Дело № 2-459/2018 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 июля 2018 года г. Верхнеуральск Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего Селецкой Е.П., при секретаре Красюк Л.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карагайского сельского поселения Верхнеуральского района, администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности по исполнению закона, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карагайского сельского поселения Верхнеуральского района, администрации Верхнеуральского муниципального района Челябинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых открытыми общественными кладбищами, расположенными на территории Карагайского сельского поселения, о возложении обязанности на администрацию Верхнеуральского муниципального района провести межевание земельных участков, занятых общественными кладбищами в п. Карагайский, п. Александровский, п. Урлядинский, д. Ложкина Карагайского сельского поселения, и поставить указанные земельные участки на государственный кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В судебном заседании прокурор Спиваков Д.В. поддержал заявленный иск и просил суд удовлетворить его в полном объеме. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлены нарушения законодательства на территории Карагайского сельского поселения. Глава администрации Карагайского сельского поселения Верхнеуральского района, действующий на основании Устава, в судебном заседании иск не признал, пояснив, что проведение кадастровых работ и постановка на кадастровый учет указанных земельных участков, находящихся под кладбищами не относится к полномочиям администрации сельского поселения, поскольку это вопросы, относящиеся к ведению Верхнеуральского муниципального района. Представитель администрации Верхнеуральского муниципального района в суд не явился, представлен письменный отзыв по делу, из которого усматривается, что администрация Верхнеуральского района иск прокурора не признает, поскольку считает, что указанные полномочия возложены на сельские поселения. Просит в удовлетворении иска отказать. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Верхнеуральского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. На основании ст.15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно п. 22 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территориях сельских поселений является вопросом местного значения муниципального района. На основании Соглашений о передаче части полномочий органов местного самоуправления Верхнеуральского муниципального района органам местного самоуправления сельских поселений Верхнеуральского муниципального района 13.01.2018 переданы, в том числе и полномочия по содержанию мест захоронения, расположенных на территории поселения. В силу ч.ч. 1, 4 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8- ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 15 Закона о погребении места погребения по принадлежности могут быть либо государственными, либо муниципальными. На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 Закона о погребении предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Исходя из смысла ст. 16 Закона о погребении следует, что каждое кладбище должно располагаться на земельном участке, предназначенном для его размещения. В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно ч. 5 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане. Исходя из анализа норм названного закона земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него. Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.03.2015 по 31.12.2016 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органами местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения. В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 01.01.2017 предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района. В судебном заседании установлено, что на территории Карагайского сельского поселения расположено шесть действующих общественных кладбищ: по одному в п. Карагайский, п. Александровский и по два в п. Урлядинский, д. Ложкина. На кадастровый учет указанные кладбища не поставлены, границы земельных участков, занятых кладбищами, не установлены, в реестре муниципальной собственности они отсутствуют. До 01.01.2017 администрация Карагайского сельского поселения, имея полномочия по распоряжению земельными участками, не принимала мер по оформлению территории кладбищ в соответствии с требованиями земельного законодательства. Администрация Верхнеуральского муниципального района в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ « О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.207 года обладает полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Однако, администрация Верхнеуральского муниципального района также не проводила работу в данном направлении. При этом, довод ответчика – администрации Верхнеуральского района, изложенный в письменном отзыве о том, что данные полномочия отнесены к ведению сельских поселений, суд считает основанном на неправильном толковании закона, поскольку в Уставе Карагайского сельского поселения ( п. 3,10 ч.1 ст. 11 Устава) и в Соглашении о передаче части полномочий речь идет об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения, а не о проведении кадастровых работ по оформлению земельных участков в соответствии с действующим земельным законодательством. Суд считает довод главы администрации Карагайского сельского поселения о том, что в их действиях не имеется бездействия, поскольку с 2014 года у сельских поселений не имеется полномочий по оформлению земельных участков необоснованным, поскольку до 01.01.2017 года полномочия по распоряжению земельными участками, а следовательно их оформлению в соответствии с действующим земельным законодательством были возложены на администрации сельских поселений. Таким образом, не приведение земельных участков, занятых под общественные кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, постановке на кадастровый учет и их регистрации в установленном законом порядке, приводит к обезличиванию территории данных кладбищ, их отсутствию на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации Верхнеуральского муниципального района на территорию данных кладбищ. Бездействие ответчиков по установлению границ земельных участков, занятых общественными кладбищами, и постановке их на учет, по мнению суда, также препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения, что в свою очередь может вызвать нарушение санитарных и экологических норм и правил, и как следствие, возникновение чрезвычайных ситуаций в виде загрязнения окружающей среды и неблагоприятного воздействия на здоровье человека. В силу ст. 206 ГПК РФ суд вправе установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом характера заявленного иска, мнений сторон, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Верхнеуральского района, заявленный в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Карагайского сельского поселения Верхнеуральского муниципального района, администрации Верхнеуральского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых общественными кладбищами, расположенных в границах Карагайского сельского поселения в п. Карагайский, п. Александровский, п. Урлядинский, д. Ложкина. Обязать администрацию Верхнеуральского муниципального района, провести межевание земельных участков, занятых общественными кладбищами в п. Карагайский, п. Александровский, п. Урлядинский, д. Ложкина, расположенных на территории Карагайского сельского поселения с постановкой их на государственный кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Верхнеуральский районный суд в месячный срок со дня принятия решения. Председательствующий: Е.П. Селецкая |