№2-458/2019 УИД 03RS0053-01-2019-000176-33 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 сентября 2019 г. с. Кушнаренково Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в составе судьи Белорусовой Г.С., при секретаре Михайловой И.В., с участием представителя истца ООО «УправКом» ФИО1, действующей на основании доверенности от ДАТА, представителя ответчика ФИО2 - ФИО3, действующего на основании доверенности от ДАТА, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «УправКом» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и пени, УСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «УправКом» (далее ООО «УправКом») обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и пени. В обоснование иска указали, что согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости ФИО2 является собственником <данные изъяты> долей нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного подвал б/н, этаж 1, цокольный этаж б/н многоквартирного жилого дома по адресу: РБ, <адрес>, номер на этаже № с ДАТА. На основании решения общего собрания собственников от ДАТА путем очно-заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: РБ, <адрес> выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией ООО «УправКом». Данным решением были утверждены условия договора по содержанию, техобслуживанию и управлению МКД <адрес> с установлением размера платы за содержание в размере 18,99 рублей за кв.м. За ФИО2 образовалась задолженность по услугам: «отопление», «содержание», «электроэнергия при СОИ» за период с ДАТА - ноябрь 2018 г. включительно в размере 567 276 руб. 76 коп. Между сторонами письменный договор на оказание услуг по содержанию и ремонту нежилого помещения не заключался, однако между сторонами сложились фактические договорные отношения. Истец исполнял и исполняет свои обязанности перед ответчиками по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Проводится работа диспетчерской и аварийной бригады по круглосуточному обслуживанию населения, уборка придомовой территории, ежедневно выполняются заявки жителей дома по сантехническим и электрическим работам, ежегодно при подготовке дома к отопительному сезону проводится ревизия системы центрального отопления. При этом обязанность участвовать в расходах на содержание общего имущества основана на законе и не зависит от того, является ли собственник нежилого помещения членом ТСЖ, есть ли договорные отношения между таким собственником и управляющей организацией. В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ ответчику начисляются пени, размер которых составляет по состоянию на ДАТА 90 929 руб. 77 коп. Итого сумма задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги с учетом пени составляет: 567 276 руб. 76 коп. + 90 929 руб. 77 коп. = 658 206 руб. 53 коп. До настоящего момента задолженность ФИО2 не погашена. В связи с неисполнением ответчиками своих обязательств перед ООО «УправКом» истец понес расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 9 782 руб., которая в соответствии с положениями статей 88,98 ГПК РФ также должна быть взыскана в пользу ООО «УправКом». Просят взыскать с ФИО2 в пользу ООО «УправКом» сумму задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за <данные изъяты> долей нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного подвал б/н, этаж 1, цокольный этаж б/н многоквартирного жилого дома по адресу: РБ, <адрес>, номер на этаже № в размере 567 276 рублей 76 копеек, пени за просрочку платежа в размере 90 929 рублей 77 копеек по состоянию на ДАТА, итого: 658 206 рублей 53 копейки, сумму пени за просрочку исполнения обязательств, начисленную на сумму 567 276 рублей 76 копеек, взысканную по решению суда с даты вынесения решения по день фактического исполнения обязательства по ставке рефинансирования, действующей на момент исполнения решения суда, расходы по уплате госпошлины в размере 9 782 рубля 00 копеек. В судебном заседании представитель истца ООО «УправКом» ФИО1 исковые требования уточнила, просила взыскать с ФИО2 в пользу ООО «УправКом» сумму задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за <данные изъяты> долей нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного подвал б/н, этаж 1, цокольный этаж б/н многоквартирного жилого дома по адресу: РБ, <адрес>, номер на этаже № в размере 419 568 рублей 62 копейки, пени за просрочку платежа в размере 124 820 рублей 07 копеек по состоянию на ДАТА, сумму пени за просрочку исполнения обязательств, начисленную на сумму 419 568 рублей 62 копейки, взысканную по решению суда с даты вынесения решения по день фактического исполнения обязательства по ставке рефинансирования, действующей на момент исполнения решения суда, расходы по уплате госпошлины в размере 9 782 рубля 00 копеек. Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, причина неявки суду не известна. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика. Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования ООО «УправКом» не признал, просил в удовлетворении иска отказать, указывая, что имеющийся в материалах дела протокол от ДАТА общего собрания собственников жилых помещений дома по адресу: <адрес> надлежащим доказательством не является, так как данное решение принято только частью собственников. Из системного толкования норм права следует, что доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из размера доли в праве общей собственности на это имущество. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ). Поскольку в силу ст. 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственник самостоятельно несет бремя содержания принадлежащего ему жилого (нежилого) имущества. Ровно как управляющая организация обеспечивает надлежащее содержание исключительно общего имущества (ст. 161 ЖК РФ). Данный поход согласуется с Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от ДАТА № ВАС-18121/13 по делу №А63-1465/2012 где указано, что доля собственника имущества относительно обслуживающих управляющей компанией мест общего пользования в квадратных метрах рассчитывается следующим образом: общее количество квадратных метров мест общего пользования делится на количество квадратных метров помещений, находящихся в частной собственности всех лиц, и умножается на количество квадратных метров, находящихся в собственности конкретного лица (плательщика услуг). При этом доля конкретного собственника в праве общей собственности на места общего пользования может быть определена также исчислением ее в процентах, путем деления количества квадратных метров, находящихся в собственности плательщика на один процент общей площади помещений, находящихся в собственности всех владельцев здания. Данная позиция подтверждается определением Верховного суда РФ от ДАТА№. Таким образом, размер требований ООО «Управком» о взыскании расходов на содержание общего имущества, не основаны на законе. Согласно вышеустановленному порядку расчета доля собственника имущества относительно обслуживающих управляющей компанией мест общего пользования в квадратных метрах, доля Ответчика, относительно обслуживающих управляющей компанией мест общего пользования рассчитывается следующим способом: Общее количество квадратных метров мест общего пользования (делится) на количество квадратных метров помещений, находящихся в частной собственности всех лиц (умножается) на количество квадратных метров, находящихся в собственности конкретного лица (плательщика услуг). Согласно технического паспорта: <данные изъяты> кв.м. - количество квадратных метров мест общего пользования; <данные изъяты> кв.м. - количество квадратных метров помещений, находящихся в частной собственности всех лиц; Площадь принадлежащая ФИО2 составляет <данные изъяты> кв.м. <данные изъяты> кв.м. <данные изъяты> кв.м. - это доля Ответчика, относительно обслуживающих управляющей компанией мест общего пользования. Если установленный общим собранием собственников многоквартирного дома размер платы на содержание составляет - 18,99 руб. за квадратный метр, тогда: <данные изъяты>. = 2230,94 руб. - ежемесячная плата Ответчика на содержание общего имущества. Таким образом, за период указанный в исковом заявлении с ДАТА по ноябрь 2018 года Ответчика должна быть начислена следующая сумма на содержание общего имущества: 8 дней ДАТА года - 2230,94 руб./28дней*8 дней=637,4ДАТА,94 руб.*21 месяц (с ДАТА)=46849,74 рубля Итого за содержание мест общего пользования в период с ДАТА по ДАТА года задолженность Ответчика составляет - 47487,15 рублей. При условии самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме применяется порядок расчета установленный п.54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТАN 354). Многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, оборудован блочно-модульной газовой котельной типа МК-В-3,0 (зав.№), введенной в эксплуатацию ДАТА. Для расчета с поставщиком газа имеется газовый счетчик «ИРВИС - РС4» зав. №, установленный в котельной, находящейся на крыше указанного дома. В целях подачи газа в вышеуказанную котельную для отопления и горячего водоснабжения жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, между ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» и ООО «Управком» заключены договора поставки газа № и №. Техническим соглашением, приложением к договорам поставки газа определены основные условия поставки, потребления газа, порядок учета газа, а также порядок распределения объемов газа по договорам поставки газа. Согласно п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТАN 354), в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Согласно п.2 вышеуказанных Правил - "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Решением общего собрания собственников жилых помещений дома по адресу: <адрес> принято - избрать управляющей