ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4590 от 20.09.2011 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

                                                                                    Абаканский городской суд Республики Хакасия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Абаканский городской суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2011 года Дело № 2-4590/2011

Абаканский городской суд,

в составе председательствующего Кондратенко О.С.

при секретаре Юмуховой Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрегиональной общественной организации –  в интересах неопределенного круга лиц потребителей к индивидуальному предпринимателю Дробинину Е.А. о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональная общественная организация – », действующая в интересах неопределенного круга лиц потребителей, обратилась в суд с иском к ИП Дробинину Е.А. о признании противоправной деятельность, выражающуюся в отсутствии информации о фирменном наименовании продавца и об обязании довести в 10-тидневный срок через средства массовой информации решение суда. Свои требования истец мотивировал тем, что в газете «» № от ДД.ММ.ГГГГ на странице 5 было опубликовано объявление «», в котором ответчик предлагает пластиковые окна за 9500 рублей, а также натяжные потолки, жалюзи, рольставни. В объявлении также указано, что компания предлагает рассрочку. В объявлении ответчик не указал информацию о фирменном наименовании (продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя. В объявлении не указано, что именно ИП Дробинин Е.А. оказывает эти услуги, тем самым нарушает права неопределенного круга потребителей.

Стороны в зал судебного заседания не явились. В исковом заявлении председатель МРОО « просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца. С учетом ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Судом были предприняты меры по надлежащему извещению ответчика, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.

Из газеты «» от ДД.ММ.ГГГГ № на странице 5 опубликовано объявление, из которого видно, что «» предлагает пластиковые окна по цене 9500 рублей, кондиционеры, натяжные потолки, жалюзи, рольставни. В объявлении указаны адрес и номера контактных телефонов.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (в редакции от 05.04.2011) «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В пункте 7 ст. 5 указанного закона установлен запрет на распространение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По смыслу названной правовой нормы реклама должна содержать не всю информацию, а только существенную информацию о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования, способную вызвать у потребителя правильное представление об объекте рекламирования, не допускающую искажения смысла информации, создание иллюзий и введения в заблуждение потребителя рекламы.

Оценив текст рекламного объявления, размещенного в газете «», с точки зрения его соответствия вышеуказанным правовым нормам, суд полагает, что оно содержит всю существенную информацию о рекламируемом товаре, не противоречит ст. 5 ФЗ «О рекламе».

Статьей 11 Закона о рекламе установлено, что если в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации реклама признается офертой, такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок.

Статьей 437 ГК РФ определено, что реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

В ст. 435 ГК РФ дано определение понятия оферта. Так, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта должна содержать существенные условия договора.

В силу п. 1 ст. 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

Следуя нормам ст. 11 ФЗ «О рекламе» и п. 2 ст. 437 ГК РФ, реклама может выступать в роли публичной оферты, если содержит все существенные условия договора, из которой усматривается воля рекламодателя заключить договор на указанных в рекламе условиях с любым, кто отзовется. Если предложение о товаре не содержит существенных условий розничного договора купли-продажи, то такое предложение рассматривается как предложение делать оферту.

Согласно ст. 492 ГК РФ к существенным условиям договора розничной купли-продажи относятся условия о предмете и цене товара.

Проанализировав размещенное объявление в газете «», суд приходит к выводу, что оно не содержит существенных условий договора розничной купли-продажи, следовательно, признать его публичной офертой нельзя. Данное рекламное объявление суд расценивает как предложение неопределенному кругу лиц делать оферты, и в отличие от оферты содержание в рекламе всех существенных условий договора законодателем не предусмотрено.

В ст. 495 ГК РФ законодательно закреплена обязанность розничного продавца о предоставлении покупателю всей информации о товаре, предлагаемом к продаже. Однако, вводя такую обязанность, ГК РФ указывает лишь на то, что информация должна быть необходимой, достоверной, соответствующей действующему законодательству России и отвечающей требованиям о ее предоставлении.

По смыслу норм ст.ст. 8 - 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» более подробная информация об изготовителе (исполнителе, продавце), о покупаемом товаре (работе, услуге), которая обеспечивает возможность правильного выбора товара, должна предоставляться потребителю непосредственно перед заключением договора купли-продажи, а не в рекламном материале.

В частности, в силу ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.

Из п. 1 ст. 9 указанного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

В силу п. 3 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Отношения по размещению рекламы не подпадают под предмет регулирования Закона РФ «О защите прав потребителей».

Так, согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Федеральный закон «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Указанные правовые акты имеют разные объекты регулирования отношений в сфере гражданских правоотношений и отличные друг от друга цели регулирования. Следовательно, положения Закона РФ «О защите прав потребителей» к размещению рекламы в средствах массовой информации, не могут применяться.

При таких обстоятельствах, размещенная в газете «» реклама, которая не содержит информацию о наименовании продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или полномочного индивидуального предпринимателя), не нарушает права потребителей.

Поскольку размещение рекламы указанного содержания не нарушает права потребителей, оснований для удовлетворения исковых требований МРОО суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Межрегиональной общественной организации –  в интересах неопределенного круга лиц потребителей к индивидуальному предпринимателю Дробинину Е.А. о признании противоправной деятельность, выразившуюся в отсутствии информации о наименовании продавца в рекламном объявлении в газете «» № от ДД.ММ.ГГГГ и обязании ответчика доведения решения суда через средства массовой информации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в десятидневный срок с момента его вынесения в окончательной форме через Абаканский городской суд.

Председательствующий О.С. Кондратенко

Мотивированное решение изготовлено и подписано 26 сентября 2011 года