ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4599/20 от 17.03.2021 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело

УИД 44RS0-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<дата><адрес>

Свердловский районный суд <адрес> в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок,

установил:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации <адрес>, в котором просит возложить на Администрацию <адрес> обязанность организовать в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах <адрес>: на земельном участке с кадастровым номером 44:27:090704:58, расположенном в поле напротив микрорайона Венеция в <адрес> (географические координаты: 043857.745213 40.879200; 57.744755 40.880273; 57.744790 40.880487; 57.745179 40.879157); на территории у въезда в СНТ «Березка-2», напротив земельного участка с кадастровым номером 44:27:080522:345; на прилегающей к дороге территории, начиная от въезда в СНТ «Дубки» в направлении <адрес>; в водоохраной зоне <адрес> в овраге по <адрес>А в <адрес> (географические координаты: 57.727406 40.975170, 57.727310 40.975258); на озелененной территории в <адрес> «Зеленые насаждения в районе Военного городка -1» (географические координаты: 57.814222 41.034555; 57.821205 41.040863; 57.822394 41.043610); на озелененной территории общего пользования «Зеленые насаждения на <адрес>» в границах земельного участка с кадастровым номером 44:27:090624:35; в береговой полосе <адрес> напротив кладбища и вблизи <адрес> в <адрес> (географические координаты: 57.742201 40.958887); у <адрес>; у <адрес>.

В обоснование требований указал, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с поступившими обращениями проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории <адрес>. По результатам обследований, проведенных в октябре-ноябре 2020 года, выявлены факты захламления территории <адрес> отходами: на земельном участке с кадастровым номером 44:27:090704:58, расположенном в поле напротив микрорайона Венеция в <адрес> (географические координаты: 043857.745213 40.879200; 57.744755 40.880273; 57.744790 40.880487; 57.745179 40.879157); на территории у въезда в СНТ «Березка-2», напротив земельного участка с кадастровым номером 44:27:080522:345; на прилегающей к дороге территории, начиная от въезда в СНТ «Дубки» в направлении <адрес>; в водоохраной зоне <адрес> в овраге по <адрес>А в <адрес> (географические координаты: 57.727406 40.975170, 57.727310 40.975258); на озелененной территории в <адрес> «Зеленые насаждения в районе Военного городка-1» (географические координаты: 57.814222 41.034555; 57.821205 41.040863; 57.822394 41.043610); на озелененной территории общего пользования «Зеленые насаждения на <адрес>» в границах земельного участка с кадастровым номером 44:27:090624:35; в береговой полосе <адрес> напротив кладбища и вблизи <адрес> в <адрес> (географические координаты: 57.742201 40.958887); у <адрес>; у <адрес>. Вышеуказанные свалки являются стихийными и состоят, в основном, из строительных отходов, древесины, отработанных автомобильных шин, отходов полиэтилена, бумажной и пластиковой упаковки продуктов питания, а также крупногабаритного мусора (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.). По результатам проверки главе Администрации <адрес> вынесено представление об устранении нарушений закона. Однако Администрацией <адрес> меры, направленные на ликвидацию вышеуказанных свалок, не приняты. Вместе с тем, организация очистки от отходов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в границах городского округа <адрес> относится к компетенции Администрации <адрес>. Стихийные свалки являются причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, негативно влияют на состояние окружающей среды, создают угрозу здоровью населения, тем самым нарушается гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, постоянно либо временного находящихся на указанной территории.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Верхне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора, ООО «ЭкоТехноМенеджмент», Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>, Управление имущественных и земельных отношений Администрации <адрес>, МКУ <адрес> «Служба муниципального хозяйства по жилищно-коммунальному хозяйству», МКУ <адрес> «Чистый город», департамент имущественных и земельных отношений <адрес>, Департамент лесного хозяйства <адрес>.

В процессе рассмотрения дела МКУ <адрес> «Чистый город», департамент имущественных и земельных отношений <адрес> и Департамент лесного хозяйства <адрес> исключены из числа лиц участвующих в деле.

В судебном заседании заместитель Костромского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации <адрес>ФИО4 в судебном заявления исковые требования не признал, полагал, что Администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу, так как соответствующие полномочия по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес> переданы Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>. Также отметил, что в соответствии с Правилами благоустройства территории <адрес>, утвержденными решением Думы <адрес> от <дата>, ответственность за уборку отходов производства и потребления, утративших свои потребительские свойства веществ или предметов, находящихся в неустановленных и оборудованных мест накопления и размещения, возлагается на юридические и физические лица, в собственности, пользовании или на содержании и обслуживании которых находятся земельные участки. Более того, <дата> отделом муниципального земельного контроля и охраны окружающей среды Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> произведен осмотр указанных в исковом заявлении территорий, в ходе которого наличие несанкционированных свалок отходов не установлено.

Представитель третьего лица МКУ <адрес> «Служба муниципального хозяйства по жилищно-коммунальному хозяйству» ФИО5 в судебном заседании разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.

Третьи лица Верхне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора, ООО «ЭкоТехноМенеджмент», Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>, Управление имущественных и земельных отношений Администрации <адрес>, своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Главой 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Так, согласно пункту 1 статьи 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 5 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В силу пунктов 1, 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 15 части 9 статьи 42 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы от 26 мая 2005 года № 41, Администрация города Костромы участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а обязанность по организации сбора и вывоза мусора с территорий несанкционированных свалок в границах муниципального образования городской округ город Кострома лежит на Администрации города Костромы как на исполнительно-распорядительном органе.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с поступившими обращениями проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории города Костромы.

В ходе проверки при обследовании <дата> территории земельного участка с кадастровым номером 44:27:080522:345, расположенного по адресу: <адрес>, а также территории напротив указанного земельного участка установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером 44:27:080522:345 имеются навалы грунта и несанкционированная свалка строительных и твердых коммунальных отходов; напротив земельного участка с кадастровым номером 44:27:080522:345, на другой стороне дороги, начиная с территории вдоль земельных участков СНТ «Березка-2», оврага и территории напротив гаражей (географические координаты: 57.734958 40.887008) также имеются навалы грунта и свалка отходов, состоящая из изделий из полиуретана, отработанных автомобильных покрышек, строительных и твердых коммунальных отходов.

При обследовании <дата> территории земельного участка с кадастровым номером 44:27:090704:58, расположенного в поле, напротив микрорайона Венеция в <адрес> (географические координаты: 043857.745213 40.879200; 57.744755 40.880273; 57.744790 40.880487; 57.745179 40.879157), выявлено, что имеется несанкционированная свалка отходов, состоящая, с основном, из строительных отходов, древесины, отработанных автомобильных шин, отходов полиэтилена, бумажной и пластиковой упаковки продуктов питания, а также крупногабаритного мусора (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.).

В ходе обследования <дата> земельных участков у <адрес> и у <адрес> установлено, что почти вся территория земельных участков захламлена различными отходами производства и потребления: бытовыми отходами, отходами от строительных работ, грунтом, образовавшимся при проведении земляных работ, ломом бетона, кирпича, гипсокартоновых листов, отходами древесины, полиэтилена, пластика, резины и т.п.

В ходе обследования <дата> озелененных территорий <адрес> выявлено, что в водоохраной зоне <адрес> в овраге по <адрес>А в <адрес> (географические координаты: 57.727406 40.975170, 57.727310 40.975258), на озелененной территории в <адрес> «Зеленые насаждения в районе Военного городка-1» (географические координаты: 57.814222 41.034555; 57.821205 41.040863; 57.822394 41.043610), на озелененной территории общего пользования «Зеленые насаждения на <адрес>» в границах земельного участка с кадастровым номером 44:27:090624:35 и в береговой полосе <адрес> напротив кладбища и вблизи <адрес> в <адрес> (географические координаты: 57.742201 40.958887) имеются несанкционированные стихийные свалки, состоящие, в основном, из строительных отходов, древесины, отработанных автомобильных шин, отходов полиэтилена, бумажной и пластиковой упаковки продуктов питания, а также крупногабаритного мусора (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.).

При обследовании <дата> территории, прилегающей к дороге, от въезда в СНТ «Дубки» в направлении <адрес> в <адрес> установлено перекрытие плодородного слоя почвы твердыми строительными отходами: грунтом, образовавшимся при проведении землеройных работ, ломом бетона, кирпича, отходами древесными, полиэтилена, пластика и резины.

Из материалов дела также усматривается, что несанкционированные свалки размещены в границах городского округа <адрес> на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Спорные земельные участки в аренду не переданы, землепользователи в отношении этих земельных участков не установлены.

<дата> в адрес главы Администрации <адрес> межрайонным природоохранным прокурором было вынесено представление об организации ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в поле напротив микрорайона Венеция в <адрес>, имеющего географические координаты 043857.745213 40.879200; 57.744755 40.880273; 57.744790 40.880487; 57.745179 40.879157, а также вблизи <адрес>.

