Гр. дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сосновоборский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Альбрант М.О.,
при секретаре ФИО3
с участием: представителя заявителя старшего помощника прокурора <адрес> ФИО4
представителя органа, принявшего оспариваемый нормативный акт: Сосновоборского городского Совета депутатов – ФИО5, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> края об оспаривании Положения о местных налогах на территории <адрес>, утвержденного решением Сосновоборского городского Совета депутатов №-р от ДД.ММ.ГГГГ, в части не установления налоговых льгот по взиманию земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих религиозным организациям и многодетным семьям.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, об оспаривании Положения о местных налогах на территории <адрес>, утвержденного решением Сосновоборского городского Совета депутатов №-р от ДД.ММ.ГГГГ, в части не установления налоговых льгот по взиманию земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих религиозным организациям и многодетным семьям. Просит признать ст. 11 Положения о местных налогах на территории <адрес>, утвержденного решением Сосновоборского городского Совета депутатов №-р от ДД.ММ.ГГГГ, в части не установления налоговых льгот по взиманию земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих религиозным организациям и многодетным семьям противоречащим закону и недействующим с момента издания, ссылаясь на то, что прокуратурой города проведена проверка в результате которой выявлены указанные нарушения, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы <адрес>- председателя Сосновоборского городского совета депутатов принесен протест, который необоснованно отклонен. Ст.11 Положения противоречит ст.395 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которой религиозные организации освобождены от уплаты земельного налога. Кроме того, указанное положение противоречит Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», которым установлены льготы для многодетных семей по взиманию земельного налога и арендной платы за землю в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок, либо понижения ставок налога. В оспариваемом положении таких льгот не содержится. Просит обязать администрацию <адрес> привести в соответствие с указанным законодательством Положения о местных налогах на территории <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО4поддержала заявленные прокурором требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель органа, принявшего оспариваемый нормативный акт: Сосновоборского городского Совета депутатов – ФИО5 в судебном заседании требования прокурора не признала, суду пояснила, что считает оспариваемое Положение о налогах соответствующим закону. Права религиозных организаций не нарушены, льготы по земельному налогу предоставлены непосредственно НК РФ и дополнительной регламентации не требуют. Предоставление льгот по земельному налогу многодетным семьям является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. В настоящее время постановления, принятого на уровне субъекта Федерации, обязывающего к принятию таких мер не существует. Кроме того, просила суд учитывать Заключение по результатам юридической экспертизы данного муниципального нормативного правового акта, которым действительно установлены определенные несоответствия правового акта действующему законодательству, но оспариваемые положения в нем не значатся. Исходя из вышеизложенного, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
С ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ взимание земельного налога осуществляется в соответствии с главой 31 НК РФ. Земельный налог введен ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ».
В соответствии со ст.12 НК РФ налоги определены как федеральные, региональные и местные налоги. Согласно ч.4 указанной статьи Земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих поселений. Земельный налог вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. Земельный налог определен как местный налог ( ст.15 НК РФ).
Согласно ст.56 НК РФ льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Организации и физические лица, которым предоставлены льготы по земельному налогу, перечислены в ст.395 НК РФ. Этот перечень действует на всей территории РФ, религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения; входят в этот перечень и дополнительного правового урегулирования не требуют, то есть пользуются налоговой льготой по Налоговому Кодексу.
Местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков (п.2 ст.387 НК РФ).
В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. От ДД.ММ.ГГГГ №) правительства республик в составе РФ, органы исполнительной власти краев, областей обязаны предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога.
В связи с чем, администрацией <адрес> было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О мерах по социальной поддержке многодетных семей на территории <адрес>». Постановлением Совета администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, указанное выше постановление признано утратившим силу.
Согласно ст. 6, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации. Указ Президента принят ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в соответствии с ст.6 Закона № 137-ФЗ он должен применяться в части, не противоречащей Земельному Кодексу. Земельный Кодекс не предусматривает льгот по земельному налогу для многодетных семей. Предусмотреть такую льготу является правом, а не обязанностью законодательного органа местной власти.
В судебном заседании установлено, что Положение о местных налогах на территории <адрес>, утверждено решением Сосновоборского городского Совета депутатов №-р от ДД.ММ.ГГГГ, статья 11 которого предусматривает налоговые льготы, где указаны категории налогоплательщиков, которые освобождаются от налогообложения, в части местных налогов, дополнительно к льготам, регламентированным Налоговым Кодексом. Принимая указанные выше законоположения, Сосновоборский городской Совет депутатов <адрес> действовал в рамках компетенции, предоставленной ему законом. Противоречий, действующему законодательству, обладающему большей юридической силой, судом не установлено.
Таким образом, доводы прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц, а именно предоставление налоговых льгот религиозным организациям и многодетным семьям, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления прокурора <адрес> края об оспаривании Положения о местных налогах на территории <адрес>, утвержденного решением Сосновоборского городского Совета депутатов №-р от ДД.ММ.ГГГГ, в части не установления налоговых льгот по взиманию земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих религиозным организациям и многодетным семьям ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 01 месяца со дня принятия в окончательной форме через Сосновоборский городской суд.
Председательствующий: М.О. Альбрант