Ранее принятыми решениями собраний, проведенных незаконно голосованием посредством опроса в нарушение ст. 145 ЖК РФ, тариф на оплату электроснабжения мест общего пользования не устанавливался. Он и не мог быть установлен, поскольку его установление и выделение из структуры тарифа на содержание жилья является существенным нарушением ст. 154 ЖК РФ и п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, в соответствии с которым, как указано выше, «освещение помещений (мест) общего пользования» включается в структуру платы за содержание жилья.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству 16.02.2011г. истцы подали уточненное исковое заявление, в котором просят признать решение общего собрания членов ТСЖ-3 от 27 июля 2010г., проведенного голосованием посредством опроса, незаконным. Признать незаконным начисление платы за освещение мест общего пользования с 1 мая 2008 года. Признать незаконным выставление ТСЖ-3 тарифа на электроснабжение мест общего пользования отдельной строкой и выделение платы за электроснабжение мест общего пользования из структуры тарифа (платы) за содержание жилья. Обязать ТСЖ-3 восстановить положение, существовавшее до нарушения жилищного права возложив обязанность произвести перерасчет платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья в соответствии с размером тарифов, действовавших до нарушения жилищного права, т.е. до 1 августа 2010г. Обязать ТСЖ-3 произвести перерасчет собственникам жилья ТСЖ-3 взысканных сумм за освещение мест общего пользования, вывоз ТБО, содержание лифта с 1 мая 2008г. по июль 2010г. включительно, обслуживание т/п с 1 июня 2009г. по февраль 2011г., при этом мотивируют тем, что на основании решения от 27 июля 2010г. по каждому дому были повышены тарифы на содержание и ремонт жилья в разных размерах, создан специальный фонд (аварийно-резервный) с установлением ежемесячной платы в размере 0.10 руб. кв.м. с площади квартиры, о чем собственники жилья узнали при получении счетов на оплату услуг за июль 2010г. Новый размер тарифов за содержание и ремонт жилья, размер платы в резервный фонд был указан в счетах за август 2010г.

В нарушение нормы ст. 154 ЖК РФ ТСЖ-3 с мая 2008года включило в счета на оплату услуг отдельной строкой тариф на обслуживание лифтов, вывоз ТБО, обслуживание теплоприборов в размере 0,08 коп.с кв.м., домофона.

Также отдельной строкой в счетах был выставлен тариф на электроснабжение мест общего пользования в фиксированной сумме, например, по дому, расположенному по адресу пл.Кирова.8 - 0,92 коп., что не входит в компетенцию ТСЖ-3.

После обращения внимания антимонопольной службы на злоупотребления ТСЖ по вопросам применения жилищного законодательства, ТСЖ-3 включило ранее незаконно выставляемые отдельной строкой стоимость услуг по вывозу ТБО, обслуживание лифтов в структуру тарифа на содержание жилья, но оставив при этом незаконно отдельный строкой тариф на электроснабжение мест общего пользования и тариф на обслуживание теплоприборов.

Истцы считают, что на протяжении деятельности ТСЖ-3 с 2001 года перечень услуг, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования не утверждался, отчеты и финансовые планы содержали голые цифры без их финансового обоснования. В отчетах указывалась сумма за один и тот же вид услуг в двойном размере. В отчете за 2006 года сумма в размере 4,5 млн. руб. отражена дважды: за электроснабжению мест общего пользования и за электроснабжение лифтов.

Учитывая, что голосование посредством опроса 27 июля 2010г., проведено по вопросам установления тарифов на содержание и ремонт жилья, в состав которого согласно законодательству должны были быть включены стоимость оплаты электроснабжения мест общего пользования и обслуживание т/п, а вопрос о разделении структуры содержания жилья на составляющие на собрании членов ТСЖ и собственников никогда не выносился и не рассматривался, решение по данному вопросу не принималось.

Указывают, что голосование посредством опроса по вопросам повестки общего собрания проведено с существенным нарушением норм материального права по изложенным выше основаниям

Кроме того указывают, что опросный лист ФИО14 содержит недостоверную информацию по голосованию по вопросу установления тарифов на содержание и ремонт жилья. Количество голосов 43,1 кв.м. Оформлено 2 опросных листа на ФИО15, проживающую по адресу: пл. члена счетной комиссии, в связи с чем завышено количество голосов па 34.0 кв.м. Опросный лист члена ТСЖ ФИО16 () не содержит сведения о праве собственности. ФИО17 () - предприниматель, являлась членом счетной комиссии, в опросном листе не указан адрес, количество голосов 254,7 кв.м. ФИО18 (), квартира в опросном листе не указана, член счетной комиссии

Только по членам ТСЖ, проживающим в 2-х домах: пл и ,17, в решении собрания от ДД.ММ.ГГГГ завышена площадь голосовавших «за» на 228,54 кв.м.

