УИД 38RS0№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2022 года ....
Иркутский районный суд .... в составе: председательствующего судьи Борзиной К.Н., при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению межрегионального управления Росприроднадзора по .... и Байкальской природной территории к Администрации Ушаковского муниципального образования о возложении обязанности по организации деятельности по освобождению береговой полосы,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрегиональное управление Росприроднадзора по .... и Байкальской природной территории обратился с административным исковым заявлением к Администрации Ушаковского муниципального образования, в котором в обоснование заявленных требований указал, что в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по .... и Байкальской природной территории (далее - Управление) неоднократно поступали обращения граждан Российской Федерации, по факту несоблюдения обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту Иркутское водохранилище и его береговой полосе в районе земельного участка с кадастровым номером №.
Управлением, на основании обращения гражданина Российской Федерации вх. № от **/**/****, поступившего от Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в соответствии с приказом заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по .... и Байкальской природной территории ФИО2№-од от **/**/****, был проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование акватории Иркутского водохранилища и его водоохранной зоны (акт № В-700 от **/**/****), в ходе которого установлено следующее.
На части территории земельного участка с кадастровым номером № прилегающей к земельному участку № размещен забор высотой более 2-х метров из металлопрофиля серого цвета (рядом строение каркас туалета) который продолжается и на земельном участке с кадастровым номером №. Хозяйственная деятельность на дату проведения осмотра не осуществлялась, (фото № фототаблицы - приложение к акту)
На земельном участке с кадастровым номером № произведены работы по отсыпке территории гравием. По имеющейся в Управлении информации работы по отсыпке территории гравием проведены собственником земельного участка с кадастровым номером № в рамках выданного Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства заключения о согласовании осуществления деятельности по объекту «Строительство домов на участке с кадастровым номером № и благоустройству прилегающей территории с установкой понтонного причала» от **/**/**** № ИС-2903 (вх. № от **/**/****).
Проверка условий выданного согласования находится на контроле Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства.
За территорией земельного участка с кадастровым номером № вдоль берега размещены ограждения из деревянного штакетника, металлопрофиля, сплошной деревянный забор (рядом размещены навалы деревьев), деревянный забор, сетка рябица (рядом с которой размещен бытовой мусор), железные забор из металлических прутьев, металлической сетки, строение элинг (фото № фототаблицы - приложение к акту).
Посредством размещения ограждений, мусора, строений в границах береговой полосы водного объекта (Иркутского водохранилища) общего пользования ограничивает свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе является нарушение требований ч. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации от **/**/**** № 74-ФЗ.
Административный истец просит обязать администрацию Ушаковского муниципального образования организовать деятельность по освобождению береговой полосы Иркутского водохранилища в районе земельных участков с кадастровыми номерами от № до № для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования.
Определением Иркутского районного суда .... от **/**/**** в соответствии с ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.
В судебное заседание административный истец Межрегиональное управление Росприроднадзора по .... и Байкальской природной территории не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно представленному заявлению просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Администрации Ушаковского муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений относительно заявленных административных требования не поступало.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации от **/**/**** № 74-ФЗ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от **/**/**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения, и организация обустройства мест массового отдыха, населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. Данное полномочие закреплено и в п. 10 ч. 2 ст. 6 Устава Ушаковского муниципального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.
Согласно ч. 3 вышеупомянутой статьи Полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с .... от **/**/****№-оз «О закреплении за сельскими поселениями .... вопросов местного значения» к вопросам местного значения Поселения относятся вопросы создания условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования их.
Таким образом, поверхностные водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.
Береговая полоса является общедоступной, как и сам водный объект, что означает право каждого пребывать беспрепятственно на любой ее части.
Согласно доводам административного иска в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по .... и Байкальской природной территории (далее - Управление) неоднократно поступали обращения граждан Российской Федерации, по факту несоблюдения обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту Иркутское водохранилище и его береговой полосе в районе земельного участка с кадастровым номером №.
Судом установлено, что Управлением, на основании обращения гражданина Российской Федерации вх. № от **/**/****, поступившего от Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в соответствии с приказом заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по .... и Байкальской природной территории ФИО2№-од от **/**/****, был проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование акватории Иркутского водохранилища и его водоохранной зоны (акт № В-700 от **/**/****), в ходе которого установлено следующее.
На части территории земельного участка с кадастровым номером № прилегающей к земельному участку № размещен забор высотой более 2-х метров из металлопрофиля серого цвета (рядом строение каркас туалета) который продолжается и на земельном участке с кадастровым номером №. Хозяйственная деятельность на дату проведения осмотра не осуществлялась, (фото № фототаблицы - приложение к акту)
На земельном участке с кадастровым номером № произведены работы по отсыпке территории гравием. По имеющейся в Управлении информации работы по отсыпке территории гравием проведены собственником земельного участка с кадастровым номером № в рамках выданного Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства заключения о согласовании осуществления деятельности по объекту «Строительство домов на участке с кадастровым номером № и благоустройству прилегающей территории с установкой понтонного причала» от **/**/**** № ИС-2903 (вх. № от **/**/****).
Проверка условий выданного согласования находится на контроле Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства.
За территорией земельного участка с кадастровым номером № вдоль берега размещены ограждения из деревянного штакетника, металлопрофиля, сплошной деревянный забор (рядом размещены навалы деревьев), деревянный забор, сетка рябица (рядом с которой размещен бытовой мусор), железные забор из металлических прутьев, металлической сетки, строение элинг (фото № фототаблицы - приложение к акту).
С применением комплекта спутникового геодезического оборудования (КНР, Hi-Target, EFT М2 GNSS, серийный №) определены фактические границы ограждений, строений, границы водного объекта (береговой линии) Иркутского водохранилища, водоохранной зоны водного объекта.
Координаты полевых измерений для проведения экспертизы при осуществлении государственного земельного надзора и государственного надзора в области использования и охраны водных объектов направлены в филиал «ЦЛАТИ по Восточному-Сибирскому региону» ФЕБУ «ЦЛАТИ по СФО» - .... (далее - ЦЛАТИ).
В соответствии с экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от **/**/****№-М-2021, поступившего от ЦЛАТИ (вх. № от **/**/****) в 20 метровой береговой полосе Иркутского водохранилища размещены мусорная свалка (ломанные деревья) 21,77 кв.м., строение элинга на схеме (сарай) площадью 18,1 кв.м, строение туалет площадью 2 кв.м, размещено на земельном участке с кадастровым номером №, ограждения протяженностью 215,48 м., ограждение длиной 16,42 м размещено на земельном участке с кадастровым номером №, ограждение длиной 14,2 м размещено на земельном участке с кадастровым номером 38:06:143504:317, ограждение длиной 27,6 м размещено на земельном участке с кадастровым номером №,ограждение длиной 6,4 м размещено на земельном участке с кадастровым номером 38:06:143504:04, ограждение 6,85 кв.м., ограждение 8,83 кв.м., ограждение длиной 27,43м. что является нарушением требований ч. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации от **/**/**** № 74-ФЗ.
Таким образом, посредством размещения ограждений, мусора, строений в границах береговой полосы водного объекта (Иркутского водохранилища) общего пользования ограничивается свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, что является нарушение требований ч. 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации от **/**/**** № 74-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд полагает, что требования межрегионального управления Росприроднадзора по .... и Байкальской природной территории о возложении на Администрацию Ушаковского муниципального образования обязанности по организации деятельности по освобождению береговой полосы подлежат удовлетворению. При этом суд полагает необходимым установить срок по освобождению береговой полосы Иркутского водохранилища – два месяца.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования межрегионального управления Росприроднадзора по .... и Байкальской природной территории к Администрации Ушаковского муниципального образования - удовлетворить.
Обязать администрацию Ушаковского муниципального образования организовать деятельность по освобождению береговой полосы Иркутского водохранилища в районе земельных участков с кадастровыми номерами от № до № для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования в течение ДВУХ МЕСЯЦЕВ с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд .... в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья: К.Н. Борзина