ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-459/2016 от 02.02.2016 Нижнекамского городского суда (Республика Татарстан)

Дело ...

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 февраля 2016 года город Нижнекамск

Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи В.Х. Романовой, при секретаре М.Н. Кадриевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске о пенсионном обеспечении,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ УПФР по РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске об обязании начислить пенсионное обеспечение с учетом индексации с ... по ....

В обоснование исковых требований истец указал, что ему установлена инвалидность 2 группы. Ответчик отказал ему в пенсионном обеспечении в связи с установлением группы инвалидности. Считает, что как лицо отбывающее наказание в виде лишения свободы, наделен правом на пенсионное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации.

Определением Нижнекамского городского суда РТ от ... к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены ОУФСР РФ по РТ, ФКУ «Лечебное исправительное учреждение ... УФСИН по РТ».

Истец ФИО1 в суд не явился, отбывает наказание в виде лишения свободы.

Представитель ответчика, по доверенности Х., в судебном заседании иск не признала, пояснив, что иностранные граждане, прибывшие из стран-СНГ участников Соглашения от ..., постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на получение пении при наличии вида на жительство. У ФИО1 вид на жительство отсутствует. При получении вида на жительство у ФИО1 возникнет право на получение пенсии по инвалидности с момента возникновения права, независимо от даты обращения.

Представитель третьего лица ФКУ «Лечебное исправительное учреждение ... УФСИН по РТ», по доверенности Р., в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что после отбытия наказания исправительное учреждение обязано депортировать осужденного, оплатив все расходы. ФИО1 в период отбывания наказания с заявлением о получении вида на жительство не обращался, не имел вида на жительство и на момент осуждения, является гражданином Р. Узбекистан.

Представитель третьего лица ОУФМС России по РТ в суд не явился, заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд в силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от ... пенсионного обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего на дату возникновения правоотношений сторон) закрепляется право иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 4 ФЗ «О страховых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшей на дату возникновения правоотношений сторон) перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 6 "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от ... N 17/16/19па (действовавшим до ...), граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Тем же нормативно-правовым актом утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В соответствии с п. 2 данного Перечня к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству.Согласно п. 2 ст. 16 Перечня лицо без гражданства, постоянно проживающее на территории Российской Федерации, в качестве документа, удостоверяющего личность, должен предъявить вид на жительство, выданный территориальными органами Федеральной миграционной службы.

Таким образом, обладая правом на трудовую пенсию по инвалидности, иностранный гражданин при обращении за назначением такой пенсии в Российской Федерации должен представить определенные документы, одним из которых является вид на жительство.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ... начальником ГУ - УПФР в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске направлено сообщение о том, что для оформления пенсии по инвалидности, рекомендуют ФИО1 получить вид на жительство в Российской Федерации, либо гражданство Российской Федерации.

В личном деле осужденного ФИО2 имеется паспорт гражданина Республики Узбекистан. Доказательства, подтверждающие то, что ФИО1 обращался с заявлением об оформлении вида на жительство, о наличии вида на жительство в Российской Федерации,
истцом суду не представлены.

Следовательно, оснований для назначения пенсии по инвалидности ФИО1 у пенсионного органа не имелось, так как его статус, а также законность и постоянный характер пребывания на территории Российской Федерации, как лица, претендующего на получение пенсии по инвалидности по законодательству Российской Федерации, по состоянию на дату обращения в пенсионный орган и на дату вынесения решения судом не были определены.

Доводы ФИО1, изложенные в исковом заявлении о том, что он, как лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы, имеет равное с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение - трудовую пенсии по инвалидности, не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку основан на неправильном применении положений Конституции РФ и принятых в соответствии с ней федеральных законов, регулирующих правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Из данной нормы Федерального закона следует, что при определении правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, изложенные в нем требования, являются обязательными, в том числе и в области пенсионного законодательства.

Согласно ст. 2 этого Федерального закона, подтверждением законности нахождения иностранного гражданина в Российской Федерации является действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство.

Таким образом, находящийся на законном основании на территории Российской Федерации иностранный гражданин вправе получать в Российской Федерации пенсию только при условии постоянного проживания, которое предполагает наличие у такого гражданина вида на жительство.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске о пенсионном обеспечении оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья В.Х. Романова