Дело №2-459/2013
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
20 июня 2013 года г.Касли
Каслинский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Горшениной Е.А.,
при секретаре Заколяпиной Н.С.,
с участием: помощника прокурора Каслинской городской прокуратуры Герасимчук С.В.,
ответчика главы администрации Берегового сельского поселения ФИО1, действующего на основании удостоверения,
представителя третьего лица ОНД № 8 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО2, действующего на основании удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каслинского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Береговского сельского поселения о признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Каслинский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Берегового сельского поселения о понуждении к исполнению закона, указав, что Каслинской городской прокуратурой в связи с обращением начальника ФГКУ 8 ОФПС по Челябинской области была проведена проверка соблюдения администрацией Береговского сельского поселения законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что администрацией Берегового сельского поселения не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Берегового сельского поселения; не организовано социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; не определено место дислокации подразделений пожарной охраны на территории сельского поселения исходя из условий, что время прибытия первого подразделения к месту вызова не превышает 20 минут. Таким образом, бездействием администрации Берегового сельского поселения в первую очередь ставится под угрозу жизнь и здоровье населения Берегового сельского поселения, а также имущество населения, имеющие социальные объекты. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Берегового сельского поселения по не созданию условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Берегового сельского поселения; не организации социального и экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; не определению места дислокации подразделений пожарной охраны на территории сельского поселения исходя из условий, что время прибытия первого подразделения к месту вызова не превышает 20 минут. Возложить обязанность на администрацию Берегового сельского поселения в течение 2 лет создать условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Берегового сельского поселения путем предоставления помещения для личного состава добровольной пожарной охраны, выделения средств на создание и функционирование добровольной пожарной охраны. Возложить обязанность на администрацию Берегового сельского поселения в течение 2 лет организовать социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Возложить обязанность на администрацию Берегового сельского поселения определить место дислокации подразделений пожарной охраны, на территории сельского поселения исходя из условий, что время прибытия первого подразделения к месту вызова не превышает 20 минут.
В судебном заседании помощник Каслинского городского прокурора Герасимчук С.В. уточнила исковые требования, просила суд признать бездействия администрации Берегового сельского поселения по не созданию условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Берегового сельского поселения; не организации социального и экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Просила возложить обязанность на администрацию Берегового сельского поселения в течение трех месяцев создать условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Берегового сельского поселения путем выделения средств на создание и функционирование добровольной пожарной охраны; организовать социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Представитель ответчика - администрации Береговского сельского поселения в судебном заседании пояснил, что он был избран на должность главы администрации Берегового сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ. С этого времени он занимается в том числе и этими вопросами, он не бездействует. Эта работа очень трудоемкая и требует материальных затрат, денежные средства бюджетом поселения на такие нужды не предусмотрено.
Представитель третьего лица - ОНД № 8 УНД ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО2, в судебном заседании пояснил, что уточненные требования прокурора поддерживает.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии ст. 4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В силу ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов государственной власти в области местного самоуправления относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», из преамбулы которого следует, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно ст. 3 указанного Закона, система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно- технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Элементами системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе, являются органы местного самоуправления.
В число основных функций системы обеспечения пожарной безопасности включены разработка и осуществление мер пожарной безопасности, а также реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
Полномочия органов местного самоуправления сельских поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности определены в ст. 19 Закона. К ним относится, в том числе создание условий для организации добровольной пожарной охраны, создание условий для забора воды, оснащение территории общего пользования первичными средствами тушения и инвентарем, организации и принятие мер по оповещению населения и др.
В соответствии с п. 9 ст. 63 Закона № 123-Ф3 первичные меры пожарной безопасности включают в себя социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В судебном заседании установлено, что начальник ФГКУ 8 ОФПС по Челябинской области обратился в Каслинскую городскую прокуратуру о несоблюдении главы Береговского сельского поселения требования Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, а именно на территории Береговского сельского поселения населенные пункты находятся за нормативным временем прибытия пожарных подразделений (более 20 минут) (л.д.7).
На основании вышеуказанного обращения Каслинской городской прокуратурой была проведена проверка администрации Береговского сельского поселения по поводу проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что администрацией Берегового сельского поселения не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Берегового сельского поселения; не организовано социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; не определено место дислокации подразделений пожарной охраны на территории сельского поселения исходя из условий, что время прибытия первого подразделения к месту вызова не превышает 20 минут, что подтверждается актом проверки от -ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).
Таким образом, бездействием администрации Берегового сельского поселения в первую очередь ставится под угрозу жизнь и здоровье населения Берегового сельского поселения, а также имущество населения, имеющие социальные объекты.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что администрация Береговского сельского поселения, как орган местного самоуправления призвана и полномочна в соответствии с законодательством Российской Федерации решать вопросы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в том числе создание условий для организации добровольной пожарной охраны, создание условий для забора воды, оснащение территории общего пользования первичными средствами тушения и инвентарем, организации и принятия мер по оповещению населения и другое, но в нарушение Закона администрация Береговского сельского поселения не выполняет функции по обеспечению мер пожарной безопасности.
Согласно ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, с учетом времени и объема работ, необходимых для выполнения исковых требований, считает необходимым установить срок исполнения ответчиком обязанности создать условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Берегового сельского поселения и организовать социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, сроком три месяца с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Каслинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Береговского сельского поселения о признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Берегового сельского поселения по не созданию условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Берегового сельского поселения; не организации социального и экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, не определению места дислокации подразделений пожарной охраны на территории сельского поселения, исходя из условий, что время прибытия первого подразделения к месту вызова не превышает 20 минут.
Возложить обязанность на администрацию Берегового сельского поселения в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу создать условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории Берегового сельского поселения путем выделения средств на создание и функционирование добровольной пожарной охраны.
Возложить обязанность на администрацию Берегового сельского поселения в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца через Каслинский городской суд.
В случае пропуска срока для подачи апелляционной жалобы по уважительной причине, сторона, пропустившая указанный срок, вправе обратиться к суду с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, одновременно с подачей жалобы.
Председательствующий судья - Горшенина Е.А.
Решение вступило в законную силу.