Дело № 2-459/2022
УИД 58RS0008-01-2021-005469-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 марта 2022 года город Пенза
Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Гореловой Е.В.,
при секретаре Прониной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г.Пензы в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, ГБУ ПО «Лесопожарный центр» о понуждении обеспечить лесопожарные формирования техникой, инвентарем и оборудованием,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г. Пензы в интересах Российской Федерации и неопределенного круга физических лиц обратился в суд с исковым заявлением к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, ГБУ ПО «Лесопожарный центр» о понуждении обеспечить лесопожарные формирования техникой, инвентарем и оборудованием, в обоснование требований указав, что Прокуратурой Железнодорожного района г. Пензы проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны, использования лесов и оборота древесины, о пожарной безопасности в лесах, по результатам которой выявлены отдельные несоответствия законодательству при осуществлении деятельности ГБУ ПО «Лесопожарный центр».
На основании постановления Правительства Пензенской области от 29.02.2012 №127-пп создано ГБУ ПО «Леспопожарный центр», учредителем которого является Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее Минлесхоз Пензенской области).
Данное учреждение согласно уставу, утвержденному приказом Минлесхоза Пензенской области от 13.03.2012 № 22/1 (с изм.), осуществляет в числе основной деятельности тушение лесных пожаров; обеспечение пожарно-химических станций средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах.
Мероприятия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Пензенской области осуществляются ГБУ ЛПЦ в соответствии с государственным заданием. При этом, контроль за пожарной опасностью в лесах, и процессами тушения лесных пожаров осуществляется сотрудниками подведомственных Минлесхозу Пензенской области лесничеств.
Кроме того, в рамках заключенного Минлесхозом Пензенской области с ГУ МЧС России по Пензенской области соглашением от 07.04.2021 об осуществлении информационного обмена и взаимодействия при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ГБУ ЛПЦ заключен ряд договоров со сторонними организациями на выполнение работ по обеспечению тушения лесных пожаров (подвоз воды, людей, питания, окарауливание локализованного лесного пожара и т. д.), предусмотрен порядок использования сил и средств пожаротушения лиц, использующих леса.
Обеспеченность субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и инвентарем определена в соответствии с нормативами, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р (далее – Нормативы).
С целью реализации определенных названными Нормативами требований в ГБУ ЛПЦ создано 25 лесопожарных формирований (групп), а также 22 лесопожарные станции, из них: ЛПС-3 – 1 шт., ЛПС-2 – 1 шт., ЛПС-1 – 20 шт., деятельность которых заключается в выполнении работ, оказании услуг в сфере лесного хозяйства, природопользования и экологии, а также выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлении отдельных мер пожарной безопасности в лесах.
Вместе с тем, как показала проведенная прокуратурой проверка, пожарно-химические станции в полной мере не укомплектованы противопожарной техникой, средствами тушения и оборудованием. В нарушение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р ЛПС-3 – 1 шт., ЛПС-2 – 1 шт., ЛПС-1 – 20 шт., находящиеся в ведении ГБУ ЛПЦ, фактически пожарной техникой и инвентарем в необходимом объеме недоукомплектованы.
Ранее с целью устранения отмеченных недостатков прокурором района 18.02.2021 директору ГБУ ПО «Леспопожарный центр» внесено представлении. Однако, как показала контрольная проверка, до настоящего времени нарушения не устранены, достаточные меры к устранению нарушений не предприняты.
Таким образом, неукомплектованность лесопожарных формирований необходимым инвентарем может повлиять на эффективность и оперативность тушения очагов лесных пожаров, создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь наступление общественно-опасных последствий в виде поражения и гибели людей, уничтожения растительности, диких и сельскохозяйственных животных, прилегающих к лесному массиву населенных пунктов, задымленности и загазированности атмосферы, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
С учетом уменьшения исковых требований, прокурор Железнодорожного района г. Пензы просит суд обязать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, ГБУ ПО «Лесопожарный центр» и обязать в течение трех месяцев со дня вступления решения суда по настоящему исковому заявлению в законную силу обеспечить лесопожарные формирования Пензенской области следующей техникой, инвентарем и оборудованием, в количестве, предусмотренном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р, а именно: техникой: АГ2 автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т. – 15 шт.;
пожарным оборудованием: СП3 бензомоторная пила – 7 шт. (ранее - 19 шт.); ВОЗ мотопомпа (переносная) с производительностью свыше 600 л/мин в комплекте – 3 шт. (ранее - 6 шт.); ВО5 мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа – 26 шт.; ВО6 пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 литров - 63 шт.; ВО10 напорные пожарные рукава (метров) – 10540 метров (ранее - 14110 метров); ВО11 комплект технологической оснастки в составе пожарных стволов, соединительных головок, разветвлений, зажимов, щетки, приспособления для переноски рукавов – 26 шт.;
пожарными и иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: К2тепловизор (портативный) - 26 шт.; К3 метеостанция с анемометром полевая (карманная) – 23 шт.; К5 комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) -23 шт.; К6 прибор спутниковой навигации (навигатор) – 48 шт.; СК2 радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи – 22 шт.; СК3 радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи - 23 шт.; СК8 терминал спутниковой связи – 26 шт.; СК10 звуковещательное устройство (переносное) – 23 шт.; СК11 комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 штук – 22 шт.;
противопожарным снаряжением и инвентарем в количестве: ПС1 средства индивидуальной защиты лесного пожарного (десантника-пожарного) в комплекте - защитная одежда из огнестойкой ткани (предназначенная для выполнения работ по тушению лесных пожаров), ботинки (сапоги), перчатки, защитная каска, защитные очки, универсальная накидка из огнестойкой ткани, средства защиты органов дыхания, персональные свисток и компас, индивидуальный фонарь, индивидуальная емкость для воды объемом не менее 0,8 л, индивидуальная аптечка первой помощи – 150 шт.; ПС2 индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система – 150 шт.; ПС3 спальный мешок – 150 шт.; ПС4 термоизоляционный коврик (надувной матрас) – 150 шт.; ПС5 палатка для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов – 150 шт.; ПС7 тент бивуачный – 25 шт.; ПС8 комплект для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой) – 25 шт.; ПС10 комплект посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповой) – 25 шт.; ПС11 контейнер съемный для транспортировки группового полевого снаряжения – 50 шт.; ПС12 контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря - 50 шт.; ПС13 лодка надувная грузоподъемностью не менее 350 кг – 1 шт.; СО1 переносной генератор электричества мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте – 2 шт.; СО2 металлический шкаф или сейф -22 шт.; СО3 комплект слесарных инструментов для проведения технического обслуживания и текущего ремонта противопожарного оборудования и инвентаря - слесарные инструменты, точильный станок электрический, станок для заточки пильных цепей и др. – 22 шт.; СО4 комплект средств управления в составе компьютера, модема, принтера, сканирующего устройства – 22 шт.; СО6 комплект сигнальных лент или флажков (знаков) – 26 шт.; СП5 комплект пожаробезопасных емкостей для транспортировки горюче-смазочных материалов в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л – 75 шт.; СП10 пила ручная – 25 шт.
22.12.2021 исковое заявление прокурора района было оставлено без рассмотрения на основании абз.7 ст.222 ГПК РФ.
11.02.2022 определением Железнодорожного районного суда г. Пензы было удовлетворено заявление прокурора Железнодорожного района г.Пензы об отмене определения суда от 22.12.2021, производство по делу возобновлено.
17.02.2022 определением судьи к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Пензы Артемов Д.М. требования с учетом заявления в порядке ст.39 ГПК РФ поддержал, в обоснование сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении и в заявлении об уменьшении исковых требований.
Представители ответчика Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенностей (в деле), в судебном заседании с требованиями не согласились, в обоснование дали пояснения аналогичные доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (т.1 л.д.85-90) и письменном отзыве на заявление об уменьшении исковых требований (т.2 л.д.204-207). Полагали, что Министерство и ГБУ ПО «Лесопожарный центр» обладают всем необходимым для тушения лесных пожаров – противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием, инвентарем. Кроме того, в соответсвтии с п. 2 распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605 –р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» реализация распоряжения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В целях реализации распоряжения с 2019 года обеспечения лесопожарных формирований Пензенской области лесопожарной техникой оборудованием в рамках доверительных лимитов бюджетных ассигнований субвенций из федерального бюджета приобретено имущество 24 трактора, 12 пожарных машин, 32 малых лесопатрульных комплекса, 1 вахтовый автобус, 1 седельный тягач, 2 полуприцепа тяжеловоза, 16 плугов, 30 бензопил, 2 тракторных пожарных прицепа – цистерны, 3 квадроцикла с прицепами, 8 радиостанций, 359 ранцевых огнетушителей. Приобрести лесопожарную технику и оборудование только за счет средств бюджета Пензенской области, являющейся дотационной, не представляется возможным, так как осуществление охраны лесов – это полномочия федеральные. Исковые требования прокурора по возложении обязанности в трехмесячный срок обеспечить в полном объеме лесопожарные формирования региона лесопожарной техникой и оборудованием в соовтетсвтии с нормативами, отраженными в распоряжении, с учетом предусмотренного уровня финансирования в федеральном законе от 08.12.2020 № 385 – ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» является необоснованным.
Представитель ответчика ГБУ ПО «Лесопожарный центр» ФИО3, действующий на основании доверенности (в деле), в судебном заседании с требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать, поддержав позицию представителей Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области.
Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает требования прокурора Железнодорожного района г.Пензы, заявленные в интересах Российской Федерации и неопределенного круга физических лиц, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 58, п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации обязанностью каждого является сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Полномочия по охране окружающей среды и обеспечение экологической безопасности относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно положениям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров.
Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Тушение лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21.12. 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Часть 1 ст. 53.1 ЛК РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе организации использования и охраны лесов, включающей осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на землях лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Положениями ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления Правительства Пензенской области от 29.02.2012 № 127-пп создано ГБУ ПО «Лесопожарный центр», учредителем которого является Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области.
Согласно Уставу ГБУ ПО «Лесопожарный центр», утвержденному приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области № 22/1 от 13.03.2012, ГБУ ПО «Лесопожарный центр» осуществляет следующие виды основной деятельности: тушение лесных пожаров; обеспечение пожарно – химических станций средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах.
Мероприятия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Пензенской области осуществляются ГБУ ЛПЦ в соответствии с государственным заданием.При этом, контроль за пожарной опасностью в лесах, и процессами тушения лесных пожаров осуществляется сотрудниками подведомственных Минлесхозу Пензенской области лесничеств.
Кроме того, в рамках заключенного Минлесхозом Пензенской области с ГУ МЧС России по Пензенской области соглашением от 07.04.2021 об осуществлении информационного обмена и взаимодействия при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ГБУ ЛПЦ заключен ряд договоров со сторонними организациями на выполнение работ по обеспечению тушения лесных пожаров (подвоз воды, людей, питания, окарауливание локализованного лесного пожара и т. д.), предусмотрен порядок использования сил и средств пожаротушения лиц, использующих леса.
Обеспеченность субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, противопожарным снаряжением и инвентарем определена в соответствии с нормативами, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» (далее – Нормативы).
С целью реализации определенных названными Нормативами требований в ГБУ ЛПЦ создано 25 лесопожарных формирований (групп), а также 22 лесопожарные станции, из них: ЛПС-3, ЛПС-2, ЛПС-1, деятельность которых заключается в выполнении работ, оказании услуг в сфере лесного хозяйства, природопользования и экологии, а также выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлении отдельных мер пожарной безопасности в лесах.
На основании решения прокурора района о проведении проверки № 7 от 27.01.2021 Прокуратурой Железнодорожного района г. Пензы проведена проверка ГБУ ПО «Лесопожарный центр», в ходе которой установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно пожарно-химические станции в полной мере не укомплектованы противопожарной техникой, средствами тушения и оборудованием. В нарушение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р ЛПС-3, ЛПС-2, ЛПС-1, находящиеся в ведении ГБУ ЛПЦ, фактически пожарной техникой и инвентарем в необходимом объеме недоукомплектованы, а именно:
техникой: АГ2 автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т. – 15 шт.;
пожарным оборудованием: СП3 бензомоторная пила – 7 шт. (ранее - 19 шт.); ВОЗ мотопомпа (переносная) с производительностью свыше 600 л/мин в комплекте – 3 шт. (ранее - 6 шт.); ВО5 мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа – 26 шт.; ВО6 пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 литров - 63 шт.; ВО10 напорные пожарные рукава (метров) – 10540 метров (ранее - 14110 метров); ВО11 комплект технологической оснастки в составе пожарных стволов, соединительных головок, разветвлений, зажимов, щетки, приспособления для переноски рукавов – 26 шт.;
пожарными и иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: К2тепловизор (портативный) - 26 шт.; К3 метеостанция с анемометром полевая (карманная) – 23 шт.; К5 комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) -23 шт.; К6 прибор спутниковой навигации (навигатор) – 48 шт.; СК2 радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи – 22 шт.; СК3 радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи - 23 шт.; СК8 терминал спутниковой связи – 26 шт.; СК10 звуковещательное устройство (переносное) – 23 шт.; СК11 комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 штук – 22 шт.;
противопожарным снаряжением и инвентарем в количестве: ПС1 средства индивидуальной защиты лесного пожарного (десантника-пожарного) в комплекте - защитная одежда из огнестойкой ткани (предназначенная для выполнения работ по тушению лесных пожаров), ботинки (сапоги), перчатки, защитная каска, защитные очки, универсальная накидка из огнестойкой ткани, средства защиты органов дыхания, персональные свисток и компас, индивидуальный фонарь, индивидуальная емкость для воды объемом не менее 0,8 л, индивидуальная аптечка первой помощи – 150 шт.; ПС2 индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система – 150 шт.; ПС3 спальный мешок – 150 шт.; ПС4 термоизоляционный коврик (надувной матрас) – 150 шт.; ПС5 палатка для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов – 150 шт.; ПС7 тент бивуачный – 25 шт.; ПС8 комплект для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой) – 25 шт.; ПС10 комплект посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповой) – 25 шт.; ПС11 контейнер съемный для транспортировки группового полевого снаряжения – 50 шт.; ПС12 контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря - 50 шт.; ПС13 лодка надувная грузоподъемностью не менее 350 кг – 1 шт.; СО1 переносной генератор электричества мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте – 2 шт.; СО2 металлический шкаф или сейф -22 шт.; СО3 комплект слесарных инструментов для проведения технического обслуживания и текущего ремонта противопожарного оборудования и инвентаря - слесарные инструменты, точильный станок электрический, станок для заточки пильных цепей и др. – 22 шт.; СО4 комплект средств управления в составе компьютера, модема, принтера, сканирующего устройства – 22 шт.; СО6 комплект сигнальных лент или флажков (знаков) – 26 шт.; СП5 комплект пожаробезопасных емкостей для транспортировки горюче-смазочных материалов в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л – 75 шт.; СП10 пила ручная – 25 шт.
По результатам проведенной проверки прокурором Железнодорожного района г. Пензы ГБУ ПО «Лесопожарный центр» выдано представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности от 18.02.2021.
На данное представление ГБУ ПО «Лесопожарный центр» 18.03.2021 сообщило прокурору Железнодорожного района г. Пензы о том, что приняты меры по устранению нарушений законодательства, совместно с распорядителем бюджетных средств – Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природных ресурсов направлено письмо с информацией о неукомплектованности лесопожарных станций работниками, оборудованием и техникой. На текущий момент в рамках целевого финансирования учредителем осуществлены закупки 32 малых лесопатрульных комплексов с пожарным оборудованием из которых 12 автомашин уже получены учреждением, состоялся электронный аукцион на поставку 6 тракторов МТЗ-82, планируются другие закупки в целях частичного доукомплектования. В адрес Пензенского лесного колледжа направлено письмо с просьбой рассмотреть вопрос об обучении работников, участвующих в тушении лесных пожаров по профессиональному стандарту «Лесной пожарный». Также заместителю директора за недостаточный контроль наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Таким образом, в нарушение требований приведенных норм законодательства Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, ГБУ ПО «Лесопожарный центр» ненадлежащим образом выполняются переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, не организовано обеспечение в необходимом объеме имеющихся на территории Пензенской области ЛПС пожарной техникой и инвентарем, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов Пензенской области, окружающей среде и экологической безопасности в целом.
То обстоятельство, что оснащенность пожарно-химических станций ГБУ ПО «Лесопожарный центр» пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснасткой и вспомогательными материалами не отвечает нормативам, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», подтверждается материалами дела.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд признает допустимыми доказательствами по делу все предоставленные суду документы, поскольку они получены с соблюдением требований законодательства РФ, сторонами не предоставлено каких-либо доводов и оснований позволяющих признать какое-либо из имеющихся письменных доказательств недопустимым.
Судом подробно исследованы возражения стороны ответчика, в том числе о том, что в соответствии со статьями 78.1 и 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования (основных средств) для автономных и бюджетных учреждений может осуществляться за счет средств федерального и регионального бюджетов (субсидий) на условиях софинансирования согласно заключенным соглашениям; приобретение может осуществляться либо органом исполнительной власти, либо непосредственно учреждением, которому при этом выделяются субсидии и на иные цели. Кроме того, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2016 № 1506 «О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений» и Соглашением Губернатора Пензенской области с Министерством финансов Российской Федерации от 15.02.2017 № 01-01-06/06-28/4-7а-07/04 (о предоставлении дотаций из федерального бюджета).
Суд считает указанные доводы несостоятельными и не влекущими отказ в удовлетворении рассматриваемого искового заявления.
Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 N 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях» установлено, что пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
В силу пункта 2 Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 N 167, пожарно-химические станции формируются на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения.
В соответствии с пунктом 1 раздела VI Положения о пожарно-химических станциях, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
В приложении 2 к пункту 1 раздела VI Положения о пожарно-химических станциях приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за пожарно-химическими станциями, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед пожарно-химическими станциями задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.
Данный перечень определен законодателем в качестве примерного, поскольку в силу прямого указания пункта 1 раздела VI Положения о пожарно-химических станциях определение конкретного вида и количества пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта зависит от лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
В нарушение действующего законодательства Минлесхоз Пензенской области не организовано обеспечение имеющихся на территории Пензенской области пожарно-химических станций (лесопожарные формирования) средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а ГБУ ПО «Лесопожарный центр» не обеспечено оснащение пожарно-химических станций (лесопожарных формирований), являющихся специализированными структурными подразделениями учреждения, необходимой противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием, инвентарем, другими материалами, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов Пензенской области, окружающей среде и экологической безопасности в целом.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Железнодорожного района г.Пензы в интересах Российской Федерации и неопределенного круга физических лиц к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, ГБУ ПО «Лесопожарный центр» о понуждении обеспечить лесопожарные формирования техникой, инвентарем и оборудованием, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Пензы в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, ГБУ ПО «Лесопожарный центр» о понуждении обеспечить лесопожарные формирования техникой, инвентарем и оборудованием - удовлетворить.
Обязать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, ГБУ ПО «Лесопожарный центр» в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить лесопожарные формирования Пензенской области следующей техникой, инвентарем и оборудованием, в количестве, предусмотренном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р, а именно:
техникой: АГ2 автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т. – 15 шт.;
пожарным оборудованием: СП3 бензомоторная пила – 7 шт. (ранее - 19 шт.); ВОЗ мотопомпа (переносная) с производительностью свыше 600 л/мин в комплекте – 3 шт. (ранее - 6 шт.); ВО5 мобильный пожарный резервуар (емкость) открытого типа – 26 шт.; ВО6 пожарная емкость закрытого типа объемом до 300 литров - 63 шт.; ВО10 напорные пожарные рукава (метров) – 10540 метров (ранее - 14110 метров); ВО11 комплект технологической оснастки в составе пожарных стволов, соединительных головок, разветвлений, зажимов, щетки, приспособления для переноски рукавов – 26 шт.;
пожарными и иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: К2тепловизор (портативный) - 26 шт.; К3 метеостанция с анемометром полевая (карманная) – 23 шт.; К5 комплекс мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотная авиационная система (БАС) -23 шт.; К6 прибор спутниковой навигации (навигатор) – 48 шт.; СК2 радиостанция УКВ диапазона стационарная наземного канала связи – 22 шт.; СК3 радиостанция УКВ диапазона возимая наземного канала связи - 23 шт.; СК8 терминал спутниковой связи – 26 шт.; СК10 звуковещательное устройство (переносное) – 23 шт.; СК11 комплект пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 штук – 22 шт.;
противопожарным снаряжением и инвентарем в количестве: ПС1 средства индивидуальной защиты лесного пожарного (десантника-пожарного) в комплекте - защитная одежда из огнестойкой ткани (предназначенная для выполнения работ по тушению лесных пожаров), ботинки (сапоги), перчатки, защитная каска, защитные очки, универсальная накидка из огнестойкой ткани, средства защиты органов дыхания, персональные свисток и компас, индивидуальный фонарь, индивидуальная емкость для воды объемом не менее 0,8 л, индивидуальная аптечка первой помощи – 150 шт.; ПС2 индивидуальный полевой (тактический) рюкзак или индивидуальная разгрузочная система – 150 шт.; ПС3 спальный мешок – 150 шт.; ПС4 термоизоляционный коврик (надувной матрас) – 150 шт.; ПС5 палатка для защиты пожарного от неблагоприятных погодных факторов – 150 шт.; ПС7 тент бивуачный – 25 шт.; ПС8 комплект для оказания первой помощи на месте происшествия (групповой) – 25 шт.; ПС10 комплект посуды для приготовления пищи в полевых условиях (групповой) – 25 шт.; ПС11 контейнер съемный для транспортировки группового полевого снаряжения – 50 шт.; ПС12 контейнер съемный для перевозки пожарного инвентаря - 50 шт.; ПС13 лодка надувная грузоподъемностью не менее 350 кг – 1 шт.; СО1 переносной генератор электричества мощностью 0,8 - 5 кВт в комплекте – 2 шт.; СО2 металлический шкаф или сейф -22 шт.; СО3 комплект слесарных инструментов для проведения технического обслуживания и текущего ремонта противопожарного оборудования и инвентаря - слесарные инструменты, точильный станок электрический, станок для заточки пильных цепей и др. – 22 шт.; СО4 комплект средств управления в составе компьютера, модема, принтера, сканирующего устройства – 22 шт.; СО6 комплект сигнальных лент или флажков (знаков) – 26 шт.; СП5 комплект пожаробезопасных емкостей для транспортировки горюче-смазочных материалов в полевых условиях, суммарным объемом не менее 20 л – 75 шт.; СП10 пила ручная – 25 шт.
Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 10.03.2022.
Судья - Е.В. Горелова