ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-458/2021 от 22.01.2021 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0002-01-2020-014788-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 января 2021 года г. Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Громовой О.Н.,

при секретаре Зайцевой Ю.С.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-458/2021 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития ХМАО – Югры, Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание и выдать удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование требований указав, что <дата> за многолетний добросовестный труд в геологической отрасли, большой вклад в развитие минерально-сырьевой базы России и в связи с профессиональным праздником «День геолога» награждена Почетной грамотой, на основании приказа -лс Министерства природных ресурсов и экологии РФ, с <дата> является получателем пенсии по старости. Письмом Департамента социального развития ХМАО – Югры от <дата> ей отказано в присвоении звания Ветеран труда, поскольку указанная Почетная грамота не включена в перечень наград, Почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания Ветеран труда, утвержденный постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 06.06.2005 № 103-п. В связи с чем КУ «Центр социальных выплат» не выдал соответствующее удостоверение. Считает такой отказ незаконным, так как данная Почетная грамота Министерства природных ресурсов и экологии РФ является ведомственным знаком отличия в труде. Просит признать право на присвоение ей звания «Ветеран труда», обязать Департамент социального развития ХМАО – Югры присвоить ей звание «Ветеран труда», обязать КУ г. Нижневартовска «Центр социальных выплат» выдать ей удостоверение «Ветеран труда».

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представители Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, а именно трудовой книжкой, что истец имеет трудовой стаж более 32 лет, является пенсионером по старости с <дата>.

На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от <дата>-лс ФИО1 награждена Почетной грамотой за многолетний добросовестный труд в геологической отрасли, большой вклад в развитие минерально-сырьевой базы России и в связи с профессиональным праздником «День геолога».

<дата> письмом Департамента социального развития ХМАО - Югры истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» (протокол от <дата>) по причине того, что Почетная грамота Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.06.2005 года №-103п, не значится.

Ответчиком не оспариваются представленные стороной истца документы, подтверждающие награждение истца, как и наличие необходимого страхового стажа и другие, прилагаемые к исковому заявлению документы, подлинность представленных документов проверена ответчиком при принятии решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и также не оспаривается. Судом учитывается, что отказ в присвоении звания «Ветеран труда» имеет вышеуказанное основание принятого решения.

Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

В соответствии с пп. 2 п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции ст. 3 Федерального закона от 29.12.2015г. № 388-ФЗ, вступившей в силу с 01.07.2016 года, далее по тексту – Закон о ветеранах) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Федеральным законом от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» ст. 7 Закона о ветеранах дополнена п.1.1, вступившим в силу с 01.07.2016 года, согласно которому порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Ввиду соблюдения вышеуказанных конституционных прав граждан, внося изменения в ст. 7 Закона о ветеранах, уменьшая с 01.07.2016 года круг лиц, являющихся ветеранами труда, лицами, награжденными не любыми ведомственными знаками отличия в труде, а только ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) законодатель в ч.3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ (вступившей в силу с 01.07.2016 года) установил, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Таким образом, необходимыми условиями для присвоения истцу звания «Ветеран труда» являются: награждение ведомственными знаками отличия в труде, наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 20 лет для женщин.

Следовательно, отказ ответчика в присвоении истцу звания «Ветеран труда» по положениям ст. 7 Закона о ветеранах в редакции Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ, без учета ч.3 ст. 8 указанного Федерального закона и правового принципа действия закона во времени, является незаконным, основанным на неверном толковании норм права.

Статья 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции, действующей до 01.07.2016 года, а также ч.3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ не содержат перечня и особых условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.

Не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде: награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, ВДНХ, (ВСХВ), коммерческими структурами, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ или о регистрации баз данных, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иныхсоревнованиях.

Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.

В силу ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 года № 8, при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон, либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации, либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, последнее является федеральным органом исполнительной власти. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации вправе учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2011 г. № 36 «Об учреждении ведомственных знаков отличия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации» учреждены ведомственные знаки отличия, в том числе указана и Почетная грамота.

В соответствии с Положением о Почетной грамоте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Почетной грамотой Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Почетная грамота) награждаются гражданские служащие аппарата Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Министерство), федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства, их территориальных органов, сотрудники подведомственных организаций и иные лица за личный вклад в осуществление государственной политики в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. Награждение Почетной грамотой производится в соответствии с приказом Минприроды России, подписанным Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации или по его поручению заместителем Министра по ходатайству руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, директоров департаментов Министерства, руководителей находящихся в ведении Министерства федеральных служб и федеральных агентств, их территориальных органов и подведомственных им организаций.

Таким образом, невключение Почетной грамоты Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в Перечень наград, почетных званий ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, утвержденный Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 июня 2005 года № 103-п, не может являться основанием для отказа в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда».

В данном случае Почетную грамоту Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которой награждена ФИО1, следует отнести к ведомственным знакам отличия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, поскольку данное награждение связано с её успехами в трудовой деятельности.

Кроме этого, истец имеет необходимый трудовой стаж (более 32 лет) награждение истца Почетной грамотой Министерства регионального развития Российской Федерации происходило до <дата>, следовательно, на ФИО1 требования 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона № 388-ФЗ) о наличии стажа не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) не распространяется.

Таким образом, ФИО1 полностью соответствует критериям и относится к категориям граждан, указанным в статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и в статье 2.1 постановления Правительства ХМАО - Югры от 26 июня 2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и выдачи удостоверений».

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Действительно, порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако, по смыслу данной нормы федерального законодательства под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к лицам, перечень которых является исчерпывающим.

Таким образом, при принятии решения, суд исходит из того, что региональный законодатель, определяя понятие ведомственного знака отличия в труде, не может сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, так как это не согласуется со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО - Югры» и выдачи удостоверений утвержден постановлением Правительства ХМАО - Югры от 26 июня 2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры» и выдачи удостоверений».

В п. 1 данного Постановления установлено, что Департамент социального развития ХМАО - Югры является уполномоченным исполнительным органом государственной власти ХМАО - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда».

На основании изложенного, суд считает, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», а отказ Департамента социального развития ХМАО – Югры в присвоении ему этого звания является незаконным.

В соответствии с Порядком присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО - Югры» оформление удостоверения «Ветеран труда» осуществляется управлениями социальной защиты населения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Управления), удостоверения «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» - Центром социальных выплат. Выдача удостоверений «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» осуществляется многофункциональным центром (п.1.3.). Копии решений о присвоении званий (отказе в присвоении званий) в течение семи календарных дней со дня вынесения решения направляются в Управления и Центр социальных выплат для оформления и выдачи удостоверений (п. 2.7). Управления и Центр социальных выплат оформляют удостоверения в течение пяти рабочих дней со дня получения приказа Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и передают по акту приема-передачи оформленные удостоверения в многофункциональный центр для выдачи их гражданам (п.4.1.).

Таким образом, из вышеуказанных норм порядка следует, что полномочиями по оформлению и выдаче удостоверений «Ветеран труда» ответчик КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» не наделен.

На основании изложенного, суд полагает, что требование истца о возложении обязанности на Казенное учреждение ХМАО - Югры «Центр социальных выплат» выдать удостоверение «Ветеран труда» удовлетворению не подлежит, как заявленное к лицу, не наделенному соответствующими полномочиями по выдаче соответствующего удостоверения, а также не отказывавшему истцу в выдаче требуемого удостоверения.

Таким образом, в требованиях истца к КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Департаменту социального развития ХМАО – Югры, Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности присвоить звание и выдать удостоверение удовлетворить частично.

Признать за ФИО1 право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принять решение о присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда».

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд.

Судья О.Н.Громовая

«КОПИЯ ВЕРНА»

Судья _____________О.Н. Громовая

Секретарь с/з _______ Ю.С. Зайцева

« ___ » _____________ 2021 г.

Подлинный документ находится в

Нижневартовском городском суде

ХМАО - Югры в деле № 2-458/2021

Секретарь с/з _________Ю.С. Зайцева