ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-45/2018 от 10.04.2018 Карабашского городского суда (Челябинская область)

Дело №2-45/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2018 года г. Карабаш

Карабашский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Колотова В.В.

при секретаре Якушкиной А.В. с участием заместителя прокурора Кирьяновой М.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора г.Карабаша Челябинской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации Карабашского городского округа, главе Карабашского городского округа, ФИО1 об изменении формулировки основания увольнения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Карабаша в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к администрации Карабашского городского округа, главе Карабашского городского округа, ФИО1 об изменении формулировки основания увольнения, ссылаясь на то, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции и законодательства о муниципальной службе. Проверкой установлено, что ФИО1, являющаяся директором МБУ «МФЦ», приказом № 1лс от 12 января 2015 года приняла на работу в МБУ «МФЦ» на должность бухгалтера Ч.С.С., которая числилась в данной должности до мая 2017 года. Однако, как установлено проверкой, в августе 2015 года Ч.С.С. переехала на Дальний Восток на постоянное место жительства. Следовательно, в период с августа 2015 по май 2017 года Ч.С.С. своих обязанностей не исполняла, фактически в МБУ «МФЦ» не работала. При этом заработная плата продолжала ей начисляться, производились обязательные взносы и отчисления в Пенсионный фонд и фонд социального страхования. В трудовом договоре между МБУ «МФЦ» и Ч.С.С., а также в заявлении от имени Ч.С.С. об увольнении из МБУ «МФЦ», подпись от имени Ч.С.С. выполнена не ею, а другим лицом; подписи бухгалтера в бухгалтерской документации МБУ «МФЦ» (включая отчет об исполнении плана, отчет о движении и денежных средств, отчет о финансовых результатах, справку по заключительным оборотам, пояснительную записку, которые предоставляются в Управление финансов администрации Карабашского городского округа) от имени Ч.С.С. также выполнены не ею, а другим лицом. Также проверкой установлено, что в период с августа 2015 по май 2017 года работу бухгалтера МБУ «МФЦ» выполняла бухгалтер- экономист, ведущий специалист Управления финансов администрации Карабашского городского округа С.И.А.. Ею, в частности составлялась вышеуказанная бухгалтерская документация МБУ «МФЦ», которая предоставлялась для отчета в Управление финансов администрации Карабашского городского округа. Таким образом, директор МБУ «МФЦ» ФИО1 допустила использование поддельных документов и фальсификацию документов о трудоустройстве Ч.С.С., а также бухгалтерской документации учреждения за период 2015, 2016, 4 месяца 2017 года. Таким образом, директором МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Карабашского городского округа ФИО1 допущена фальсификация бухгалтерской и иной документации, являющаяся грубым нарушением требований законодательства о противодействии коррупции, дающим основание для утраты доверия к ней со стороны работодателя. По данным фактам прокурором города 03 ноября 2017 года в адрес главы Карабашского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и законодательства о муниципальной службе, в котором было выставлено требование рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения, а именно - об увольнении ФИО1 по инициативе работодателя в связи с утратой доверия. 12 декабря 2017 года в прокуратуру поступила информация от 07 декабря 2017 года о результатах рассмотрения представления, из которой следует, что ФИО1 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Вопрос о непринятии мер ФИО1 по урегулированию конфликта интересов рассмотрен 06 декабря 2017 года на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений и муниципальных предприятий (далее - комиссия). Комиссией установлено два факта непринятия ФИО1 мер по урегулированию конфликта интересов. В первом случае - по фактам, изложенным в представлении прокурора от 03 ноября 2017 года о фальсификации бухгалтерской и иной документации МБУ «МФЦ». Во втором случае — по факту трудоустройства в МБУ «МФЦ» своей родной сестры - М. Л.В. в должности специалиста окна. Данный факт был выявлен администрацией Карабашского городского округа при проведении служебного расследования в отношении ФИО1 в рамках рассмотрения представления прокурора от 03 ноября 2017 года и подтвержден решением комиссии от 06 декабря 2017 года. При этом комиссия рекомендовала главе Карабашского городского округа применить к ФИО1 меру дисциплинарного воздействия в виде выговора. Однако федеральным законодательством о противодействии коррупции и Трудовым кодексом Российской Федерации за несоблюдение требований по урегулированию конфликта интересов предусмотрена исключительная мера дисциплинарной ответственности - увольнение в связи с утратой доверия. Применение иной меры дисциплинарной ответственности к ФИО1 администрацией Карабашского городского округа не соответствует требованиям антикоррупционной политики, а также основным принципам противодействия коррупции. Руководитель муниципального бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Карабашского городского округа ФИО1 за допущенные нарушения антикоррупционного законодательства, выразившееся в непринятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, подлежит увольнению на основании п.7.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ.

