ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-458/2022 от 02.08.2022 Дубовского районного суда (Волгоградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Дубовский районный суд

в составе: председательствующего судьи Репина А.Я.,

при секретаре судебного заседания Ожогиной Н.Ю.,

с участием: помощника прокурора Дубовского ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубовского в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Малоивановского сельского поселения Дубовского муниципального района , муниципальному казённому учреждению культуры «Дом культуры Малоивановского сельского поселения» Дубовского муниципального района о возложении обязанности,

установил:

прокурор Дубовского обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с настоящим иском к ответчикам администрации Малоивановского сельского поселения Дубовского муниципального района и МКУК «ДК Малоивановского сельского поселения». При подаче искового заявления в обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Дубовского проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности МКУК «ДК Малоивановского сельского поселения», в результате которой установлено, что учредителем МКУК «ДК Малоивановского сельского поселения» является администрация Малоивановского сельского поселения. У входа в здание МКУК «ДК Малоивановского сельского поселения» отсутствует наружное устройство вызова персонала для оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения. Отсутствие кнопки вызова персонала для оказания ситуационной помощи ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры, и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Требования основаны на нормах Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Прокурор просил суд возложить на администрацию Малоивановского сельского поселения Дубовского муниципального района обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по установке на здании МКУК «ДК Малоивановского сельского поселения» Дубовского муниципального района, расположенном по адресу: наружное устройство вызова персонала для оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения.

Возложить на МКУК «ДК Малоивановского сельского поселения» Дубовского муниципального района обязанность в течение двух месяцев со дня поступления денежных средств установить наружное устройство вызова персонала для оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения на здании МКУК «ДК Малоивановского сельского поселения» Дубовского муниципального района расположенном по адресу: в соответствии с требованиями пункта 8.1.7 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённого Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр.

Представители ответчиков администрации Малоивановского сельского поселения Дубовского муниципального района и МКУК «ДК Малоивановского сельского поселения» надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились.

Судом на основании положений ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Вишняков А.А. просил удовлетворить заявленные требования по основаниям указанным в исковом заявлении.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и, мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 названного закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также обеспечивают надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учётом ограничений их жизнедеятельности.

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр утверждён СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее по тексту - Свод правил).

Пунктом 6.1.1 Свода правил предусмотрено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять с учетом принятой организации обслуживания посетителей по заданию на проектирование. Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом 8.1.7.

В силу пункта 8.1.7 Свода правил при расстановке приборов и устройств, технологического и другого оборудования следует исходить из того, что зона досягаемости для посетителя в кресле-коляске должна находиться в пределах: при расположении сбоку от посетителя - не выше 1,4 ми не ниже 0,3 м от уровня пола; при фронтальном подходе - не выше 1,2 м и не ниже 0,4 м от уровня пола.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ-ст утверждён Национальный стандарт Российской Федерации «Средства отображения информации знаковые для инвалидов» ГОСТ Р 52131-2019 (далее по тексту - ГОСТ Р 52131-2019).

В силу п. 4.3.8.2 ГОСТ Р 52131-2019 обязательными для применения на объектах с открытым доступом населения являются следующие общие сервисные тактильно-визуальные знаки, обеспечивающие восприятие инвалидами по зрению: знак обозначения кнопки вызова персонала для оказания ситуационной помощи. Размещается над кнопкой вызова персонала, устанавливаемой перед входом в здание сооружения общественного назначения, а также рядом с местами отдыха и ожидания инвалидов. Тактильная надпись по системе Брайля: «Вызов персонала. Под знаком».

В судебном заседании установлено, что при проверке прокуратурой Дубовского соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, было выявлено, что на здании МКУК «ДК Малоивановского сельского поселения» отсутствует наружное устройство вызова персонала для оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения.

Как следует из устава, учредителем МКУК «ДК Малоивановского сельского поселения» является администрация Малоивановского сельского поселения Дубовского муниципального района (л.д. 13-23).

Согласно сведений ГБУЗ « больница Дубовского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ в Малоивановском ФАПе зарегистрированы инвалиды, проживающие в <...> (л.д. 7-8).

В адрес главы администрации Малоивановского сельского поселения Дубовского муниципального района прокурором Дубовского направлялось требование об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов (л.д. 9-10).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суду не представлено доказательств того, что ответчиками приняты меры по установке наружного устройства вызова персонала для оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения на здании МКУК «ДК Малоивановского сельского поселения».

Отсутствие наружного устройства вызова персонала для оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры, и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

На основании вышеизложенного суд приходит к мнению, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ - суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По мнению суда, для надлежащего исполнения решения суда администрации Малоивановского сельского поселения Дубовского муниципального района следует установить срок в три месяца со дня вступления решения в законную силу, для МКУК «ДК Малоивановского сельского поселения» - в два месяца с момента поступления денежных средств, поскольку для выполнения работ по установке наружного устройства вызова персонала для оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения не требуется значительного времени по исполнению решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Дубовского в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Малоивановского сельского поселения Дубовского муниципального района и муниципальному казённому учреждению культуры «Дом культуры Малоивановского сельского поселения» Дубовского муниципального района , удовлетворить.

Возложить на администрацию Малоивановского сельского поселения Дубовского муниципального района обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по установке на здании муниципального казённого учреждения культуры «Дом культуры Малоивановского сельского поселения» Дубовского муниципального района , расположенном по адресу: наружное устройство вызова персонала для оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения.

Возложить на муниципальное казённое учреждение культуры «Дом культуры Малоивановского сельского поселения» Дубовского муниципального района обязанность в течение двух месяцев со дня поступления денежных средств установить наружное устройство вызова персонала для оказания ситуационной помощи маломобильным группам населения на здании муниципального казённого учреждения культуры «Дом культуры Малоивановского сельского поселения» Дубовского муниципального района расположенном по адресу: в соответствии с требованиями пункта 8.1.7 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утверждённого Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд .

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья А.Я. Репин