компанией МКД <адрес> ООО «Управком», что подтверждается протоколом общего собрания от ДАТА в форме очно-заочного голосования. Таким образом, исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, находящегося по адресу: <адрес>, является управляющая компания ООО «Управком», которая и выставляет счета на оплату коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению. Многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии- теплосчетчиком ТЭМ-106-1 заводской №, установленный в котельной модульной водогрейной МК-В-3,0 заводской №, находящейся на крыше указанного дома. Монтаж прибора учета тепловой энергии осуществлен ООО «Завод Котельного Оборудования» (юридический адрес: <адрес>). Принадлежащая Ответчику часть нежилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии - тепловычислитель ТВ7 зав.№ (секция А показания прибора учета на момент его установки-0,000 Гкал, показания на ДАТА - 18,363 Гкал), тепловычислитель ТВ7 зав.№ (секция Б показания прибора учета на момент его установки-0,133 Гкал, показания на ДАТА - 28,787 Гкал), тепловычислитель ТВ7 зав.№ (секции В показания прибора учета на момент его установки-0,000 Гкал, показания на ДАТА - 4,677 Гкал), тепловычислители ТВ7 зав.№№ (секция Г показания прибора учета зав.№ на момент его установки-0,474 Гкал, показания на ДАТА - 69,406 Гкал, показания прибора учета зав.№ на момент его установки-0,037 Гкал, показания на ДАТА - 4,615 Гкал) находящиеся в тепловых узлах секций А,Б,В,Г подвала (подземной парковки). Монтаж приборов учета тепловой энергии осуществлен ООО «ЭнергоГарант» (юридический адрес: <адрес>). Дата следующей поверки указанных тепловычислителей ДАТА и ДАТА.г. Так, ООО «ЭнергоГарант» в соответствии с пунктом 3.6 договора №/Т от ДАТА, после произведенной установки счетчиков осуществило допуск в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии и теплоносителя по указанным выше помещениям о чем составлены соответствующие акты от ДАТА. Таким образом, в соответствии с п.61 Постановления правительства от ДАТА№ при подключении строящегося, объекта капитального строительства сведения о допуске узла учета в эксплуатацию указывается в акте и в указанном случае составление дополнительного акта о вводе узла учета в эксплуатацию не требуется. Кроме того, согласно пп. у(2)) пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТАN 354) исполнитель (управляющая компания) обязан осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены настоящими Правилами. Таким образом, необходимости дополнительного ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии не требовалось. В феврале 2017 года, руководствуясь пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТАN 354), ООО «Строй-Ойл-Уфа» действуя от себя (как потребителя коммунальной услуги), так и от иных собственников (полномочия представителя делегированы общим собранием собственников нежилых помещений), в адрес ООО «Управком», дополнительно направило заявку на ввод, установленных в подземной парковке, приборов учета тепловой энергии в эксплуатацию. Однако, в нарушение пп. «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТАN 354), предписывающего исполнителю (управляющей компании) обязанность по осуществлению по заявлению потребителя ввода в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, письмом от ДАТА ООО «Управком» ответило отказом, ссылаясь на надуманные обстоятельства. Согласно сведений направленных ООО «Управком» о начислении собственникам размера платежей - тарифа на отопление помещений дома по адресу: <адрес>, должностными лицами ООО «Управком» установлены следующие тарифы: - с ДАТА по ДАТА - 17,00 рублей за квадратный метр помещения; - с ДАТА по ДАТА - 20,55 рублей за квадратный метр помещения; - с ДАТА - 21,46 рублей за квадратный метр помещения; Проведя анализ понесенных затрат по газу (использованный при производстве коммунального ресурса) использованного в течении расчетного периода, установленного на основании полученных в ООО «Управком» сведений (акты приема-передачи газа за период с ДАТА года) представлены в ходе рассмотрения дела расчетным способом установлено, что должностные лица ООО»Управком» значительно завысили тарифы за отопление собственников помещений в многоквартирном доме, находящегося по адресу: <адрес>, т.е. получают неосновательное обогащение, попирая нормы действующего законодательства. Учитывая, что ООО «Управком» с поставщиком газа (использованного при производстве коммунального ресурса) ООО «Газпром Межрегионгаз Уфа» заключено два договора на поставку газа в многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, один из которых на поставку газа для использования в котельных для производства тепловой энергии в целях удовлетворения нужд населения и второй договор на поставку газа для отопления нежилых помещений, тарифы на отопление должны быть установлены в следующих размерах: Фактические тарифы на ДАТА год (период с ДАТА по ДАТА.г.): - жилые помещения: 673 568,45 руб. (стоимость газа израсходованного за ДАТА года для производства тепловой энергии для населения)/ 6 месяцев (для определения размера платежей в месяц) / <данные изъяты> (площадь жилых помещений) = 9,81 руб. на 1 кв.м. в месяц; - нежилые помещения 112 074,31 руб. (стоимость газа израсходованного за ДАТА года для производства тепловой энергии кроме населения)/ 6 месяцев (для определения размера платежей в месяц) / <данные изъяты> (площадь нежилых помещений) = 2,93 руб. на 1 кв.м., в месяц; Фактические тарифы на ДАТА год: - жилые помещения: 1 815 915,53 руб. (стоимость газа израсходованного за ДАТА год для производства тепловой энергии для населения)/ 12 месяцев (для определения размера платежей в месяц) / <данные изъяты> (площадь жилых помещений) = 13,22 руб. на 1 кв.м. в месяц; - нежилые помещения 465 938,89 руб. (стоимость газа израсходованного за ДАТА год для производства тепловой энергии кроме населения)/ 12 месяцев (для определения размера платежей в месяц) / <данные изъяты> (площадь нежилых помещений) = 6,10 руб. на 1 кв.м., в месяц; Фактические тарифы на ДАТА: - жилые помещения: 1 896 696,90 руб. (стоимость газа израсходованного за ДАТА год для производства тепловой энергии для населения)/ 12 месяцев (для определения размера платежей в месяц) / <данные изъяты> (площадь жилых помещений)=13,81 руб. на 1 кв.м. в месяц; - нежилые помещения 480 377,57 руб. (стоимость газа израсходованного за ДАТА год для производства тепловой энергии кроме населения)/ 12 месяцев (для определения размера платежей в месяц) / <данные изъяты> (площадь нежилых помещений)=6,29 руб. на 1 кв.м.в месяц; Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Таким образом, задолженность Ответчика, за период с ДАТА по ДАТА.г. по коммунальной услуге отопление составляет: 68037,03 рубля. В период с ДАТА и по настоящее время на основании акта об отключении отопления составленным главным инженером ООО «УправКом» Б. в подземном паркинге отопление отсутствует. Согласно ст. 6.3.1. СНиП 21-02-99* стоянки автомобилей температура предусмотрена не выше 5 градусов. Ответчик неоднократно приглашал Истца для составления акта не оказанных услуг, однако Истец проигнорировал. В результате ДАТА Ответчик составил акт о не предоставлении коммунальных услуг. Начальник участка ООО «УправКом» К. Отказывался подписывать данный акт, сославшийся на то, что ему начальство запретило подписывать какие либо документы. Однако в данных актах имеется подписи свидетелей, которые могут подтвердить, что в подземном паркинге отсутствует отопление, а управляющая компания бездействует, не оказывает услуги по содержанию. Кроме того одним из собственников машиномест, было написано обращение в ГЖИ о проведении проверки в отношении Истца по факту не принятия индивидуальных приборов учета на коммерческий учет. ДАТА ГЖИ ответило, что на основании обращения была произведена внеплановая выездная проверки, по адресу: <адрес>. По результатам проверки Госкомитетом РБ было принято решение выдать Истцу предписание, в котором ввести индивидуальные приборы учета на коммерческий учет. Данные теплосчетчики были установлены до ввода в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Согласно статье 61 Постановление Правительства РФ от ДАТАN 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" при подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства сведения о допуске узла учета в эксплуатацию указываются в акте о подключении объекта к системе теплоснабжения, составленном по форме, установленной правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТАN 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". В указанном случае составление отдельного акта о вводе узла учета в эксплуатацию не требуется. Истец со дня вступления определения Конституционного суда Российской Федерации от ДАТА по делу о проверке конституционности ч.1 ст. 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирным домам должен был ввести индивидуальные приборы учета подземного паркинга по адресу <адрес>. Ввиду халатного отношения Управляющей компании «УправКом» по не принятию мер по поверки теплосчетчика ТЭМ-106-1 заводской №, установленный в котельной модульной водогрейной МК-В-3,0 заводской №, находящейся на крыше дома, собственники нежилых помещений должны нести повышенные расходы по отоплению, а Государственный комитет не принимает никаких мер к управляющей компании «УправКом». Кроме того, существует методика расчета, по которой можно вычислить стоимость гКал на основании режимной карты котла. В результате ненадлежащего исполнения управляющей компанией «УправКом» обязательств в сфере жилищного законодательства, а именно Определения Конституционного суда РФ от ДАТА по делу о проверке конституционности ч.1 ст. 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирным домам, Ответчик должен платить за услугу отопления из ходя из общедомового расчета, тем самым игнорируя показания индивидуальных приборов учета. В случае удовлетворения иска просил снизить размер неустойки, указывая на ее явную несоразмерность нарушенному праву. Суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, считает, что исковые требования ООО «УправКом» к ФИО2 подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «УправКом» является управляющей компанией многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается решением общего собрания собственников помещений от ДАТА. Ответчик ФИО2 является собственником <данные изъяты> доли нежилого помещения, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в подвале б/н, этаж 1, цокольный этаж б/н многоквартирного жилого дома по адресу; <адрес>, с ДАТА, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. За ответчиком ФИО2 образовалась задолженность по услугам: «отопление», «содержание», «электроэнергия при СОИ» за период с ДАТА по ДАТА В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы). Как следует из части 1 статьи 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 ЖК РФ). Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ). Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДАТАN 5-П "По делу о проверке конституционности положений статей 181.4 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Л." (далее - Постановление N 5-П) указал следующее. Исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения, во-первых, платы за содержание жилого помещения, т.е. за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и, во-вторых, взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 39, пункты 1 и 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158); при этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 39); расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возлагаются не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Таким образом, из приведенных положений статей 210, 249 ГК РФ, части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества и взносов на капитальный ремонт. Данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что обязательство по оплате расходов по содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома возникает у собственника нежилых помещений соразмерно его доле в праве общей долевой собственности в силу закона. Пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА№ (далее- Правила №), установлено, что расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества. В силу пункта 35 Правил № размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ. При этом пунктом 30 Правил № установлено, что содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств. Поскольку жилищным законодательством закреплено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, то размер платы за содержание общего имущества может быть рассчитан как путем выделения доли собственника в общем имуществе, умноженную на утвержденный общим собранием собственников тариф, так и путем умножения площади принадлежащего собственнику помещения на утвержденный общим собранием собственников тариф. При этом сумма платы всех собственников здания должна равняться стоимости расходов за содержание общего имущества всего здания в обоих случаях. Утверждение стоимости услуг и работ по содержанию общего имущества и порядок расчета платы отнесен пунктом 7 ст. 156 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Протоколом общего собрания собственников многоквартирного <адрес> в <адрес> установлен размер платы за содержание в размере 18,99 руб. за 1 кв. м. Результаты голосования зафиксированы в указанном протоколе. Определяя стоимость услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, собственники помещений установили также перечень услуг (в том числе управление многоквартирным домом). Размер ежемесячной платы ФИО2 как сособственника нежилого помещения за услугу «содержание» ООО "УправКом" правомерно определен путем умножения площади принадлежащего ответчику помещения на утвержденный общим собранием собственников тариф. В соответствии с положениями статей 539, 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно «ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденному и введенному в действие приказом Госстандарта от ДАТАN 543-ст, "многоквартирный дом" - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТАN 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности. Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота ("ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно- коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введен в действие приказом Госстандарта от ДАТАN 823-ст). Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение). Надлежащих доказательств этому обстоятельству ответчиком не представлено. Между тем, освобождение собственника спорных помещений от оплаты услуги отопления увеличивает бремя расходов на отопление остальных собственников помещений. Порядок определения размера платы за услугу отопление потребителям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме установлен в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА№. Согласно абзацу 3 п. 42 (1) вышеуказанных Правил № (в редакции, действующей на момент потребления коммунального ресурса), в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3. 3 (1) и 3 (2) приложения № к настоящим правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДАТА№П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и абз. 3 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТАN 354), в той мере, в какой эти положения не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена. До внесения в правовое регулирование соответствующих изменений расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абзацем 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых Индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДАТА№-П абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТАN 354) признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДАТА№ внесены изменения в п. 42 (1) Правил №, новая редакция вышеуказанного пункта Правил № вступила в силу с ДАТА, в то время как спорным является период образования задолженности с ДАТА по ДАТА года. Как следует из материалов дела, в многоквартирном <адрес> в <адрес> при вводе в его эксплуатацию жилые и нежилые помещения в доме не были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Прибор учета тепловой энергии - тепловычислитель ТВ7 зав. №, на который ссылается ответчик, оборудован в тепловом узле секции А подвала (подземной парковки) после ввода жилого дома в эксплуатацию. Таким образом, суд полагает, что начисление услуги коммунального ресурса «отопление» обоснованно произведено ООО «УправКом» в соответствии с п. 42 (1) Правил №, а порядок начисления платы за предоставление коммунальных услуг не противоречит изложенной, выше позиции Конституционного Суда Российской Федерации. В соответствии с п.42 (1) и 43 Правил № размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном указанными Правилами порядке во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, в числе в отсутствие обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе теплоснабжения. Следует отметить, что прибор учета тепловой энергии - тепловычислитель ТВ7 зав. №, установленный в тепловом узле секции А подвала (подземной парковки), не введен в эксплуатацию. Следовательно, произведенный истцом расчет платы за принадлежащее на праве общей долевой собственности ФИО2 нежилое помещение верно определен по формуле 3 (1) к указанным Правилам №. При этом суд не находит оснований для удовлетворения заявления представителя ответчика о снижении неустойки. В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается. В соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 73 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Между тем, оснований для снижения размера пени по заявлению ответчика суд не усматривает, поскольку исключительных обстоятельств и явной несоразмерности неустойки последствиям нарушенного обязательства по внесению платы за содержание и коммунальные услуги в отношении 18/126 доли нежилого помещения площадью 4 646,1 кв.м., не имеется. С учетом размера и характера задолженности, факта того, что оплата задолженности ответчиком не производилась в течение длительного времени, по мнению суда, подлежащий взысканию размер пеней, соразмерен степени нарушенного обязательства. Доводы ответчика о том, что истцом квитанция по оплате коммунальных услуг направлена лишь в марте 2019 не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, и не могут служить основанием для снижения размера неустойки. На основании ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 782 рубля. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «УправКом» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и пени удовлетворить. Взыскать с ФИО2 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «УправКом» задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за нежилое помещение в размере 419 568 рублей 62 копейки за период с ДАТА по ДАТА года, пени за просрочку платежей в размере 124 820 рублей 07 копеек за период с ДАТА по ДАТА, пени за просрочку исполнения обязательства, начисленную на сумму 419 568 рублей 62 копейки, взысканную по решению суда с даты вынесения решения по день фактического исполнения обязательства по ставке рефинансирования, действующей на момент исполнения решения суда, расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 782 рубля. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кушнаренковский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Судья Г.С. Белорусова Мотивированное решение изготовлено ДАТА. Судья Г.С. Белорусова |