Просит признать незаконным указанное в распоряжение главы Карабашского городского округа Челябинской области от 07 февраля 2018 года № 72 основание прекращения срочного трудового договора с ФИО1 по инициативе работника на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса российской Федерации. Изменить формулировку основания увольнения ФИО1 на увольнение в связи с утратой доверия на основании п.7.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации. Обязать ФИО1 в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить свою трудовую книжку в администрацию Карабашского городского округа Челябинской области для внесения записи об изменении основания увольнения. Обязать администрацию Карабашского городского округа Челябинской области в лице главы Карабашского городского округа Челябинской области внести запись в трудовую книжку ФИО1 об изменении основания увольнения на основании п.7.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Прокурор г.Карабаша Челябинской области Кирьянова М.Б. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования, ссылаясь на основания, указанные выше.

Представитель ответчика администрации Карабашского городского округа Мирошникова О.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Ответчик глава Карабашского городского округа Буданов О.Г. в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлен надлежащим образом, возражений и просьб об отложении дела не направил.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав явившихся лиц, исследовав все материалы дела, оценив все исследованные доказательства в совокупности, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела ФИО1 и ФИО2 являются родными сестрами.

25 сентября 2014 года администрацией Карабашского городского округа и ФИО1 заключен срочный трудовой договор № 76/1, согласно которому работодатель предоставляет работнику работу по должности - руководителя учреждения, расположенного по адресу: <...> (муниципальное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Карабашского городского округа - далее по тексту - МБУ «МФЦ») (л.д.29-32).

Согласно п.п.«г» п.8 срочного договора руководитель МБУ «МФЦ» имеет право на осуществление в установленном порядке приема на работу работников учреждения, а также заключение, изменение и расторжение трудовых договоров с ними.

Прокурорской проверкой установлено, что приказом директора МБУ «МФЦ» ФИО1 № 2 от 12 января 2016 года М.Л.В. принята с 12 января 2016 года по 24 июня 2016 года на общественные работы по направлению ЦЗН специалистом окна по приемке и оформлению документов МБУ «МФЦ», на основании личного заявления.

Приказом директора МБУ «МФЦ» ФИО1 № 51 от 15 сентября 2018 года с М.Л.В. расторгнут трудовой договор по п.3 ч. 1 ст.77 ТК РФ.

Кроме того, приказом директора МБУ «МФЦ» ФИО1 № 1лс от 12 января 2015 года Ч.С.С. принята на работу в МБУ «МФЦ» на должность бухгалтера. В данной должности Ч.С.С. числилась до мая 2017 года. Однако, как установлено проверкой, в августе 2015 года Ч.С.С. переехала на Дальний Восток на постоянное место жительства. Следовательно, в период с августа 2015 по май 2017 года Ч.С.С. своих обязанностей не исполняла, фактически в МБУ «МФЦ» не работала. При этом заработная плата продолжала ей начисляться, производились обязательные взносы и отчисления в Пенсионный фонд и фонд социального страхования.

В трудовом договоре между МБУ «МФЦ» и Ч.С.С., а также в заявлении от имени Ч.С.С. об увольнении из МБУ «МФЦ», подпись от имени Ч.С.С. выполнена не ею, а другим лицом; подписи бухгалтера в бухгалтерской документации МБУ «МФЦ» (включая отчет об исполнении плана, отчет о движении и денежных средств, отчет о финансовых результатах, справку по заключительным оборотам, пояснительную записку, которые предоставляются в Управление финансов администрации Карабашского городского округа) от имени Ч.С.С. также выполнены не ею, а другим лицом.

Также проверкой установлено, что в период с августа 2015 по май 2017 года работу бухгалтера МБУ «МФЦ» выполняла бухгалтер-экономист, ведущий специалист Управления финансов администрации Карабашского городского округа С.И.А.. Ею, в частности составлялась вышеуказанная бухгалтерская документация МБУ «МФЦ», которая предоставлялась для отчета в Управление финансов администрации Карабашского городского округа.

Таким образом, директор МБУ «МФЦ» ФИО1 допустила использование поддельных документов и фальсификацию документов о трудоустройстве Ч.С.С., а также бухгалтерской документации учреждения за период 2015, 2016, 4 месяца 2017 года.

Таким образом, директором МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Карабашского городского округа ФИО1 допущена фальсификация бухгалтерской и иной документации, являющаяся грубым нарушением требований законодательства о противодействии коррупции, дающим основание для утраты доверия к ней со стороны работодателя.