Завышено также количество голосов на 488,9 кв.м за счет члена ТСЖ - ООО ПКФ «Экспрес», место нахождение которого согласно выписке из ЕГРЮЛ в Октябрьском районе. Следовательно, ООО ПКФ «Экспрес» не может являться членом ТСЖ-3 и принимать участие в голосовании.

Не принимали участие в голосовании члены ТСЖ-3 ФИО19 и ФИО20, проживающие по адресу пл., . соответственно . Количество голосов завышено на 68.5 кв.м., завышены также количество лиц, принявших участие в голосовании. Указанное количество голосов включено в справки по результатам голосования по каждому дому (22). С учетом указанных выше лиц по количеству голосов на собрании присутствовало менее 50 %.Таким образом, голосование посредством опроса по количеству членов товарищества, принявших участие в голосование и, но количеству голосов в кв. метрах составляет менее 50%, чтосвидетельствует о неправомочности проведенного голосования и незаконности принятого решения от 27 июля 2010г. по всем вопросам, поставленным на голосование по всем домам в составе ТСЖ-3.

Заключением Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, было признано незаконным утверждение тарифа на электроснабжение мест общего пользования товариществами собственников жилья, так как данное право товариществам собственникам жилья законодательством не предоставлено.

Сторона ответчика в ходе подготовки дела к судебному разбирательству представила письменный отзыв, в котором указывает следующее.

В соответствии с ч.1 ст. 137 ЖК РФ Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

На основании ч. 1, 2 ст. 143 ЖК РФ Членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья. Если в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья, лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения». В силу ст. 145 ЖК РФ общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

27 июля 2010г. по инициативе Правления ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова было проведено общее собрание членов ТСЖ-3 посредством опроса в письменной форме, что не противоречит ст. 146 ЖК РФ и Уставу ТСЖ.

Всем членам ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова были направлены уведомления о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья в письменной форме посредством почтового отправления за десять дней до даты окончания приёма опросных листов, и сами опросные листы. О чем свидетельствует реестр почтовых отправлений с указанием адреса и Ф.И.О. получателя, на котором имеется отметка почтового отделения. В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья были указаны сведения о лице, по инициативе которого созывалось общее собрание, место и время окончания приема опросных листов, повестка дня общего собрания.

ТСЖ - 3 Фрунзенского района г.Саратова на каждый календарный год разрабатывается финансовый план, в соответствии с которым определяются доходы и расходы товарищества. В 2011г. в соответствии с составленным финансовым планом было принято решение на заседании правления ТСЖ-3 Фрунзенского района г.Саратова поручить ООО «Аудиторская фирма «Константа-С» провести экспертизу по определению размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества каждого жилого дома, находящегося в управлении ТСЖ - 3 Фрунзенского района г.Саратова. Таким образом, на основании отчёта о проведении экспертизы был установлен размер обязательных платежей для собственников и взносов для членов товарищества на содержание и текущий ремонт общего имущества каждого жилого дома находящегося в управлении ТСЖ-3 Фрунзенского района г.Саратова, являющихся членами АТСЖ Фрунзенского района, в ценах 2010г. рассчитываемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, наличия механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, а также от объема и количества работ и услуги. Конструктивные и технические параметры многоквартирных домов разные, то и тарифы на каждый дом находящийся в обслуживании ТСЖ-3 разные, и являются экономически обоснованными. В товариществе собственников жилья-3 всего 1075 члена ТСЖ. Имеющих в собственности 59350,386 кв.м. Уведомлений и опросных листов было направлено в количестве 1074 шт. Из них в голосовании посредством опроса приняли участие 361 член ТСЖ, имеющие в собственности 30564,52 кв.м., что составляет 51,5 % от общей площади членов ТСЖ-3. Согласно п. 4 ст. 146 ЖК РФ решения по всем вопросам, указанным в повестке дня были приняты большинством голосов.

Подсчёт голосов проводился счётной комиссией, результат которого был зафиксирован в протоколе заседания счётной комиссии. После чего, был оформлен протокол общего собрания членов ТСЖ-3 Фрунзенского района от 27.07.2010 г.

Таким образом, порядок проведения общего собрания членов ТСЖ соблюден, собрание имело кворум, и все поставленные вопросы на повестке дня входят в компетенцию такого собрания. Учет голосов на собрании правомерно производился пропорционально площадей, принадлежащих членам ТСЖ-3. Относительно требований о незаконности проведения общего собрания в форме письменного опроса, то проведение в данной форме было правомерно, поскольку такая форма предусмотрена Уставом ТСЖ-3, в связи, с чем это не нарушает требований ст. 146 ч.6 Жилищного Кодекса РФ.

Не основан на законе довод истцов о том, что является незаконным и нарушающим требований ст. 145 и 146 ЖК РФ проведение собрания в форме голосования посредством опроса по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания, подлежащего проведению в общеустановленном порядке (каковым истцы считают только совместное участие на собрании членов ТСЖ), формам проведения собраний собственников в ЖК РФ посвящены две статьи - статья 47 (регулирующая проведение собрания собственников многоквартирного дома - к стати, не нужно путать с собранием членов ТСЖ, поскольку это разные понятия) и статьи 146, регулирующая проведение общего собрания членов товарищества собственников жилья. И та и другая содержат возможность проведения собрания в форме письменного голосования, причем никаких исключений не содержит.

Истцы Аншаков В.И., Пастель Н.Л. в судебное заседание не явились, извещены просили рассмотреть дело в свое отсутствие

В судебном заседании истцами Седановой Л.В., Давидович М.В., Бесчеревных Н.В., Литвиновой Н.Н., Стрекаловой Е.П., Мостовой И.В., представителем истца Аншакова В.И. Аншаковой представлено дополнительное исковое заявление в которых они просят признать решение общего собрания членов ТСЖ-3 от 27 июля 2010г., проведенного голосованием посредством опроса, незаконным, признать незаконным начисление и выставление платы за содержание и ремонт жилья по тарифам, действовавшим с 1 апреля 2008 года, признать незаконным создание специального резервного фонда и установление обязательного платежа в фонд в размере 0,10 руб. с кв.м., признать незаконным выделение платы за электроснабжение мест общего пользования из структуры тарифа на содержание жилья и выставление тарифа на электроснабжение мест общего пользования отдельной строкой с 1 января 2008года (в пределах срока исковой давности) без решения данного вопроса на собрании членов товарищества в порядке, установленном ЖК РФ, признать незаконным выделение из тарифа на содержание жилья тарифа на вывоз ТБО, содержание лифта и обслуживание теплоприборов. Обязать ТСЖ-3 восстановить положение, существовавшее до нарушения жилищного права, возложив обязанность произвести перерасчет платы, выставленной в счетах за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья, в соответствии с размером тарифов, действовавших до нарушения жилищного права, т.е. до 1 апреля 2008 года. Обязать ТСЖ-3 произвести перерасчет сумм, начисленных и выставленных в счетах: за освещение мест общего пользования с 1 января 2008г. по февраль 2011г. включительно; за вывоз ТБО и содержание лифта с 1 января 2008г. по февраль 2011г. включительно за обслуживание теплоприборов с 1 июня 2009г. по февраль 2011г. включительно, в резервный фонд с августа 2010г. по февраль 2011 года включительно. Пресечь действия ТСЖ-3 по незаконному начислению обязательных платежей, наложив запрет на дальнейшие действия по выставлению в счетах стоимости услуг по тарифам, которые не утверждены на общем собрании в соответствии с требованиями ЖК РФ.

Кроме того уточнили в протокольной форме исковые требования в части обязать произвести перерасчет платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья в соответствии с размером тарифов, действовавших до нарушения жилищного права 01.04.2008г. за период с 01 апреля 2008г. по 28.02.2011г.

Мотивируют свои требования тем, что в ходе подготовки к рассмотрению дела установлено также, что решение собрания, проведенного голосованием посредством опроса 27 марта 2008 года, которым с 1 апреля 2008г. были установлены обязательные платежи на содержание и ремонт жилья, было признано незаконным решением Фрунзенского районного суда от 27 ноября 2008г. (дело №). Решение по делу оставлено в силе кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 28 января 2009г.

На последующих общих собраниях, проведенных после 27 марта 2008г. голосованием посредством опроса, ставился вопрос не об установлении размера обязательных платежей, а об «оставлении без изменений, действующего с 1 апреля 2008 года размера обязательных платежей на содержание и текущий ремонт общего имущества», установление которых судом фактически признано незаконным решением от 27 марта 2008г.

При ознакомлении с представленным ТСЖ-3 спискоммуниципальных жилых и нежилых помещений (том.1 л.д. 90-94) установлено, что список содержит недостоверную информацию по количеству голосов в кв. м. на 1191,79 кв.м., что свидетельствует о завышении количества голосов лиц, принявших участие в голосовании.

При проведении выборочнойсверке списка членов товарищества с данными правоустанавливающих документов установлено завышение количества голосов, принадлежащих членам ТСЖ на 663,77 кв.м. (том 1 и том3, л.д. 169-213, 172-221, 174-283, 175-209, 177-213, 181-150, 200-155, 240-253. 248-206, 237-189, 183, 20-233, 71-208, 84-, 112-138,130-240, 133-197,134-202, 135-202, 136-202, 137-199, 138-150, 140-244,141-244).

В списках членов ТСЖ по дому пл. указаны ФИО21. Аникеева СИ., ФИО22, ФИО22 B.C., ФИО23, ФИО23 ЮТ., заявления которых о вступлении в члены ТСЖ-3 отсутствуют.

При вручении повестки о вызове в суд в качестве свидетеля в присутствии 3-х человек, ФИО24 сказала, что она не участвовала в работе счетной комиссии, о чем подписалась в повестке.

В возражениях по иску от 3 марта 2011г. ответчик по делу признал то обстоятельство, что вопросы повестки собрания согласно ст. 145 ЖК РФ относятся к компетенции общего собрания членов ТСЖ (стр.3 отзыва на исковое заявление), подтвердив тем самым, что по вопросам, перечисленным в ст. 145 ЖК РФ проведение голосования посредством опроса является незаконным.

Данное требование соответствует правовой позиции, занимаемой кассационной инстанцией по аналогичному вопросу по делам, рассмотренным районным судом по иску прокуратуры Фрунзенского района о признании незаконными решений общих собраний ТСЖ-1, 2,4, 5 и ТСЖ-3 (решение от 27 ноября 2008г. по делу № и решение от 26 ноября 2008г. по делу 2-1587/08)

Является несостоятельным довод ответчика о достоверности подсчета голосов счетной комиссией. Ознакомление истцов с опросными листами, правоустанавливающими документами, подтверждающими право собственности, списком членов товарищества на дату проведения голосования, которые представлены ТСЖ-3, свидетельствуют о недостоверности информации, указанной в протоколе собрания от 27 июля 2010г. по количеству голосов в кв.м., принявших участие в голосовании, проголосовавших «за» по вопросам, поставленным на голосование.

Не соответствует доказательству довод ответчика в отношении того, что письменная форма опроса предусмотрена Уставом. Уставом товарищества (п. 6.1 раздела 6) указано, что « общее собрание товарищества может быть проведено: посредством опроса в письменной форме; посредством голосования по группам товарищества; в форме собрания ». Указанная формулировка не соответствует федеральному законодательству - ЖК РФ. ЖК РФ предусматривает проведение только общего собранияпо вопросам, перечисленным в ст. 145 ЖК РФ и предусматривает « голосование посредством опроса» по отдельным вопросам и видам помещений согласно нормы ст. 146 ЖК РФ (п.6), но не проведение общего собрания голосованием посредством опроса.

Представители ответчика ТСЖ-3 Фрунзенского района г.Саратова Прынцева О.Б., Гасоян Э.В. в судебном заседании, получив уточненные исковые требования, не просили отложить слушание по делу для дополнительной подготовки, не возражали рассмотреть уточненные исковые требования в настоящем судебном заседании по существу, предоставили дополнительный отзыв, в котором указывают, что голосование посредством опроса в письменной форме, в соответствии с п. 6 ст. 146 ЖК РФ, возможно, если такая форма голосования предусмотрена Уставом товарищества (п. 6.1 Устава ТСЖ-3).

Вопреки суждениям истцов учет голосов на собрании правомерно производился пропорционально площадей, принадлежащих членам ТСЖ-3.

Доля членов ТСЖ принявших участие в голосовании рассчитывается следующим образом: площадь членов ТСЖ принявших участие в голосовании х 100% = % (доля членов ТСЖ принявших участие в голосовании) общую площадь членов ТСЖ.

Действительно, на основании оспариваемого решения общего собрания членов ТСЖ-3 по каждому дому были повышены тарифы на содержание и ремонт жилья в разных размерах, и создан специальный фонд эксплуатации и содержанию вышеуказанного общего имущества.

Как видно из приложений к решению общего собрания членов ТСЖ, при формировании размера платы за содержание общего имущества в тариф на содержание жилья включено: содержание для ТСЖ, т.е. плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, лифт, вывоз твердых бытовых отходов, электроэнергия мест общего пользования то есть, все работы и услуги, предусмотренные пунктом 11 названных выше Правил. Услуга по освещению мест общего пользования, является жилищной услугой, и расчет ее стоимости осуществляется на 1 кв.м. общей площади жилья. Таким образом, разделение в квитанции тарифа на содержание жилья на его составляющие не меняет установленную законом структуру платы за жилье и соответствует требованиям действующего жилищного законодательства. Кроме того, ни одним нормативно-правовым актом не установлены требования к содержанию квитанций, предъявляемых для оплаты жилья и коммунальных услуг. Следовательно, разбивка отдельных платежей, на составляющие ни каких нормативных актов не нарушает.

Между ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова и ООО СПГЭС заключен договор Энергоснабжения № 5103 от 01.01.2007г. ООО СПГЭС ежемесячно предъявляет счет-фактуры с приложением к ней расчета по каждому дому. Согласно данного договора, если в многоквартирном доме общедомовой прибор учета на э/э МОП отсутствует, то СПГС выставляет по мощности, установленной в договоре по каждому дому. А в домах, в которых установлены общедомовые приборы учета расчет производится по показания приборов учета (показания ПУ э/э МОП и лифт х 2,09 = предъявление ООО СПГС. Затем, предъявление СПГС : площадь дома = ставка расхода э/э на 1 кв.м. И наконец, ставка расхода э/э на 1 кв.м х площадь каждой квартиры).

Согласно ч. 6. ст. 46 ЖК РФ собственник помещения имеет право обжаловать решение, принятое общим собранием с нарушением требований ЖК РФ, в судебном порядке только в случае, если таким решением нарушены его права и законные интересы. Такой собственник может обратиться в суд согласно подсудности, установленной ГПК РФ, только если он не принимал участия в данном общем собрании либо голосовал против принятия оспариваемого решения. Суд вправе оставить в силе решение общего собрания, если голос собственника не смог бы повлиять на результаты голосования, а допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинения убытков указанному собственнику. Важно иметь в виду, что суд вправе оставить решения общего собрания в силе только при выполнении всех перечисленных условий. В случае отсутствия хотя бы одного из них иск подлежит удовлетворению. Условие о влиянии голоса собственника на результаты голосования относятся только к случаю неучастия его в таком собрании. Важной гарантией вынесения судом обоснованного решения является протокол общего собрания, которым документально подтверждаются принятые на нем решения. Ответственность за достоверность содержащихся в протоколе сведений несут председатель и секретарь собрания.

Так, из числа истцов членами ТСЖ-3 являются: Пастель Н.Л., Седанова Л.В., Давидович М.В., Стрекалова Е.П. при проведении общего собрания членов ТСЖ-3 их права и интересы как членов ТСЖ-3 не были нарушены. В адрес каждого из них за 10 дней до окончания голосования отправлялись заказным письмом уведомления о проведении данного собрания посредством письменного опроса и опросные листы (доказательство тому представленный реестр почтовых отправлений). Также они входят в список членов ТСЖ, о чем свидетельствует представленный реестр членов ТСЖ-3.

Кроме того, на основании ч. 3. ст. 46 ЖК РФ решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а так же итоги голосования доводятся до сведения всех собственников помещений в данном многоквартирном доме (даже если тот или иной собственник и не присутствовал на собрании, не участвовал в голосовании). Такое решение доводится до других собственников помещений не позднее чем через 10 календарных дней, отсчитываемых со следующего (после принятия решения) дня. Такие уведомления направлялись собственникам на обратной стороне квитанций об оплате, а копия протокола общего собрания была размещена в общедоступном месте для ознакомления (стенд информации в административном помещении ТСЖ - 3).

Также, по мнению истцов, решение общего собрания в части определения размера платежа без указания конкретной суммы, порядка исчисления платежа и структуры платы является существенным нарушением законодательства. С данным доводом ТСЖ-3 также не согласно. Так как, размер обязательных платежей для собственников и взносов для членов товарищества на содержание и текущий ремонт общего имущества каждого жилого дома находящегося в управлении ТСЖ-3 Фрунзенского района рассчитывается в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, наличия механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, а также от объема и количества работ и услуг, следовательно, тариф на содержание жилья и текущий ремонт в каждом многоквартирном доме был установлен не одинаковый, в связи, с чем размер тарифа в опросном листе не указывался.

Однако к протоколу общего собрания членов ТСЖ-3 от 27 июля 2010г. прикладывается (приложение № 1) Размер обязательных платежей для собственников и взносов для членов Товарищества на содержание и текущий ремонт общего имущества дома, где указываются конкретно размеры платежей для каждого дома. И также к протоколу прилагается финансовый план ТСЖ-3 на 2010 год на основании, которого произведен расчет размера платежей.

В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья были указаны: сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания, а также предлагалось ознакомиться с информацией и материалами подготовленными правлением и ревизионной комиссией ТСЖ-3 к собранию по адресу  9 час. 00 мин. до 16 час. 30 мин. ежедневно, кроме субботы и воскресенья. В связи с тем, что тариф был установлен на основании экспертного заключения на 132 листах, у ТСЖ-3 нет финансовой возможности направлять копии каждому члену ТСЖ, а потому было предложено ознакомиться с данной документацией по указанному адресу.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, допросив свидетелей ФИО27, ФИО18. ФИО28, исследовав письменные материалы дела, проверив доводы, как стороны ответчика так и стороны истца, оценив их в совокупности суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 12, 56 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 145 ЖК РФ Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: внесение изменений в устав товарищества; принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования, принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов, определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества, утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана, рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда, определение размера вознаграждения членов правления товарищества; другие вопросы,

Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.

В силу ст.146 ЖК РФ Уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.

В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня. Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей. Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным ЖК РФ к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 ЖК РФ, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества. Уставом товарищества собственников жилья может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов.

В ходе судебного заседания установлено, что 27 июля 2010г. Товарищество собственников жилья-3 Фрунзенского района г.Саратова (далее-ТСЖ-3) провело общее собрание членов ТСЖ-3 голосованием посредством опроса. Результаты собрания оформлены решением от 27 июля 2010г. На повестку дня общего собрания членов ТСЖ-3 Фрунзенского района, проведенного посредством опроса в письменной форме членов Товарищества, было вынесено 11 вопросов, а именно выборы председателя и секретаря собрания, выбор счетной комиссии, утверждение отчета ревизионной комиссии о выполнении сметы доходов и расходов по ТСЖ-3 за 2009 год, утверждение годового плана финансовой деятельности ТСЖ-3 на 2010 год, установление размера обязательных платежей для собственников и взносов для членов товарищества на содержание и текущий ремонт общего имущества дома с 01.08.2010г., Собственникам (арендаторам) нежилых помещений, расположенных в жилых домах, обслуживаемых ТСЖ, оборудованных общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения заключить договор с ТСЖ-3 на оказание коммунальных услуг (холодного водоснабжения и водоотведения), Расчет размера платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение и водоотведение, горячее водоснабжение и стоки ГВС) в жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета ХВС и ГВС определять исходя из нормативов потребления данных коммунальных услуг, утвержденных Саратовской городской Думой, создать специальный фонд Товарищества (резервный). Установить обязательные платежи в данный фонд ежемесячно в размере 0,10 рублей с квадратного метра общей площади квартиры (ЖК РФ ст. 145 п. 5), расчет размера платы за электроэнергию МОП (освещение лестничных площадок, дворовое освещение, электроснабжение лифтов, насосных ХВС и др.) производить ежемесячно в соответствии с показаниями общедомового прибора учета, при отсутствии данного прибора учета по счетам, предъявляемым поставщиком ООО «СПГЭС» из расчета на 1 метр квадратный общей площади квартиры, Заявление председателя ФИО29 о выходе из состава правления, довыборы в состав правления.

Согласно ст. 145 ЖК РФ все указанные вопросы в повестке дня относятся к компетенции общего собрания членов ТСЖ.

В силу ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно правил ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания. Правомочия общего собрания членов товарищества определяются в соответствии со ст. ст. 45, 146 ЖК РФ и Уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей. Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным ЖК РФ к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 2 статьи 145 настоящего Кодекса, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества. В силу ч. 2 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу п. 6.1 Устава ТСЖ-3 правомочия общего собрания членов товарищества устанавливаются в соответствии со ст. 45 ЖК РФ и уставом. Общее собрание членов товарищества правомочно, если на нем присутствует более половины членов товарищества или их представителей. При этом пункт 3 статьи 146 ЖК РФ устанавливает два обязательных условия правомочия общего собрания членов товарищества.

Первое из них связано с определением правомочности общего собрания членов товарищества в соответствии со статьей 45 ЖК РФ и Уставом товарищества. Данная статья устанавливает правила правомочности общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с пунктом 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно, если в нем приняли участие собственники помещений в таком доме (их представители), обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Второе из условий, при наличии которых общее собрание членов товарищества может быть признано правомочным, заключается в необходимости присутствия на таком общем собрании более половины членов товарищества (их представителей).

Судом установлено, что уведомления о проведении собрания и опросные листы были направлены членам товарищества заказными письмами в количестве 977 (проверить), что подтверждается (реестрами отправки л.д.1-99 том 2), общее количество членов ТСЖ-3 составляет 1075 человек, таким образом, судом установлено, что был нарушен порядок проведения общего собрания, факт не извещения всех членов ТСЖ-3, в том числе подтверждается и пояснения стороны ответчика о том, что они направляли членам ТСЖ поживающим по одному адресу уведомления и опросные листы в одном конверты с целью экономии денежных средств.

Из протокола общего собрания следует, что на дату проведения собрания в ТСЖ-3 было сдано опросных листов от членов ТСЖ в количестве 361, что составляет менее 50 % от общего числа членов ТСЖ, при наличии таких обстоятельств, когда на общем собрании членов товарищества собственников жилья присутствуют члены товарищества (их представители) обладающие необходимым количеством голосов, но присутствует менее половины членов товарищества (их представителей), общее собрание членов товарищества собственников жилья не может быть признано правомочным, по мотивам нарушения порядка проведения собрания и отсутствия кворума, поскольку в соответствии с жилищным законодательством, кворум собрания достигается (общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно) при одновременном выполнении двух обязательных условий, указанных выше.

Таким образом, требования истцов о признании недействительным решения общего собрания от 27.07.2010г. подлежит удовлетворению, вне зависимости от иных доводов приведенных как стороной истца, так и ответчика.

Как последствия признания недействительным общего собрания является и удовлетворение требований истцов о признании незаконным создания специального резервного фонда и установление обязательного платежа в фонд в размере 0,10 руб. с кВ.м., положение о резервном фонде на общем собрании от 27.07.2010г. в повестку дня не включалось и решение об этом в установленном порядке не принималось.

Что касается доводов истцов о незаконности проведения общего собраний в форме письменного опроса, то проведение в данной форме было правомерно, поскольку был уже зарегистрирован устав ТСЖ - 3, в котором такая форма была предусмотрена, в связи, с чем это не нарушает требований ст. 146 ч. 6 Жилищного Кодекса РФ.

Статьей 137 ЖК РФ закреплены права товарищества собственников жилья, в частности к ним относятся: определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные ЖК РФ и уставом товарищества цели, устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.

На основании п. 33 Постановления Правительства РФ от 13.08.2010г. №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения...» размер обязательных платежей и (или) взносов связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Исходя из единства судебной практики закрепленной Решением ВС РФ от 21.11.2007 года № ГКПИ07-985, вступившего в законную силу на основании определения ВС РФ от 21. 02. 2008 г. № КАС07-764в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества зависит от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 в соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса РФ, наделяющими Правительство Российской Федерации полномочиями на установление таких Правил, а также регламентирующими основные вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме и определения размера платы за жилое помещение.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.

Исходя из положений части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.

В силу требований ч.ч. 1 и 3 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).

Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Пункт 11 Правил в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома включает, в том числе, затраты на освещение помещений общего пользования (подпункт "б").

Согласно подпункту «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также с пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам освещение помещений общего пользования трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников, то есть выполнение работ по созданию условий для подачи электроэнергии в места общего пользования, обеспечение готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из требований п. 1 ст. 137, п. 2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества, в том числе и тарифов на освещение мест общего пользования в многоквартирном доме в соответствии с долей собственника в праве общей собственности.

Размер вышеназванных обязательных платежей и (или) взносов определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (пункт 33 Правил).

Кроме того, как следует из письма Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07, понятие «освещение помещений общего пользования» не равнозначно понятию «потребление электрической энергии на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования».

Из предоставленных суду квитанций, а также представленных ответчиком смет стоимости размера платы за содержание общего имущества жилого дома, тарифов на содержание жилья ТСЖ-3 следует, что тариф на электроэнергию мест общего пользования входит в общий тариф на содержание жилья. Определяя плату за электроэнергию мест общего пользования, ТСЖ-3 Фрунзенского района в качестве единицы измерения принимает кв.м., что свидетельствует о начислении им платы во исполнение обязанности по несению бремени расходов на содержание общего имущества, т.е. содержание жилья.

В соответствии со ст. 157 ГК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, и в качестве единицы измерения принимается кВтч. Порядок определения размера платы за потребленную электроэнергию, в том числе для мест общего пользования, определяется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.

Таким образом, в нормативном регулировании последовательно закрепляется необходимость определения размера платы за коммунальные услуги, исходя из их фактического потребления электроэнергии.

Министерство регионального развития Российской Федерации, разъясняя на основании полномочия, предоставленного ему пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, вопрос об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу коммунальной услуги по электроснабжению, исходит из того, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома (письмо от 18 июня 2007 года N 11356-ЮТ/07).

Исходя из смысла приведенных выше норм, выделение платы за электроснабжение мест общего пользования из структуры тарифа на содержание жилья и выставление тарифа на электроснабжение мест общего пользования, вывоза ТБО, содержание лифта и обслуживания теплоприбора отдельной строкой неправомерно, а кроме того судом установлено, что данный вопрос не являлся предметом рассмотрения на общем собрании собственников ТСЖ, а потому требования истцов в указанной части подлежат удовлетворению.

Решая вопрос о возможности удовлетворения исковых требований в части признании незаконным и начисление и выставление платы за содержание жилья и ремонт жилья по тарифам с 01.04.2008г., обязать произвести перерасчет платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья в соответствии с размером тарифов, действовавших до нарушения жилищного права 01.04.2008г. за период с 01 апреля 2008г. по 28.02.2011г. суд приходит к следующему.

Решением общего собрания 27 марта 2008г. с 1 апреля 2008г. были установлены обязательные платежи на содержание и ремонт жилья, указанное решение было признано незаконным решением Фрунзенского районного суда от 27 ноября 2008г. (дело №). Решение суда оставлено в силе кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 28 января 2009г.(л.д.3 т.13)

Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 27.11.2008г. (2-1878) отказано в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности произвести перерасчет платы за содержание жилья и коммунальные услуги исходя из цен существовавших до 27.03.2008г. (л.д. 203-206 том 2.)

Решениями общих собраний от 29.12.2008г., 20.04.2009г. были установлены обязательные платежи на содержание и ремонт жилья по тарифам, которые существовали на момент 01.04.2008г., к решению от 20.04.2009г. приложены тарифы с конкретной расшифровкой и указанием размеров тарифов. Решением Фрунзенского районного суда от 08.06.2010 г. истцам отказано в признании незаконными решений общих собраний от 09.11.2007г., 08.04.2007г., 29.12.2008г., 30.03.2009г., 17.04.2009г., 20.04.2009г., 10.11.2009г., 01.04.2009г. решение по делу оставлено в силе кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда.

При таких обстоятельствах требования истцов о признании незаконным начисление и выставление платы за содержание жилья и ремонт жилья по тарифам с 01.04.2008г., обязать произвести перерасчет платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилья в соответствии с размером тарифов, действовавших до нарушения жилищного права на 01.04.2008г. за период с 01 апреля 2008г. по 28.02.2011г. не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, исковые требования истцов о возложении обязанности произвести перерасчет сумм, начисленных и выставленных в счетах за освещение мест общего пользования, за вывоз ТБО и содержание лифта, а так же произвести перерасчет сумм уплаченных в резервный фонд подлежат частичному удовлетворению, а период перерасчета составит с 1 августа 2010г. по 28 февраля 2011г., поскольку решение общего собрания от 27.07.2010г., на котором было принято решение об установлении повышенных тарифов с 01. 08.2010г. проведено с нарушением закона и по обстоятельствам, описанным выше признается недействительным.

Относительно заявленных требований о проведении перерасчета за обслуживание теплоприборов с 01. 06. 2009г. по февраль 2011г. суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку решение об утверждении размера обязательного платежа собственника на техническое обслуживание прибора учета тепловой энергии были приняты на общих собраниях собственников ТСЖ-3 Фрунзенского района г. Саратова по домам истцов расположенных по адресам  от 01.04.2009г., указанные решения в судебном порядке недействительными не признавались и подлежат исполнению всеми собственниками, предметом спора указанные решения по настоящему делу не являются.

Кроме того, не подлежат удовлетворению требования о пресечении действий ТСЖ_3 по незаконному начислению обязательных платежей, путем наложения запрета на дальнейшие действия по выставлению в счетах стоимости услуг по тарифам, которые не утверждены общим собрании в соответствии с требованиями ЖК РФ, поскольку судебная защита зависит от наличия определённых обстоятельств: факта нарушения права или законного интереса, принадлежащих заинтересованному лицу, нарушение права должно быть следствием действий лица, противоречащих закону. При отсутствии нарушенного права исключена судебная защита, не допустима и защита права на будущее при отсутствии угрозы нарушения прав, в настоящее время не имеется допустимых и относимых доказательств того, что стороной ответчика в будущем будут нарушены права истцов.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение общего собрания членов Товариществ собственников жилья -3 Фрунзенского района г. Саратова от 27 июля 2010г. - незаконным.

Признать незаконным создание специального резервного фонда и установление
обязательного платежа в фонд в размере 0,10 руб. с кв.м.

Признать незаконным выделение платы за электроснабжение мест общего пользования из структуры тарифа на содержание жилья и выставление тарифа на электроснабжение мест общего пользования отдельной строкой.

Признать незаконным выделение из тарифа на содержание жилья тарифа на вывоз ТБО, содержание лифта и обслуживание теплоприборов.

Обязать ТСЖ-3 произвести перерасчет сумм, начисленных и выставленных в счетах за освещение мест общего пользования за период с 1 августа 2010г. по 28 февраля 2011г.

Обязать ТСЖ-3 произвести перерасчет сумм, начисленных и выставленных в счетах за вывоз ТБО и содержание лифта за период с 01 августа 2010г. по 28 февраля 2011г.

Обязать ТСЖ-3 произвести перерасчет сумм, начисленных и выставленных в счетах по внесению платежей в резервный фонд за период с 01 августа 2010г. по 28 февраля 2011г.

В остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме 18 марта 2011г.

Судья И.М. Садовая