ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-458/2014 от 22.08.2014 Сысольского районного суда (Республика Коми)

  Дело № 2-458/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Сысольский районный суд Республики Коми в составе:

 Председательствующего судьи Константиновой Н.В.,

 При секретаре Сумкиной С.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга 22 августа 2014 года дело по иску ФИО1 к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» о признании действий незаконными и возложении обязанности произвести выплату мер социальной поддержки

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 обратился в суд с требованиями к ответчику о признании незаконными действий по прекращению выплат, предоставляемых в качестве мер социальной поддержки и возложении обязанности произвести выплату компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за февраль и март 2014 года. В обоснование исковых требований истец указал, что является получателем мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по категории «Ветеран боевых действий» на состав семьи: истец и его дочь ФИО2, <данные изъяты>.р., обучающаяся по очной форме обучения. В феврале и марте 2014 года компенсация по оплате за жилье и коммунальные услуги выплачены истцу не в полном объеме по тем основаниям, что истцом не был представлен документ, подтверждающий обучение дочери. Полагает, что выплата компенсации не в полном размере, без учета начислений на дочь, является незаконной, поскольку истец не был надлежащим образом уведомлен о необходимости и сроках представления подтверждающих обучение дочери справок. Считает, что в связи с тем, что изменение обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг не произошло, он имеет право на получение компенсации за февраль и март 2014 года в полном размере.

 В судебном заседании истец исковые требования уточнил, указав, что просит признать действия ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района по приостановлению выплаты мер социальной поддержки в виде компенсации за жилье и коммунальные услуги на дочь ФИО2 за февраль – март 2014 г. неправомерными и обязать ГБУ РК «ЦСЗН Сысольского района» произвести выплату мер социальной поддержки на дочь ФИО2 за февраль - март 2014 г.

 Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности от №, исковые требования не признала.

 Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.

 В ходе судебного разбирательства установлено следующее:

 ФИО1 является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением от 18.10.2004 (л.д.51) и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».

 Истец проживает в <адрес>. <данные изъяты> по <адрес> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., на основании договора социального найма жилого помещения совместно с дочерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 35,49-50, 52).

 В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, имеют право на оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

 В силу п. 1 ст. 23.2. ФЗ «О ветеранах» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 16 настоящего Федерального закона переданы органам государственной власти Российской Федерации.

 В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", и членам их семей за жилое помещение в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения (за исключением оплаты за содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов); оплата в размере 100 процентов ветеранам боевых действий и членам их семей за содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; оплата в размере 100 процентов ветеранам боевых действий и членам их семей коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления, за исключением отопления (теплоснабжения), предоставляемого в пределах установленных нормативов потребления и установленной социальной нормы площади жилого помещения.

 При этом, согласно п. 3 ст. 22 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ к членам семьи лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки относятся несовершеннолетние дети и дети, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования независимо от их организационно-правовых форм, до окончания обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет, за исключением вступивших в брак в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В целях реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", а также переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 N 115 утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

 Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 N 115 также установлен региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения, применяемый для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и отопления (теплоснабжения), установленных Законом Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", который составляет 21 квадратный метр общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух человек.

 Согласно п. 2 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 № 115 (далее – Правила), решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается государственным бюджетным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр) по месту жительства гражданина, имеющего право на их получение.

 В соответствии с п.п. «б» п. 3 указанных Правил для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданин представляет в центр по месту жительства справку, подтверждающую обучение по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (для лиц, указанных в пункте 3 статьи 22 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми") (представляется каждый семестр).

 Из пункта 15 Правил следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация).

 Компенсация предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по ее погашению.

 Компенсация исчисляется за месяц с 1-го числа месяца, в котором с учетом пункта 12 настоящих Правил назначены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

 Из материалов дела следует, что ФИО1 как ветеран боевых действий является получателем мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. 24.09.2013 ФИО1 представил в ГБУЗ РК «ЦСЗН Сысольского района» заявление о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, с приложением документов, подтверждающих состав семьи, в том числе справки от 10.09.2013 об обучении дочери ФИО2 в <данные изъяты>» на втором курсе очного дневного отделения факультета иностранных языков.

 Решением ГБУЗ РК «ЦСЗН Сысольского района» от 07.10.2013 ФИО1 назначена ежемесячная денежная компенсация с 01.09.2013.

