ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4598/2017 от 17.01.2018 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2018 года Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Амосовой H.Л., при секретаре Будаевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-65/2018 по иску Прокурора г. Иркутска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Лавриненко Алексею Владимировичу о признании деятельности незаконной, прекращении деятельности,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований истец указал, что Прокуратурой г. Иркутска проведена проверка исполнения ИП Лавриненко А.В. законодательства об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

При проведении проверки установлено, что ИП Лавриненко А.В. осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортном по маршруту сообщением «Ц. Рынок - АдресАдресАдрес» с нарушением норм действующего законодательства и установленного порядка осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Статья 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон №196-ФЗ) среди принципов обеспечения безопасности дорожного движения называет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В статье 5 Закона № 196-ФЗ содержится перечень мер, которые направлены на обеспечение безопасности движения, но не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а предполагают отношения на уровне власти - подчинения, характерные для административных правоотношений. К ним отнесены, в частности, регулирование деятельности на городском автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве; координация деятельности юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществление деятельности по организации дорожного движения; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно части 4 статьи 6 Закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №220-ФЗ) уполномоченный орган местного самоуправления - орган местного самоуправления, уполномоченный муниципальным нормативным правовым актом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления наделены полномочиями по регулированию деятельности транспортных предприятий на территории муниципальных образований и организации транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений.

Пунктом 12 решения Думы города Иркутска от 27.05.2011 № 005-20- 230343/1 «О Комитете городского обустройства администрации города Иркутску» предусмотрено, что одной из основных задач Комитета городского обустройства является создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Иркутска.

Положением об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 24.12.2015 №031-06-1231/5 (далее - Положение) установлено, что уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории города Иркутска является комитет городского обустройства администрации города Иркутска в лице управления транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска (далее - Управление). В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 12 Закона № 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе, основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона. Муниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным со дня включения предусмотренных пунктами 1-10 части 1 статьи 26 настоящего закона сведений о данном маршруте в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этом реестре.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения в целях организации регулярных перевозок пассажиров и багажа Управление, в том числе ведет реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок (далее маршрутов). В силу пункта 5.1 Положения установлено, что формирование сети муниципальных маршрутов осуществляется посредством установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов, в том числе изменения данных о муниципальных маршрутах, содержащихся в реестре маршрутов, проведения иных мероприятий, направленных на формирование сети муниципальных маршрутов.

Согласно пункту 5.3 Положения установление, изменение или отмена муниципального маршрута осуществляется Управлением: по собственной инициативе; по результатам рассмотрения предложений перевозчиков (индивидуальных предпринимателей, юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, уполномоченных участников договоров простого товарищества), физических лиц (далее - заявители).

Пунктами 1, 2 статьи 21 Закона №196-ФЗ установлено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 5.22 Положения муниципальный маршрут считается установленным, измененным или отмененным с момента внесения изменений в реестр маршрутов в порядке, предусмотренном разделом 6 настоящего Положения. В силу пункта 6.1 Положения, ведение реестра маршрутов осуществляется Управлением. Реестр маршрутов утверждается распоряжением заместителя мэра - председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска (далее - распоряжение) и подлежит опубликованию на официальном сайте. Реестр маршрутов ведется на бумажном и электронном носителях. Внесение изменений в реестр маршрутов при установлении, изменении, отмене муниципальных маршрутов, изменении вида регулярных перевозок осуществляется на основании приказа начальника Управления об установлении, изменении, отмене муниципальных маршрутов, изменении вида регулярных перевозок (далее - приказ начальника Управления). Отдел перевозок подготавливает проект распоряжения в течение 10 рабочих дней со дня регистрации в базе данных автоматизированной информационной системы приказа начальника Управления. Реестр маршрутов размещается на официальном саше в течение 3 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений. Право на осуществление перевозок по маршрутам городского пассажирского транспорта может реализовываться только перевозчиками, заключившими муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона № 196-ФЗ единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В свою очередь, Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее - Правила дорожного движения) установлено, что «Маршрутное транспортное средство» - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

