РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2-45/2020
Томский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Зайнулина А.Г.,
при секретаре судебного заседания Финниковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению войсковой части 0000 к бывшему военнослужащему, проходившему военную службу в указанной воинской части, старшему лейтенанту запаса ФИО1 о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку,
УСТАНОВИЛ:
Войсковая часть 0000 в лице представителя ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с бывшего военнослужащего, проходившего военную службу в войсковой части 0000, старшего лейтенанта запаса ФИО1 денежные средства, затраченные на военную подготовку, в размере 6520 рублей 41 копейка.
В обоснование требований указано, что 21 августа 2014 года Министерство внутренних дел в лице начальника Санкт-Петербургского военного института и ФИО1 заключили контракт о прохождении ответчиком военной службы на срок обучения в институте и 5 лет военной службы после его окончания, однако приказом командующего Уральским округом войск национальной гвардии Российской Федерации от 19 апреля 2019 года № 31 л/с ФИО1 уволен с военной службы в соответствии с подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, приказом командира войсковой части 0000 от 22 апреля 2019 года № 77 с/ч исключен из списков личного состава воинской части. Поскольку ФИО1 был уволен с военной службы до истечения срока контракта, затраты средств федерального бюджета на его военную подготовку должны быть возмещены в пользу истца.
Командир войсковой части 0000, его представитель ФИО2 и ФИО1, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении судебного разбирательства не просили. Представитель истца ФИО2 представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, с учетом положений статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав и оценив представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.
При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования или учебные военные центры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным, в том числе, подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 указанного Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Абзац 2 этого же пункта содержит указание о том, что при заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условия о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что включение в контракт о прохождении военной службы условия о размере подлежащих возмещению средств предполагает возможность взыскания затраченных на обучение средств именно в том размере, который оговорен сторонами, и из которого гражданин исходил при заключении контракта о прохождении военной службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации 25 июня 2007 года № 402 «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования» утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
Согласно пунктам 2 - 7 указанной Методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военных образовательных организациях, определяется исходя из расходов, произведенных военной образовательной организацией для выполнения квалификационных требований, перечень которых определен. Период, на который определяются расходы, составляет 1 финансовый год. Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств, где фиксированное значение суммы - подлежащие возмещению средства, размер которых включается в контракт, тысяч рублей в год. Граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.
В соответствии с контрактом о прохождении военной службы, вступившим в силу 7 февраля 2011 года, Министерство внутренних дел в лице начальника Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России и ФИО1 заключили контракт о прохождении ответчиком военной службы на срок обучения в институте и 5 лет военной службы после его окончания во внутренних войсках МВД РФ, в котором ФИО1 добровольно дал обязательства возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку, в порядке, размерах и условиях, определяемых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года № 402, исходя из фиксированного значения суммы, подлежащих возмещению средств - 39122 рубля 48 копеек в год.
Согласно послужному списку ФИО1 с 1 августа 2009 года по 21 июня 2014 года являлся курсантом Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 21 июня 2014 года № 750 л/с ФИО1 по окончанию военного образовательного учреждения присвоено воинское звание лейтенант, приказом главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации от той же даты № 96 л/с - зачислен в распоряжение командующего войсками Уральского регионального командования внутренних войск МВД России.
Приказом командира войсковой части 0000 от 22 апреля 2019 года № 77 с/ч, ФИО1, уволенный с военной службы приказом командующего Уральским округом войск национальной гвардии Российской Федерации от 19 апреля 2019 года № 31 л/с в связи с несоблюдением им условий контракта, исключен из списков личного состава воинской части.
Согласно заключению административного расследования, утвержденного командиром указанной воинской части от 17 мая 2019 года, старшим лейтенантом ФИО1 ввиду невыполнения условий контракта от 7 февраля 2011 года, причинен ущерб государству в размере 6520 рублей 41 копейка.
Из справки - расчета следует, что размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку ФИО1 в военном образовательном учреждении профессионального образования, с учетом срока обучения в военном университете и срока службы после его окончания - 4 года 10 месяцев, составил 6520 рублей 41 копейка.
Проверив представленный истцом расчет денежных средств, затраченных на военную подготовку ФИО1, суд находит его верным и соответствующим требованиям Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
На основании изложенного, суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в местный бюджет.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление войсковой части 0000 к бывшему военнослужащему, проходившему военную службу в указанной воинской части, старшему лейтенанту запаса ФИО1 о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу войсковой части 0000, в счет возмещения денежных средств, затраченных на военную подготовку, в размере 6520 (шесть тысяч пятьсот двадцать) рублей 41 копейка.
Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования город Томск государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Томский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Г. Зайнулин