Дело № 2-4592/ 2013 Санкт-ПетербургРЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2013 года
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Глазачевой С.Ю.,
с участием прокурора Трениной Е.Н. –помощника природоохранного прокурора г.Санкт-Петербурга,
при секретаре Пирожкове И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к Местной Администрации Муниципального образования Муниципального округа Сосновское об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны водных объектов
УСТАНОВИЛ:
Природоохранный прокурор г. Санкт-Петербурга (далее - Прокурор), в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Местной Администрации Муниципального образования Муниципального округа Сосновское об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны водных объектов, а именно, просил обязать в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу включить в адресную программу уборки водных акваторий округа на <данные изъяты> г семь водных объектов – прудов без названий идентификаторы <данные изъяты>, расположенных в парке Сосновка.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной Прокуратурой проверки соблюдения законодательства в области охраны водных объектов установлено, что перечисленные водные объекты, расположенные на территории МО МО Сосновское в парке Сосновка, и относящиеся к компетенции органов государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с Приложением №2 «Перечень водоемов, расположенных на территории Санкт-Петербурга и подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов» к распоряжению Комитета по природопользованию от ДД.ММ.ГГГГ №, Местной Администрацией не включены в адресные программы по уборке водных объектов органов исполнительной власти Санкт-Петербурга – Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности С-Пб, Администрации Выборгского района СПб.
Прокурор в судебном заседании иск поддержал, уточнил, что просит обязать ответчика включить водные объекты в адресную программу на <данные изъяты> год. Подтвердил изложенные в заявлении обстоятельства.
Представитель ответчика – Местной администрации МО МО Сосновское по доверенности Акопова А.А. в суд явилась, иск не признала, поддержала изложенные в письменном отзыве на иск обстоятельства. В частности, ссылалась на то, что уборку 6-ти водных объектов, расположенных на территории парка Сосновка идентификатор <данные изъяты> осуществляет ОАО «<данные изъяты>
<данные изъяты> на основании договора, заключенного с ОАО Комитетом по благоустройству СПб, в соответствии с Технологическим регламентом, за счет средств субсидий, выделенных Комитету из бюджета СПб. В связи с этим полагала, что включение указанных водных объектов в адресную программу по их уборке органов исполнительной власти СПБ привело бы к двойному финансированию одних и тех же работ, и, следовательно, к нарушению требований бюджетного законодательства. В отношении водного объекта идентификатор 3032 указала, что данный пруд расположен на земельном участке кадастровый №, принадлежащем на праве собственности СПб ГБУ «<данные изъяты>», и осуществление мероприятий по уборке данного пруда является обязанностью собственника.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, ОАО «Парк «Сосновка» Соколова Г.Л., действующая по доверенности, в судебное заседание явилась, пояснила, что ОАО не осуществляет очистку водоемов, поскольку с <данные изъяты> года водные объекты исключены из обслуживания.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, Комитета по благоустройству, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Выслушав стороны, представителя третьего лица - ОАО «Парк «Сосновка», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании Перечня водных объектов на территории Санкт-Петербурга, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, являющегося приложением №2 к распоряжению Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 52 "Об утверждении водных объектов на территории Санкт-Петербурга, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов", указанные в исковом заявлении объекты:
- пруд б/н, идентификатор – №, расположенный в парке Сосновка, <адрес>
- пруд б/н, идентификатор – №, расположенный в парке Сосновка, <адрес>
- пруд б/н, идентификатор – №, расположенный в парке Сосновка, <адрес>;
- пруд б/н, идентификатор – № расположенный в парке Сосновка, <адрес>;
- пруд б/н, идентификатор – №, расположенный в парке Сосновка, <адрес>;
- пруд б/н, идентификатор – №, расположенный в парке Сосновка, <адрес>;
- пруд б/н, идентификатор – №, расположенный в парке Сосновка, <адрес>
расположены на территории муниципального образования Сосновское.
Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии со ст. 11 которого, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с положениями ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ. Согласно ст.7.1 и ст.55 ВК РФ водохозяйственные мероприятия и охрана водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.ст.24-27 ВК РФ или лицами, использующими водные объекты в соответствии с ВК РФ.
Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 79 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Из положений пп. 16 п. 1 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга" следует, что в случае вступления в силу федерального конституционного закона, федерального закона, устанавливающего полномочия органов местного самоуправления или вопросы местного значения муниципальных образований данные полномочия должны быть разграничены между Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Правительством Санкт-Петербурга посредством издания Закона Санкт-Петербурга о разграничении полномочий в соответствующей сфере либо включены в число вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определенных Законом Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге".
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований, в том числе муниципального образования Муниципальный округ N 75, относится уборка территорий, водных акваторий, тупиков и проездов, не включенных в адресные программы, утвержденные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
В целях реализации полномочий, предоставленных на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06 апреля 2004 года N 530, адресные программы уборки и очистки от наплавных загрязнений и мусора акватории и береговой полосы общего пользования утверждает Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Технологический регламент, утвержденный Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает, что содержание водоемов естественного наполнения заключается в периодической очистке поверхности водоема (до 10% площади) и прибрежной полосы от мусора и листьев, скашивании и удалении растительности на 2-метровой полосе береговой поверхности водоема, что не охватывает уборку водных объектов в полном объеме.
Между тем, указанные объекты не включены в Адресные программы Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга по уборке и очистке от наплавных загрязнений и мусора в акватории и береговой полосы общего использования на <данные изъяты> год и на <данные изъяты> г.
Таким образом, ответчиком - местной администрацией муниципального образования Сосновское не реализуются полномочия по исполнению вопроса местного значения- уборке акватории водных объектов, расположенных на территории муниципального образования. Тем самым, ответчик нарушает положения законодательства в области охраны водных объектов, и требования Прокурора, направленные на их защиту и восстановление путем обязания включить перечисленные выше водные объекты в адресную программу уборки водных акваторий МА МО МО Сосновское на <данные изъяты> год подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что работы по уборке и очистке водных объектов, расположенных на территории парка Сосновка выполняются в соответствии с Технологическим регламентом ОАО «<данные изъяты>», в связи с чем включение этих объектов в адресную программу уборки повлечет двойное финансирование уборки перечисленных водных объектов, суд находит несостоятельными. При этом суд учитывает, что не представлено доказательств, позволяющих сделать вывод о двойном финансировании уборки перечисленных объектов.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 -235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Местную Администрацию Муниципального образования Муниципального округа Сосновское в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу включить в адресную программу уборки водных акваторий МА МО МО Сосновское на <данные изъяты> год водные объекты :
- пруд б/н, идентификатор – №, расположенный в парке Сосновка, <адрес>;
- пруд б/н, идентификатор – №, расположенный в парке Сосновка, <адрес>;
- пруд б/н, идентификатор – №, расположенный в парке Сосновка, <адрес>;
- пруд б/н, идентификатор – №, расположенный в парке Сосновка, <адрес>;
- пруд б/н, идентификатор – №, расположенный в парке Сосновка, <адрес>;
- пруд б/н, идентификатор – №, расположенный в парке Сосновка, <адрес>;
- пруд б/н, идентификатор – №, расположенный в парке Сосновка, <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.Ю. Глазачева