ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-45/2017 от 27.02.2017 Погарского районного суда (Брянская область)

дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.г.т. Погар 27 февраля 2017 года.

Погарский районный суд ФИО1<адрес> в составе:

председательствующего судьи Вороно Е.Н.;

при секретаре ФИО4;

с участием представителей истца- департамента сельского хозяйства ФИО1<адрес>: ФИО5, ФИО6;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Погарского районного суда ФИО1<адрес> гражданское дело по иску департамента сельского хозяйства ФИО1<адрес> к ФИО2 о взыскании денежных средств, предоставленных в качестве субсидии из средств федерального бюджета и бюджета ФИО1<адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент сельского хозяйства ФИО1<адрес> обратился снастоящим иском к ФИО2, ссылаясь на то, что в соответствии с порядком представления субсидий сельскохозяйственным производителям ФИО1<адрес> на оказание несвязанной поддержки растениеводства, а также в области развитий производства семенного картофеля и овощей открытого грунта, утвержденным ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), приказов департамента сельского хозяйства ФИО1<адрес> отДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении ставки (размера) субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства», приказа департамента сельского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ « О предоставлении субсидий из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства», приказа департамента сельского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ « О предоставлении субсидий из областного бюджета на оказание несвязанной поддержки вобласти растениеводства», соглашения о предоставлении субсидий от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с главой ИП ГКФХ «ФИО2» ФИО2 на основании её личного заявления о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в 2016 году с приложением справки о наличии посевных площадей в соответствии с приложением к порядку представления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ФИО1<адрес> на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, которые составили 200 гектаров, последней былапредоставлена субсидия на вышеуказанные цели в сумме 72322 руб., а именно 68706 руб.- из федерального бюджета, 3616 руб.- из областного бюджета. Вышеуказанные денежные средства департаментом сельского хозяйства ФИО1<адрес> были перечислены на счет ответчика по платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии пунктом 3 приказа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм отчетов о выполнении значений целевых показателей результативности предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта и установлении предельных сроков представления отчетов о выполнении значений целевых показателей результативности предоставления субсидий» ответчик в срок до ДД.ММ.ГГГГ должен был предоставить в департамент сельского хозяйства ФИО1<адрес> отчетные документы о выполнении целевого показателя на сумму 72322 рубля, что ответчиком сделано не было. Таким образом ответчиком были нарушены пункты 2.6.1, 2.6.2 и 2.6.5 Соглашения о предоставлении субсидий от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми получатель обязуется обеспечить выполнение условий предоставления субсидий, установленных нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти ФИО1<адрес>, обеспечить выполнение целевых показателей результативности предоставления субсидий, установленных приложениями к настоящему Соглашению, а в случае невыполнения вышеуказанных требований возвратить Департаменту в установленном законодательством Российской Федерации порядке полученные субсидии. Направленная в адрес ответчика претензия о возврате денежных средств осталась без удовлетворения. Согласно сведениям о крестьянском (фермерском) хозяйстве, главой которого является ФИО2, сформированным с сайта ФНС России, межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по ФИО1<адрес>ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРИП внесена запись о прекращении К(Ф)Х.

До настоящего времени департаменту сельского хозяйства ФИО1<адрес> ответчиком не представлены данные о выполнении целевых показателей результативности предоставления субсидий ИП ГКФХ «ФИО2», а следовательно полученная субсидия подлежит возврату.

В связи с изложенным, а также ссылаясь на положения ст.ст. 309,310,314, 1102, 1103 ГК РФ, истец просит суд взыскать с ответчика в пользу департамента сельского хозяйства ФИО1<адрес> 72322 рубля, из которых в доход федерального бюджета- 68893 рубля, в доход областного бюджета-3616 рублей.

В судебном заседании представители истца ФИО6 и ФИО7 иск поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, но при этом уточнили, что в исковом заявлении допущена описка в указании суммы подлежащей зачислению в доход федерального бюджета в счет возврата субсидии, а именно вместо указанной в просительной части искового заявления суммы 68 893 рубля следует указать 68 706 рублей, при этом сумма, подлежащая зачислению в доход областного бюджета, а также общая сумма подлежащая взысканию с ответчика в пользу департамента сельского хозяйства ФИО1<адрес> в исковом заявлении указаны правильно.

Третье лицо- ГКУ БО «<адрес>ное управление сельского хозяйства» своего представителя в судебное заседание не направило, представило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Третье лицо- департамент финансов ФИО1<адрес> в судебное заседание своего представителя также не направило, представило в суд отзыв на исковое заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, пояснив, что департамент финансов не является главным распорядителем бюджетных средств по предоставленной ответчику субсидии.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, иск признает в полном объеме.