В соответствии с пунктом «и» статьи 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного 7 электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. И соответствии со статьей 3 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила перевозок пассажиров и багажа) регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям. Из Положения следует, что перевозки на маршрутах регулярных перевозок в городе Иркутске организуются по расписанию движения. Расписание является основой организации движения автобусов на маршрутах и обязательно для выполнения всеми перевозчиками. Расписание движения утверждается Управлением. В соответствии с подпунктом 3.1.24 Положения об управлении транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска и его отделах, утверждённого распоряжением администрации города Иркутска от 06.03.2014 № 031-10-169/14, Управление с целью решения возложенных на него задач в установленном порядке заключает муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Распоряжением заместителя мэра-председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска от 10.02.2015 №404-02-55/15 «Об утверждении Примерной формы договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Иркутска и паспорта маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении на территории города Иркутска» утверждена форма договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Иркутска. Управлению предписано заключать договоры на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на городских маршрутах регулярных перевозок с перевозчиками по утвержденной форме договора. Согласно утвержденной форме договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Иркутска, неотъемлемой частью договора является перечень расписаний (графиков) движения и маршрутов регулярного сообщения, на которых перевозчик имеет право осуществлять перевозки пассажиров. В обязанности перевозчика входит осуществление перевозки пассажиров только по расписанию (графику) движения и маршрутам регулярных перевозок, приложенным к договору, соблюдение утвержденных схем движения по маршрутам, определённых в паспорте маршрута. Договоры заключаются в отношении всех маршрутов, включенных в Реестр в соответствии с Положением.

Таким образом, в силу вышеприведенных положений нормативных актов перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в городе Иркутске, обязаны заключить договор на осуществление регулярных перевозок с организатором пассажирских перевозок, согласовать паспорт, схему маршрута, графики (расписания) движения автобусов с Управлением, а также обеспечить каждого водителя схемой маршрута, графиком (расписанием) движения, утвержденными Управлением.

При проведении проверки установлено, что маршрут «Адрес - Адрес» на сегодняшний день не включен в реестр маршрутов, не открывался по инициативе Управления.

Таким образом, у ИП Лавриненко А.В. отсутствуют законные основания для осуществления перевозок пассажиров по маршруту , а именно: свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и (или) карта маршрута регулярных перевозок, муниципальный контракт, заключенный с Управлением.

По информации Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области следует, что при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в сфере соблюдения законодательства об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в 2017 в отношении водителей транспортных средств, осуществлявших пассажирские перевозки по маршруту по путевым листам, выданным ИП Лавриненко А.В., выносились постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 11.33 КоAП РФ (использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок). Кроме того, Дата Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области в отношении ИП Лавриненко А.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, выразившимся в незаконной деятельности по организации регулярных перевозок пассажиров на территории г. Иркутска по маршрут «Адрес - АдресАдрес».

По информации комитета городского обустройства администрации г. Иркутска следует, что в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске, утвержденном распоряжением заместителя мэра - председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска от 31.12.2015 №404-02-687/15 (далее - Реестр) маршрут с порядковым номером не числится.

В соответствии со статьей 19 Закона №220 выдача свидетельства об осуществлении перевозок и карт маршрута «Адрес - Адрес» не производилась Управлением.

Предложений об установлении муниципального маршрута по пути следования «Адрес-АдресАдрес», в соответствии с пунктом 5.4., 5.7.1. постановления администрации города Иркутска от 24.12.2015 №031-06-1231/5 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске», в адрес Управления от ИП Лавриненко А.В. не поступало.

Управлением, в порядке, установленном разделом 5 Положения, открытие указанного маршрута не производилось, договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автобусами между комитетом городского обустройства администрации города Иркутска и ИП Лавриненко А.В. не заключался.

Опрошенный при проведении проверки ИП Лавриненко А.В. пояснил, что осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом в г. Иркутске. Для достижения указанных целей арендует пассажирский транспорт в количестве 38 единиц. По маршруту «АдресАдрес - Адрес», в настоящее время , организует деятельность по перевозке пассажиров на протяжении 7 лет. ИП Лавриненко А.В. известно, что данный маршрут не внесен в реестр маршрутов регулярных перевозок в г. Иркутске, составляемый администрацией г. Иркутска.

