РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Кадом 12 мая 2020 года
Кадомский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Копейкина С.Н.,
ответчика Левкиной Э.А.,
при секретаре Поповой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кадомского районного суда дело №2-45/2020 по иску министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области к Левкиной Э.А. о взыскании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 485 000 рублей 00 копеек и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 247 500 рублей 00 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области обратилось в суд с иском к Левкиной Э.А. о взыскании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 485 000 рублей 00 копеек и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 247 500 рублей 00 копеек, указав в обоснование, что в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 01.06.2012 №156 «О предоставлении крестьянским (фермерским) хозяйствам средств из областного бюджета на поддержку начинающих фермеров» (редакция от 16.04.2014, далее - Постановление) между министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области (далее - Министерство) и индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства Левкиной Э.А. (далее - глава К(Ф)Х Левкина Э.А.) ДД.ММ.ГГГГ было заключено Соглашение о предоставлении гранта и (или) единовременной помощи (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения являлось предоставление Получателю (главе К(Ф)Х Левкиной Э.А.) гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 500 000,00 (один миллион пятьсот тысяч) руб. (далее - грант) и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 250 000,00 (двести пятьдесят тысяч) руб. (далее - единовременная помощь) за счет средств областного бюджета.
Перечисление гранта и единовременной помощи подтверждается платежными поручениями:
№ от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 525 000,00 руб.;
№ от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 975 000,00 руб.;
№ от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 87 500,00 руб.;
№ от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 162 500,00 руб.
Согласно вышеуказанному Соглашению глава К(Ф)Х Левкина Э.А. взяла на себя обязательства в том числе:
использовать грант и единовременную помощь по целевому назначению в соответствии с планом расходов, представленным на рассмотрение Комиссии в течение 12 месяцев со дня поступления средств на счет (содержится в бизнес- плане, представленном для участия в конкурсе по отбору начинающих фермеров);
оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, указанного в плане расходов;
создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. гранта;
ежеквартально представлять в Министерство отчетность по формам согласно приложениям к Соглашению;
предоставлять по требованию Министерства необходимые пояснения к отчетности, иную информацию, необходимую для осуществления контроля за использованием гранта, единовременной помощи, исполнением принятых обязательств в соответствии с Соглашением в течение 10 календарных дней с момента получения требования и иные обязательства.
Указанные обязательства начинающего фермера содержатся также в Порядке предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам средств из областного бюджета на поддержку начинающих фермеров (далее - Порядок), утвержденном Постановлением.
В свою очередь, Министерство обязалось осуществлять контроль за использованием главой К(Ф)Х Левкиной Э.А. гранта, единовременной помощи и обязательную проверку условий, целей и порядка их предоставления.
В соответствии с пунктом 4.4 Порядка начинающий фермер представляет в Министерство отчетность в форме и сроки в соответствии с заключенным Соглашением (пункт 2.1.7 Соглашения).
На основании представленных главой К(Ф)Х Левкиной Э.А. отчетах о целевом расходовании средств гранта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство за III и IV квартал 2014 г. установлено, что с использованием средств гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство было приобретено следующее имущество:
1. Трактор «Беларус» 82.1 (23/12) стоимостью 811 000,00 руб. (из них средства гранта - 729 900,00 руб.);
2. КУН МКДУ 82Б стоимостью 120 200,00 руб. (из них средства гранта - 108 180,00 руб.);
3. Ковш МКДУ 82Б стоимостью 26 600,00 руб. (из них средства гранта - 23 940,00 руб.);
4. Адаптер в количестве 2 ед. общей стоимостью 2 200,00 руб. (из них средства гранта - 1 980,00 руб.).
Указанные приобретения подтверждаются копиями следующих документов: договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, счета от ДД.ММ.ГГГГ№, платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ№ на общую сумму 960 000,00 руб., акта приемки-передачи ТС от ДД.ММ.ГГГГ,товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ№, свидетельства о регистрации машины, паспорта самоходной машины и других видов техники.
5. Инкубаторы в количестве 3 ед. общей стоимостью 690 000,00 руб. (из них средства гранта - 621 000,00 руб.).
Указанные приобретения подтверждаются копиями следующих документов: договора от ДД.ММ.ГГГГ№, акта приема-передачи оборудования от ДД.ММ.ГГГГ платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ№ на общую сумму 690 000,00 руб.
6. Грузовой автомобиль Газ-3302 общей стоимостью 275 000,00 руб. (из них средства гранта - 250 000,00 руб., собственные средства - 25 000,00 руб. - указано в отчете за IV квартал 2014 г., в нарушение п.2.1.2 Соглашения, а именно - оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов).
Данное приобретение подтверждается копиями следующих документов: договора купли-продажи ТС от ДД.ММ.ГГГГ№, акта приемки-передачи ТС от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о регистрации ТС, паспорта транспортного средства, платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ№ на общую сумму 275 000,00 руб. Однако, исходя из назначения платежа в платежном поручении, 10% от общей суммы - собственные средства главы К(Ф)Х Левкиной Э.А. Таким образом, средства гранта и единовременной помощи на указанное приобретение потрачены в размере 247 500,00 руб., собственные средства - 27 500,00 руб, (что не соответствует представленным в отчете за IV квартал 2014 г. сведениям).
На основании изложенного ответчиком Левкиной Э.А. в соответствии с планом расходов (при наличии незначительных отклонений по общей стоимости приобретенного имущества) средства гранта использованы в размере 1 485 000,00 руб., единовременная помощь использована в размере 247 500,00 рублей.
Таким образом, неиспользованная (неподтвержденная отчетами о целевом расходовании средств гранта и единовременной помощи и копиями документов, подтверждающих целевое расходование) Левкиной Э.А. сумма гранта составляет - 15 000,00 руб., единовременной помощи - 2 500,00 руб.
Кроме того, исходя из Отчета о результатах деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства за IV квартал 2018г. численность постоянных работников главы К(Ф)Х Левкиной Э.А. составляет 2 человека. В Министерство была представлена копия одного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно межведомственному запросу в Федеральную налоговую службу от ДД.ММ.ГГГГ. сведения о среднесписочной численности работников были представлены в налоговые органы главой К(Ф)Х Левкиной Э.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в отношении 1 работника. Таким образом, у Министерства отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие 2-х постоянных работников, указанных в Отчете.
Далее представитель истца указывает, что в соответствии с п.2.1.3 Соглашения глава К(Ф)Х – ответчик Левкина Э.А. обязалась создать не менее 3-х постоянных рабочих мест. Указанное обстоятельство также является одним из условий для участия в конкурсе по отбору начинающих фермеров (пп.л п.2.1 Порядка).
В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ. Министерством главе К(Ф)Х Левкиной Э.А. было направлено уведомление (исх.№) о необходимости возврата части полученного в 2014г. гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи в размере 17 500,00 руб. на основании п.2.1.10 Соглашения, а также о необходимости выполнения взятых обязательств по Соглашению, в том числе о создании не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс, рублей гранта.
Однако, согласно извещению Почты России, указанное письмо главой К(Ф)Х Левкиной Э.А. получено не было.
В этой связи указанное уведомление было направлено посредством электронной почты ДД.ММ.ГГГГ. в адрес отдела сельского хозяйства администрации муниципального образования - Кадомский муниципальный район. Согласно ответу уведомление было вручено главе К(Ф)Х Левкиной Э.А. лично.
Во исполнение указанного уведомления в апреле 2019г. в Министерство посредством Почты России были предоставлены только недостающий отчеты за соответствующие периоды (II и IV квартал 2017, I - III кварталы 2018, I квартал 2019).
Вместе с тем, исходя из отчета о результатах деятельности за I квартал 2019г. численность постоянных работников составляет 2 человека (в нарушение п.2.1.3 Соглашения). Однако, у Министерства отсутствует доказательства, подтверждающие наличие 2-х постоянных работников, указанных в Отчете. Согласно межведомственному запросу в Федеральную налоговую службу о среднесписочной численности работников от ДД.ММ.ГГГГ (по истечении обязательного минимального срока деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, установленного п.2.1.5 Соглашения) сведения о среднесписочной численности работников, представленные главой К(Ф)Х Левкиной Э.А., соответствуют ранее полученному ответу (1 работник по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.).
Следует отметить, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является Левкина Э.А., прекратило деятельность ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с невыполнением взятых на себя обязательств по Соглашению ДД.ММ.ГГГГ. Министерством было направлено главе К(Ф)Х Левкиной Э.А. уведомление (исх.№) о необходимости возврата полученного в 2014г. гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 500 000,00 руб, и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 250 000,00 руб. с указанием реквизитов для перечисления денежных средств (уведомление о вручении от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ на лицевой счет Министерства Левкиной Э.А. были перечислены денежные средства в размере 17 500,00 руб. (возврат части средств гранта, а именно: не использованных в отчетном периоде).
В соответствии с Соглашением в случае нецелевого использования гранта, а также невыполнения либо ненадлежащего выполнения взятых на себя обязательств по Соглашению глава К(Ф)Х – ответчик Левкина Э.А. обязана осуществить возврат средств на указанный в уведомлении расчетный счет.
Согласно пп.3 п.3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В свою очередь, п.4.6 Порядка, установленного постановлением Правительства Рязанской области от 01.06.2012 №156 «О предоставлении крестьянским (фермерским) хозяйствам средств из областного бюджета на поддержку начинающих фермеров» (редакция от 16.04.2014г.) также предусматривает, что в случае невыполнения либо ненадлежащего выполнения взятых на себя обязательств по соглашению, Министерство направляет начинающему фермеру письменное уведомление о необходимости возврата полученного гранта и единовременной помощи. Со дня истечения установленного для возврата срока министерство принимает меры к взысканию гранта и единовременной помощи в судебном порядке.
По состоянию на дату подписания искового заявления оставшаяся сумма гранта и единовременной помощи не была возвращена.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением о взыскании с главы К(Ф)Х Левкиной Э.А. в доход областного бюджета <адрес> в лице Министерства полученного в 2014 году гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 485 000,00 руб. и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 247 500,00 руб.
ДД.ММ.ГГГГ. Арбитражный суд Рязанской области вынес определение о возвращении искового заявления Министерства в соответствии с п.1 ч.1 ст.129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции). Определением установлено, что исковое заявление подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ответчик прекратил крестьянское (фермерское) хозяйство по решению его членов ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Ст.24 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Согласно статье 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы (которым является министерство), выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
На основании вышеизложенного и в соответствии с пп.л п.2.1, п.4.5, п.4.6 Порядка, п.2.1.3 и п.2.1.9. Соглашения, ст.24 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.24, 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, истец просил взыскать с Левкиной Э.А. (являющейся главой К(Ф)Х с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг.) в доход областного бюджета Рязанской области в лице министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области полученный в 2014 году грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 485 000,00 (один миллион четыреста восемьдесят пять тысяч) руб. и единовременную помощь на бытовое обустройство в размере 247 500,00 (двести сорок семь тысяч пятьсот) руб.
Истец - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, в судебном заседании от 19.03.2020г. в лице своего представителя Черных С.И. поддержало заявленные исковые требования, указав в дальнейших адресованных суду заявлениях просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, и что заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик Лёвкина Э.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав письменные возражения, согласно которым как главой крестьянского (фермерского) хозяйства ею был получен грант на создание и развитей КФХ в размере 1500 000 руб. и единовременная помощь на бытовое обустройство в размере 247 000 руб. Для его получения ДД.ММ.ГГГГ между ею и истцом было заключено соответствующее Соглашение. Хозяйство занималось разведением гусей.
В исковом заявлении истец ссылается на нарушение ею условий Соглашения о предоставлении гранта и единовременной помощи, а именно: создание не менее одного рабочего места на каждые 500 тыс. руб. гранта. Левкина Э.А. полагает, что данный довод не соответствует действительности.
Исполняя обязательства по вышеуказанному соглашению, в КФХ были созданы три рабочих места: бухгалтера, водителя и разнорабочего. Соответственно были заключены трудовые договоры с гражданами: ФИО1, ФИО2 и ФИО3 Данное обстоятельство подтверждается трудовыми договорами, а также справкой территориального органа Пенсионного фонда, из которой видно, что Левкиной Э.А. за весь период работы сдавались индивидуальные сведения. Из них ФИО2 и ФИО3 работали до 2019 года, ФИО1 уволилась раньше, так как уехала в <адрес>. По мнению ответчика, она принимала все меры к поиску работников на вакантную должность, в том числе обращалась в службу занятости. Однако желающих не нашлось. Полагает, что причиной этого стала как значительная удаленность хозяйства от районного центра, так и создавшаяся конфликтная ситуация с жителями <адрес>, где была расположена ферма (жители были недовольны шумом, так как гуси очень шумные птицы). Жители жаловались в прокуратуру и другие инстанции, развернули против нее настоящую войну. Таким образом, отсутствие фактических работников в общем количестве трех человек имело место в силу сложившейся ситуации и не является, по мнению Левкиной Э.А., ее недобросовестностью. Конкретные периоды трудовой деятельности в КФХ вышеуказанных работников подтверждаются сведениями из их индивидуальных лицевых счетов в Пенсионном фонде РФ.
Согласно ст.401 Гражданского кодекса Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от пего требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащих образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 марта 2016 г. N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств" разъяснил следующее (пункт 8).
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Таким образом, ответчик Левкина Э.А. полагает, что она добросовестно исполнила все обязательства Соглашения с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, в том числе создала три рабочих места. То обстоятельство, что один работник уволился в период действия Соглашения и на его место некого было принять, явилось, по мнению ответчика, для нее непреодолимой силой, так как у любого работодателя работник может уволиться.
На основании изложенного, просила в удовлетворении исковых требований Министерству сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области отказать.
Выслушав объяснения ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК Российской Федерации) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу п.1 ст.78 БК Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (пп.3 п.3 названной нормы права).
При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (пп.2 п.3 ст.78 БК Российской Федерации).
Согласно пп.3 п.3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В свою очередь, п.4.6 Порядка, установленного постановлением Правительства Рязанской области от 01.06.2012 №156 «О предоставлении крестьянским (фермерским) хозяйствам средств из областного бюджета на поддержку начинающих фермеров» (редакция от 16.04.2014г.) также предусматривает, что в случае невыполнения либо ненадлежащего выполнения взятых на себя обязательств по соглашению, Министерство направляет начинающему фермеру письменное уведомление о необходимости возврата полученного гранта и единовременной помощи. Со дня истечения установленного для возврата срока министерство принимает меры к взысканию гранта и единовременной помощи в судебном порядке.
Указанные правовые нормы устанавливают возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, согласованных при их предоставлении.
Согласно ч.5 ст.23 ГК РФ граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст.24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
В судебном заседании установлено, что между министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области и индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства Левкиной Э.А.ДД.ММ.ГГГГ было заключено Соглашение о предоставлении гранта и (или) единовременной помощи.
Предметом данного соглашения являлось предоставление главе К(Ф)Х Левкиной Э.А.) гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 500 000,00 (один миллион пятьсот тысяч) руб. и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 250 000,00 (двести пятьдесят тысяч) руб. за счет средств областного бюджета.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области ответчику был перечислен грант и единовременная помощь, что усматривается из платежных поручений: № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 525 000,00 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 975 000,00 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 87 500,00 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 162 500,00 руб.
В соответствии с вышеуказанным соглашением глава К(Ф)Х Левкина Э.А. обязалась в том числе:
использовать грант и единовременную помощь по целевому назначению в соответствии с планом расходов, представленным на рассмотрение Комиссии в течение 12 месяцев со дня поступления средств на счет (содержится в бизнес- плане, представленном для участия в конкурсе по отбору начинающих фермеров);
оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, указанного в плане расходов;
создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. гранта;
ежеквартально представлять в Министерство отчетность по формам согласно приложениям к Соглашению;
предоставлять по требованию Министерства необходимые пояснения к отчетности, иную информацию, необходимую для осуществления контроля за использованием гранта, единовременной помощи, исполнением принятых обязательств в соответствии с Соглашением в течение 10 календарных дней с момента получения требования и иные обязательства.
Однако ответчик Левкина Э.А., как глава К(Ф)Х, не исполнила взятые на себя обязательства по соглашению в полном объеме, что усматривается из объяснений представителя истца, материалов дела и фактически не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
В исковом заявлении Министерством подробно указано о невыполнении (ненадлежащем выполнении) главой К(Ф)Х Левкиной Э.А. взятых на себя обязательств по Соглашению.
Так, согласно предоставленным Отчетам о результатах деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства за IV квартал 2018 и I квартал 2019 численность постоянных работников главы К(Ф)Х Левкиной Э.А. составляет 2 человека, что не оспаривалось в судебном заседании и самой Лёвкиной Э.А.
При этом из ответа на запрос суда по ходатайству ответчика о заключении между нею и ФИО1, <данные изъяты>. трудового договора в 2014 году из ГУ- Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что в региональной базе данных на застрахованное лицо ФИО1 имеются сведения, составляющие пенсионные права, предоставленные работодателями, в перечне которых ответчик Левкина Э.А. как глава КФХ отсутствует.
Допрошенный в качестве свидетеля по ходатайству ответчика Лёвкиной Э.А. ФИО4 пояснил, что он является односельчанином ответчика и ему известно, что Левкина Э.А. занималась ведением КФХ по выращиванию гусей и в её хозяйстве, коме неё, ещё было два человека – её сын ФИО2 и мужчина по имени Александр, фамилия которого ему не известна. О работе в хозяйстве Левкиной Э.А. ФИО1 ему неизвестно.
Из объяснений самой Лёвкиной Э.А. в судебном заседании следует, что ФИО1 ею была принята на работу в 2014 году и в этом же году та уволилась. Другого работника на её место ей подыскать не удалось. Представленная ответчиком суду копия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ о принятии ею на работу ФИО1 не заверена должным образом, подлинник договора отсутствует, что было сообщено ответчиком в судебном заседании.
При этом исходя из системного анализа законодательства о порядке и условиях предоставления грантов индивидуальным предпринимателям, желающим осуществлять деятельность по созданию развитию КФХ, следует, что указанные предприниматели должны добросовестно пользоваться предоставленными правами, осуществлять производственную деятельность не формально, своевременно направлять отчёты о проделанной работе и принятых работниках (по одному на 500 000 руб. гранта) в министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, чего ответчиком Лёвкиной Э.А. в полной мере сделано не было, что она сама не отрицала в судебном заседании.
Так, в соответствии с п.2.1.3. Соглашения глава К(Ф)Х - ответчик Лёвкина Э.А. обязалась создать не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей гранта, что согласно пп.л п.2.1. Порядка является одним из условий для участия в конкурсе по отбору начинающих фермеров.
Пунктом 4.4 Порядка предусмотрено, что начинающий фермер представляет в Министерство отчетность в форме и сроки в соответствии с заключенным Соглашением. В свою очередь, в соответствии с п.2.1.7. Соглашения Получатель обязуется ежеквартально представлять в Министерство отчетность.
Однако, информация Лёвкиной Э.А. о создании трех рабочих мест в Министерство в соответствии с Соглашением представлена не была, что подтверждается письменными пояснениями представителя истца от ДД.ММ.ГГГГ. № со ссылкой на письменные доказательства и фактически не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
Кроме того, в соответствии с п.2.1.10 Соглашения остатки грантов и (или) единовременной помощи, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных Соглашением, возвращаются Получателем в областной бюджет не позднее 30 января текущего финансового года (п.4.7.Порядка).
Как установлено в судебном заседании Министерством в адрес ответчика Левкиной Э.А. ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление (исх.№) о необходимости возврата части полученного в 2014г. гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи в размере 17 500,00 руб. на основании п.2.1.10 Соглашения, а также о необходимости выполнения взятых обязательств по Соглашению, в том числе о создании не менее одного постоянного рабочего места на каждые 500 тыс. рублей гранта.
Во исполнение указанного уведомления в апреле 2019г. в Министерство посредством Почты России были предоставлены только недостающий отчеты за соответствующие периоды, а возврат вышеуказанных денежных сумм ответчиком был осуществлён лишь после прекращения ею деятельности в качестве главы КФХ ДД.ММ.ГГГГ., то есть с нарушением установленного п.2.1.9 Соглашения 30 дневного срока с момента получения соответствующего уведомления.
Также п.2.1.8. Соглашения установлено, что Получатель обязуется представлять по требованию Министерства необходимые пояснения к отчетности, иную информацию, необходимую для осуществления контроля за использованием гранта, единовременной помощи, исполнением принятых обязательств в соответствии с Соглашением.
Указанное обязательство ответчиком также не исполнено, что фактически не оспаривалось ею в судебном заседании.
В соответствии с Соглашением в случае нецелевого использования гранта, а также невыполнения либо ненадлежащего выполнения взятых на себя обязательств по Соглашению глава К(Ф)Х – ответчик Левкина Э.А. обязана осуществить возврат средств на указанный истцом расчетный счет.
Доводы ответчика, изложенные в её письменных возражениях на иск, о необходимости применения судом по настоящему делу положений п.3 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации являются по мнению суда несостоятельными, так как к спорным правоотношениям подлежат применению нормы бюджетного законодательства, регулирующие порядок предоставления и возврата субсидий, и, кроме того, ответчиком в судебном заседании не представлены бесспорные доказательства, свидетельствующие, как она указывает в своих возражениях, о имевшей место ситуации по созданию ею и развитию КФХ чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств, обстоятельств непреодолимой силы, в результате которых она прекратила деятельность по ведению КФХ и нарушила условия заключенного с истцом Соглашения о предоставлении бюджетных средств на создание и развитие КФХ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости полного удовлетворения исковых требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, ст.103 ГПК РФ с ответчика Левкиной Э.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в сумме 16 862 рубля 50 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области к Левкиной Э.А. о взыскании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 485 000 рублей 00 копеек и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 247 500 рублей 00 копеек, удовлетворить.
Взыскать с Левкиной Э.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход бюджета <адрес> в лице министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области полученный в 2014 году грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 485 000,00 (один миллион четыреста восемьдесят пять тысяч) руб. и единовременную помощь на бытовое обустройство в размере 247 500,00 (двести сорок семь тысяч пятьсот) руб.
Взыскать с Левкиной Э.А., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход бюджета государственную пошлину за подачу в суд искового заявления в сумме 16 862 рубля 50 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Кадомский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
СУДЬЯ