Дело № 2-45/2018 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Переяславка 20 марта 2018 года
Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Петровской Е.В.,
при секретаре судебного заседания Ватолиной Е.В.,
с участием представителя истца администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО3, действующей на основании доверенности № 1-13/5462 от 17.07.2017 года,
помощника прокурора района имени Лазо Хабаровского края ФИО4,
ответчика ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искупрокурора района имени Лазо в интересах муниципального образования – Муниципального района имени Лазо Хабаровского края к должностным лицам ФИО10, ФИО11 о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора района имени Лазо, действующий в интересах муниципального образования – <адрес> имени Лазо Хабаровского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к должностным лицам администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО1, ФИО2 о взыскании ущерба. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена дополнительная проверка по заданию прокуратуры Хабаровского края на основании акта Министерства финансов Хабаровского края от 10.02.2017 года, которым установлено, что должностными лицами администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края при погашении бюджетного кредита, предоставленного из средств краевого бюджета в соответствии с кредитным договором от ДД.ММ.ГГГГ <***>-10/16-22, допущено нарушение сроков по возврату кредита, в связи с чем, Министерством финансов Хабаровского края подлежала начислению пения за 2 дня просрочки платежа. В соответствии с Порядком предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам <адрес> из краевого бюджета для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, утвержденных постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пр, между Министерством финансов Хабаровского края и Администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края заключен кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ <***>-10/16-22. На основании договора бюджету муниципального района предоставлен бюджетный кредит на покрытие временного кассового разрыва, возникшего при исполнении бюджета района в сумме 28000,0 тыс. рублей. Согласно договора, получателем кредита является Финансовое управление администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края. Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ бюджетный кредит перечислен Финансовому управлению администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, в сумме 28000,0 тыс. рублей, который предоставлен на возвратной основе без уплаты процентов, окончательная дата погашения (возврата) кредита ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.1.1.4 Договора установлены сроки погашения кредита: ДД.ММ.ГГГГ - 8000,0 тыс. рублей, 20.12.2016г. - 20000,0 тыс. рублей. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №МФ-10/16-24 к договору бюджету муниципального района имени Лазо предоставлена рассрочка исполнения обязательств по возврату остатка задолженности по бюджетному кредиту на сумму 20000,0 тыс. рублей.
В нарушение п.1.1.4 Договора должностными лицами финансового управления администрации муниципального района имени Лазо осуществлен возврат задолженности в сумме 8000,0 тыс. рублей на 2 дня позже срока. За несвоевременное перечисление бюджетного кредита в соответствии со ст.306.5 БК РФ начислена пеня в сумме 5333,33 рубля. Наличие вины ответчиков подтверждается ответом на предписание Министерства финансов Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно: в ответе администрации муниципального района имени Лазо п.1: мерами по устранению выявленных нарушений является указание начальнику финансового управления администрации муниципального района имени Лазо ФИО1, начальнику отдела учета и отчетности администрации муниципального района имени Лазо ФИО2 на недопущение нарушения сроков возврата бюджетных кредитов. Действиями должностных лиц администрации муниципального района имени Лазо причинен вред муниципальному образованию – муниципальному району имени Лазо, т.к. нарушение срока возврата бюджетного кредита привело к дополнительным расходам муниципального бюджета по штрафной санкции (пени) в размере 5333,3 рубля. Ссылаясь на положения ст.1069, 1081, 1082 ГК РФ просит взыскать солидарно с ответчиков в пользу бюджета муниципального района имени Лазо, в лице администрации муниципального района имени Лазо, причиненный ущерб в размере 5333,33 рубля.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федерального казначейства по Хабаровского краю.
Помощник прокурора района имени Лазо Хабаровского края ФИО5 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила их удовлетворить, поскольку в данном случае используются бюджетные средства.
Ответчик ФИО2, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Причину своей неявки суду не сообщила, не ходатайствовала об отложении судебного заседания. Для защиты своих интересов в судебное заседание направила своего представителя, по доверенности.
Суд, с согласия лиц, участвующих в деле считает возможным рассмотреть дело по существу без участия ответчика ФИО2
В судебном заседании ответчик ФИО1, просила отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора района имени Лазо Хабаровского края, поскольку прокурором не доказаны противоправные действия (бездействия) должностных лиц. Ссылка на ответ на предписание министерства финансов <адрес>, как на доказательства наличия вины должностных лиц является несостоятельной.