Кроме того, при проведении проверки установлено, что решением Арбитражного суда Адрес от Дата по делу деятельность ИП Лавриненко А.В. по маршруту регулярных перевозок к «Адрес - АдресАдрес» признана незаконной.

Вместе с тем, ИП Лавриненко А.В. изменил номер маршрута с на и в настоящее время продолжает осуществлять перевозки пассажиров по пути следования автобусного маршрута : «Адрес» с остановочными пунктами для посадки и высадки пассажиров «Адрес» - Адрес».

Деятельность ИП Лавриненко А.В. по осуществлению регулярных перевозок пассажиров в отсутствие заключенного с уполномоченным органом договора об организации регулярных перевозок является незаконной и создает опасность причинения вреда в будущем, что является основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 1К РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В пункте 2 названной нормы определено, что, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Правило, закрепленное в пункте 1 статьи 1065 ГК РФ, выполняет превентивную (предупредительную) функцию, обеспечивая охрану прав граждан и организаций. Для решения вопроса о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, должны быть представлены доказательства неустранимости выявленных недостатков, наличие которых создает угрозу причинения вреда, или нежелания их устранить. Такая опасность должна иметь реальный характер и подтверждаться соответствующими доказательствами, отсутствие которых влечет отказ в удовлетворении иска. Перевозчик, осуществляющий свою деятельность вне договорных рамок, не может рассчитывать на его информирование организатором перевозок об изменении движения городского транспорта общего пользования, об изменениях дорожно- транспортной ситуации или схемы маршрута с указанием в его паспорте опасных мест, на содействие ему в предупреждении и ликвидации чрезвычайных или аварийных ситуаций на маршрутной сети. Осуществление пассажирских перевозок с нарушением требований закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии, как к самим перевозчикам, так и к порядку осуществления ими таких перевозок, создает опасность причинения вреда лицам, пользующимся этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.

Гражданское законодательство предусматривает различные способы защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.

Факт неправомерного осуществления деятельности является нарушением требований Закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозкам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда неопределенному кругу лиц, пользующихся этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.

Просит признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Лавриненко Алексея Владимировича (ОГРНИП , ИНН ), по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту по пути следования автобусного маршрута : «Адрес» с остановочными пунктами для посадки и высадки пассажиров «Адрес».

Обязать индивидуального предпринимателя Лавриненко Алексея Владимировича (ОГРНИП , ИНН ), прекратить деятельность по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту по пути следования автобусного маршрута : «Адрес» с остановочными пунктами для посадки и высадки пассажиров «Адрес».

В судебном заседании представитель истца Прокурора г. Иркутска – помощник прокурора Мещеряков А.Д. поддержал исковые требования.

В судебное заседание ответчик Индивидуальный предприниматель Лавриненко А.В. не явился.

В судебное заседание представители третьих лиц Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта -территориальный отдел по Иркутской области, Администрации г. Иркутска не явились, извещенные надлежащим образом.

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено судом, Лавриненко А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, имеет лицензию №АСС от Дата, выданную Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

По результатам проведенной Прокурором г. Иркутска проверки исполнения законодательства об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, установлено, что ИП Лавриненко А.В. осуществляет перевозки пассажиров по маршруту «Адрес-АдресАдресАдрес». При этом ответчик не включен в реестр маршрутов, отсутствуют свидетельство об осуществлении перевозок пассажиров по данному маршруту и (или) карта маршрута регулярных перевозок, муниципальный контракт, заключенный с Управлением (третье лицо по делу).

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор ссылался на то, что ответчик оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа с нарушением требований законодательства и создает потенциальную опасность причинения в будущем вреда для неопределенного круга лиц.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом. Одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Решением Думы г. Иркутска от 27.05.2011 N 005-20-230343/1 утверждено Положение о Комитете городского обустройства администрации города Иркутска, в соответствии с которым Комитет городского обустройства администрации города Иркутска является самостоятельным функциональным структурным подразделением (органом) администрации города Иркутска, осуществляющим деятельность по управлению городским хозяйством на территории муниципального образования город Иркутск (п. 1). В основные задачи Комитета входит создание условий для предоставления транспортных услуг населению города и организация транспортного обслуживания населения в границах города Иркутска (п. 12). В перечень полномочий Комитета в сфере дорожной деятельности, транспорта и связи входят (п. 19): 8(1)) осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в границах города Иркутска (далее - регулярные перевозки) в соответствии с Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8(2)) подготовка документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам, иных муниципальных правовых актов города Иркутска по организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам; 8(3)) установление, изменение, отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Постановлением администрации города Иркутска от 24 декабря 2015 г. N 031-06-1231/5 утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске.

Указанным Положением предусмотрено: 1.1. Уполномоченный орган на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории города Иркутска - комитет городского обустройства администрации города Иркутска в лице управления транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска. 2.1. Настоящее Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске (далее - Положение) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске (далее - регулярные перевозки пассажиров и багажа), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой муниципальных маршрутов регулярных перевозок (далее - муниципальный маршрут), допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В соответствии с п. 3.1 Положения организация регулярных перевозок пассажиров и багажа включает следующее: формирование сети муниципальных маршрутов путем установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов; организация регулярных перевозок по регулируемым тарифам; организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам; ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок и организация доступа к сведениям, входящим в него; оформление, выдача, переоформление карт маршрутов регулярных перевозок и свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам….

Организация регулярных перевозок пассажиров и багажа, а также контроль за соблюдением настоящего Положения осуществляется уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории города Иркутска - комитетом городского обустройства администрации города Иркутска в лице управления транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска (далее - Управление) (п. 3.2 Положения). В организации и осуществлении транспортного обслуживания населения участвуют: Управление во взаимодействии с уполномоченными структурными подразделениями администрации города Иркутска, ОГИБДД МУ МВД России "Иркутское", Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пределах установленной компетенции (п. 3.3 Положения). В целях организации регулярных перевозок пассажиров и багажа Управление: ведет реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок (далее - реестр маршрутов); определяет местонахождение остановочных пунктов и ведет их реестр (п. 4.1 Положения).

Согласно п. 5.1 Положения формирование сети муниципальных маршрутов осуществляется посредством установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов, в том числе изменения данных о муниципальных маршрутах, содержащихся в реестре маршрутов, проведения иных мероприятий, направленных на формирование сути муниципальных маршрутов.

Формирование сети муниципальных маршрутов осуществляется с соблюдением следующих принципов: приоритет в движении транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам; приоритет обеспечения безопасности дорожного движения над иными интересами граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан и общества при формировании сети муниципальных маршрутов;… (п. 5.2 Положения).

Согласно п. 5.3 Положения установление, изменение или отмена муниципального маршрута осуществляется Управлением: по собственной инициативе; по результатам рассмотрения предложений перевозчиков (индивидуальных предпринимателей, юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, уполномоченных участников договоров простого товарищества), физических лиц (далее - заявители).

Ведение реестра маршрутов осуществляется Управлением. Реестр маршрутов утверждается распоряжением заместителя мэра - председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска (далее - распоряжение) и подлежит опубликованию на официальном сайте (п. 6.1 Положения). Муниципальным маршрутам могут быть присвоены номера от "1" до "99" (п. 6.3).

Распоряжением заместителя мэра – председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска от 10 февраля 2015 года N 404-02-55/15 утверждены примерная форма договора на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах города Иркутска, паспорт маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении на территории г. Иркутска.

Заместителем мэра-председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска в адрес Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта-территориальный отдел по Иркутской области было направлено письмо от Дата, в котором сообщалось, что в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом маршрут с не числится, выдача свидетельств и карт маршрута «Адрес-Адрес» не производилась управлением транспорта КГО администрации Адрес.

Согласно ответу заместителя мэра-председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска от Дата- в адрес прокурора города Иркутска, Управлением открытие маршрута путем следования «Адрес) – АдресАдрес)» не производилось, договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автобусами по муниципальному маршруту «Адрес) – АдресАдрес)» между ними и ИП Лавриненко А.В. не заключался, в ранее действующем реестре информация об указанном автобусном маршруте не содержится.

В своем письме врио начальника территориального отдела ГАДН по Адрес Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Адрес и Адрес Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на имя прокурора г. Иркутска предоставил информацию и документы о том, что ИП Лавриненко А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ (за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным), в виде штрафа 300 000 рублей; в отношении водителей, работающих у ИП Лавриненко А.В. составлено два протокола об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ в виде штрафа на общую сумму 10 000 рублей.

Из обстоятельств дела следует? что ИП Лавриненко А.В. осуществляет перевозку пассажиров и багажа по маршруту «30Адрес» с остановочными пунктами для посадки и высадки пассажиров «Адрес».

Из возражений ответчика следует, что его заявление о включении маршрута регулярных перевозок «Адрес - Адрес)» в реестр регулярных маршрутов городской маршрутной сети г. Иркутска и о присвоении порядкового номера регулярного маршрута, было принято Комитетом городского обустройства Администрации г. Иркутска Дата, т.е., в пределах тридцатидневного срока установленного ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ. Вместе с тем, Администрацией г. Иркутска указанное заявление до настоящего момента не рассмотрено в нарушение требований Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, маршрут не включен в реестр, не заключен соответствующий договор и не выдана карта маршрута. Также Администрация г. Иркутска нарушает п. 2.3. Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в г. Иркутске, утвержденного Постановлением Администрации г. Иркутска от 24.12.2015 г. № 031-06-1231/5. Жители г. Иркутска, проживающие в районе остановочных пунктов маршрута, заинтересованы в получении услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа на указанном маршруте, что подтверждается обращением жителей г. Иркутска от Дата и реестром подписей. Запрещение деятельности приведет к нарушению прав указанных лиц по обеспечению потребности в регулярных перевозках по указанному маршруту, поскольку иных маршрутов и видов транспорта явно недостаточно для обеспечения интересов жителей г. Иркутска в потреблении транспортных услуг.

Между тем, доводы ответчика о вышеуказанных нарушениях администрации г. Иркутска не принимаются, поскольку ответчик при наличии на то законных оснований не лишен права обращаться с соответствующими требованиями в установленном законом порядке.

Подлежат отклонению доводы о заинтересованности жителей района в получении услуг по осуществлению их перевозок маршрутом , поскольку осуществление деятельности по перевозке пассажиров должно происходить с соблюдением вышеприведенных требований закона, создания условий безопасности для пассажиров, пользующихся и которые будут пользоваться маршрутом.

Принимая во внимание названные нормы федерального законодательства, а также предмет правового регулирования, содержание и смысл Положения о Комитете городского обустройства администрации города Иркутска, Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске, Распоряжения заместителя мэра – председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска от 10 февраля 2015 года N 404-02-55/15, необходимость заключения договора на осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, внесение в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок представляют собой организационные нормы, направленные на достижение полноты и ясности административных процедур, связанных с транспортным обслуживанием пассажиров и конкретизирующих предписания, которые установлены в сфере регулирования правоотношений в области безопасности дорожного движения и организации транспортного обслуживания населения федеральным законодательством, является основанием для допуска к осуществлению пассажирских перевозок.

Между тем, ответчиком не представлено доказательств оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа в соответствии с вышеуказанным требованиями законодательства, в частности, осуществляет регулярную перевозку по указанному маршруту в отсутствие договора на право выполнения регулярных перевозок, что создает потенциальную опасность причинения в будущем вреда для неопределенного круга лиц, что в силу ст. 1065 ГК РФ является основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность.

При таких обстоятельствах, заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора г. Иркутска в защиту в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Лавриненко Алексея Владимировича (ОГРНИП , ИНН ), по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту по пути следования автобусного маршрута : «30Адрес» с остановочными пунктами для посадки и высадки пассажиров «Адрес».

Обязать индивидуального предпринимателя Лавриненко Алексея Владимировича (ОГРНИП , ИНН ), прекратить деятельность по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршруту по пути следования автобусного маршрута : «Адрес» с остановочными пунктами для посадки и высадки пассажиров «Адрес».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения Дата

Судья Н.Л. Амосова