Дело № 2-459
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 августа 2013 года г. Шимановск
мотивированное решение изготовлено 26 августа 2013 года
Шимановский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Рощенко С.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> Лебедева Д.С.,
председателя Шимановского городского Совета народных депутатов ФИО2,
представителя администрации <адрес> ФИО3, действующей на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Волковой Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Артюшкевич В.К., действующего в интересах неопределённого круга лиц о признании решения Шимановского городского Совета народных депутатов от 25 сентября 2012 года № 44/2 «О тарифах МУП <адрес> «Родник» по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов по посёлкам Мелиоратор и Каменный карьер относительно распространения его действия по выполнению МУП <адрес> «Родник» работ по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов от многоквартирных домов по посёлкам <адрес> недействующим с момента принятия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> района Артюшкевич В.К., действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Шимановский районный суд с иском о признании решения Шимановского городского Совета народных депутатов от 25 сентября 2012 года № 44/2 «О тарифах МУП <адрес> «Родник» по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов по посёлкам Мелиоратор и Каменный карьер» относительно распространения его действия по выполнению МУП <адрес> «Родник» работ по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов от многоквартирных домов по посёлкам <адрес>, недействующим с момента принятия.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора <адрес> Лебедев Д.С. на требованиях настаивает, суду пояснил, что прокуратурой <адрес> в соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» проведена проверка решения Шимановского городского Совета народных депутатов от 25.09.2012 № 44/2 «О тарифах МУП <адрес> «Родник» по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов по поселкам Мелиоратор и Каменный карьер» (далее решение), в ходе которой установлено, что оно не соответствует требованиям федерального законодательства по следующим основаниям. На основании указанного решения МУП <адрес> «Родник» взимается плата за выполнение работ по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов, в том числе и от многоквартирных домов по поселкам <адрес>. Названное решение, относительно распространения его действия на многоквартирные дома поселков <адрес> является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям. На территории <адрес> имеется две категории домов - с системой канализации непосредственно присоединенной к общегородским сетям водоотведения и с системой канализации, отведение которой заканчивается сбросом в стационарные накопительные емкости «септики». К таким домам относятся дома, расположенные в поселках <адрес>. МУП <адрес> «Родник», в соответствии с Уставом, а также положениями ст. 2 Федерального закона от 07.12.2001 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение. В соответствии с вышеуказанной статьей под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под транспортировкой сточных вод понимается перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей; сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод. Согласно п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации; сточные воды - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человеком водосточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций); канализационная сеть - система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод. Таким образом, под водоотведением понимаются услуги по приему бытовых сточных вод граждан в систему коммунальной канализации (инфраструктуры) и их отведению на очистные сооружения канализации. При этом, действующее законодательство не ограничивает технологический процесс водоотведения, обеспечивающий прием бытовых стоков граждан и их последующую передачу на очистные сооружения, только способом беспрерывной транспортировки сточных вод по трубопроводам. К канализационным сетям, действующим законодательством относится комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод), определение сточных вод не ставится в зависимость от того, каким образом сточные воды отводятся - с предварительным накоплением их в специальных емкостях и последующим удалением, либо непосредственно по трубопроводам. Соответственно, сети и устройства, отводящие бытовые стоки от многоквартирных домов поселков Мелиоратор и Каменный карьер до накопительных емкостей, из которых стоки затем удаляются, относятся к канализационным сетям независимо от того что данные сети и устройства не соединены непосредственно с очистными сооружениями. Согласно Общероссийским классификаторам видов экономической деятельности ОК 029-2001 и ОК 029-2007 удаление и обработка сточных вод включены в группировку видов деятельности по коду 90.00.1. Приложения классификаторов содержат подробное описание, что включает в себя указанная группировка - отвод бытовых сточных вод через канализационную сеть или другими способами, их обработку и удаление (ОК 029-2001) сбор и отвод бытовых сточных вод (в том числе индивидуальных пользователей), а также дождевой воды, через канализационные сети, коллекторы, перевозку цистернами и другими транспортными средствами для перевозки отходов, их обработку и удаление. Таким образом, деятельность по сбору и отводу сточных вод может осуществляться как через канализационные сети, так и путем их перевозки цистернами или другими транспортными средствами, в том числе в результате очистки септиков. Из изложенного следует, что коммунальная услуга водоотведения заключается в отведении сточных вод от жилого помещения по внутридомовым канализационным сетям в систему коммунальной канализации, в т.ч. в накопительные емкости (септики), перекачке и транспортировке сточных вод на очистные сооружения канализации, очистке и утилизации сточных вод вне зависимости от того каким образом отводятся сточные воды посредством технологического процесса, обеспечивающего прием сточных вод с последующей передачей их на очистные сооружения канализации либо посредством специализированных автомашин, которые откачивают сточные воды из специальных емкостей - «септиков» с последующей их транспортировкой на очистные сооружения. В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Порядок оплаты коммунальных услуг, в том числе водоотведения установлен разделом шестым Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. В соответствии с п. 38 указанных Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В соответствии с ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2001 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы на водоотведение, на транспортировку сточных вод, на подключение в централизованной системе водоотведение подлежат регулированию. На территории <адрес> органом государственной власти в области государственного регулирования тарифов является Управление государственного регулирования цен и тарифов <адрес> (Положение об управлении государственного регулирования цен и тарифов в <адрес>, утв. постановлением Губернатора <адрес> от 22.12.2008 № 491). Таким образом, решение <адрес> городского Совета народных депутатов от 25.09.2012 № 44/2 «О тарифах МУП <адрес> «Родник» по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов по поселкам <адрес>» принято за пределами компетенции. В соответствии с п.п. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов, является коррупциогенным фактором (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции). В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 1,21, 22, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45, 251 ГПК РФ, просит суд признать решение <адрес> городского Совета народных депутатов от 25.09.2012 № 44/2 «О тарифах МУП <адрес> «Родник» по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов по поселкам <адрес>» относительно распространения его действия на выполнение МУП <адрес> «Родник» работ по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов от многоквартирных домов по поселкам <адрес>, недействующим с момента принятия.
Председатель <адрес> городского Совета народных депутатов ФИО2 с исковыми требованиями согласна частично, суду пояснила, что решение от 25 сентября 2012 года № 44/2 «О тарифах МУП <адрес> «Родник» по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов по посёлкам <адрес>» принято в соответствии с законодательством и Уставом. Совет имел право устанавливать тарифы по этому вопросу для частных домов, однако согласна, что для многоквартирных домой с централизованной системой водоотведения по указанным посёлкам <адрес> необоснованно были установлены тарифы и действительно в этом имеется нарушение.
В судебном заседании представитель администрации <адрес> ФИО3 с требованиями прокурора <адрес> не согласна, суду пояснила, что решение от 25 сентября 2012 года № 44/2 «О тарифах МУП <адрес> «Родник» по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов по посёлкам Мелиоратор и Каменный Карьер» принято обоснованно и городской Совет народных депутатов имел право на установление тарифа для частных домов и поэтому частично решение Совета обоснованно, но не соответствует в части именно многоквартирных домов.
Свидетель ФИО1 суду пояснил, что он является руководителем управляющей компании обслуживающей районы <адрес>. К нему как руководителю обращаются граждане, проживающие в многоквартирных домах <адрес> и Каменный карьер, с вопросами почему у них разная плата, чем в других домах по городу за водоотведение. Фактически коммунальная услуга водоотведения заключается в отведении сточных вод от жилого помещения по внутридомовым канализационным сетям в систему коммунальной канализации, в т.ч. в накопительные емкости (септики), перекачке и транспортировке сточных вод на очистные сооружения канализации, очистке и утилизации сточных вод вне зависимости от того, каким образом отводятся сточные воды посредством технологического процесса, обеспечивающего прием сточных вод с последующей передачей их на очистные сооружения канализации либо посредством специализированных автомашин, которые откачивают сточные воды из специальных емкостей - «септиков» с последующей их транспортировкой на очистные сооружения. Порядок оплаты коммунальных услуг, в том числе водоотведения установлен разделом шестым Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. В соответствии с п. 38 указанных Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Заслушав пояснения сторон, свидетеля ФИО1, изучив материалы дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ст. 21, 26 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации от 17 января 1992 года №2202-I, органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории РФ, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц.
Согласно решению <адрес> городского Совета народных депутатов от 25.09.2012 № 44/2 «О тарифах МУП <адрес> «Родник» по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов по поселкам Мелиоратор и Каменный карьер», утверждён тариф МУП <адрес> «Родник» по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов по поселкам: Мелиратор - за 1 куб.м - 128 руб. 27 коп; - Каменный карьер - за 1 куб.м - 128 руб. 42 коп. Данное решение опубликовано в газете «Победа» за 10 октября 2012 года №79(9284).
В судебном заседании исследованы квитанции по оплате за жильё и коммунальные услуги: квитанция № за март 2013 года, <адрес>, тариф за 1 куб. м. канализации - 128 руб. 27 коп.; квитанция № за март 2013 года, <адрес>, тариф за 1 куб. м. канализации – 128 руб. 27 коп.; квитанция № за март 2013 года, <адрес>, тариф за 1 куб. м. канализации – 128 руб. 27 коп.; квитанция № за март 2013 года, <адрес>, тариф за 1 куб. м. канализации – 128 руб. 27 коп.
Согласно договору № без даты май 2012 года, Муниципальное унитарное предприятие <адрес> «Родник» (далее РСО) в лице директора ФИО4 и ИП ФИО1 заключили настоящий договор, по которому РСО принимает и очищает бытовые и производственные сточные воды исполнителя через присоединённую канализационную сеть (выпуск), в объёме и с качеством определённом договором. Из п. 3.2. указанного договора исполнитель обязуется оплачивать в полном объёме сброс и очистку сточных вод в соответствии с условиями договора, а также обеспечивать безопасность эксплуатации и исправность находящихся в его ведении канализационных сетей (выпусков), а также средств измерений допущенных и принятых РСО в качестве расчетных.
Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору № от ДД.ММ.ГГГГ на приём (сброс) и очистку сточных вод, Муниципальное унитарное предприятие <адрес> «Родник» (МУП «Родник»), в лице директора ФИО4, действующего на основании Устава предприятия, с одной стороны, и ИП ФИО1, действующего на основании свидетельства о предпринимательстве 28 №, с другой стороны, заключили настоящее дополнительное соглашение, с ДД.ММ.ГГГГ выгреб (откачка) жидких бытовых отходов, <адрес>, норма куб.м. - 128,27 руб.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования <адрес>, (принят решением <адрес> городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции решений <адрес> городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления <адрес> обладают следующими полномочиями: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; 4.1) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей; 4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении"; 4.3) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В судебном заседании установлено, что на территории <адрес> по посёлкам <адрес> водоотведение осуществляется по двум категориям домов - с системой канализации непосредственно присоединенной к общегородским сетям водоотведения и с системой канализации, отведение которой заканчивается сбросом в стационарные накопительные емкости «септики». К таким домам относятся дома, расположенные в поселках <адрес>. МУП <адрес> «Родник», в соответствии с Уставом, а также положениями ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение. Шимановским городским Советом народных депутатов вынесено решение от 25.09.2012 № 44/2 «О тарифах МУП <адрес> «Родник» по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов по поселкам Мелиоратор и Каменный карьер». Согласно указанному решению, Шимановский городской Совет народных депутатов решил: утвердить тариф МУП <адрес> «Родник» по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов по поселкам: Мелиратор - за 1 куб.м - 128 руб. 27 коп; - Каменный карьер - за 1 куб.м - 128 руб. 42 коп.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под транспортировкой сточных вод понимается перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей; сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Порядок оплаты коммунальных услуг, в том числе водоотведения установлен разделом шестым Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.
В соответствии с ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2001 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы на водоотведение, на транспортировку сточных вод, на подключение в централизованной системе водоотведение подлежат регулированию. На территории <адрес> органом государственной власти в области государственного регулирования тарифов является Управление государственного регулирования цен и тарифов <адрес> (Положение об управлении государственного регулирования цен и тарифов в <адрес>, утв. постановлением Губернатора <адрес> области от 22.12.2008 № 491).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение <адрес> городского Совета народных депутатов от 25.09.2012 г. № 44/2 «О тарифах МУП <адрес> «Родник» по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов по поселкам <адрес>» относительно распространения его действия по выполнению МУП <адрес> «Родник» работ по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов от многоквартирных домов по посёлкам <адрес> принято за пределами компетенции, поскольку на территории <адрес> государственным регулированием тарифов правомочно Управление государственного регулирования цен и тарифов <адрес>. Вместе с тем установление тарифа для частных домов по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов в соответствии с Уставом <адрес> входит в полномочия органа местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд считает требования прокурора о признании решения <адрес> городского Совета народных депутатов от 25 сентября 2012 года № 44/2 «О тарифах МУП <адрес> «Родник» по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов по посёлкам <адрес> относительно распространения его действия по выполнению МУП <адрес> «Родник» работ по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов от многоквартирных домов по посёлкам <адрес>, недействующим с момента принятия.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> Артюшкевич В.К. удовлетворить.
Признать решение Шимановского городского Совета народных депутатов от 25 сентября 2012 года № 44/2 «О тарифах МУП <адрес> «Родник» по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов по посёлкам Мелиоратор и Каменный карьер недействующим с момента принятия, в части, относительно распространения его действия по выполнению МУП <адрес> «Родник» работ по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов от многоквартирных домов по посёлкам <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через данный суд в течение 01 (одного) месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий: