Дело № 2-459/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В составе председательствующего судьи Сергиенко Н.В.,
при секретаре Сукниновой Л.Н.,
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца ФИО3 – ФИО4, представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис-Центр» ФИО5, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 12 августа 2019 года гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Магаданской области к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к установлению причины нарушения качества выполненных работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по адресу: <...>, возложении обязанности выполнить мероприятия по устранению недостатков, допущенных при выполнении работ по капитальному ремонту кровли,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Магаданской области обратилась в Магаданский городской суд с вышеуказанным иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области».
В обоснование исковых требований указано о том, что в связи с обращениями ФИО3, проживающей по адресу: <...>, <адрес>, и ФИО7, проживающего в этом же доме, в квартире № по вопросу протечек с кровли, на основании распоряжения руководителя инспекции от 4 апреля 2018 г. № 206/020 проведена внеплановая проверка в отношении некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области» (далее – НКО «Фонд капитального ремонта»).
Актом проверки от 4 мая 2018 г. № 253/020 установлено, что в соответствии с Краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Магаданской области на 2015 год, утвержденным постановлением правительства Магаданской области от 31 декабря 2014 г. № 1155-пп, в многоквартирном доме 6 по пл. Горького в г. Магадане были проведены работы по капитальному ремонту кровли.
Капитальный ремонт кровли в доме 6 по площади Горького в городе Магадане выполнен подрядной организацией – обществом с ограниченной ответственностью «Легион» на основании договора подряда от 13 июля 2015 г. № 18-КР/15.
По поручению НКО «Фонд капитального ремонта» специализированной организацией ООО «СВНПЦ» 27 июня 2016 года проведена строительная экспертиза выполненных работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома 6 по площади Горького в городе Магадане, которой выявлен ряд недостатков, о которых сообщено подрядной организации – ООО «Легион», недостатки устранены 12 июля 2016 г. Данные работы приняты заказчиком НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» 16 августа 2016 года.
Вместе с тем, проверкой ГЖИ Магаданской области установлено, что протечки в квартирах верхнего этажа указанного дома не прекратились, что подтверждается обращениями ФИО3 и ФИО7
Согласно сведениям, представленным истцу ответчиком в письме от 1 октября 2018 г. № 3066, в течение установленного гарантийного срока в НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» поступали сообщения о протечке кровли данного многоквартирного дома.
Из пункта 7.2 договора подряда от 13 июля 2015 г. № 18-КР/15, заключенного между НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» (заказчик) и ООО «Легион» (подрядчик) следует, что гарантийный срок составляет 60 месяцев с даты приемки выполненных работ, если подрядчик не докажет, что дефекты произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной эксплуатации, неправомерных действий третьих лиц. Заказчик при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока обязан письменно известить об этом подрядчика.
Сведений о том, что протечки происходили вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации, неправомерных действия третьих лиц, не имеется.
По результатам выездной проверки выявлены нарушения, ответчику выдано предписание от 4 мая 2018 г. № 88/020: в срок, не позднее 1 августа 2018 г. устранить причины нарушения качества выполнения работ по капитальному ремонту кровли вышеназванного многоквартирного дома, провести проверку соответствия выполненных услуг и работ по капитальному ремонту требованиям проектной документации, обеспечить своевременное и надлежащее устранение выявленных нарушений.
Ответчиком в письме от 1 августа 2018 г. № 2334 сообщено, что региональным оператором совместно с представителем ООО «Легион» произведен осмотр, в том числе, многоквартирного дома 6 по площади Горького в город Магадане, при котором нарушений проектной документации, а также действующих строительных норм и правил, не выявлено.
Считают, что ответчиком не обеспечено надлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, выразившееся в длительном не установлении причин протечек атмосферных осадков в жилые помещения.
В период с 9 по 28 августа 2018 г. инспекцией проведена внеплановая проверка с целью контроля за исполнением ответчиком выданного предписания от 4 мая 2018 г. № 88/020. Актом проверки от 28 августа 2018 г. установлено, что НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» требования предписания от 4 мая 2018 г. № 88/020 не исполнил.
Также заключением государственного жилищного инспектора Магаданской области от 13 июля 2018 г. установлено, что в многоквартирном доме 6 по площади Горького в городе Магадане на крыше имеется скопление снега как со стороны дворового, так и со стороны уличного фасадов. В чердачных помещениях вдоль уличного фасада за мауэрлатом отмечаются затекания воды (местами). В местах протечек стеновые блоки мокрые, за изоспаном скопление ледяной крошки, провисы, течь воды. Карнизные щели не просматриваются.
ООО «Жилсервис-Центр» выдано предписание от 6 апреля 2018 г. № 68/20 о проведении очистки кровли и водоотводящих устройств в данном доме от наледи и снега.
Также установлено, что затекания происходят только в отдельных помещениях. При наличии равномерного снежного покрова на всей поверхности кровли многоквартирного дома со стороны дворового и уличных фасадов затекания зафиксированы только в отдельных комнатах квартир верхних этажей (квартиры 6, 12, 29).
Государственным жилищным инспектором Магаданской области в заключении от 13 июля 2018 г. предполагается, что при проектировании капитального ремонта данного многоквартирного дома, на чердаке которого расположены инженерные сети отопления и вентиляции, принятие решения о замене утепленного покрытия кровли в виде асбестоцементных волнистых листов, рубероида и двойной обрешетки, одна из которых сплошная из доски 22 мм., на металочерепицу и гидроизоляционную пленку изоспан, принято не верно. Существующее покрытие кровли при недостаточном количестве продухов и карнизных щелей, способствует увеличению разницы температур чердачного помещения и наружного воздуха, не обеспечивает защиту от скопления конденсата и способствует образованию ледяной крошки за изоспаном, таяние которой приводит к затеканию в квартиры.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, положения ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 755 Гражданского кодекса Российской Федерации, неоднократно изменяя предмет исковых требований, окончательно просил суд:
Признать незаконным бездействие некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области», выразившееся в непринятии мер по установлению причин нарушения качества выполненных работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома № 6 по площади Горького в городе Магадане, приводящих к протечкам кровли указанного дома, и необеспечении своевременного и надлежащего устранения выявленных Государственной жилищной инспекцией Магаданской области нарушений в соответствии с актом проверки от 4 мая 2018 года № 253/020.
Обязать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта Магаданской области» в срок не позднее одного месяца с даты вступления решения в законную силу обеспечить проведение следующих мероприятий по устранению недостатков, допущенных при проведении капитального ремонта кровли многоквартирного дома 6 по площади Горького в городе Магадане (в части дома, ориентированной на 1-ый проезд Горького):
- обеспечить устройство на кровле специальных элементов безопасности, в том числе ходовых трапов, крюков для навешивания лестниц в соответствии с пунктом 4.8. СП 17.13330.2017. Свод правил. Кровли. Актуальная редакция СНиП II-26-76;
- обеспечить устройство на кровле гидроизоляционного слоя «типа Изоспан Д» с провисом на 15 мм. На всю площадь кровли, исключив непроектные провисы, и с выводом гидроизоляционного слоя «типа Изоспан Д» за карниз, обеспечивающим выведение конденсата за пределы чердачного помещения, в том числе в местах нахождения архитектурных форм (парапетов, фронтонов) на кровле в соответствии с пунктом 3.2.1 рабочей документации шифр 123-14-АС, разработанной ООО «Технический надзор» (<...> год);
- обеспечить восстановление теплоизоляции трубопроводов отопления в соответствии с пунктом 3.2.1 рабочей документации шифр 123-14-АС, разработанной ООО «Технический надзор» (<...> год);
- обеспечить устройство карнизных продухов сечением 80х700 мм. в соответствии с пунктом 3.2.1 рабочей документации шифр 123-14-АС, разработанной ООО «Технический надзор» (<...> год);
- обеспечить устройство слоя рубероида в соответствии с листами АС-2, АС-5 рабочей документации шифр 123-14-АС, разработанной ООО «Технический надзор» (<...> год).
В судебном заседании представитель истца предъявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам иска.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения предъявленных исковых требований, поддерживая доводы, изложенные в письменном отзыве и дополнениях к нему.
Представители третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца полагали исковые требования подлежащими удовлетворению.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца ФИО7, ФИО8, ФИО3, ФИО9, а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, ООО «Легион» в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежаще.
Суд, с учетом мнения участников судебного разбирательства, руководствуясь положениями частей 1, 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, представленные в материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Положениями главы 17 Жилищного кодекса Российской Федерации урегулированы формирование фондов капитального ремонта региональным операторам, а также деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с ч. 1 - 3 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Функции регионального оператора определены в ч. 1 ст. 180 ЖК РФ. Так, в соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора относятся, в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В силу пунктов 3 - 5, 11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Частью 6 ст. 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Магаданской области от 14 февраля 2002 года № 232-ОЗ «О порядке управления государственной собственностью Магаданской области» постановлением администрации Магаданской области от 18 апреля 2013 года № 340-па создана НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области».
Согласно пункту 1.1. Устава НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» Фонд является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Магаданской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства Магаданской области, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Уставом.
В соответствии с Краткосрочным планом реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Магаданской области» на период по 2044 год» на 2015 год», утвержденным постановлением правительства Магаданской области от 31 декабря 2014 г. № 1155-пп, в многоквартирном доме 6 по пл. Горького в г. Магадане были проведены работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома – кровли.
Капитальный ремонт кровли в доме 6 по площади Горького в городе Магадане выполнялся подрядной организацией – обществом с ограниченной ответственностью «Легион» на основании договора подряда от 13 июля 2015 г. № 18-КР/15.
Пунктом 1.1 договора определено, что работы проводятся в соответствии с проектно-сметной документацией, прилагаемой к настоящему договору (приложение № 1, 2).
Срок выполнения работ определен с 18 июля 2015 г. по 3 сентября 2015 г. включительно.
27 июня 2016 года специализированной организацией ООО «Северо-Восточный научно-производственный центр» по поручению НКО «Фонд капитального ремонта» проведена строительная экспертиза выполненных работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома 6 по площади Горького в городе Магадане. При проведении экспертизы выявлен ряд недостатков, о которых сообщено подрядной организации – ООО «Легион». Из дела следует, что недостатки устранены до 12 июля 2016 г.
16 августа 2016 г. приемочной комиссией составлен акт приемки законченного объекта капитального ремонта, из которого следует, что фактически проведен капитальный ремонт крыши на площади 3 159, 66 кв.м., закончен 21 марта 2016 года. Предъявленный приемочной комиссии капитальный ремонт кровли многоквартирного дома по адресу: <...> выполнен в соответствии с проектом, отвечает строительным нормам и правилам, государственным стандартам, и вводится в действие.
При этом с марта 2016 г. от собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме стали поступать обращения в управляющую организацию ООО «Жилсервис-Центр», Государственную жилищную инспекцию Магаданской области о протечках в квартиры верхнего этажа части дома, ориентированной на 1-ый проезд Горького, которые начались после окончания капитального ремонта кровли указанного дома.
По обращениям ФИО3 и ФИО7 в апреле 2018 г. ГЖИ Магаданской области проведена проверка в отношении НКО «Фонд капитального ремонта». Проверкой установлено, что протечки в квартирах верхнего этажа указанного дома не прекратились.
Из акта проверки ГЖИ Магаданской области от 4 мая 2018 г. № 253/020, составленного в отношении ответчика, установлено, что НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» не обеспечен контроль качества выполнения работ по капитальному ремонту кровли данного дома подрядной организацией ООО «Легион» и соответствие выполненных услуг и работ требованиям проектной документации; после получения жалоб собственников помещений в многоквартирном доме 6 по пл. Горького в г. Магадане на качество работ по капитальному ремонту кровли дома не обеспечено своевременное и надлежащее устранение выявленных нарушений.
При этом, из раздела 7 договора подряда от 13 июля 2015 г. № 18-КР/15 следует, что гарантии качества распространяются на все конструктивные элементы, инженерные системы и работы, выполненные подрядчиком по договору. Результат работ должен соответствовать условиям настоящего договора о качестве в течение всего гарантийного срока (п. 7.1 договора).
Из пункта 7.2 договора подряда от 13 июля 2015 г. № 18-КР/15, заключенного между НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» (заказчик) и ООО «Легион» (подрядчик) следует, что гарантийный срок составляет 60 месяцев с даты приемки выполненных работ, если подрядчик не докажет, что дефекты произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной эксплуатации, неправомерных действий третьих лиц. Заказчик при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока обязан письменно известить об этом подрядчика.
По результатам выездной проверки ГЖИ Магаданской области выявлены нарушения, ответчику выдано предписание от 4 мая 2018 г. № 88/020: в срок, не позднее 1 августа 2018 г. устранить причины нарушения качества выполнения работ по капитальному ремонту кровли вышеназванного многоквартирного дома, провести проверку соответствия выполненных услуг и работ по капитальному ремонту требованиям проектной документации, обеспечить своевременное и надлежащее устранение выявленных нарушений.
Ответчиком в письме от 1 августа 2018 г. № 2334 сообщено, что региональным оператором совместно с представителем ООО «Легион» произведен осмотр, в том числе, многоквартирного дома 6 по площади Горького в городе Магадане, при котором нарушений проектной документации, а также действующих строительных норм и правил, не выявлено.
При рассмотрении гражданского дела представители ответчика и третьего лица ООО «Легион» настаивали на том, что при проведении капитального ремонта кровли нарушений действующих строительных норм и правил, а также отступлений от проектно-сметной документации не допущено.
С целью установления соответствия выполненных работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> (его части, ориентированной на 1-ый проезд Горького) проектно-сметной документации и действующим строительным нормам, по ходатайству третьего лица ООО «Жилсервис-Центр» определением суда от 10 апреля 2019 г. по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза; определением суда от 7 июня 2019 г. – дополнительная строительно-техническая экспертиза. Проведение экспертиз поручено обществу с ограниченной ответственностью «МагаданРегионСтрой».
По результатам проведения судебной строительно-технической экспертизы (с учетом дополнительной) суду поступили два заключения: от 16 мая 2019 г. № 051/05-2019 и от 8 июля 2019 г. № 069/07-2019.
Из представленных экспертных заключений следует, что, отвечая на вопросы, поставленные судом, экспертом сделаны выводы: рабочая документация шифр 123-14-АС, разработанная ООО «Технический Надзор» в 2014 г. в части конструктивных решений соответствует строительным нормам и правилам с учетом климатический условий г. Магадана.
Экспертом указано о том, что основной причиной образования конденсата на внутренней поверхности металлочерепицы в чердачном помещении многоквартирного дома является нарушение температурно-влажностного режима эксплуатации помещения из-за недостаточной теплоизоляции верхней разводки системы отопления, находящейся в чердачном помещении. Конструкции карнизных продухов и сечения кровли части многоквартирного дома не соответствует строительным нормам и проектному решению (пункту 3.2.1 рабочей документации шифр 123-14-АС, разработанной ООО «Технический Надзор» в 2014 г.).
По мнению эксперта, для устранения причин образования конденсата в подкровельном пространстве части многоквартирного дома 6 по площади Горького в городе Магадане, ориентированной на 1-ый проезд Горького, на внутренней поверхности металлочерепицы и последующего проникновения влаги в жилые помещения необходимо привести в соответствие строительным нормам и правилам температурно-влажностный режим эксплуатации чердачного помещения, а также разработать решение по выводу гидроизоляции изоспан-Д за пределы чердачного помещения в местах устройства архитектурных форм (выступающих парапетов и сложных форм). Также необходимо произвести укладку гидроизоляции изоспан-Д в соответствии с требованиями пункта 3.1.7 рабочей документации шифр 123-14-АС, а именно провис на всю площадь кровли не должен превышать 15 мм. и восстановить демонтированные участки гидроизоляции.
Из заключения по результатам дополнительной судебной строительно-технической экспертизы следует, что надлежащая эксплуатация кровли невозможна ввиду отсутствия специальных элементов безопасности, а именно ходовых трапов, крюков для навешивания лестниц в соответствии с пунктом 4.8. СП 17.13330.2017. Свод правил. Кровли. Актуальная редакция СНиП II-26-76 (который полностью соответствует аналогичному Своду правил, действовавших в период проведения капитального ремонта кровли).
Также в материалы дела представителем третьего лица ООО «Жилсервис-Центр» представлен акт от 5 августа 2019 г. осмотра чердачного помещения кровли спорного дома (подъезды с 1 по 6), из которого следует, что по периметру чердака под мауэрлатом замена гидроизоляционного слоя рубероида не произведена, материал ветхий, местами отсутствует. Осмотр произведен с участием представителей истца и ответчика.
При этом из рабочей документации шифр 123-14-АС (листы АС-2, АС-5) следует, что под мауэрлатом предусмотрен слой гидроизоляции – рубероид.
Оценивая в качестве доказательства по делу заключение эксперта – общества с ограниченной ответственностью «МагаданРегионСтрой», суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) сведения, содержащиеся в заключениях экспертов, являются доказательствами по делу, если они получены в предусмотренном законом порядке. Порядок назначения экспертизы, порядок ее проведения, форма и содержание заключения, его оценка по гражданскому делу определены статьями 79, 80, 84, 85, 86 ГПК РФ.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» разъяснено, что при исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.
Статьей 87 (частью 2) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам.
Приведенные положения закона подлежат применению и в том случае, когда недостаточная ясность и недостаточная полнота заключения эксперта обусловлены недостаточностью представленных на данное исследование материалов.
Заключения эксперта общества с ограниченной ответственностью «МагаданРегионСтрой» (основной и дополнительной экспертизы) отвечают требованиям статей 79, 84 - 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, экспертиза проведена с учетом вышеуказанных положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющим стаж работы в соответствующей области, на основании определения суда о поручении проведения экспертизы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, и не заинтересован в исходе настоящего гражданского дела.
Заключения эксперта подробно мотивированы, содержат ссылки на перечень специальной нормативной базы, подробное описание объекта исследования.
В связи с изложенным суд принимает во внимание заключения эксперта от 16 мая 2019 г. № 051/05-2019 и от 8 июля 2019 г. № 069/07-2019 как допустимые и достоверные доказательства.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Установленные судом фактические обстоятельства дела в своей совокупности позволяют с достоверностью сделать вывод о том, что при проведении капитального ремонта кровли части многоквартирного дома 6 по пл. Горького в г. Магадане, ориентированной на 1-ый проезд Горького, допущены недостатки, которые привели к протечкам в квартиры, расположенные на верхнем этаже указанной части дома.
В связи с чем имеются основания для удовлетворения исковых требований государственной жилищной инспекции по Магаданской области в полном объеме.
Так как организация проведения мероприятий по устранению недостатков, допущенных при проведении капитального ремонта кровли многоквартирного дома 6 по площади Горького в городе Магадане (в части дома, ориентированной на 1-ый проезд Горького) требует временных затрат, применительно к правилам статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требованиям разумности и исполнимости решения суда в указанной части будет соответствовать установление срока - не позднее 1 ноября 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Магаданской области к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к установлению причины нарушения качества выполненных работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по адресу: <...>, возложении обязанности выполнить мероприятия по устранению недостатков, допущенных при выполнении работ по капитальному ремонту кровли, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта Магаданской области», выразившееся в непринятии мер по установлению причин нарушения качества выполненных работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома № 6 по площади Горького в городе Магадане, приводящих к протечкам кровли указанного дома, и необеспечении своевременного и надлежащего устранения выявленных Государственной жилищной инспекцией Магаданской области нарушений в соответствии с актом проверки от 4 мая 2018 года № 253/020.
Обязать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта Магаданской области» в срок не позднее 1 ноября 2019 года обеспечить проведение следующих мероприятий по устранению недостатков, допущенных при проведении капитального ремонта кровли многоквартирного дома 6 по площади Горького в городе Магадане (в части дома, ориентированной на 1-ый проезд Горького):
- обеспечить устройство на кровле специальных элементов безопасности, в том числе ходовых трапов, крюков для навешивания лестниц в соответствии с пунктом 4.8. СП 17.13330.2017. Свод правил. Кровли. Актуальная редакция СНиП II-26-76;
- обеспечить устройство на кровле гидроизоляционного слоя «типа Изоспан Д» с провисом на 15 мм. На всю площадь кровли, исключив непроектные провисы, и с выводом гидроизоляционного слоя «типа Изоспан Д» за карниз, обеспечивающим выведение конденсата за пределы чердачного помещения, в том числе в местах нахождения архитектурных форм (парапетов, фронтонов) на кровле в соответствии с пунктом 3.2.1 рабочей документации шифр 123-14-АС, разработанной ООО «Технический надзор» (<...> год);
- обеспечить восстановление теплоизоляции трубопроводов отопления в соответствии с пунктом 3.2.1 рабочей документации шифр 123-14-АС, разработанной ООО «Технический надзор» (<...> год);
- обеспечить устройство карнизных продухов сечением 80х700 мм. в соответствии с пунктом 3.2.1 рабочей документации шифр 123-14-АС, разработанной ООО «Технический надзор» (<...> год);
- обеспечить устройство слоя гидроизоляции - рубероида в соответствии с листами АС-2, АС-5 рабочей документации шифр 123-14-АС, разработанной ООО «Технический надзор» (<...> год).
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения суда, с учетом выходных дней, 19 августа 2019 года.
Судья Н.В. Сергиенко