В судебном заседании представитель муниципального образования действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО6 просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора района имени Лазо Хабаровского края, согласно представленного отзыва указала, что ст.1064 ГК РФ дает понятие «Вреда». Вред должен быть причинен имуществу юридического лица, т.к. администрация муниципального района имени Лазо относится к казенному учреждению. В данном случае действиями ответчиков такой вред не причинен. Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный должностными лицами должен возмещаться за счет казны муниципального образования. При вынесении решения об удовлетворения исковых требований произойдет двойное наказание за одни и те же действия. Кроме того, возмещение вреда в порядке регресса проводится лишь в том случае, когда доказаны противоправные действия (бездействия) должностных лиц. <адрес> имени Лазо данных доказательств не представлено. Ссылка на ответ на предписание Министерства финансов <адрес>, как доказательство наличия вины должностных лиц является несостоятельной. Отсутствие вины должностных лиц подтверждается следующим. На основании справки о свободном остатке средств бюджета по состоянию за ДД.ММ.ГГГГ сумма остатка на начало дня по счету бюджета муниципального района имени Лазо составила 48912320 рублей 06 копеек. На лицевых счетах (далее-ЛС) получателей средств подконтрольных (федеральных и краевых целевых средств) – 27351439,48 рублей в том числе: по ЛС 03223315960 (Отдела культуры, молодежной политики и спорта администрации муниципального района имени Лазо) – 29860,45 рублей, по ЛС 03223131070 (администрации муниципального района имени Лазо) – 16791576,57 рублей, по ЛС 03223131010 (Управления образования администрации муниципального района имени Лазо) – 10530002,46 рубля. На лицевом счете бюджета муниципального района имени Лазо (ЛС 02223131240) – 21560880,58 рублей, в том числе 3379114,65 рублей составляют денежные средства на ЛС получателей средств местного бюджета (согласно отчета о состоянии счета ПБС (получателя бюджетных средств) на ДД.ММ.ГГГГ по собственным средствам. Для осуществления ежедневного контроля по учету доходов и расходов собственных средств специалистами финансового управления ведется справка по отражению поступления, распределения и списания средств с ЛС получателей местного бюджета (собственные доходы). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма произведенных расходов (за счет собственных средств) превысила фактически полученных доходов на 93427,43 рублей ((4069436,15 рублей (остатки на начало года собственных средств)+635525271,22 рубль (поступившие доходы с начала бюджетного года))-639688134,80 рубля (произведенные объемы финансирования на ЛС получателей местного бюджета)=(-93427,43 рублей). Следовательно, из-за отсутствия свободных собственных денежных средств на едином счете бюджета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отразилось на невозможности осуществления своевременного погашения бюджетного кредита от ДД.ММ.ГГГГ №МФ-10/16-22. Проанализировав сложившуюся ситуацию, для покрытия кредитных обязательств муниципальным районом перед Министерством финансов Хабаровского края, было принято решение о временном заимствовании целевых краевых денежных средств, находящихся на ЛС (№) администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, открытого в Управлении Федерального казначейства по Хабаровскому краю. Согласно выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств № за ДД.ММ.ГГГГ (на имя администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края) получатель бюджетных средств на основании Заявки на кассовый расход №00001448 от 28.11.2016 осуществил перевод в размере 11000000,00 рублей на ЛС бюджета 02223131240. В выписке из лицевого счета бюджета № за ДД.ММ.ГГГГ, полученной финансовым органом на следующий рабочий день отражено зачисление вышеуказанной суммы. Расходным расписанием № от ДД.ММ.ГГГГ осуществлено доведение бюджетных ассигнований на ЛС администратора источников финансирования дефицита бюджета (№) в размере 8000000,00 руб. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства финансов <адрес> было направлено обращение о реструктуризации бюджетного кредита, однако администрация в устной форме получила отказ и была вынуждена проводить заимствование краевых денежных средств. 29.11.2016г. возникли технические неполадки, вызванные операционным сбоем программного продукта АСФК в Управлении Федерального казначейства, которые не позволили провести расходное расписание долговых обязательств. Финансовое управление ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Министерства финансов <адрес> с просьбой осуществить продление рабочего дня ДД.ММ.ГГГГ с целью проведения расходного расписания. ДД.ММ.ГГГГ денежные средства были доведены до Министерства. Просрочка составила 2 дня. За нарушение сроков возврата бюджетного кредита, на главу муниципального района ФИО7 был составлен административный протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ глава района от административной ответственности был освобожден.
Третье лицо Управление Федерального казначейства по Хабаровского краю не заявляющий самостоятельных требований, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, причины неявки не сообщило, возражений на исковое заявление суду не представило, не просило об отложении судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законом на территории Российской Федерации.
Положениями части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как указано в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. <адрес> - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Вопросы местного значения, которые разрешаются при местном самоуправление, это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района (подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.
Статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования (пункты 1, 2, 3, 6 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ).
Согласно абз. 1 части 1 статьи 93.2 Бюджетного кодекса РФ кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основание договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пр «О предоставлении бюджетных кредитов местным бюджетам Хабаровского края из краевого бюджета» утвержден Порядок предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам Хабаровского края из краевого бюджета для покрытия временных кассовых разрывов, возникших при исполнении местных бюджетов. В соответствии с абз. 1 части 1.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством финансов Хабаровского края, в лице заместителя <адрес> – министра финансов края ФИО8, действующего на основании Положения о министерстве финансов края, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ – пр, и администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края в лице главы муниципального района имени Лазо ФИО7, действующего на основании Устава муниципального района имени Лазо от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-пр «О предоставлении бюджетных кредитов местным бюджетам Хабаровского края из краевого бюджета» заключен кредитный договор <***>- 10/16-22. Бюджетный кредит согласно пункту 1.1.2 Договора предоставлен в сумме 28000000 рублей на возвратной основе без уплаты процентов до ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 1.1.4 Договора установлен график погашения суммы бюджетного кредита до ДД.ММ.ГГГГ суммы 8 000 0000 рублей, до ДД.ММ.ГГГГ суммы 20000000 рублей.
Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ бюджетный кредит перечислен бюджету района имени Лазо в сумме 28000000 рублей.
Согласно части 10 Порядка, утвержденного Постановлением №-пр возврат кредитов в краевой бюджет осуществляется администрациями муниципальных образований края в сроки установленные договорами.
Согласно абз. 3 части 2 статьи 93.2 Бюджетного кодекса РФ заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные предоставления кредита и (или) договором.
В нарушение пункта 1.1.4 Договора финансовое управление администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края осуществлен возврат задолженности в сумме 8000 рублей на два дня позже указанного в договоре срока, а именно ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается заявкой на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из лицевого счета администратора источников финансирования дефицита бюджета от ДД.ММ.ГГГГ№.
Статьей 306.6 БК РФ предусмотрено, что неперечисление либо несвоевременное перечисление финансовым органом платы за пользование бюджетным кредитом влечет бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом.
За несвоевременное перечисление бюджетного кредита в соответствии со ст. 306.5 Бюджетного кодекса РФ начислена пеня, в сумме 5333 рубля 33 копейки.
Статья 1069 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину и юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению.
Согласно ст. 1081 ГК РФ установлено, что лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Возмещение в порядке регресса проводиться лишь в том случае, когда доказаны противоправные действия (бездействия) должностных лиц
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
<адрес> имени Лазо просит взыскать солидарно с ответчиков ФИО1 и ФИО9 в пользу бюджета муниципального района имени Лазо причиненный ущерб в размере 5333 рубля 33 копейки.
В соответствии с требованиями ст.ст. 56, 67 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать и оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В нарушение указанных требований прокурором не представлено доказательств вины ответчиков и их противоправных действий (бездействия).
Доводы истца о том, что вина ответчиков подтверждается предписанием министерства финансов Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ суд находит несостоятельными, поскольку пунктом 1 данного предписания начальнику финансового управления администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО1 и начальнику отдела учета и отчетности администрации муниципального района имени Лазо ФИО9 лишь указано на недопущение нарушения сроков возврата бюджетных кредитов. Наличие в действиях (бездействиях) вины должностных лиц ФИО9 и ФИО1 данным пунктом предписания не установлено. Кроме того, не представлено доказательств проведения в отношении ответчиков, как должностных лиц служебной проверки по данному факту и установлению их вины.
Соответственно, при таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований прокурора района имени Лазо в интересах муниципального образования – <адрес> имени <адрес> к должностным лицам ФИО10, ФИО11 о взыскании ущерба – отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через суд, его принявший, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.В.Петровская
Мотивированное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ года