Дело № 2-4595/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Верещака М.Ю.,
при секретаре Метцгер Ю.А.,
рассмотрев 29.11.2017 в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4595/2017 по заявлению Омского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации о признании распространяемой информации в сети Интернет запрещенной на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Омский транспортный прокурор обратился в суд с данным заявлением, указав, что Омской транспортной прокуратурой проведен мониторинг информации, размещенной на сайтах телекоммуникаций сети «Интернет».
Транспортной прокуратурой с персонального компьютера с возможностью выхода в сеть Интернет, размещенного в кабинете Омской транспортной прокуратуры по адресу: <...>, выявлена Интернет - страница, на которой содержится информация о продаже удостоверений дежурного по переезду.
Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлялась с использованием программы браузера: Яндекс.Браузер, который входит в стандартный пакет программных компонентов операционных систем. В адресной строке браузера был введен адрес поискового ресурса «Яндекс», в окне поиска ключевых слов ресурсов набрано «Купить удостоверение дежурного по переезду в Омске», отобразился список адресов и ссылок (Интернет - сайтов).
В ходе проверки выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц страница в сети Интернет http://oksus.com/omsk/dezhurnyy-po-pereezdu.
На вышеназванном Интернет-сайте содержится информация о продаже удостоверения дежурного по переезду (далее - Удостоверение).
При этом в ходе проверки установлено, что к указанному Интернет-сайту имеется открытый, неограниченный доступ.
Удостоверения являются документами строгой отчетности, процедура их выдачи строго регламентирована законом.
Интернет - страница http://oksus.com/omsk/dezhurnyy-po-pereezdu содержит такие сведения, пропагандирующие противоправные действия, как незаконные приобретение или сбыт официальных документов, представляющих права или освобождающих от обязанностей в целях его использования либо сбыт такого документа, и являются преступлениями ответственность, за которые предусмотрена ст. 324 УК РФ и ст. 327 УК РФ.
Приказом Минтруда России от 14.05.2014 № 308н утвержден профессионального стандарта «Дежурный по переезду» (далее - Приказ № 308н).
Пунктом 3.1 Приказа № 308н установлены требования к образованию и обучению, согласно которым на указанную должность принимаются лица, имеющие среднее общее образование, прошедшие профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих.
Таким образом, с учетом требований профессионального стандарта «Дежурный по переезду» выдача удостоверения возможна только определенным кругом организаций, имеющих соответствующие полномочия, выдача удостоверений иными лицами признается незаконной.
Продажа удостоверений дежурного по переезду на сайте http://oksus.com/omsk/dezhurnyy-po-pereezdu лицам, не имеющим специального образования и соответствующей квалификации, не прошедшие обучение, и иным лицам, уклоняющимся от получения указанного удостоверения в соответствии с требования действующего законодательства, создаёт угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, создаёт предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.
При этом, в п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в качестве одного из оснований для включения в соответствующий реестр сведений, предусмотрено вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Вышеназванный интернет-сайт, на котором содержится информация о продаже удостоверений дежурного по переезду, нарушает интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, поскольку создает угрозу нарушения федерального законодательства и дает возможность недобросовестными лицами самостоятельного изготовления и использования удостоверений, что является противоправным деянием.
Российская Федерация формирует и проводит единую государственную политику в области информации, информационных технологий и защиты информации, установив требования к распространению информации.
Кроме того, этот сайт оказывает прямое негативное воздействие на нравственность граждан - пользователей сети «Интернет», нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, требования прокурора направлены на охрану общественного порядка, соблюдение принципа законности, поскольку распространение такой информации направлено на формирование и поддержание интереса к уголовно наказуемому деянию.
Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Заявитель просит признать информацию, о продаже удостоверений дежурного по переезду, размещенную на Интернет – странице http://oksus.com/omsk/dezhurnyy-po-pereezdu информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Направить копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ФИО1 проезд, д. 7, стр. 2, <...>) - оператору Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для внесения сведений в Единый реестр.