 В период с октября 2013 года по январь 2014 года ФИО1 производилась выплата компенсаций по ст. 16 ФЗ «О ветеранах» и ст. 6 Закона РК «О социальной поддержке населения в Республике Коми" на состав семьи 2 человека, которая составляла 50% платы за найм, 75% платы за содержание жилья, 100% платы за потребленные коммунальные услуги по отоплению, электроснабжению, холодному водоснабжению и водоотведению.

 В феврале и марте 2014 года компенсация за жилье и коммунальные услуги ФИО1 была исчислена на состав семьи 1 человек, и составила 25% платы за найм, 50% платы за содержание жилья о коммунальные услуги, соответственно на ФИО2 компенсация не была выплачена.

 25.03.2014 истец представил в ГБУЗ РК «ЦСЗН Сысольского района» справку <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ об обучении дочери ФИО2 на втором курсе очной формы обучения <данные изъяты> <данные изъяты>», в связи с чем, с 01.04.2014 выплата компенсации по оплате за жилье и коммунальные услуги на ФИО2 была возобновлена.

 В обоснование отказа в распространении мер социальной поддержки на члена семьи ФИО1 – ФИО2, ответчик указал, что истцом не был своевременно представлен документ, подтверждающий обучение ФИО2 в учебном заведении по очной форме обучения. По мнению ответчика, исходя из положений п.п. 6 п. 3 и п. 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 № 115, указанный документ должен предоставляться в течение 10 дней по окончании первого семестра, который по общим правилам заканчивается в конце января учебного года. В соответствии с пунктом 12 Правил меры социальной поддержки назначаются с даты предоставления документов, в том числе справки с места обучения, в связи с чем, непредставление указанных сведений влечет изменение размера компенсации.

 Суд не может признать данные доводы обоснованными по следующим основаниям:

 В соответствии с п. 12 Правил меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначаются с даты представления в центр документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил.

 Согласно п. 14 Правил гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства, состава семьи, изменения счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки, обязан в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр по месту жительства и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.

 Из пункта 24 Правил следует, что в случае наступления обстоятельств, в том числе обстоятельств, указанных в подпунктах "а" и "б" подпункта 2 пункта 20 настоящих Правил, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, влекущих изменение размера компенсации, компенсация исчисляется в измененном размере, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором центрами установлены соответствующие обстоятельства или гражданами представлены подтверждающие соответствующие обстоятельства документы, в том числе справка о регистрации по месту жительства о составе семьи и размере общей площади занимаемого жилого помещения, или документ, подтверждающий право на меры социальной поддержки, или справка, подтверждающая обучение по очной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Компенсация выплачивается (перечисляется) в месяце, следующем за месяцем, в котором центрами установлены соответствующие обстоятельства или гражданами представлены подтверждающие соответствующие обстоятельства документы.

 Согласно подпункту 2 пункта 20 Правил исчисление компенсации прекращается с первого числа месяца, в котором центром установлены следующие обстоятельства: а) неполучение гражданином компенсации в течение трех месяцев подряд; б) представление гражданином недостоверных сведений (устанавливается в порядке, определенном пунктом 10 настоящих Правил).

 В силу пункта 10 Правил, при наличии противоречивых сведений в представленных документах и (или) при несоответствии содержания и (или) оформления документов требованиям законодательства, а также в случае необходимости установления факта достоверности представленных сведений центр осуществляет проверку на предмет соответствия указанных сведений действительности посредством направления в течение 5 рабочих дней со дня регистрации документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил (в случае, если документы, указанные в пункте 4 настоящих Правил, представлены заявителем по собственной инициативе), запросов в органы и организации, располагающие необходимой информацией. При этом срок принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, указанный в пункте 7 настоящих Правил, продлевается директором центра или уполномоченным им лицом на срок, необходимый для получения запрашиваемой информации, но не более чем на 30 календарных дней, о чем сообщается гражданину путем направления письменного уведомления в течение 5 рабочих дней со дня направления соответствующего запроса (запросов).

 Из вышеприведенных правовых норм следует, что право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является действующим непрерывно до установления обстоятельств, влекущих изменение или прекращение предоставления мер социальной поддержки. Основанием для прекращения исчисления компенсации может являться установление факта предоставления недостоверных сведений. При этом, центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения вправе самостоятельно запрашивать необходимую информацию в случае возникновения сомнений в достоверности представленных документов.

 Из приказа <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в связи с реорганизацией <данные изъяты>» ФИО2 зачислена на 2 курс по направлению подготовки «<данные изъяты>. <данные изъяты>.» в связи с переводом из <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии с изменениями в Устав <данные изъяты>», данный ВУЗ является правопреемником всех прав и обязанностей <данные изъяты>

 Таким образом, ФИО2 обучение не прерывала, соответственно, каких-либо изменений, влияющих на изменение размера мер социальной поддержки в семье ФИО1 не произошло.

 По смыслу пунктов 9, 22 ст. 2, ч. 7 ст. 12, п. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность самостоятельно реализуют образовательные программы, в том числе, утверждают учебный план, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

 Пунктом 3.9. Устава <данные изъяты>» установлено, что учебный год в ВУЗе для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану по конкретному направлению подготовки (специальности). Учебный год состоит из двух семестров, каждый из которых заканчивается предусмотренной учебным планом формой контроля результатов учебы.

 Таким образом, окончание и начало семестра не связывается с конкретной датой, в связи с чем, довод ответчика об окончании первого семестра в январе месяце является необоснованным.

 Кроме того, из анализа Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 № 115 не следует, что меры социальной поддержки, распространенные на членов семьи, в частности, на детей, обучающихся в образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, предоставляются на определенный период, а именно на один семестр. Напротив, из положений п. 3 ст. 22 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" следует, что указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки до окончания обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет.

 Также указанные Правила не устанавливают предельные сроки предоставления документов, подтверждающих право на получение компенсации на члена семьи.

 По смыслу п.п. «б» п. 3 Правил справка, подтверждающая обучение по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования должна предоставляться каждый семестр.

 Согласно учебному плану <данные изъяты>» по направлению «<данные изъяты> первый семестр второго курса начинается с 01 сентября и оканчивается 25 января, второй семестр начинается с 09 февраля и оканчивается 12 июля.

 Таким образом, ФИО1 требования п.п. «б» п. 3 Правил были выполнены, в течение первого семестра была представлена справка ФГБОУ <данные изъяты>» от 10.09.2013, в течение второго семестра – справка <данные изъяты> Тем самым истец подтвердил право на получение мер социальной поддержки на члена семьи.

 В том случае, если документы, предусмотренные Правилами, не представлены, и центром по предоставлению услуг в сфере социальной защиты населения установлены обстоятельства, свидетельствующие о необоснованном получении компенсаций, пунктом 19 Правил предусмотрен механизм возврата необоснованно полученных сумм, в соответствии с которым суммы компенсаций, излишне выплаченные гражданину, возмещаются гражданином в добровольном порядке либо удерживаются с его согласия по решению центра из суммы, причитающейся ему при каждой последующей выплате компенсации. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне выплаченных сумм их возврат осуществляется в порядке, установленном законодательством.

 На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что у ответчика не имелось достаточных оснований для прекращения исчисления компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг на ФИО2 в период с февраля по март 2014 года, в связи с чем, находит требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

 ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» является государственным учреждением через которое исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации непосредственно осуществляет свою деятельность, являясь его территориальным органом, и в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

 По смыслу с п. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если ответчик освобожден от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

 Таким образом, уплаченная истцом государственная пошлина в размере 200 рублей подлежит за счет средств местного бюджета.

 Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО1 к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» о признании неправомерными действий, выраженных в отказе в выплате мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг на ФИО2 в период с февраля по март 2014 года и возложении обязанности произвести указанные выплаты за период с февраля по март 2014 года удовлетворить.

 Признать незаконными действия ГБУ РК «Центр по предоставлению коммунальных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» по нераспространению мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг на ФИО2 в период с февраля по март 2014 года.

 Обязать ГБУ РК «Центр по предоставлению коммунальных услуг в сфере социальной защиты населения Сысольского района» выплатить ФИО1 ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилья и коммунальных услуг, в размере, приходящемся на ФИО2 за период с февраля 2014 года по март 2014 года.

 ФИО1 выдать справку о возврате уплаченной государственной пошлины в размере 200 рублей за счет средств местного бюджета.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

 Судья Константинова Н.В.

Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2014 года