В ответе на указанное представление, данном <дата>, Администрация <адрес> сообщила, что специалистами Управления жилищно-коммунального хозяйства осуществлен выезд для установления площади территорий, подлежащих очистке от отходов, и объема отходов, подлежащих сбору и вывозу. В ходе обследования установлено, что подлежащая очистке территория требует больших финансовых затрат (ориентировочная стоимость работ составляет 1 000 000 руб.), в связи с чем проводится точный расчет объемов и финансовых расходов на приведение общегородских земель в нормативное состояние.

Принимая во внимание, что факт наличия несанкционированных свалок на территории городского округа <адрес> на землях, государственная собственность на которые не разграничена, нашел свое подтверждение, что доказательств ликвидации этих свалок Администрацией <адрес> не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Костромским межрайонным природоохранным прокурором требований и возложении на Администрацию <адрес> обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов на земельном участке с кадастровым номером 44:27:090704:58, расположенном в поле напротив микрорайона Венеция в <адрес> (географические координаты: 043857.745213 40.879200; 57.744755 40.880273; 57.744790 40.880487; 57.745179 40.879157); на территории у въезда в СНТ «Березка-2», напротив земельного участка с кадастровым номером 44:27:080522:345; на прилегающей к дороге территории, начиная от въезда в СНТ «Дубки» в направлении <адрес>; в водоохраной зоне <адрес> в овраге по <адрес>А в <адрес> (географические координаты: 57.727406 40.975170, 57.727310 40.975258); на озелененной территории в <адрес> «Зеленые насаждения в районе Военного городка -1» (географические координаты: 57.814222 41.034555; 57.821205 41.040863; 57.822394 41.043610); на озелененной территории общего пользования «Зеленые насаждения на <адрес>» в границах земельного участка с кадастровым номером 44:27:090624:35; в береговой полосе <адрес> напротив кладбища и вблизи <адрес> в <адрес> (географические координаты: 57.742201 40.958887); у <адрес> и у <адрес>.

Бездействие Администрации <адрес> по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории <адрес>, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия.

Доводы представителя Администрации <адрес> о том, что обязанности по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес> переданы Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>, суд находит несостоятельными, так как делегирование полномочий по решению вопросов местного значения отраслевым органам ответственность Администрации как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования за ненадлежащее исполнение возложенных на нее обязанностей не исключает, и ее освобождение от соблюдения установленных действующих законодательством требований не влечет.

Ссылку представителя ответчика на то, что <дата> отделом муниципального земельного контроля и охраны окружающей среды Управления архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> произведен осмотр указанных в исковом заявлении территорий, в ходе которого наличие несанкционированных свалок отходов не установлено, также нельзя признать состоятельной, поскольку обследование проведено в зимний период времени, осмотренные земельные участки покрыты снежным покровом, тогда как истцом обследование земельных участков проводилось летом-осенью 2020 года и приложенными к актам обследования фотографиями наличие несанкционированных свалок отходов подтверждено и объективно зафиксировано.

Более того, ответчиком не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Костромского межрайонного природоохранного прокурора.

Согласно части 2 статьи 206 ГК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что срок исполнения возложенной на ответчика обязанности должен составить три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Данный срок суд находит разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон. Доказательств для иного вывода ответчиком в материалы дела не представлено.

Кроме того, суд учитывает, что ответчик вправе в порядке статьи 434 ГПК РФ поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах <адрес>:

- на земельном участке с кадастровым номером 44:27:090704:58, расположенном в поле напротив микрорайона Венеция в <адрес> (географические координаты: 043857.745213 40.879200; 57.744755 40.880273; 57.744790 40.880487; 57.745179 40.879157);

- на территории у въезда в СНТ «Березка-2», напротив земельного участка с кадастровым номером 44:27:080522:345;

- на прилегающей к дороге территории, начиная от въезда в СНТ «Дубки» в направлении <адрес>;

- в водоохраной зоне <адрес> в овраге по <адрес>А в <адрес> (географические координаты: 57.727406 40.975170, 57.727310 40.975258);

- на озелененной территории в <адрес> «Зеленые насаждения в районе Военного городка -1» (географические координаты: 57.814222 41.034555; 57.821205 41.040863; 57.822394 41.043610);

- на озелененной территории общего пользования «Зеленые насаждения на <адрес>» в границах земельного участка с кадастровым номером 44:27:090624:35;

- в береговой полосе <адрес> напротив кладбища и вблизи <адрес> в <адрес> (географические координаты: 57.742201 40.958887);

- у <адрес>;

- у <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья М.В. Сопачева

Мотивированное решение изготовлено <дата>.