РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2013 года ст. Зеленчукская
Зеленчукский районный суд в составе:
председательствующего судьи Бурдовой Е.А.,
с участием представителя истца ГУ ОПФР по КЧР ФИО4,
представителя ответчика ФИО5 адвоката Джантемирова Р.В.,
при секретаре судебного заседания Салпагаровой М.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленчукского районного суда гражданское дело по иску ГУ ОПФР по КЧР к ФИО5 о взыскании выплаченных средств материнского ( семейного) капитала,
УСТАНОВИЛ:
ГУ ОПФР по КЧР обратился в суд с иском к ФИО5 о взыскании выплаченных средств материнского ( семейного) капитала указав, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее по тексту Закон от 19.12.2006г.) устанавливаются дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Материнский (семейный) капитал – это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом.
Перечень целевого направления средств материнского (семейного) капитала в случае распоряжения этими средствами лицами, имеющих право на дополнительные меры дарственной поддержки, предусмотрен ч.З ст.7 Закона.
В силу положений закона и п.6 Правил перевода средств МСК из федерального бюджета в бюджет ПФР РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2007 года № 457, ответственность за правильность расчета объема средств, переводимых из федерального бюджета в бюджет ПФР РФ, и их использование в соответствии с представленной в Министерство финансов заявкой, возлагается на Пенсионный фонд РФ.
Из приведенных нормативных положений и понятия Закона от 29.12.2006 г., следует что, средства МСК являются федеральными и их использование не на реализацию предусмотренных законом мер, представляет собой утрату указанных средств из бюджета РФ, то есть убытки, которые в силу ст. 15 ГК РФ, подлежат возмещению.
Таким образом, лица распорядившиеся средствами МСК не по назначению, обязаны вмещать убытки, так как их действия направлены вопреки требованиям закона.
Согласно пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 г., форма сертификата, Правила подачи заявления о выдаче сертификата устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Управлением Пенсионного фонда РФ по КЧР в Зеленчукском районе ФИО5 как матери 4 детей ДД.ММ.ГГГГ был выдан Государственный Сертификат на материнский (семейный) капитал.
Заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала подано ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано, что сумму средств материнского <данные изъяты>. она просит
направить на улучшение жилищных условий путем оплаты приобретаемого жилого помещения.
Указанное заявление было удовлетворено в связи с соответствием предоставленных документов.
В соответствии с ч.З ст.7 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться: па приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору(договору займа) денежные средства на указанные цели;
на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства. осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
В ходе плановой проверки технических данных дома межведомственной комиссией, назначенной администрацией Сторожевского сельского поселения согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании межведомственной комиссии по признанию помещения -жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», было проведено обследование помещения по адресу : <адрес>, в ходе которого установлено, что оконные переплеты и окна отсутствуют, забиты досками, стены разрушены, электроснабжение имеется, газоснабжение и водоснабжение отсутствуют, не имеется санитарных условий, нет вспомогательных помещений для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в жилом доме (Акт обследования № от ДД.ММ.ГГГГ).
Заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам обследования помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания.
В составе выше указанной комиссии были представители следующих компетентных органов: Администрации Зеленчукского сельского поселения, Зеленчукского филиала КЧ ГУП «Техническая инвентаризация», отдела ГО ЧС и администрации Зеленчукского муниципального района, Территориального отдела Управления Респотребнадзора по КЧР в Зеленчукском районе, Отдела надзорной деятельности по Зеленчукскому району УНД ГУ МЧС России по КЧР, депутата совета Зеленчукского сельского поселения, Специалиста по охране прав детей органа опеки и попечительства Управления образования администрации ФИО6 и представителя Управления ГУ ОПФР по КЧР в Зеленчукском районе. Всеми представителями приобретенное помещение признано непригодным для проживания.
В преамбуле Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» говорится о том, что настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно ст.2 вышеуказанного ФЗ № 256-ФЗ от 29.12.2006 года, дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Истец считает, что приобретя жилое помещение, признанное непригодным для проживания, семья ФИО5 не улучшила свои жилищные условия.
Доказательств того, что в данном жилом помещении истицей произведены ремонтные работы, и в результате этого дом стал пригоден для проживая, не имеется.
При таких обстоятельствах Управление Пенсионного фонда считает действия ФИО5 незаконными при распоряжении средствами материнского(семейного) капитала путем приобретения указанного домовладения.
Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно концепции демографического развития РФ до 2015 г., разработанной на основе Указа Президента РФ № 24 от 10.01.2000г. «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» для решения вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, определены следующий приоритеты: формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более, повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи.
В соответствии со ст.9 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», денежные средства МСК переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ и направляются на цели, предусмотренные вышеназванным законом.
Статьей 147 Бюджетного кодекса РФ и ст. 18 закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15.12.2001 г., расходование средств государственных бюджетных фондов осуществляется исключительно на цели определенные законодательством РФ. Нецелевое расходование денежных средств не допускается. Органы Пенсионного фонда РФ, в свою очередь, осуществляют контроль за целевым использованием средств.
В соответствии со ст. 170 ГК РФ истец считает оговоренную в заявлении сделку недействительной, мнимой и притворной, сделка совершена лишь для вида, без намерения придать соответствующие ей правовые последствия. Согласно ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна, а ст. 166 ГК РФ определено, что ничтожность сделки означает ее абсолютную действительность.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 2, 5, пп.2 п.2 ст.8 Федеральным законом 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и со ст. 131.132. 166. 169. 170 ГПК РФ, истец просил суд взыскать с ФИО5 в пользу ГУ ОПФР по КЧР, сумму выплаченных сумм средств материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истца ГУ ОПФР по КЧР ФИО4, действующая по надлежащей доверенности, поддержала иск по указанным в нем основаниям и пояснила, что при обследовании жилого дома по <адрес>, который приобрела на средства материнского капитала ФИО5, было установлено, что дом практически разрушен, помещение нежилое длительное время. ФИО5 своих обязательств не выполнила, жилищные условия своей семьи, в том числе и детей, не улучшила.
Ответчик ФИО5 в судебное заседание не явилась, место ее нахожджения установить не представилось возможным, в связи с чем в порядке ст. 50 ГПК РФ к участию в деле привлечен адвокат Зеленчукского филиала КА КЧР.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает удовлетворить исковые требования ГУ-ОПФР по КЧР по следующим основаниям:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, имеющая четверых несовершеннолетних детей получила Государственный сертификат на материнский ( семейный ) капитал (л.д. 7).
Заявление ФИО5 о направлении средств материнского ( семейного) капитала на приобретение жилого помещения было удовлетворено, что подтверждается Решением ГУ ОПФР по КЧР в Зеленчукском районе отДД.ММ.ГГГГ. ( л.д. 17-18).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, а также члены ее семьи ФИО, ФИО1, ФИО и ФИО2 заключили с ФИО3 договор купли-продажи жилого дома по <адрес>. Цена дома определена в <данные изъяты> руб. ( л.д. 19-20).
Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано в ЕГРПДД.ММ.ГГГГ на всех членов семьи ФИО5 по 1\5 доли ( л.д.20).
Из заключения по акту обследования жилого помещения дома № по <адрес>, проведенного межведомственной комиссией администрации Сторожевского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный жилой дом непригоден для проживания ( л.д. 21-26).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО5, имеющая право на получение средств материнского ( семейного) сертификата, получила разрешение на использование этих средств для покупки жилья для улучшения жилищных условий своей семьи, в том числе и детей.
Однако, эти средства не использовала по назначению, жилищных условий своей семье и детям не улучшила.
Цена иска составляет <данные изъяты>., госпошлина от этой цены иска составляет <данные изъяты>.
Учитывая, что ФИО5 имеет четверых несовершеннолетних детей, суд полагает возможным взыскать с ответчицы половину государственной пошлины- в сумме <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 90, 103, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО5 в пользу ГУ ОПФР по КЧР выплаченные средства материнского ( семейного) капитала в размере <данные изъяты>.
Взыскать с ФИО5 в Федеральный бюджет госпошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд КЧР в 30-ти дневный срок со дня его вынесения путем подачи жалобы через Зеленчукский районный суд.
Судья Бурдова Е.А.