Решение
Именем Российской Федерации
14 марта 2013 года г.Красноярск
Октябрьский районный суд г.Красноярска
в составе:
председательствующего Кирсановой Т.Б.,
с участием:
представителей ответчика ФИО1,
ФИО2,
ФИО3,
при секретаре Бурносенко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мовчан А9 к Администрации г. Красноярска и Администрации Октябрьского района г. Красноярска, Управлению образования администрации Октябрьского района города Красноярска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с иском к Администрации г. Красноярска, Администрации Октябрьского района г. Красноярска, Управлению образования Администрации Октябрьского района г. Красноярска о признании незаконным бездействия Администрации г. Красноярска в обеспечении ее сына ФИО5 возможности получить дошкольное образование в МДОУ, возложении обязанности на Администрацию г. Красноярска организовать предоставление ее сыну общедоступного бесплатного дошкольного образования путем открытия свободного места в группе 10-12 часового пребывания МОУ, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования, расположенной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к пешеходной доступности дошкольных учреждений, в течении месяца с момента вступления решения суда в законную силу; возложении обязанности на Управление образования Администрации Октябрьского района г. Красноярска в установленном порядке незамедлительно направить ее сына на открытое для него место. Свои требования мотивировала тем, что она имеет несовершеннолетнего сына ФИО5 00.00.0000 г. рождения. 00.00.0000 г. ее сын был поставлен на учет для определения в МДОУ для получения дошкольного образования. 00.00.0000 г. ею было подано заявление в адрес главы Администрации г. Красноярска с просьбой обеспечить ее сына местом в МДОУ по месту жительства в течении срока рассмотрения поданного заявления. 00.00.0000 г. ею было направлено заявление в Администрацию Октябрьского района г. Красноярска с аналогичной просьбой. Указанными государственными органами ей были направлены ответы, согласно которым ее ребенок не будет направлен в МДОУ в 2012-2013 учебном году, в связи с отсутствием свободных мест, перспектива зачисления ребенка зависит от количества вакантных мест в соответствующей возрастной группе и количества детей льготной категории граждан. Очереди в детский сад ею ожидается почти 2 года, однако ее ребенок до сих пор лишен возможности посещать группу полного дня МДОУ, что нарушает его право на образование.
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации г. Красноярска ФИО3, действующая на основании доверенности от 00.00.0000 г., исковые требования не признала.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г. Красноярска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представители ответчика Управления образования Администрации Октябрьского района ФИО2, ФИО6, действующие на основании доверенностей от 00.00.0000 г. и от 00.00.0000 г., исковые требования не признали, суду пояснили, что группы в детских садах в Октябрьском районе г.Красноярска на сегодняшний день полностью укомплектованы. Ребенок истца состоит на очереди в получении места в дошкольном образовательном учреждении, в настоящее время он посещает группу кратковременного пребывания детей, где осуществляется вся установленная образовательная программа для детей данного возраста, чем реализуется предусмотренное конституцией право на образование.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего:
Согласно ст.43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Из Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года № 5-П следует, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
В силу п.3 ст.18 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 года № 2562, данные учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности; в них предусмотрены группы детей дошкольного возраста, которые различаются по времени пребывания детей: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания); продленного дня (14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания.
Из содержания п.13 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения …относятся: … общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
Во исполнение данных полномочий постановлением администрации г.Красноярска от 00.00.0000 г. У утверждено «Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений Х," которым предусмотрено предоставление места в ДОУ в порядке очередности.
Постановлением администрации г.Красноярска от 00.00.0000 г. У утверждено «Положение о группах кратковременного пребывания в муниципальных образовательных учреждениях г. Красноярска», предусматривающего создание в целях удовлетворения потребностей населения в дошкольном образовании групп кратковременного пребывания детей от 2 до 7 лет в муниципальных образовательных учреждениях г.Красноярска, которые функционируют в режиме пятидневной рабочей недели с ежедневным пребыванием в течение 3 часов; содержание образования в такой группе определяется общеобразовательными программами дошкольного образования.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО4 является матерью ФИО5 А2, 00.00.0000 г. года рождения.
Управлением образования Октябрьского района г.Красноярска, согласно справки от 00.00.0000 г., 00.00.0000 г. А2 был поставлен на учет по предоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении под № У в настоящее время текущий номер очереди ФИО5 среди детей возрастной группы с 1, 5 до 3 лет, с учетом льготных категорий граждан - 1243.
При этом в судебном заседании установлено, что истец не имеет предусмотренных Законом льгот на первоочередное или внеочередное определение ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Согласно справки Управления образования Октябрьского района г.Красноярска от 00.00.0000 г., фактическое количество детей, состоящих на учете для предоставления места в ДОУ (9484 человек) превышает фактическое количество имеющихся мест в дошкольных образовательных учреждениях Октябрьского района г.Красноярска.
Как следует из договора о взаимоотношениях между МДОУ и родителем ребенка, посещающего группу кратковременного пребывания от 00.00.0000 г., приказа МБДОУ "Детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей" от 00.00.0000 г. У ФИО5 зачислен в группу кратковременного пребывания МБДОУ № 4 с 00.00.0000 г..
При таких обстоятельствах суд не может расценивать непредоставление места в ДОУ ФИО5 ответчиками нарушением права на общедоступное дошкольное образование, поскольку сын истца состоит в общей очереди на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении и перед ним на очереди состоят дети равного с ним возраста, в связи с чем суд находит, что предоставление ФИО5 вне очереди места в детском саду повлечет нарушение порядка определения детей в данные учреждения, прав других граждан, состоящих в очереди на равный доступ в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, а также нарушение норм предельной наполняемости, предусмотренных Постановлением Правительства РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Мовчан А9 в удовлетворении требований к Администрации г. Красноярска и Администрации Октябрьского района г. Красноярска, Управлению образования администрации Октябрьского района города Красноярска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Подписано председательствующим
Копия верна
Судья