ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4596/2021 от 03.12.2021 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2-4596/2021

51RS0001-01-2021-007583-61

Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2021 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Лабутиной Н.А.,

при секретаре Дроздовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Мурманска к ФИО1 об устранении препятствий права пользования земельным участком,

УСТАНОВИЛ:

Администрации г. Мурманска обратилась в суд с иском к ФИО1 об устранении препятствий права пользования земельным участком.

В обоснование исковых требований указано, что при проведении обследования территории в районе земельного участка с кадастровым номером , на котором расположены многоквартирные дома <адрес> специалистами комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска установлено, что со стороны главного фасада дома <адрес> расположен шлагбаум, ограничивающий въезд на стоянку. С использованием лазерного дальномера <данные изъяты> было выявлено, что шлагбаум установлен за границами земельного участка с кадастровым номером на земле, на которой государственная собственность не разграничена.

Разрешение на осуществление земляных работ по установке шлагбаума со стороны главного фасада здания <адрес> в установленном порядке Комитетом не выдавалось.

Комитет, усмотрев признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 2 ЗМО 401-01 и статьей 7.1 КоАП РФ провел проверку, по результатам которой было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Ранее Комитет сделал запрос в адрес отдела полиции УМВД России по городу Мурманску в части установления лиц, осуществивших земляные работы по устройству шлагбаума, с указанием мест регистрации, временной регистрации (при наличии) или мест проживания данных лиц для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 2 Закона Мурманской области об административных правонарушениях от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО.

В ходе работы по материалу отделом полиции УМВД России по городу Мурманску было установлено лицо, установившее шлагбаум в районе домов <адрес>. Им является ФИО1

Учитывая факт совершения административного правонарушения Комитетом в адрес ФИО1 было направлено уведомление о необходимости демонтировать незаконно установленный шлагбаум до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако при повторном выезде на место ДД.ММ.ГГГГ специалистами комитета установлено, что шлагбаум, установленный в районе земельного участка с кадастровым номером со стороны главного фасада дома <адрес>, не демонтирован. Результаты повторного осмотра оформлены актом от ДД.ММ.ГГГГ с применением средств фотофиксации.

По информации предоставленной комитетом по жилищной политике администрации города Мурманска, в доме <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проведено общее собрание собственников помещений, в том числе по вопросу установки шлагбаума при въезде на придомовую территории. Согласно протокола общего собрания решение по указанному вопросу не принято. Уведомления и иные документы о проведении общих собрании собственников помещений в домах <адрес> в МКУ «Новые формы управления» не поступали.

Просит суд обязать ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу за счет собственных средств демонтировать шлагбаум, препятствующий свободному въезду на территорию земельного участка с кадастровым номером , на котором расположены многоквартирные дома <адрес>.

Представитель истца Администрации г. Мурманска в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласился, указав, что действительно разрешения на установку данного шлагбаума он не оформлял, вместе с тем указал, что данный шлагбаум проезду не мешает и ни чьих прав не нарушает. Просил предоставить ему срок, для оформления разрешения на установку шлагбаума, шесть месяцев.

Представитель третьего лица Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска в судебном заседании полагал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению. Поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В рамках приведённой нормы федерального законодательства соответствующие правила на территории города Мурманска утверждены решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712 «О Правилах благоустройства территории муниципального образования город Мурманск и о признании утратившими силу отдельных решений Совета Депутатов города Мурманска».

Согласно пункту 11.3.10 Правил благоустройства производство земляных работ на территории города осуществляется в соответствии с Правилами производства земляных работ на территории муниципального образования город Мурманск, утвержденными постановлением администрации города Мурманска.

Постановлением администрации города Мурманска от 15.01.2016 № 36 утверждены Правила осуществления земляных работ на территории муниципального образования город Мурманск, где в пункте 2.1 под земляными работами понимаются работы, включающие в себя разработку грунта, его перемещение, укладку и уплотнение, приводящие в ходе производства работ к нарушению покрытий поверхности объекта благоустройства, нарушению целостности и места размещения элемента благоустройства, а также работы, связанные с размещением (строительством), реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом объектов, указанных в пункте 1.4 правил осуществления земляных работ на территории муниципального образования город Мурманск.

В свою очередь, подпункты 5, 16 пункта 1.4 правил осуществления земляных работ на территории муниципального образования город Мурманск к объектам, при размещении которых требуется разрешение, относят в числе прочего шлагбаумы и ограждения (в том числе временные) территорий, находящихся в пользовании.

Производство земляных работ производится на основании разрешения на производство земляных работ, выданного структурным подразделением администрации города Мурманска, уполномоченным в сфере градостроительства и территориального развития.

На необходимость получения разрешения на осуществление земляных работ при установке шлагбаумов указывает также подпункт 5 пункта 1.1.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на осуществление земляных работ на территории муниципального образования город Мурманск», утверждённого постановлением администрации города Мурманска от 10.01.2018 № 19.

Согласно пункту 3.35 Решения Совета депутатов города Мурманска от 30.12.2009 N 14-187 «Об учреждении комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска и утверждении Положения о комитете градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска», Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска выдает разрешения на осуществление земляных работ на территории города Мурманска.

Судом установлено, что в комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска поступило обращение гражданина ФИО2 по вопросу правомерности установки шлагбаума в районе домов <адрес>.

Специалистами Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска при проведении обследования территории в районе земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001144:15, на котором расположены многоквартирные дома <адрес> установлено, что со стороны главного фасада дома <адрес> расположен шлагбаум, ограничивающий въезд на стоянку.

С использованием лазерного дальномера <данные изъяты> было выявлено, что шлагбаум установлен за границами земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001144:15 на земле, на которой государственная собственность не разграничена.

Разрешение на осуществление земляных работ по установке шлагбаума со стороны главного фасада здания <адрес> в установленном порядке Комитетом не выдавалось.

Нарушение пункта 11.3.10 Правил благоустройства является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 2 Закона Мурманской области об административных правонарушениях от 06.06.2003 № 401-Ol-3MO.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден «Перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Согласно Перечню, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, шлагбаумы могут размещаться только на дворовых территориях многоквартирных жилых домов.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок предусмотрено статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комитет, усмотрев признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 2 ЗМО 401-01 и статьей 7.1 КоАП РФ провел проверку, по результатам которой было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

КГТР Администрации г. Мурманска обратился с запросом в адрес ОП УМВД России по городу Мурманску в части установления лиц, осуществивших земляные работы по устройству шлагбаума, с указанием мест регистрации, временной регистрации (при наличии) или мест проживания данных лиц для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 2 Закона Мурманской области об административных правонарушениях от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО.

ОП УМВД России по городу Мурманску было установлено лицо, установившее шлагбаум в районе домов <адрес>, которым является ФИО1

Учитывая факт совершения административного правонарушения КГТР Администрации г. Мурманска в адрес ФИО1 было направлено уведомление о необходимости демонтировать незаконно установленный шлагбаум до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако при повторном выезде на место ДД.ММ.ГГГГ специалистами КГТР Администрации г. Мурманска установлено, что шлагбаум, установленный в районе земельного участка с кадастровым номером со стороны главного фасада дома <адрес>, не демонтирован. Результаты повторного осмотра оформлены актом от ДД.ММ.ГГГГ с применением средств фотофиксации.

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для облуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и распложенные на указанном земельном участке объекты принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.

В соответствии с частью 2.2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором распложен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относится к компетенции общего собрания помещений в многоквартирном доме.

По информации предоставленной комитетом по жилищной политике Администрации города Мурманска, в доме <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проведено общее собрание собственников помещений, в том числе по вопросу установки шлагбаума при въезде на придомовую территории. Согласно протоколу общего собрания решение по указанному вопросу не принято. Уведомления и иные документы о проведении общих собрании собственников помещений в домах <адрес> в МКУ «Новые формы управления» не поступали.

В судебном заседании ответчик ФИО1 не оспаривал, что разрешение на установку спорного шлагбаума он не получал, вместе с тем просил суд просил суд предоставить ему время для оформления разрешения на установку спорного шлагмаума.

В соответствии со статьей 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Проанализировав фактические обстоятельства дела и юридически значимые доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Администрации г. Мурманска, учитывая, что у ответчика было достаточно времени с момента направления Комитетом градостроительства и территориального развития уведомления о необходимости демонтировать спорный шлагбаум (19.02.201 года) и подачей искового заявления в суд (08.11.2021) для оформления разрешения на установку спорного шлагбаума.

Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд вправе установить определенный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая указанные заявителем обстоятельства, суд полагает возможным предоставить срок для исполнения судебного решения 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от судебных расходов, в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Иск Администрации г. Мурманска к ФИО1 об устранении препятствий права пользования земельным участком - удовлетворить.

Обязать ФИО1 в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу за счет собственных средств демонтировать шлагбаум, расположенный на территории земельного участка с кадастровым номером в районе многоквартирных домов <адрес>

Взыскать с ФИО1 в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд, через Октябрьский районный суд города Мурманска, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Н. А. Лабутина