С учетом поступивших в суд от третьих лиц и ответчика ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при состоявшейся явке по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав представителей истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанности (п. 1 ст. 307 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, являлось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Государственная поддержка осуществляется путем предоставления сельхозпроизводителям субсидий на возмещение части затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, следовательно к отношениям сторон в части возврата необоснованно полученной субсидии подлежит применению бюджетное законодательство.

Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статьями 28,38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В силу п.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Из этого следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Вместе с тем, данное положение не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ). Такие условия определяются нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным) муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг. В указанных актах устанавливаются цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее Правила ).

Пунктами 1,2,3 данных Правилустановлен порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.

Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным производителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышения плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.

Субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации при наличии, в том числе, нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней.

ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ФИО1<адрес> на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта (далее по тексту- Порядок предоставления субсидий), согласно пункту 3 которого субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям ФИО1<адрес> по следующим направлениям:

а) оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, за исключением посевных площадей, занятых семенным картофелем (семена 1-го и 2-го полевого поколения, супер- суперэлиты, суперэлиты, элиты) и овощами открытого грунта, включая маточники и семенники овощных культур открытого грунта;

б) оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, обеспечивающих увеличение производства семенного картофеля, а также овощей открытого грунта и семян овощных культур открытого грунта в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в расчете на 1 гектар посевной площади.

Данным нормативным актом определен порядок предоставления субсидий на предусмотренные в нем цели из федерального и областного бюджета, а также методика расчета ставок субсидии по соответствующему направлению, из числа предусмотренных пунктом 3 Порядка предоставления субсидий.

Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при условии дачи согласия в форме заявления на осуществление главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидии, проверок соблюдения получателями условий, целей и порядка предоставления субсидий в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и заключения с департаментом соглашения о предоставлении субсидии, а также, при оказании поддержки в области растениеводства- наличия у сельскохозяйственных товаропроизводителей на территории ФИО1<адрес> посевных площадей сельскохозяйственных культур ( пункты 4, 4.1 Порядка предоставления субсидий).

Департамент рассматривает представленные сельскохозяйственными товаропроизводителями документы для получения субсидий в течение 15 рабочих дней со дня поступления документов, проверяет правильность представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями расчетов субсидии, регистрирует заявления в журнале учета заявлений и заключает с сельскохозяйственными товаропроизводителями соглашение о предоставлении субсидии.

Получатели субсидий представляют в государственные казенные учреждения-районные управления сельского хозяйства ФИО1<адрес> в срок до 1 июня текущего финансового года ( в случае увеличения субсидии- до 25 декабря текущего финансового года) сведения об использовании субсидии на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв по форме, утверждаемой приказом департамента, а государственные казенные учреждения- районные управления сельского хозяйства ФИО1<адрес> в срок до 1 июля текущего финансового года (в случае увеличения субсидии- до 31 декабря текущего финансового года) представляют в департамент сводные сведения об использовании субсидии на указанные цели по форме, утверждаемой приказом департамента ( пункт 6 Порядка предоставления субсидий).

В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления субсидий главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на выплату субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, является департамент сельского хозяйства ФИО1<адрес>.

В случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий в текущем финансовом году, возврат субсидий осуществляется на счет главного распорядителя бюджетных средств- департамента. Возврат субсидий прошлых лет в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, осуществляется в доход соответствующих бюджетов.

Контроль за целевым использование бюджетных средств, направленных на выплату субсидий на несвязанную поддержку в области растениеводства, возлагается на департамент.Получатели субсидий представляют в департамент отчет о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей по формам и в сроки, которые устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями осуществляют департамент и органы государственного финансового контроля (надзора) (пункты 12,15, 16 Порядка предоставления субсидий).

Из материалов дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ глава ИП ГКФХ «ФИО2» ФИО2 обратилась в департамент сельского хозяйства ФИО1<адрес> с заявлением о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в 2016 году, приложив к нему справку о наличии посевных площадей в соответствии с Приложением к Порядку предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ФИО1<адрес> на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, а также расчеты субсидий, предоставляемых из федерального и областного бюджета в соответствии с Приложениями № и 3.

По результатам рассмотрения заявления департаментом сельского хозяйства принято решение о предоставлении ответчику субсидии в размере 72 322 рубля, из которых 68706 рублей- из федерального бюджета и 3616 рублей- из областного бюджета, что подтверждается соответствующими Приложениями к приказам департамента сельского хозяйства ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Департаментом сельского хозяйства ФИО1<адрес> с ИП ГКФХ «ФИО2» (получателем) в лице главы ИП ГКФХ «ФИО2» ФИО2 было заключено Соглашение о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении целевого показателя результативности предоставления субсидии в 2016 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями ФИО1<адрес> на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.

Согласно пунктам 2.61, 2.6.2, 2.6.4 названного Соглашения получатель субсидии обязуется обеспечить выполнение условий предоставления субсидий, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти ФИО1<адрес>, а также настоящим соглашением. Обеспечить выполнение целевых показателей результативности предоставления субсидий, установленных приложениями к настоящему Соглашению. Предоставлять Департаменту и (или) Управлению отчеты о выполнении целевых показателей результативности предоставления субсидий по формам и в сроки, установленным Департаментом и (или) Управлением.

В случае не выполнения Получателем п. 2.6.1 и п. 2.6.2 Соглашения возвратить Департаменту в установленном законодательством Российской Федерации порядке полученные субсидии.

Расчет субсидии, предоставленной ответчику, содержится в материалах дела. Факт перечисления субсидии ответчику подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм отчетов о выполнении значений целевых показателей результативности предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, а также в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта и установлении предельных сроков представления отчетов о выполнении значений целевых показателей результативности предоставления субсидий» утверждена форма отчета о выполнении значения целевого показателя результативности предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства согласно приложению 1 к настоящему приказу.

В соответствии с пунктом 3 настоящего Приказа ответчик в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязан был представить в департамент сельского хозяйства ФИО1<адрес> через районное управление сельского хозяйства отчетные документы о выполнении значений целевых показателей на сумму полученной субсидии.

Вместе с тем, из письма ГКУ БО «<адрес>ное управление сельского хозяйства» в адрес департамента сельского хозяйства ФИО1<адрес> следует, что ИП ГКФХ «ФИО2» в мае 2016 года прекратила хозяйственную деятельность, соответственно в нарушение условий соглашения о предоставлении субсидий статистический отчет (форма 29 с/х) глава хозяйства ФИО2 не сдавала.

Действительно, согласно сведениям о крестьянском (фермерском) хозяйстве, главой которого является ФИО2 сформированным с сайта ФНС России по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГИРП внесена запись о прекращении деятельности К(Ф)Х с ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении КФХ по решению его членов.

Из вышеизложенного следует, что ответчикомбыли нарушены условия предоставления субсидии, предусмотренные Порядком предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям ФИО1<адрес> на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденным ФИО1<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), а также Соглашением о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства от ДД.ММ.ГГГГ (пункты 2.61, 2.6.2, 2.6.4, 2.6.5), что является основанием для предъявления к ответчику требования о возврате выданной субсидии.

Поскольку обязательство по возврату денежных средств, полученных в форме субсидии, ответчиком в добровольном порядке не исполнено, а претензия департамента сельского хозяйства ФИО1<адрес> ответчиком оставлена без ответа, истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, не являющемуся индивидуальным предпринимателем.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также правовые нормы, подлежащие применению к возникшим правоотношениям сторон, учитывая, что факт перечисления истцом на счет ответчика субсидии во исполнение мероприятий государственной программы, а также заключенного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден материалами дела, обязанность по возврату субсидии в соответствующие бюджеты ответчиком не исполнена, а доказательств обратного суду не представлено, суд приходит к выводу, что истец вправе требовать возврата выплаченной субсидии, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Учитывая, что исковые требования истца судом удовлетворены в полном объеме, с ответчика в силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ и п.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 2369 рублей 66 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск департамента сельского хозяйства ФИО1<адрес> к ФИО2 о взыскании денежных средств, предоставленных в качестве субсидии из средств федерального бюджета и бюджета ФИО1<адрес>- удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу департамента сельского хозяйства ФИО1<адрес> бюджетные средства, предоставленные в качестве субсидии в размере 72 322 (семидесяти двух тысяч трехсот двадцати двух) рублей 00 копеек, из которых 68706 (шестьдесят восемь тысяч семьсот шесть) рублей 00 копеек подлежат возврату в федеральный бюджет и 3616 (три тысячи шестьсот шестнадцать) рублей 00 копеек подлежат возврату в бюджет ФИО1<адрес>.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета –муниципального образования <адрес>ФИО1<адрес> государственную пошлину в размере 2369 (двух тысяч трехсот шестидесяти девяти) рублей 66 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО1 областной суд через Погарский районный суд ФИО1<адрес> в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Е.Н. Вороно