03 ноября 2017 года прокуратурой г.Карабаша Челябинской области в адрес главы Карабашского городского округа внесено представление с требованием принятия мер по устранению нарушений требований трудового законодательства, законодательства о противодействии коррупции, муниципальной службе, а также решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1 в виде увольнения в связи с утратой доверия, поскольку проверкой было установлено, что муниципальным служащим ФИО1 совершено правонарушение, установленное ст. 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а именно ею не были приняты меры по предотвращению возможного конфликта интересов.

06 декабря 2017 года комиссией по соблюдению требований к служебному поведению руководителей муниципальных учреждений и муниципальных предприятий проведено голосование и принято решение рекомендовать главе Карабашского городского округа применить к ФИО1 меру дисциплинарной ответственности — выговор, о чем составлен протокол № 1 (л.д.15-18).

Приказом № 72 от 07 февраля 2018 года с ФИО1 расторгнут срочный трудовой договор и она уволена с должности директора МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Карабашского городского округа на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ (л.д. 130).

Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3), другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.

Статья 10 Федерального закона № 273-ФЗ определяет конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч.1 ст. 10, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч.1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В целях противодействия коррупции Федеральный закон № 273-ФЗ установил для лиц, замещающих должности муниципальной службы, запреты и обязанности, в частности, обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно (ч.1 и 2 ст.11), Неисполнение данной обязанности и запрета является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного и муниципального служащего с государственной или муниципальной службы (часть б статьи 11).

Понятие конфликта интересов и личной заинтересованности, установленные ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ, используются также в целях Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ч.1 и 2 ст. 14.1 названного Федерального закона, далее - Федеральный закон № 25-ФЗ).

Как указано в ч.2.1 ст. 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ, предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

В силу ч.2.3 ст. 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

За несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ст.27 Федерального закона № 25-ФЗ (ч.1 ст.27.1 Федерального закона № 25-ФЗ).

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных ст.ст. 14.1 и 15 Федерального закона № 25-ФЗ (ч.2 ст.27.1 Федерального закона № 25-ФЗ).

Из приведенных положений закона прямо следует, что само по себе непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта уже влечет увольнение муниципального служащего со службы в связи с утратой доверия.

Увольнение ФИО1 с муниципальной службы по собственному желанию не свидетельствует об урегулировании конфликта интересов, поскольку в силу приведенной выше ч.2.1 ст. 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ, исходя из существа, совершенного ею коррупционного правонарушения, урегулирование с ее стороны конфликта интересов должно было иметь иное выражение (отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов).

Исходя из положений ч.3 и ч.3.1 ст. 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ наличие неурегулированного конфликта интересов у муниципального служащего влечет безусловную обязанность руководителя данного муниципального служащего урегулировать такой конфликт, то есть принять исчерпывающие меры для исключения самой возможности злоупотреблений со стороны муниципального служащего и возникновения аналогичного конфликта в будущем.

Порядок прохождения муниципальными служащими службы, их увольнения, в том числе в случае совершения коррупционного правонарушения, регламентирован специальным законодательством.

Правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой муниципальной службы, поступая на которую, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (ч.1 ст.37 Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и ограничений, а также ответственность за их нарушение.

Несоблюдение муниципальным служащим установленных запретов и ограничений является основанием для применения норм специального законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, являющегося составной частью Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460.

Целью и одним из основных принципов Национальной стратегии противодействия коррупции являются искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а также стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

Национальная стратегия реализуется путем обеспечения участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции (п.п.«а» п.8); федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами — путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации (п.п.«е» п.9).

При таких обстоятельствах исковые требования истца об изменении формулировки основания увольнения подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Карабаша Челябинской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц к администрации Карабашского городского округа, Главе Карабашского городского округа, ФИО1 об изменении формулировки основания увольнения, удовлетворить.

Признать незаконным указанное в распоряжение главы Карабашского городского округа Челябинской области от 07 февраля 2018 года № 72 основание прекращения срочного трудового договора с ФИО1 по инициативе работника на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса российской Федерации.

Изменить формулировку основания увольнения ФИО1 на увольнение в связи с утратой доверия на основании пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Обязать ФИО1 в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить свою трудовую книжку в администрацию Карабашского городского округа Челябинской области для внесения записи об изменении основания увольнения.

Обязать администрацию Карабашского городского округа Челябинской области в лице главы Карабашского городского округа Челябинской области внести запись в трудовую книжку ФИО1 об изменении основания увольнения на основании пункта 7.1. части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Карабашский городской суд.

Председательствующий: