ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-459/2021 от 07.06.2021 Интинского городского суда (Республика Коми)

11RS0003-01-2021-000592-06

Дело № 2-459/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Вежниной Н.А.

при секретаре Суровицыной А.А.,

с участием представителя ответчика администрации МОГО «Инта» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 07 июня 2021 года гражданское дело по иску ФИО2 к администрации муниципального образования городского округа "Инта" о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных издержек,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации МОГО "Инта" о взыскании в порядке субсидиарной ответственности за счет казны МОГО "Инта" задолженности по договорам возмездного оказания услуг в размере <....>; процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ за период с __.__.__ по __.__.__ в размере <....>, расходов по уплате государственной пошлины по решению суда от __.__.__ в размере <....>, процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ за период с __.__.__ по __.__.__ в размере <....>, а также процентов за пользование чужими денежными средствами по день уплаты всей суммы задолженности, расходов по уплате госпошлины в размере <....> В обоснование заявленных требований указала, что с января 2017 г. по октябрь 2017 г. состояла в договорных отношениях с МУ "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам". Решением Интинского городского суда по делу №__ с МУ "Служба заказчика" в её пользу взыскана задолженность по договорам возмездного оказания услуг в размере <....>, проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ в размере <....>, расходы по оплате госпошлины в размере <....> На основании решения по делу №__ Интинским городским судом выдан исполнительный лист серия ФС №__ от __.__.__, который был направлен в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств по Республике Коми в г. Сыктывкаре. Судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств по Республике Коми возбуждено исполнительное производство №__ в отношении МУ "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам". __.__.__ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Так же приставом-исполнителем установлен факт, что МУ "Служба заказчика" финансовую деятельность не осуществляет, сотрудников в учреждении не числится. Данное постановление и исполнительный лист без исполнения получены истцом в декабре 2020.

Определением от __.__.__ судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУ "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам".

Истец ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании __.__.__ уточнила исковые требования, просила также взыскать с ответчика дополнительные расходы по оплате госпошлины за подачу настоящего иска в размере <....>.

Представитель ответчика администрации МОГО "Инта" ФИО1 в судебном заседании просила отказать удовлетворении исковых требований, указала, что применение мер субсидиарной ответственности к собственнику имущества, т.е. администрации МОГО "Инта" не имеется, доказательства, что МУ "Служба заказчика" отказалось оплачивать данную задолженность в материалах дела отсутствуют, наоборот имеются сведения о погашении части задолженности. МУ "Служба заказчика" несостоятельным (банкротом) не признано, является действующим учреждением, ведущим хозяйственную деятельность, в силу чего должно самостоятельно отвечать по своим обязательствам. Возражала против взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ за период с __.__.__ по __.__.__ в размере <....> Полагала также, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд.

Извещение, направленное в адрес третьего лица МУ "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", вернулось в суд за истечением срока хранения.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №__, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что МУ "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" создано __.__.__. Учредителем учреждения является администрация МО ГО "Инта".

Вступившим в законную силу решением Интинского городского суда от __.__.__ по делу №__ с МУ "Служба заказчика" в пользу ФИО2 взыскана задолженность по договорам возмездного оказания услуг от __.__.__№__, от __.__.__№__, от __.__.__№__ (с учетом дополнительного соглашения от __.__.__), от __.__.__№__ в сумме <....> (до удержания налогов и отчислений, предусмотренных российским законодательством); проценты, предусмотренные ст. 395 Гражданского Кодекса Российской Федерации в сумме <....>; возврат госпошлины в размере <....> Отказано ФИО2 в иске к администрации муниципального образования городского округа «Инта» о взыскании задолженности по договорам возмездного оказания услуг от __.__.__№__, от __.__.__№__, от __.__.__№__ (с учетом дополнительного соглашения от __.__.__, от __.__.__№__); процентов, предусмотренных ст. 395 Гражданского Кодекса Российской Федерации; возврате госпошлины.

На основании решения суда по делу №__ Интинским городским судом выдан исполнительный лист серии ФС №__ от __.__.__, который взыскателем был направлен в ОСП по г.Инте УФССП по РК. Данный исполнительный лист был перенаправлен в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств по Республике Коми в г. Сыктывкаре. Судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств по Республике Коми возбуждено исполнительное производство №__-ИП от __.__.__.

__.__.__ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. В ходе исполнительного производства частично взыскана сумма в размере <....>. Остаток задолженности составляет <....>.

В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 12 ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

Как следует из материалов дела, МУ "Служба заказчика" на момент заключения с истцом договоров возмездного оказания услуг действовало в соответствии с Уставом в редакции от __.__.__. После __.__.__ изменения в устав учреждения не вносились, что следует из выписки из ЕГРЮЛ.

Согласно п. 1.3 Устава учредителем учреждения является МО ГО "Инта" в лице администрации МОГО "Инта". Тип учреждения не определен, что соответствовало действовавшей на момент создания Учреждения редакции ст. 120 ГК РФ, не предусматривавшей типов муниципальных учреждений. Статья 120 ГК РФ утратила силу с __.__.__.

Пунктом 1.8 Устава установлено, что Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении средств, при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель.

Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Статьей 123.22 ГК РФ (введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ) установлено, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Вышеперечисленные типы учреждений введены Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Администрацией МОГО "Инта" как учредителем не были совершены действия по изменению (определению) типа МУ "Служба заказчика", по приведению устава учреждения в соответствие с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" установлено, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ установлено, что казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы

Исходя из целей и функций МУ "Служба заказчика" перечисленных в п. 2.1, 2.2 Устава, указанное учреждение должно иметь тип казенного учреждения.

Аналогичными решениями Интинского городского суда №__, №__, вступившими в законную силу, установлено, что администрацией МОГО "Инта" учреждено МКУ "Управление жилищно-коммунальным хозяйством", которое выполняет те же функции, что ранее выполняло МУ "Служба заказчика". Указанное учреждение является казенным. То есть администрация МОГО "Инта" вместо того, чтобы привести тип МУ "Служба заказчика" в соответствие с законодательством, прекратила финансирование указанного учреждения и создала новое учреждение. Такие действия администрации являются очевидно недобросовестными, поскольку учредитель обязан финансировать деятельность созданного им учреждения либо провести его ликвидацию в установленном законодательством порядке.

Поскольку МУ "Служба заказчика" в соответствии с законодательством подлежало преобразованию в казенное учреждение, то невыполнение администрацией МОГО "Инта" обязанностей по преобразованию учреждения не освобождает администрацию МОГО "Инта" от субсидиарной ответственности по обязательствам указанного учреждения. Как предусмотрено ст. 123.22 ГК РФ, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по всем обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Кроме того, и уставом МУ "Служба заказчика" в действующей редакции прямо предусмотрена субсидиарная ответственность учредителя по обязательствам МУ "Служба заказчика" при недостаточности средств у учреждения.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании задолженности по договорам возмездного оказания услуг в порядке субсидиарной ответственности с МОГО "Инта" в лице администрации МОГО "Инта" за счет казны муниципального учреждения обоснованы, поскольку самоустранение учредителя от предусмотренных Уставом Учреждения обязанностей, в том числе в части финансирования, не должно нарушать права работников Учреждения на гарантированную трудовым законодательством оплату труда.

Как следует из постановления об окончании исполнительного производства от __.__.__ с должника в пользу взыскателя взыскана сумма в размере <....>, остаток долга составляет <....>.

В соответствии со статьей 319 Гражданского кодекса Российской Федерации сумма произведенного платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты, а в оставшейся части - основную сумму долга.

Учитывая положения ст.319 ГК РФ, суд полагает, что взысканную сумму в размере <....> следует учесть в счет погашения расходов истца по оплате госпошлины по решению суда от __.__.__№__, остаток по которым составит <....> (<....><....>).

При этом суд находит обоснованными доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ за период с __.__.__ по __.__.__ в размере <....>

В силу части 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Только если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

По смыслу закона, субсидиарной ответственностью является ответственность, которую лицо несет дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником. При этом необходимыми условиями для применения субсидиарной ответственности по обязательствам основного должника являются: его отказ в удовлетворении предъявленного требования либо неполучение кредитором в разумный срок ответа на данное требование; обязательное предъявление иска в суд к основному должнику; недостаточность у основного должника находящихся в его распоряжении денежных средств. Субсидиарный должник несет ответственность в пределах размера неисполненного обязательства МУ «Служба заказчика», в настоящий момент со стороны учредителя отсутствует неправомерное удержание денежных средств истца.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания в пользу истца процентов за пользование чужими денежными средствами за период с __.__.__ по __.__.__ в размере <....> не имеется.

В судебном заседании представителем истца заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

Как следует из пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В исковом заявлении, а также в судебном заседании __.__.__ истец пояснила, что узнала о невозможности получения взысканной решением суда суммы в декабре 2020 года из постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства. В суд с настоящим иском ФИО2 обратилась __.__.__ в пределах срока исковой давности.

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в пределах удовлетворенных требований в размере <....> (800 + (<....> + <....> – 20 000) * 3%.

Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с муниципального образования городского округа "Инта" в лице администрации муниципального образования городского округа "Инта" за счет средств казны муниципального образования городского округа "Инта" в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам Муниципального учреждения "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в пользу ФИО2 задолженность по договорам возмездного оказания услуг в размере <....>, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с __.__.__ по __.__.__ в размере <....>, расходы по оплате госпошлины по решению суда от __.__.__№__ в размере <....>, расходы по оплате госпошлины в размере <....>.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к муниципальному образованию городского округа "Инта" в лице администрации муниципального образования городского округа "Инта" о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ за период с __.__.__ по __.__.__ в размере <....>, а также процентов за пользование чужими денежными средствами по день уплаты всей суммы задолженности, расходов по оплате госпошлины по решению суда от __.__.__№__ в размере, превышающем <....>, расходов по уплате госпошлины в сумме, превышающей <....> – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено __.__.__.

Судья Н.А.Вежнина