В судебном заседании помощник Омского транспортного прокурора Шипина Т.А. заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Роскомнадзора в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель Управления Роскомнадзора по Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил в материалы дела отзыв, согласно которого не возражает против удовлетворения заявленных Омским транспортным прокурором требований. Также в указанном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Опросив заявителя, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) указанный закон регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.Согласно части 1 статьи 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности (часть 5 статьи 15 Закона № 149-ФЗ).
Частью 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу статьи 9 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124- 1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Судом установлено, что Омской транспортной прокуратурой проведен мониторинг информации, размещенной на сайтах телекоммуникаций сети «Интернет».
В ходе проверки выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц страница в сети Интернет http://oksus.com/omsk/dezhurnyy-po-pereezdu.
На вышеназванном Интернет -сайте содержится информация о продаже удостоверения дежурного по переезду.
Интернет - страница http://oksus.com/omsk/dezhurnyy-po-pereezdu содержит такие сведения, пропагандирующие противоправные действия, как незаконные приобретение или сбыт официальных документов, представляющих права или освобождающих от обязанностей в целях его использования либо сбыт такого документа, и являются преступлениями ответственность, за которые предусмотрена ст. 324 УК РФ и ст. 327 УК РФ.
Приказом Минтруда России от 14.05.2014 № 308н утвержден профессиональный стандарт «Дежурный по переезду» (далее - Приказ № 308н).
Пунктом 3.1 Приказа № 308н установлены требования к образованию и обучению, согласно которым на указанную должность принимаются лица, имеющие образование по основным программам среднего общего образования, основным программам профессионального обучения программы профессиональной подготовки.
Таким образом, с учетом требований профессионального стандарта «Дежурный стрелочного поста» выдача удостоверения возможна только определенным кругом организаций, имеющих соответствующие полномочия, выдача удостоверений иными лицами признается незаконной.
Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности»
Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что продажа удостоверений дежурного по переезду на сайте http://oksus.com/omsk/dezhurnyy-po-pereezdu лицам, не имеющим специального образования и соответствующей квалификации, не прошедшие обучение, и иным лицам, уклоняющимся от получения указанного удостоверения в соответствии с требования действующего законодательства, создаёт угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, создаёт предпосылки к причинению ущерба лицам, пользующимся услугами железнодорожного транспорта, ущемляет интересы Российской Федерации по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте.
Кроме того, вышеназванный Интернет-сайт, на котором содержится информация о продаже удостоверений дежурного по переезду, нарушает интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, поскольку создает угрозу нарушения федерального законодательства и дает возможность недобросовестными лицами самостоятельного изготовления и использования удостоверений, что является противоправным деянием.
Российская Федерация формирует и проводит единую государственную политику в области информации, информационных технологий и защиты информации, установив требования к распространению информации.
Также, этот сайт оказывает прямое негативное воздействие на нравственность граждан - пользователей сети «Интернет», нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 3, п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
Создание, формирование и ведение Реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101). Основанием для включения в Реестр соответствующих сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Индивидуализировать и разграничить права каждого из граждан, чьи права нарушены размещением указанной информации, невозможно, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемая информация, размещенная на Интернет-ресурсах, является запрещенной.
Кроме того, доступ к данной информации, размещенной на Интернет-ресурсах, не ограничен, доступен как к чтению, так и свободному скачиванию.
При таких обстоятельствах, оценив представленные материалы в совокупности, суд приходит к выводу, что заявление Омского транспортного прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 264 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Омского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную в сети Интернет по электронному адресу: http://oksus.com/omsk/dezhurnyy-po-pereezdu.
Вступившее в законную силу судебное решение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, <...>) для внесения сведений в единый реестр доменных имен, указатели страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано подачей апелляционной жалобы в Омский областной суд в течение месяца с даты его изготовления в окончательной форме через Куйбышевский районный суд г. Омска.
Судья