ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-458/13 от 28.10.2013 Серафимовичского районного суда (Волгоградская область)

Решение

Именем Российской Федерации

Дело №2-458/13

Серафимовичский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Голованова С.В.,

с участием заявителя ФИО4 <данные изъяты>, директора ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району ФИО1,

при секретаре Новиковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2013 года в г. Серафимовиче Волгоградской области гражданское дело по заявлению ФИО4 <данные изъяты> заинтересованное лицо: директор ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району ФИО1,третье лицо :Министерство социальной защиты населения Волгоградской области, «о признании незаконным решения и бездействие должностного лица»

Установил:

Заявитель ФИО2 обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что 18 сентября 2013 года им было подано заявление в ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району на получение ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего ребенка до достижении ребенком возраста трех лет.

К заявлению был приложен пакет документов, перечень которых указан в Порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижении ребенком возраста трех лет, утвержденного постановление Губернатора Волгоградской области 29 июня 2012 года № 541.

05 октября 2013 года им по почте было получено сообщение от заинтересованного лица о том, что по его заявлению принято решение об отказе в выплате ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего ребенка до достижении ребенком возраста трех лет.

При этом свой отказ заинтересованное лицо мотивировало тем, что в соответствии с п. 2.2. Порядка «при определении права на ежемесячную денежную выплату учитываются предыдущие дети, рожденные матерью данного ребенка».

Считает, что решение заинтересованного лица по его заявлению незаконно по следующим основаниям.

Во-первых, в пункте 2.1. Порядка определено, что право на ежемесячную денежную выплату в нуждающихся в поддержке семьях имеет один из родителей в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Он является отцом троих детей, из которых последний ребенок рожден после 31 декабря 2012 года. При этом его семья признана многодетной семьей официально и является нуждающейся в поддержке государством.

Более того, указание заинтересованного лица на то обстоятельство, что его третий ребенок является первым ребенком его законной жены, абсолютно не уместно, так как с заявлением о выплате ежемесячной денежной доплаты в ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району обратился он, а не его жена.

Во-вторых, в пункте 1.4. Порядка дается перечень условий, при наличии которых ежемесячная денежная выплата не назначается на третьего или последующего ребенка, который является закрытым и неподлежащим расширительному толкования. В данном перечне нет указаний, как на одно из условий - рождение третьего ребенка во втором браке.

Норма, на которую ссылается заинтересованное лицо, содержит перечень условий, которые учитываются, либо не учитываются при определении права на ежемесячную денежную выплату. При этом данная норма не дает оснований принимать решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, так основания отказа указаны в пункте 2.8. Порядка. Однако данный пункт не содержит оснований, на которые ссылается заинтересованное лицо. При этом перечень, указанный в пункте 2.8. является закрытым и неподлежащим расширительному толкованию.

Заинтересованное лицо не учло, что положение пункта 2.1. Порядка, а именно: «учитываются предыдущие дети, рожденные матерью данного ребенка», применяется в случае, когда с заявлением обращается женщина - мать ребенка.

В-третьих, заинтересованное лицо не приняло во внимание тот факт, что согласно удостоверения многодетной семьи № 24580, выданного ему 18 сентября 2013 года, он имеет право пользоваться мерами социальной поддержки, установленными для многодетных семей действующим законодательством.

В судебном заседании заявитель ФИО2 предъявил уточненные и дополнительные требования указывая, что своим отказом заинтересованное лицо фактически лишило его права отцовства, поставив его в прямую зависимость от обстоятельства - матерей родивших ему троих детей, которые проживают с ним и находятся на его полном иждивении.

В пункте 1.4. Порядка дается перечень условий, при наличии которых ЕДВ не назначается на третьего или последующего ребенка, который является закрытым и неподлежащим расширительному толкованию. В данном перечне нет указаний, как на одно из условий - рождение третьего ребенка во втором браке.

Заинтересованное лицо не выслало ему своего решения и пакет документов, который им был предоставлен был в ГКУ ЦСНЗ по Серафимовичскому району, как это предусмотрено Порядком. Им было получено сообщение о принятом решении об отказе в назначении ЕДВ.

Просит суд : признать решение об отказе в выплате ему ежемесячной денежной выплате нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего ребенка до достижении им возраста трех лет, директора ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району ФИО1 на его заявление от 18 сентября 2013 года № 3/15 незаконным.

Признать незаконным бездействие должностного лица директора ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району ФИО1 - не предоставление ему решения по его заявлению и не возвращении ему пакета документов, предоставленного им в ГКУ ЦСНЗ по Серафимовичскому району.    .

В судебном заседании заявитель ФИО2 требования поддержал в полном объеме.

Директор ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району ФИО1 требования заявителя не признал и пояснил, что Государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по Серафимовичскому району» является органом исполнительной власти и в основе работы центр следует строгому исполнению законодательных актов действующих на территории Волгоградской области. Действия сотрудников строго регламентированы и указание ФИО2 на бездействие должностного лица в виде не предоставления в его адрес решения об отказе с предоставленными документами ошибочно. Сотрудники центра выполнили процедуру принятия Решения и направления его ФИО2 в срок указанный в Порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста.

Представитель третьего лица, Министерства социальной защиты населения Волгоградской области, по доверенности от 06.05. 2013 года ФИО3 представила в суд письменные возражения, где заявленные требования ФИО2 считает не подлежащими удовлетворению, мотивируя тем, что в семье ФИО2 трое детей. В первом браке бывшая супруга ФИО4 <данные изъяты> родила двоих детей: сына ФИО4 <данные изъяты>, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, и дочь Попову <данные изъяты>, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, во втором браке супруга ФИО4 <данные изъяты> родила дочь Попову <данные изъяты>, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ. Для ФИО2 дочь <данные изъяты> - третий ребенок, а для его супруги ФИО5 - это первый ребенок.

В целях совершенствования демографической политики в пункте 1 Указа Президента Российской федерации «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753.

Суммарный коэффициент рождаемости показывает, сколько в среднем родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (т. е. с 15 до 50 лет) при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого вычисляется показатель (Приложение № 6 к приказу федеральной службы государственной статистики от 05.07.2013 № 261 «Об утверждении методик расчета показателей для оперативной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»).

Субъектам Российской Федерации, в которых величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней величины по Российской Федерации включены в перечень субъектов РФ, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты.

Волгоградская область, имея очень низкий суммарный коэффициент рождаемости (1,449) включена в перечень субъектов Российской Федерации, которым предоставляются субсидии из федерального бюджета. В 2013 году уровень софинансирования расходного обязательства Волгоградской области за счет субсидии составляет 82,6%.

В результате граждане ежемесячно получают 7253 рубля, из которых:

5990,98 рублей (82,6% от 7253 рублей) предоставляются из федерального бюджета;

1262,02 рубля (17,4% от 7253 рубля) предоставляются из бюджета Волгоградской области.

Понимая важность значения показателя величины суммарного коэффициента рождаемости, который напрямую зависит от количества детей рожденных одной женщиной, пунктом 2.2 постановления Губернатора Волгоградской области от 29,06.2012 № 541 «О Порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержки семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» закреплена норма, связанная с суммарным коэффициентом рождаемости: «при определении права на ежемесячную денежную выплату учитываются предыдущие дети, рожденные матерью данного ребенка».

При определении права граждан на ежемесячную денежную выплату ГКУ ЦСЗН обязан руководствоваться каждым пунктом постановления Губернатора Волгоградской области от 29.06.2012 № 541 «О Порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», в том числе и пунктом 2.2.

Суд выслушав стороны, изучив материалы дела приходит к следующему.

Ежемесячная денежная выплата предоставляется гражданам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2013 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», реализация которого на территории Волгоградской области осуществляется согласно постановления Губернатора Волгоградской области от 29.06.2012 № 541 «О Порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержки семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет».

Из материалов дела следует, что заявитель Попов <данные изъяты> 18 сентября 2013 обратился в государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения по Серафимовичскому району» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующий детей до достижения ребенком возраста трех лет. Решением № 57 от 25 сентября 2013 года, директора ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району ФИО1 заявителю отказано в ежемесячной денежной выплате как нуждающемуся в поддержке при рождении третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет, по причине отсутствия основания для получения ежемесячной денежной выплаты, в связи с тем, что согласно п.2.2. постановления Губернатора Волгоградской области от 29.06.2012 № 541 «О Порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержки семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», при определении права на ежемесячную денежную выплату учитываются предыдущие дети, рожденные матерью данного ребенка, а дочь София является первым ребенком супруги ФИО5

Судом установлено и не оспаривается сторонами, в настоящее время в семье ФИО2 трое детей. От первого брака заключенного заявителем с Поповой <данные изъяты> имеют двоих детей: сына ФИО4 <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и дочь Попову <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, данный брак был расторгнут на основании Решения Мирового судьи судебного участка №49 Серафимовичского района Волгоградской области от 27 августа 2012 года. После расторжения брака заявитель с бывшей супругой ФИО6 совместно не проживали, дети остались проживать вместе с отцом ФИО2, который занимается их воспитанием. Бывшая супруга ФИО4 <данные изъяты>, не лишена родительских прав в отношении детей, алименты с нее на содержание двоих детей не взыскиваются.

От второго брака заключенного заявителем с Поповой <данные изъяты> 02.03. 2013 года, актовая запись <...> они имеют совместную дочь Попову <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Ежемесячная денежная выплата введена с 01.01.2013 г. как мера, влияющая на улучшение демографической ситуации в стране. В целях совершенствования демографической политики в пункте 1 Указа Президента Российской федерации «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753.

Субъектам Российской Федерации, в которых величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней величины по Российской Федерации включены в перечень субъектов РФ, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты.

Волгоградская область, имея суммарный коэффициент рождаемости (1,449), тем самым включена в перечень субъектов Российской Федерации, которым предоставляются субсидии из федерального бюджета.

Пунктом 2.2 постановления Губернатора Волгоградской области от 29,06.2012 № 541 «О Порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» закреплена норма, связанная с суммарным коэффициентом рождаемости: «при определении права на ежемесячную денежную выплату учитываются предыдущие дети, рожденные матерью данного ребенка».

Согласно п. 2 Указа Президента РФ № 606 от 07 мая 2012 года «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» именно Высшим должностным лицам субъектов РФ рекомендовано установление порядка и размера ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемого в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

При определении права граждан на ежемесячную денежную выплату ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району в соответствии с Указом Президента РФ № 606 от 07 мая 2012 года, обязан руководствоваться именно постановлением Губернатора Волгоградской области от 29.06.2012 № 541 «О Порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», в том числе и пунктом 2.2.

Действие п. 2.2. порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области № 541 от 28.12.2012 г. при определении права на получение распространяется исключительно на предыдущих детей, рожденных матерью данного ребенка, не зависимо от того, кто является заявителем при предоставлении документов на получение ежемесячной денежной выплаты, а в соответствии с п. 2.3. и п. 1.3. постановления Губернатора Волгоградской области от 29.06.2012 № 541 следует, что право, на ежемесячную денежную выплату имеет один из родителей, следовательно, документы на получение ежемесячной денежной выплаты предоставляются одним из родителей, но дети, участвующие при определении права - дети рожденные матерью.

Как было установлено в судебном заседании, для заявителя ФИО2 дочь <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения - третий ребенок, а для его супруги ФИО5 - это первый ребенок.

Постановление Губернатора Волгоградской области от 29.06.2012 № 541 «О Порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержки семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», было принято во исполнение Указа Президента РФ № 606 от 07 мая 2012 года, никем не оспорено и не отменено, следовательно имеет юридическую силу на всей территории Волгоградской области.

С учетом вышеизложенного директором ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району правомерно в соответствии с п.2.8 постановления Губернатора Волгоградской области № 541 от 28.12.2012г. «О Порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» отказано заявителю в назначении ежемесячной денежной выплаты по причине отсутствия у ФИО2 оснований для получения ежемесячной денежной выплаты установленных Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержки семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Решение вынесено в соответствии с действующим нормативным актом органа государственной власти субъекта РФ в пределах полномочий ГКУ «Центр социальной защиты населения».

В соответствии с п. 2.8 постановления Губернатора Волгоградской области от 29.06.2012 № 541 «О Порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты со всеми представленными документами и указанием причины отказа направляется гражданину в течении 5 дней со дня принятия соответствующего решения.

Доводы заявителя ФИО2 на бездействие должностного лица директора ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району ФИО1 в виде не предоставления в его адрес решения об отказе и не возвращения пакета документов, предоставленных в ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району суд считает несостоятельными.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно представленных Государственным казенным учреждением «Центр социальной защиты населения по Серафимовичскому району» письменных доказательств Журнала регистрации решений об отказе в назначении социальных пособий и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан под номером 57 имеет запись от 26.09.2013 года о направлении решения от 25 сентября 2013 года об отказе ФИО2 в ежемесячной денежной выплате как нуждающемуся в поддержке при рождении третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет и пакета документов представленных заявителем при обращении с заявлением, что подтверждается так же пояснениями ФИО1

В журнале регистрации отправляемой корреспонденции за № 3254 так же имеется запись о направлении в адрес ФИО2 сообщения об отказе в назначении социальных пособий и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Кроме того, суд считает, что без наличия документов направленных из ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району, из которых ему стало известно о принятом Решении об отказе в ежемесячной денежной выплаты, заявитель ФИО2 не имел возможности знать причину отказа и следовательно опротестовать указанное решение, поскольку ФИО2 обжаловал именно данное решение ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району.

Из анализа выше представленных доказательств следует, что Сотрудники Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Серафимовичскому району» выполнили процедуру принятия решения и направления в адрес ФИО2 в срок указанный в Порядке предоставления ежемесячной денежной выплате нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет утвержденного Постановлением губернатора Волгоградской области № 541 от 29.06.2012 г., Решения об отказе в ежемесячной денежной выплате и пакета документов представленных заявителем.

Суд полагает, что ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району не обязан нести ответственность за действия ФГУП «Почта России» по доставке почтовых уведомлений и писем.

Согласно ст.59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Журнал регистрации отправляемых документов является доказательством необоснованности претензий ФИО2 в адрес должностного лица директора ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району ФИО1 и выполнения сотрудниками центра своих должностных обязанностей своевременно и в полном объеме.

В соответствии со статьей 258 ГПК РФ «суд отказывает в удовлетворении, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены».

Суд приходит к выводу, что решение об отказе, вынесенное по заявлению ФИО2 от 18.09.2013 № 3/15 о предоставлении ему ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, вынесено в соответствии с действующим нормативным актом органа государственной власти субъекта РФ в пределах полномочий ГКУ «Центр социальной защиты населения». Центр социальной защиты населения при вынесении решения об отказе и направлении решения и пакта документов не нарушал права и свободы ФИО2

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Требования заявителя ФИО4 <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в выплате ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям при рождении третьего ребенка до достижения им возраста трех лет, директора ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району ФИО1 на заявление от 18 сентября 2013 года № 3/15 и признании незаконным бездействие должностного лица директора ГКУ ЦСЗН по Серафимовичскому району ФИО1 по не предоставлению решения по заявлению и не возвращении пакета документов, предоставленного ФИО2 в ГКУ ЦСНЗ по Серафимовичскому району – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение месяца после принятия решения в окончательной форме через Серафимовичский районный суд.

Судья Голованов С.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 01ноября 2013 года.

Судья Голованов С.В.